Отрицательное расхождение



При выходе фирмы «Хонда» на американский рынок мотоциклов ей предстояло принять серьезное решение. Она могла либо продавать свои мотоциклы небольшому кругу уже существовавших любителей, либо попытаться увеличить их число. Последний путь был сопряжен с большими расходами, ибо многие испытывали к мотоциклам отрицательное отношение. В сознании этих людей мотоциклы ассоциировались с черными кожаными куртками, пружинными ножами и преступлениями. И все же фирма «Хонда» пошла по второму пути, развернув мощную кампанию под девизом «На мотоциклах «Хонда» ездят самые прекрасные люди». Кампания сработала, и многие изменили свое отношение к мотоциклам.

Отношение к работе является важным фактором, определяющим, как люди будут реагировать на изменения условий и продолжительности работы, стимулирования труда. Исследования в области угледобывающей промышленности в Британии, приведенные в конце данной главы, показывают ситуацию, в которой работники сформировали отрицательное отношение к определенному виду оборудования и технологии.

Не находя способов эффективного взаимодействия с неформальными организациями, или пытаясь подавить их, руководители часто упускают эти потенциальные выгоды. В любом случае, независимо от того, является ли неформальная организация вредной или полезной, она существует, и с ней нужно считаться. Даже если руководство и разрушит какую-то группу, на ее месте обязательно возникнет другая, у которой, возможно, сложится заведомо отрицательное отношение к руководству.

ПРИЧИНЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПЕРЕМЕНАМ. Люди сопротивляются переменам по трем основным причинам: неопределенности, ощущению потерь и убеждению, что перемены ничего хорошего не принесут. Понятие неопределенности не нуждается в пояснениях. Человек может повышенно реагировать на изменения просто потому, что он или она не знает, каковы будут их последствия. Когда человек подозревает угрозу своей защищенности, он реагирует сознательно или бессознательно, выражая свое отрицательное отношение к изменениям или проявляет дисфункциональное поведение в период осуществления изменений.

НЕГАТИВИЗМ (лат. negatio — отрицание) — негативное, отрицательное отношение к действительности. Н. обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении, является следствием эгоистичности человека, его безразличия к интересам др. людей.

Представляется, что основная опасность, заключенная в проведении пост-аудита, обусловлена чрезмерными его контрольными функциями, т.е. сравнением прогнозных и фактических затрат и выгод. Это может стать сдерживающим фактором для менеджеров: сформировать отрицательное отношение к риску и ориентацию на достижение краткосрочных результатов. Пост-аудит может также потребовать значительных затрат средств и времени, в то время как его объект носит стратегический характер. Если он не решает задачи адекватной оценки реализации проекта, может оказаться, что ресурсы будут затрачены без ощутимых результатов. Когда инвестиционный проект находится в стадии реализации, результаты его могут быть столь комплексны, что соответствующие затраты и выгоды определить практически невозможно (не говоря уже о том, чтобы их измерить количественно). Кроме того, при пост-аудите необходимо учитывать, что с момента начала проекта до должного признания его результатов может пройти значительное время.

Становление минимума, свободного от обложения, нарушало принцип всеобщности обложения и встретило многочисленные возражения. Одни обосновывали свое отрицательное отношение к изъятию от обложения малых доходов на основе теории обмена услуг. Раз все пользуются услугами государства, то все должны и платить налоги. Другие исходили из этических соображений об обязанности каждого платить налоги, которая является другой

Однако некоторые экономисты утверждают, что налог на прибыль корпораций частично перекладывается на потребителей через более высокие цены и на поставщиков ресурсов через более низкие цены. При современном состоянии промышленности, когда контролировать рынок может небольшое число фирм, производители с самого начала могут оказаться не в состоянии обеспечивать высокие прибыли. Если фирмы-монополисты будут злоупотреблять своим положением на рынке, они вызовут к себе отрицательное отношение со стороны общественности и правительства. В таком случае им придется выплачивать налоги по более высоким ставкам и согласиться с требованиями профсоюзов о повышении зарплаты, чтобы обеспечить «оправдание» или обоснование повышения цен, не опасаясь осуждения со стороны своих сограждан. При таких обстоятельствах некоторая доля налога на прибыль корпораций иногда перекладывается на потребителей через более высокие цены. Обе ситуации вполне вероятны. Следовательно, бремя налога на прибыль могут нести акционеры, клиенты фирмы и поставщики ресурсов.

Расположение человека по отношению к явлениям, процессам и людям формируется на основе обучения, базирующегося на жизненном опыте. Обычно положительное или отрицательное отношение к объекту формируется в результате того, вызывал ли данный объект удовлетворение или нет. При этом формирование расположения происходит как путем оценки опыта (удовлетворенность — неудовлетворенность) взаимодействия непосредственно с объектом, так и путем соотнесения объекта с другими объектами, по отношению к которым сформировалось определенное расположение.

Представление цены товара в виде выигрыша или избавления от проигрыша также имеет весьма существенное значение. Более 80% людей имеет нейтральное или отрицательное отношение к риску. Это означает, что эмоции, которые они испытывают, например при потере 100 рублей, для них намного значительнее, чем при выигрыше той же суммы. Более того, при потере следующих IOO рублей уровень негатиЕжых эмоций намного превысит уровень позитивных эмоций при следующем приобретении 100 рублей. На это рассчитаны многие рекламные кампании, сезоны распродаж: и т.д. Люди обращают внимание прежде всего не на то, что сегодня этот товар продается дешевле, а на то, что завтра данный товар подорожает. Таким образом, если создать иллюзию неминуемого подорожания, то нынешняя цена вовсе не покажется

Считается, что если у человека положительное отношение одновременно к обращению и к источнику либо одновременно отрицательное к обоим, то это состояние соответствия. Что же происходит, если у человека одно отношение к обращению, а другое — к источнику? Предположим, что домохозяйка услышала положительный отзыв о марке из уст знаменитости, а сама марка ей не нравится. Домохозяйка либо будет меньше уважать эту знаменитость, либо она проникнется большим уважением к марке. Если она заметит, что одна и та же знаменитость хвалит другие несимпатичные ей марки, то рано или поздно у нее разовьется отрицательное отношение к этому человеку и сохранится отрицательное отношение к марке. Принцип соответствия гласит, что отправители могут использовать свой положительный имидж, чтобы ослабить негативное восприятие марки, однако в течение этого процесса они могут утратить часть доверия аудитории.


Лэйн предлагает довольно сложную интерпретацию стохастического осциллятора. Во-первых, в тех случаях, когда наблюдается расхождение графиков SK и цены, следует ожидать разворота тренда. (К сожалению, невозможно строго определить понятие расхождения, и поэтому данное правило трудно смоделировать на компьютере). Таким образом, в тех случаях, когда цена достигает нового максимума, а на графике SK новый максимум не появляется (отрицательное расхождение), следует ожидать, что тренд развернется вниз. Напротив, когда цена падает до уровня нового минимума, a SK не падает ниже своей минимальной цены (положительное расхождение), следует ожидать разворота тренда цены вверх.

Помимо анализа стохастических сигналов, мы будем использовать обычный анализ линий тренда и ценовых прорывов. Как видно из рисунка 3-9, пик индекса CRB в 1980 году сопровождался стохастическим сигналом к продаже для товарных рынков. Этому сигналу предшествовало значительное отрицательное расхождение стохастического осциллятора, который затем в конце 1980 года повернул вниз. Фактически прорыв долгосрочной восходящей линии тренда индекса CRB произошел только в июне 1981 года. С ноября 1980 по сентябрь 1981 года цены на товары и облигации одновременно снижались. Однако обвальное падение индекса СКВ предупреждало о том, что подобная ситуация будет продолжаться недолго. Так и слу-

В середине 1984 года на обоих рынках почти одновременно образовались стохастические сигналы к покупке. (На самом деле облигации начали расти в цене на месяц раньше акций). Начало второго этапа повышения рынка облигаций было самым тесным образом связано с возобновлением восходящей тенденции на рынке акций. Оба рынка устойчиво росли в течение последующих двух лет. Очередное отрицательное расхождение между ними возникло только в начале 1987 года, когда рынки начали двигаться в противоположных направлениях.

Цены ссулно-сберегательных акиий достигли пика в октябре 1989 года одновременно с индексом Аоу-Ажонса. Однако декабрьское повышение индекса Аоу не было подтверждено повышением цен ссудно-сберегательных акций. Это отрицательное расхождение следовало рассматривать как медвежий сигнал для рынка в целом.

На рисунках 10.7 и 10.8 сравниваются индекс 20 облигаций Доу-Джонса и коммунальный индекс Доу-Джонса. Сильная корреляция между облигациями и коммунальными акциями не вызывает сомнений. Оба индекса достигли пика в первой половине 1987 года, опередив августовскую вершину рынка акций на несколько месяцев. (Хотя индекс 20 облигаций Доу-Джонса установил новые максимумы в начале 1987 года, казначейским облигациям это не удалось, в результате чего они образовали отрицательное расхождение с коммунальным индексом Доу) Оба ин-

Если коммунальный индекс Доу-Джонса движется в одном направлении с рынком облигаций, то с товарными рынками он должен двигаться в противоположных направлениях. На рисунке 10.9 казначейские облигации и акции коммунальных предприятий (верхняя рамка) сравниваются с индексом СКВ (нижняя рамка). В начале 1987 и в конце 1989 года между ценами казначейских облигаций и коммунальным индексом Доу наблюдалось отрицательное расхождение. Оба раза под влиянием слабости рынка облигаций коммунальный индекс поворачивал вниз. Однако, как видно из нижнего графика, ослаблению рынка облигаций и коммунального индек-

Зависимость между иенами на сырую нефть и акции нефтяных компаний в 1990 голу. В первой половине 1990 гола иены нефтяных акиий колебались в горизонтальном коридоре, а иены на нефть медленно снижались. Как только рынок нефти повернул вверх в начале июля, началось взрывное повышение нефтяных акиий к новым ценовым максимумам. Однако к кониу третьего квартала 1990 года падающие иены нефтяных акиий образовали «отрицательное расхождение» с иенами на нефть, которые приблизились к своему рекордному максимуму в 40 долл.

На рис. 5.6 показан еще один способ применения индекса разницы — в качестве индикатора расхождений. Обратите внимание на нисходящую штриховую линию на графике индекса разницы, соединяющую пики А и В. Когда индекс разницы находился в В, цены достигли нового максимума, но индекс разницы в В был ниже, чем в А. В результате возникло медвежье отрицательное расхождение, так как цены достигли нового максимума, а индекс разницы — нет.

В частности, новым пикам от 15 и 16 марта сопутствовали снижающиеся значения RSI. Это — медвежье отрицательное расхождение марта рынок сделал новый скачок, но, несмотря на новый пик цен, продолжал падать. Ситуация завершилась откатом цен к мартовскому уровню поддержки в 1,11 долл.

Взгляните на рисунок 14.4. Дожи, появившийся 3 января, должен был заставить аналитика призадуматься. Ведь, как известно, дожи, следующий за длинной белой свечой, — не повод для оптимизма. Превзойдя декабрьские максимумы, цены в этот день достигли новых высот. Но стохастический осциллятор не повторил успеха цен, то есть получилось медвежье отрицательное расхождение. Это стало серьезным подтверждением медвежьего сигнала дожи.

Как видно из рисунка 14.6, в апреле (12 и 16) появилась завеса из темных облаков. Черная свеча от 16 апреля подтолкнула цены выше уровня прежних мартовских максимумов. То есть цены достигли новых высот, а показатели стохастического индикатора — нет. Завеса из темных облаков и отрицательное расхождение — сигналы не делать большие ставки на продолжение подъема цен. Подтверждением того,


Оборудование позволяет Оборудование производственные Общественную деятельность Оборудование установленное Обоснования эффективности Обоснования мероприятий Общественную потребность Обоснование экономической Обоснование наименование Обоснование производственной Обоснование управленческих Обоснованные рекомендации Обоснованных рекомендаций вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика