Общественных процессов



Проблемы, возникающие у общественных предприятий, руководимых государством, относятся и к некоммерческим предприятиям, регулируемым государством. Отличаются ли цели коммерческих и некоммерческих организаций? Являются ли последние более эффективными, чем первые? Одной из сфер, для которой подобные вопросы могут быть выяснены, является здравоохранение, так как в Соединенных Штатах имеется огромное количество коммерческих и некоммерческих лечебных учреждений. Обследование 725 больниц из 14 основных лечебных сетей было посвящено именно этой проблематике. Для сравнения результа-

Повышенное внимание к анализу балансов и отчетов в рассматриваемый период объясняется и тем, что в 1951 г. Совет Министров СССР утвердил новое Положение о бухгалтерских отчетах и балансах государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций (вместо Положения от 1936 г.). В нем предусматривалось, кроме обобщения передового опыта Организации бухгалтерского учета, всемерное укрепление хозяйственного расчета, финансово-расчетной и отчетной дисциплины, контроля рублем.

Повышенное внимание к анализу балансов и отчетов в рассматриваемый период объясняется и тем, что в 1951 г. Совет Министров СССР утвердил новое Положение о бухгалтерских отчетах и балансах государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций (вместо Положения от 1936 г.). В нем предусматривалось, кроме обобщения передового опыта организации бухгалтерского учета, всемерное укрепление хозяйственного расчета, финансово-расчетной и отчетной дисциплины, контроля рублем.

Положением по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций, утвержденным Письмом Минфина СССР от 7 мая 1976 г. № 30 (отменено Приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 г. № ЗЗн «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств») было дано следующее определение основных средств (фондов) предприятий и хозяйствующих организаций: «совокупность средств труда, действующих в неизменной натуральной форме в течение длительного периода как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере». При этом к непроизводственным основным средствам (фондам) согласно п. 4 указанного Положения были отнесены, в частности, «здания клубов, дворцов и домов культуры, жилые здания, здания гостиниц, общежитий, бань, санпропускников и др.».

Положением по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций, утвержденным Письмом Минфина СССР от 7 мая 1976 г. № 30 (отменено Приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. № ЗЗн «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств») было дано следующее определение основных средств (фондов) предприятий и хозяйствующих организаций: «совокупность средств труда, действующих в неизменной натуральной форме в течение длительного периода как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере». При этом к непроизводственным основным средствам (фондам) согласно п. 4. указанного Положения были отнесены, в частности, «здания клубов, дворцов и домов культуры, жилые здания, здания гостиниц, общежитий, бань, санпропускников и др.».

части денежных доходов государственных, кооперативных, общественных предприятий и организаций от реализации услуг и нетоварных работ (услуги транспортных предприятий, парикмахерских, предприятий стирки и крашения, ремонта вещей, по изготовлению изделий из материалов заказчика и т.п.). Этот налог был введен налоговой реформой 1930-1932 гг. (постановление ЦИК и СНК СССР от 3 августа 1931 г.) в дополнение к налогу с оборота. Уплачивался с полной валовой выручки от нетоварных операций, фактически полученной за истекший месяц. Ставки дифференцировались от 1 до 10% в зависимости от вида работ или услуг. Налог зачислялся в доходы местных бюджетов. С 1 января 1958 г. налог с нетоварных операций как самостоятельный платеж отменен.

подоходный налоге кооперативных и общественных предприятий и организаций 0,6 0,6

Основными изменениями в структуре доходов государственного бюджета РСФСР в 1975—1986 гг. были следующие: доля налога с оборота постоянно возрастала (в 1975 г. она составляла 32,4%, а в 1986 г. — 36,3%); снижалась доля платежей государственных предприятий и хозяйственных организаций от прибыли (с 24,4% в 1975 г. до 21,4% в 1986 г.); стабильной оставалась доля подоходного налога с колхозов, кооперативных и общественных предприятий и организаций (около 1%); доля государственных налогов с населения сократилась с 10,6% в 1975 г. до 9,6% в 1986 г.

За период с 1975 по 1986 г. в составе доходов государственных бюджетов АССР, бюджетов краев, областей, городов Москвы и Ленинграда постепенно снижалась доля налога с оборота и местных налогов, при этом возрастала доля платежей государственных предприятий и хозяйственных организаций из прибыли и государственных налогов с населения. В составе доходов государственных бюджетов АССР, бюджетов краев, областей, городов Москвы и Ленинграда в 1986 г. на долю налога с оборота приходилось 27,2%, на долю платежей государственных предприятий и хозяйственных организаций из прибыли — 24,4, на долю подоходного налога с колхозов, кооперативных и общественных предприятий, организаций — 2,1, на долю государственных налогов с населения — 1,8%'.

ных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран»; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на территориии СССР совместных предприятий»; постановление Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций».

В К. могут без ограничений вступать все граждане, желающие участвовать в производстве товара народного потребления, продукции производственно-технического назначения и предоставлении услуг. Преимущественное право на вступление в К. и на работу в нем по трудовому договору имеют работники, высвобождаемые из государственных предприятий, организаций и учреждений при их реорганизации и ликвидации или сокращении штатов, а также пенсионеры, инвалиды, домашние хозяйки, студенты, учащиеся. Преимуществом при вступлении в К. пользуются также граждане, выполняющие по трудовому договору работы, относящиеся к основной деятельности кооператива. В деятельности К. могут участвовать в свободное от основной работы время рабочие, научные, инженерно-технические работники и служащие государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, организаций и учреждений в качестве членов кооперативов или по трудовому договору. Членство в К. обусловлено обязательным трудовым участием граждан в его деятельности. -


• демократизацией общественных процессов;

Социально-экономическое прогнозирование осуществляется в единстве также и с другими видами прогнозирования: социальным, политическим, демографическим, научно-техническим, естественных ресурсов и др. Результаты этих прогнозов учитываются в социально-экономическом прогнозировании. В свою очередь, социально-экономический прогноз — непременная составляющая прогнозирования и планирования развития всех общественных процессов. Связь различных видов прогнозов получает свое выражение также в последовательности их разработки. Так, экономические прогнозы разрабатываются вслед за прогнозами научно-технического прогресса, естественных ресурсов, демографических процессов и т.д.

Любая экономическая категория конструируется сознанием для осмысления закономерностей экономического бытия. Затем она используется для создания систем и механизмов, посредством которых раскрывается ее внутренний, глубинный потенциал, т. е. реализуются только те присущие категории свойства, которые способно (!) реализовать общество в конкретный момент времени. В экономических категориях, возникших умозрительно при проникновении в глубь реальных общественных процессов, сосредоточивается весь смысл познанного. На основе познанных закономерностей формулируются сначала научные концепции, а затем, исходя из них, конструируются механизмы управления данными процессами или явлениями. Процесс познания сути явлений, а следовательно, и сути экономических категорий, их опосредующих, бесконечен в силу их крайней мобильности и динамичности экономического бытия. Поэтому бесконечен и путь научного осмысления экономических категорий, поиска форм их практического использования. Еше раз необходимо подчеркнуть, что наука развивается не ради себя самой, хотя и это крайне необходимо. Главное — то, что наука создает для практики конкретные формы, которые

Конечная задача статистического исследования — отыскание закономерностей динамики явления. Закономерности причинно-следственных связей общественных процессов и явлений устанавливаются с помощью корелляционно-регрессионного анализа, а также методов многомерного статистического анализа. Взаимосвязи явлений также изучаются с помощью статистических группировок, параллельных рядов, взаимосвязанных индексов и т.д. Широкое применение в статистике находят графические методы, позволяющие в наглядной формы представлять результаты статистических исследований.

Регулирующая функция означает регулирование (посредством конкретных фондовых операций) различных общественных процессов. Например, путем проведения операций с ценными бумагами регулируется объем денежной массы в обращении. Продажа государственных ценных бумаг на рынке сокращает объем денежной массы, а их покупка государством, наоборот, увеличивает этот объем. Во время так называемого банковского кризиса в августе 1995 г. в течение двух дней Центральный банк РФ выкупил ГКО на сумму 1,6 трлн. руб., предоставив тем самым коммерческим банкам средства для "расшивки" неплатежей.

а) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж.М.Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества;

Таким образом, ясно, что идеи, охватывающие «массы», хотя и возникают нередко на сугубо иррациональной основе, «оторванной» от реальности, они, тем не менее, способны стать «двигателем» самых разных и вполне реальных общественных процессов, в том числе и в экономической сфере. И в этом случае никакие логические построения экономической науки не способны непротиворечиво описать поведение рынка.

случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государ-

кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование

чивает непрерывность протекания общественных процессов произ-

и организаций. «Все зависит от того, — пишет Н.Н. Моисеев, — насколько человечество окажется способным найти необходимый компромисс между тенденциями разумной согласованности интересоЕ различных общественных образований, без которой невозможно обеспечить прогресс и выживаемость вида homo sapiens, и индивидуализмом, национализмом, амбициями и невежеством»3. Можно добавить, что влияние разумного положительного начала на многообразное развитие общественных процессов, по всей вероятности, будет возрастать.


Образовательная деятельность Образовательной программы Образовавшейся задолженности Образующих себестоимость Объясняющими переменными Обслуживаемой территории Обслуживания автомобилей Обслуживания населения Обслуживания определенного Обслуживания пользователей Обслуживания представляет Обслуживания разработка Обслуживания строительства вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика