Общественным характером



Возможный при данном уровне цен объем реализации товаров, характеризуемый размерами спроса населения и величиной товарного предложения. Различают емкость товарного и регионального рынка. Действительная емкость рынка определяется индивидуальными и общественными потребностями и отражает адекватный им объем реализации товаров. На емкость рынка влияют и специфические факторы, которые могут как сдерживать развитие рынка, ограничивать его емкость, так и способствовать его расширению.

Современный лап развития народного хозяйства нашей страны характеризуется огромными масштабами, высокими темпами научно-технического прогресса, сложными внешними и внутренними производственными связями, возросшими экономическими возможностями и общественными потребностями. Это требует повышения качества работы во всех его звеньях, усиления роли экономических рычагов управления и стимулирования груда с тем, чтобы превратить огромное хозяйство стра гы в единый хороню отлаженный хозяйственный механизм.

ция - обеспечение его оперативной перестройки в соответствии с достижениями научно-технического прогресса и быстро меняющимися общественными потребностями [4].

Задача активизации роли государства особо актуальна с позиций общей теории социальной экономики, существования специфических интересов общества, которые не сводятся к интересам отдельных индивидуумов, т. е. функционально от них не зависят. Отсюда: всякое благо может удовлетворять потребности качественно разных участников рыночных отношений, в т. ч. и несводимые потребности общества как такового; способность блага удовлетворять несводимые потребности — социальные полезности. Несводимость последней к полезности для индивидуумов связана с тем, что в основе социальной полезности лежит несводимая общественная полезность, которая постулируется лишь для совокупности индивидуумов в целом. Именно независимость социальной полезности превращает государство в равноправного субъекта рынка. Все это имеет отношение к рациональному поведению государства. Можно напомнить в этой связи о «невидимой руке», от которой мир ожидает достижения рыночной гармонии. Там, где потребности общества оказались сводимыми, где спрос на товары и услуги полностью «растворялся» в индивидуальных предпочтениях, там, действительно, рынок сумел «ответить на все вопросы». Столкнувшись же с несводимыми общественными потребностями, с благами, имеющими социальную полезность, «невидимая рука» дала многочисленные сбои, породив на свет разного рода провалы рынка. Стало очевидным, что «рука провидения» не дотягивается до очень многих областей экономического пространства. Реакцией на это стало ограничение поля действия рыночных сил, замена их внерыночным регулированием ряда сфер экономического бытия. Эти ограничения можно преодолеть, если включить государство (носителя несводимых общественных потребностей) в число субъектов рынка. В общественной модели конкурентного рынка одновременно действуют и индивидуальные субъекты с присущими им интересами, и государство с его несводимыми потребностями. И первые, и вторые стремятся к максимизации собственной функции полезности, «рука провидения» мо-

Новый этап экономических реформ должен сформировать предпосылки для экономического роста и глубокой, динамичной перестройки структуры хозяйства в соответствии с общественными потребностями, современными технико-технологическими возможностями, требованиями экономической эффективности, социальной направленности и экологически безопасного устойчивого развития со стратегической ориентацией на подготовку условий для вступления в перспективе страны в постиндустриальную (информационную) стадию общественного развития. Наряду с решением неотложных текущих и масштабных среднесрочных проблем на нынешнем этапе рыночной трансформации государственная власть должна мобилизовать интеллектуальные и предпринимательские силы общества на определение путей решения стратегических, долгосрочных задач — ускорение научно-технического прогресса, включая информативные технологии, качественное улучшение всех видов связи и коммуникаций, преобразование топливно-энергетического баланса, определение достойного места страны в процессах глобализации экономики.

Задача активизации роли государства особо актуальна с позиций общей теории социальной экономики, существования специфических интересов общества, которые не сводятся к интересам отдельных индивидуумов, т. е. функционально от них не зависят. Отсюда: всякое благо может удовлетворять потребности качественно разных участников рыночных отношений, в т. ч. и несводимые потребности общества как такового; способность блага удовлетворять несводимые потребности — социальные полезности. Несводимость последней к полезности для индивидуумов связана с тем, что в основе социальной полезности лежит несводимая общественная полезность, которая постулируется лишь для совокупности индивидуумов в целом. Именно независимость социальной полезности превращает государство в равноправного субъекта рынка. Все это имеет отношение к рациональному поведению государства. Можно напомнить в этой связи о «невидимой руке», от которой мир ожидает достижения рыночной гармонии. Там, где потребности общества оказались сводимыми, где спрос на товары и услуги полностью «растворялся» в индивидуальных предпочтениях, там, действительно, рынок сумел «ответить на все вопросы». Столкнувшись же с несводимыми общественными потребностями, с благами, имеющими социальную полезность, «невидимая рука» дала многочисленные сбои, породив на свет разного рода провалы рынка. Стало очевидным, что «рука провидения» не дотягивается до очень многих областей экономического пространства. Реакцией на это стало ограничение поля действия рыночных сил, замена их внерыночным регулированием ряда сфер экономического бытия. Эти ограничения можно преодолеть, если включить государство (носителя несводимых общественных потребностей) в число субъектов рынка. В общественной модели конкурентного рынка одновременно действуют и индивидуальные субъекты с присущими им интересами, и государство с его несводимыми потребностями. И первые, и вторые стремятся к максимизации собственной функции полезности, «рука провидения» мо-

Новый этап экономических реформ должен сформировать предпосылки для экономического роста и глубокой, динамичной перестройки структуры хозяйства в соответствии с общественными потребностями, современными технико-технологическими возможностями, требованиями экономической эффективности, социальной направленности и экологически безопасного устойчивого развития со стратегической ориентацией на подготовку условий для вступления в перспективе страны в постиндустриальную (информационную) стадию общественного развития. Наряду с решением неотложных текущих и масштабных среднесрочных проблем на нынешнем этапе рыночной трансформации государственная власть должна мобилизовать интеллектуальные и предпринимательские силы общества на определение путей решения стратегических, долгосрочных задач — ускорение научно-технического прогресса, включая информативные технологии, качественное улучшение всех видов связи и коммуникаций, преобразование топливно-энергетического баланса, определение достойного места страны в процессах глобализации экономики.

Возможный при данном уровне цен объем реализации товаров, характеризуемый размерами спроса населения и величиной товарного предложения. Различают емкость товарного и регионального рынка. Действительная емкость рынка определяется индивидуальными и общественными потребностями и отражает адекватный им объем реализации товаров. На емкость рынка влияют и специфические факторы, которые могут как сдерживать развитие рынка, ограничивать его емкость, так и способствовать его расширению.

Такое понятие несколько отличается от общепринятого, поскольку решающая роль в обеспечении качества продукции или услуг здесь отводится маркетингу. Из приведенного определения следует, что целью процесса обеспечения качества является производство машин и оборудования в соответствии с общественными потребностями в них и заказами потребителей при тесной связи с ними отделов и служб маркетинга. Именно они имеют все возможности для выявления и определения потребностей, способствуют переработке их в конструкторские идеи, а затем активно участвуют в разработке новой продукции с необходимым потребителю уровнем качества. Нельзя отрицать тот факт, что представление идей по разработке новых изделий должно исходить, в первую очередь, от научно-исследовательского, конструкторского, технологического, производственного подразделений. Однако определяющим, с точки зрения комплексного обеспечения качества, является служба (отдел) маркетинга, что объясняется постоянным взаимодействием данной службы с потребителем. При ее участии в этом процессе бесполезно жаловаться на трудности реализации при неудовлетворительном качестве продукции после ее изготовления. Поэтому закономерен вывод и о том, что

Возвратность как специфическая черта кредита обусловливает отличия в характере, источниках и направлениях использования кредитных ресурсов по сравнению с финансовыми. Кредитные ресурсы выражают "разорванное" во времени движение стоимости от кредитора к заемщику и обратно; финансовые - одностороннее движение стоимости. Кредитное перераспределение связано с перемещением денежных средств между субъектами распределительного процесса; финансовое - осуществляется как между субъектами хозяйствования, так и в рамках каждого из них - по целевому назначению в соответствии с общественными потребностями.

Финансовые отношения порождаются общественными потребностями, а не деятельностью государства, которое само "есть продукт общества на известной ступени развития"2. Именно общественные условия, а не деятельность государства служат основой существования финансов. Преувеличение роли государства в возникновении финансовых отношений теоретически неправомерно, а практически может принести вред, если не будут учитываться реальные условия хозяйствования.


Коммунистическое отношение к труду возникло в результате уничтожения противоречия между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения и утверждения новых производственных отношений, свободных от эксплуатации работников. Из придатка машины, каким трудящийся человек был

Необходимость планового ведения хозяйства при социализме диктуется общественным характером процесса производства, объединяющего десятки миллионов людей, требованиями соблюдения определенной пропорции между различными взаимосвязанными частями и отраслями народного хозяйства, координации отдельных элементов экономики.

При капитализме средства производства находятся в собственности эксплуататоров, поэтому распределение предметов потребления осуществляется в интересах их обогащения за счет ограбления трудящихся. Противоречие между общественным характером труда и частнока-

Первый тип господствовал во всех досоциалистических формациях и получил наиболее яркое выражение в рыночной стихии капиталистического общества. Закон стоимости, внутри- и межотраслевая конкуренция регулируют общественное разделение труда в капиталистическом хозяйстве, определяют пропорции в экономике, которые постоянно нарушаются и стихийно устанавливаются вновь. Однако уже в недрах капиталистического общества зреет необходимость перехода ко второму типу механизма управления. Крупное машинное производство, дальнейшая специализация, разделение и кооперирование труда обусловливают всевозрастающую потребность в централизованном управлении. По образному выражению Ф. Энгельса, «массовые производительные силы... ждут того, что их возьмет в свое владение организованное для совместной планомерной работы общество...»2 Но даже на его высшей, империалистической, стадии развития капитализм в силу своей объективной природы не в состоянии обеспечить сознательного управления хозяйством в целом. В области частичного управления буржуазное общество, как неоднократно отмечали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, способно достичь больших высот, используя научно обоснованные методы и новейшие технические средства (классическими примерами этого стали системы Г. Форда, Ф. Тейлора, а в современных условиях — применение ЭВМ во внутрифирменном управлении). Однако даже самые совершенные методы управления в условиях капиталистических производственных отношений не только не ослабляют, но и усиливают антагонистическое противоречие между общественным характером труда и частным способом присвоения его результатов. В силу господства частной собственности стихия законов остается главной управляющей силой капиталистического производства, ставящей непреодолимый барьер на пути тенденций к сознательному, научному управлению экономикой.

Важным принципом управления социалистическим производством является плановость. Научное планирование направлено на эффективное использование производственных ресурсов как народного хозяйства, так и отдельных строительных предприятий и организаций. Принцип плановости непосредственно связан с общественным характером собственности на средства производства.

Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем учетной информации в то время выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, плановых, статистических и финансовых органов. Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.

Для осуществления хозяйственной деятельности необходимо иметь соответствующий источник, или, как это принято называть в мировой экономике, капитал. Капитал — это не совокупность товарно-материальных ценностей, а сумма стоимости этих товарно-материальных ценностей, т. е. величин отношений, определяемых общественным характером мирового хозяйства.

Существенное различие между финансовым и экономическим анализом касается цен, которые применяются для оценки проектных ресурсов и продукции. В финансовом анализе за основу берут рыночные цены, по которым хозяйствующий субъект предполагает приобретение ресурсов и продажу своей продукции. Цены, используемые в экономическом анализе, рассчитываются на основе значений альтернативной стоимости для общества в целом. Экономическая ценность ресурсов и продукции отличается от их финансовой стоимости вследствие искажений рынка, созданных государством или частным сектором. Экспортные налоги и субсидии, акцизы, налоги с оборота, дотации, всякого рода квоты — все это типичные примеры искажений, вызванных государством. Монополия и связанные с этим ценовые искажения — это рыночный феномен, который может быть создан либо государством, либо частным сектором. Некоторые искажения рынка вызваны общественным характером производимых товаров или услуг. Стоимость для общества таких общедоступных услуг, как снабжение питьевой водой, транспорт, ремонт дорог, электроснабжение, нередко значительно превышает финансовые цены, которые должны платить за них индивидуальные потребители. Именно такие факторы являются одной из причин расхождений между финансовыми и экономическими ценами для проекта.

Главной причиной кризисов согласно Марксу является противоречие между общественным характером труда и частным присвоением результатов труда:

Основное противоречие капитализма, противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения его результатов, порождает анархию производства, безработицу, экономические кризисы, непримиримую борьбу между основными классами капиталистического общества - пролетариатом и буржуазией - и обусловливает историческую обречённость капиталистического строя.

трудового процесса на предприятиях, их социальную направленность. Заложенное в основе капитализма противоречие между общественным характером производства и частным способом присвоения постоянно приводит к тому, что все прогрессивные процессы, обусловленные ростом экономики и развитием науки и техники, тормозятся и происходят там в искаженном виде.


Образовательного комплекса Образуется дебетовое Обследований населения Обследованных предприятий Обслуживаемого оборудования Обслуживания клиентуры Обслуживания оборудования Обслуживания отдельных Обслуживания потребителя Обслуживания производства Объясните следующее Обслуживания технологического Обслуживания установки вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика