Общественная собственность



сов при необходимости удовлетворить определенную общественную потребность здесь выражена в наиболее общем и последовательном виде... Общественная потребность «давит» на производство, побуждая использовать в каждый данный момент худшие наличные средства производства. Именно это «давление» приводит в конечном счете к тому, что предельные затраты труда при наихудших средствах производства начинают играть регулирующую роль при оценке продуктов». Объясняя отличия роли общественного спроса в формировании цен на продукцию обрабатывающих и добывающих отраслей промышленности, -С. Кириллов пишет: «Регулирующая роль предельных затрат тут (в добывающей промышленности. — А. П.), конечно, достигает своего полного господства. В отличие от природных ресурсов большая динамичность и подвижность воспроизводимых средств производства ослабляет такую регулирующую роль...»3

водстна и обращения, определяется общественная потребность на произведенный предприятием продукт, его соответствие современным требованиям. Определяется влияние качества продукции на объем ее выпуска.

Итак, то, что делает любое предприятие, в самом общем виде, сводится к преобразованиям одних видов ресурсов в другие. При этом на входе используются ресурсы, имевшиеся у общества в определенном достатке, что позволяет направить их на получение других видов ресурсов, в которых имеется неудовлетворенная общественная потребность.

Затраты труда для производства продукта служат критерием для количественного определения величины стоимости и соответственно уровня цен товаров. При этом величину стоимости определяют не любые затраты труда, а затраты общественно необходимые, т. е. те, которые удовлетворяют конкретные потребности общества в пределах определенной нормы. Важным условием, от которого зависит образование величины стоимости определенной продукции, являются границы общественной потребности в ней. Если общественная потребность в продукте повышается, в производство вовлекаются предприятия с более низкой производительностью труда и более высокими издержками, поэтому стоимость единицы продукции (особенно в отраслях добывающей промышленности с ограниченными ресурсами относительно богатых и удобных для эксплуатации месторождений) может расти, вызывая соответствующее дви-,жение уровня цены

В 1979 г. спрос определялся как «общественная потребность, выраженная в денежной форме»'.

В 1987 г. с мнением авторов политэкономического словаря согласились авторы «Краткого экономического словаря»: «Спрос платежеспособный - общественная потребность, выраженная в денежной форме»2.

По мере развития производительных сил появилась общественная потребность в получении более качественной информации на базе соизмерения количественно разнородных хозяйственных операций. Появление денег как всеобщего эквивалента позволило осуществить обобщение фактов хозяйственной деятельности, их группировку и приступить к их анализу.

2) когда насыщена сама общественная потребность в каком-либо благе. Первый случай мы наблюдаем в постсоциалистических и развивающихся странах, второй случай - на ряде отраслевых рынков ПРС. В первом случае вывести рынок из состояния насыщения можно путем повышения доходов населения, во втором случае вывод рынка из этого состояния в принципе невозможен, потому что состояние насыщения в этом случае связано не с низкими доходами, а с совершенно другими факторами.

общественных потребностей»39, ее оценка, разумеется, не может не зависеть помимо внутренних свойств благ и от состояния самого общества, интенсивности его потребностей, степени их насыщения и т. д. Понятно, например, что общественная потребность в дровах, а вместе с тем и их общественная полезность до изобретения огня равнялась нулю, весьма различна она и теперь, скажем, зимой и летом, в Арктике и на экваторе, хотя внутренняя теплотворная способность дров во всех этих случаях одна и та же.

Объекитвная необходимость градации уровня параметра изделий вытекает из того, что общественная потребность, которая удовлетворяется путем потребления этих изделий, как правило, имеет количественное распределение по уровню параметров. Поэтому экономическое требование к уровню параметров изделий .можно сформулировать так: нужно спроектировать и изготовить такую систему изделий, которые имеют разный уровень одного и того же параметра и благодаря этому удовлетворяют определенную часть совокупной общественной потребности при наименьших затратах труда, как живого, так и общественного. Вышеназванный частный случай тоже вписывается в это правило. Один уровень параметра в системе изделий может быть или когда общественная потребность не имеет количественного распределения по параметру, или когда одно значение параметра изделий соответствует оптимальному варианту градации.

В перспективе общественная потребность и объем производства того или иного вида продукции могут иногда приниматься тождественными. Но для ближайших перспективных периодов возможно, что плановые объемы производства в отдельных случаях не будут еще удовлетворять общественные потребности. Это не исключает необходимости систематического определения потребности, а степень удовлетворения потребности в продукции можно было бы измерить с помощью коэффициента удовлетворения потребности, получаемого как отношение запланированного или фактического объема производства к величине общественной потребности.


Общественная собственность на средства производства при социализме обусловливает возможность и необходимость планомерного и пропорционального развития производства.

В условиях социализма благодаря общественной собственности на средства производства народное ч хозяйство страны составляет единое целое. Общественная собственность объединяет работников в производственные коллективы, ликвидирует конкурентную борьбу и классовый антагонизм. Возникает объективная экономическая необходимость и возможность планомерной организации всего хозяйства. Организующей силой производства становится общество, его сознательная деятельность, направляемая Коммунистической партией и социалистическим государством.

При социализме коренным образом изменился характер труда. Общественная собственность на средства производства обусловливает характер производственных отношений, определяет коммунистическое отношение к труду.

В условиях социализма благодаря общественной собственности на средства производства народное хозяйство составляет единое целое. Общественная собственность объединяет работников в производственные коллективы, ликвидирует конкурентную борьбу и классовый антагонизм. Возникает объективная экономическая необходимость и возможность планомерной организации всего хозяйства. Организующей силой производства становится общество, его сознательная деятельность, направляемая Коммунистической партией. Создание планомерно организованной экономики В. И. Ленин считал непременным условием строительства нового общества. Уже в марте 1918 г. он поставил задачу создать в стране «... хозяйственный организм, работающий так, чтобы сотни миллионов людей руководились одним планом, ...» '.

Единство системы и принципов управления на всех ступенях народного хозяйства. Общественная собственность на средства производства создаст условия для планомерного управления отдельным предприятием, отраслью, народным хозяйством в це-

Единство интересов на всех ступенях производства. Там, где есть коллективы людей, обязательно присутствует и система интересов. Это — интересы всего общества, предприятия или отдельных личностей. Идеально, когда они совпадают. Общественная собственность обеспечивает единство интересов, но это не достигается автоматически. Каждая отрасль, каждое предприятие, как самостоятельные единицы, имеют собственные интере • сы. Например, ввод новой прогрессивной, но фондоемкой техники на предприятии может привести к снижению рентабельности, а отсюда и к уменьшению фондов экономического стимулирования. В этом случае интересы народного хозяйства и предприятия прямо не совпадают. Поэтому должен быть механизм, обеспечивающий совпадение интересов. Система интересов должна быть положена в основу экономического механизма управления. Что выгодно отдельным личностям, должно быть выгодно предприятию, народному хозяйству. Этим необходимо руководствоваться при принятии решений, выборе критерия оптимальности, построении цеп, разработке системы материальной заинтересованности и т. п.

В 70-е годы революционная власть, трезво оценивая запущенное состояние сельского хозяйства, сосредоточилась на мерах по распределению среди малоимущих крестьян земель, конфискованных у королевской семьи и высших чиновников старого режима, изъятых у итальянских колонистов, а также у местных феодалов и родо-племенной аристократии. Каких-либо строгих норм землепользования в Ливии правительство не устанавливав ло, поскольку стремилось вовлечь максимум площади в сельскохозяйственный оборот и занять в отрасли как можно больше людей. Была лишь закреплена законодательно общественная собственность на землю, которая юридически перестала быть товаром. В то же время на рубеже 70—80-х годов около 60% обрабатываемых сельскохозяйственных угодий находилось в частном пользовании (в том числе до 35% сосредоточивали средние и ряд крупных индивидуальных фермерских хозяйств капиталистического типа, широко применявшие преимущественно иностранную рабочую силу и составлявшие пятую часть всех предприятий отрасли, и примерно 25%—мелкотоварные, в основном кооперированные, фермы), свыше 28% сохранилось за общинами, и лишь менее 12% земельных площадей занимали собственно государственные хозяйства и опытно-показательные фермы (рассчитано по [95, с. 1; 168, с. 102—104]).

Подобный подлинный контроль за производством возможен только в обществе, экономическую основу которого составляет общественная собственность на средства производства. Общественная собственность на •средства производства и общественный характер производства создают объективную возможность и необходимость пропорционального развития всех подразделений общественного производства. В условиях социализма это находит свое выражение в действии соответствующего экономического закона — закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства.

ОБЩЕСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Общественная собственность противоположна частной собственности. Общественной собственностью владеет правительство, а чиновники контролируют ее.

А действительно ли это общественная земля? Принадлежит ли она обществу? Ты можешь услышать такой ответ: «Да, это так, это общественная собственность».


Обследования проведенного Обслуживаемых предприятий Обслуживания численности Обслуживания количество Объяснить поведение Обслуживания покупателя Обслуживания предприятий Обслуживания работающих Обслуживания совмещения Обслуживания требований Обслуживания заказчиков Обслуживанием потребителей Обслуживание населения вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика