|
Общественного хозяйства
Взаимоотношения людей друг с другом. По степени общительности люди бывают разные-от затворников, избегающих всякого общения, до ярых коллективистов, чувствующих себя счастливыми и жизнерадостными только в окружении других. Результаты одного из недавних опросов, проведенных агентством «Дойль Дейн Берн-бах», выявили повсеместную озабоченность взрослых людей проблемами социальной изоляции и сильное стремление к установлению межличностных контактов14. А это предполагает светлое будущее для товаров и услуг «общественного характера», таких, как клубы здоровья, организации отдыха, игры. Одновременно это предполагает и рост рынка «общественных суррогатов», т. е. вещей, позволяющих одинокому человеку не чувствовать себя таковым, таких, как видеоигры и компьютеры.
В-четвертых, каковы мотивы поставщика услуг (коммерция или некоммерческая деятельность) и в какой форме предоставляются услуги (обслуживание отдельных лиц или услуги общественного характера)? Сочетание этих двух характеристик дает в результате совершенно разные по своему типу организации обслуживания. Совершенно очевидно, что маркетинговые программы частной коммерческой больницы, частной благотворительной больницы и госпиталя Управления ветеранов войны будут отличаться друг от друга.
Идеи тоже можно предлагать в рамках системы маркетинга. В определенном смысле любой вид маркетинга является маркетингом идеи, будь то идея чистки зубов, или идея использования зубной пасты «Крест» как наиболее действенного средства предотвращения кариеса, или что-либо другое. В этом разделе мы ограничимся рассмотрением проблем маркетинга идей общественного характера, таких, как кампании по здравоохранению, ставящие своей целью борьбу с курением, алкоголизмом, наркоманией, перееданием, кампании по защите окружающей среды, имеющие целью сохранение девственной природы, сохранение чистоты воздуха и пропаганду идей рационального природопользования, а также прочие кампании, касающиеся проблем планирования семьи, прав женщин и расового равноправия. Эту сферу деятельности принято называть общественным маркетингом16.
Маркетинг идей-это деятельность по предложению на рынке идей. Если речь идет об идеях общественного характера, такой маркетинг называют общественным, и заключается он в разработке, претворении в жизнь и контроле за выполнением программ, имеющих целью добиться восприятия целевой группой общественной идеи, движения или практики. Общественный маркетинг идет дальше рекламы с обращениями к общественности, поскольку он координирует усилия рекламы и всех остальных составляющих комплекса маркетинга. Деятель общественного маркетинга формулирует цели общественных перемен, анализирует отношения потребителей и факторы конкурентного противодействия, разрабатывает и опробует варианты замысла, формирует соответствующие
НЕДОСТАТОК ОБЩЕСТВЕННО НЕОБХОДИМЫХ ТОВАРОВ. Бизнес обвиняют в чрезмерном стимулировании спроса на товары для индивидуального потребления (например, автомобили) в ущерб общественным благам (дороги, по которым эти автомобили ездят). Распространение товаров' индивидуального пользования требует наличия соответствующего объема услуг общественного характера, которых обычно не хватает. По мнению экономиста Джона Кеннета Гэлбрейта:
Исходя из общественного характера воспроизводства знания и сущности управления как такового, автором предлагается следующее определение управления знаниями:
Инициатива Частного финансирования (PFI) была создана с целью привлечения частных организаций к финансированию общественных проектов, например, строительства дорог. По замыслу устроителей, подобное сотрудничество организаций частного и общественного секторов позволило бы снизить потребность в дефицитных государственных фондах и в то же время обеспечить прибыль на частные инвестиции. До сих пор, однако, деятельность PFI была менее успешной, чем ожидалось — отчасти потому, что многие проекты общественного характера не могут обеспечить приемлемой отдачи на инвестиции, а отчасти потому, что коммерческим фирмам PFI представляется чересчур бюрократизированной.
мы, что затрудняет оценку "требуемой нормы прибыли". В Великобритании для организаций общественного сектора правительственным указанием предложена тестовая ставка дисконтирования (в 1996 г. — 8%), которая, как задумано, отражает экономические и социальные факторы, которые следует принимать во внимание при оценке проектов общественного характера. Тестовая ставка используется очень широко, особенно в британской Национальной службе охраны здоровья. Некоммерческие организации могут брать за основу стоимость финансирования конкретных проектов. Так, если для реализации проекта привлекаются заемные средства, в качестве стоимости капитала можно использовать процентную ставку по кредиту. Также можно прибегнуть к методу определения альтернативных затрат (упущенных выгод), и в качестве стоимости капитала использовать норму прибыли, которую можно было бы получить при наилучшем альтернативном варианте вложения средств (например, на депозит под процент).
Налоги - это принудительные сборы, взимаемые государственной властью с отдельных лиц для покрытия общих государственных расходов без предоставления лицам, с которых эти сборы взимаются, какого-либо специального эквивалента. Пошлина отличается от платы за частную услугу и от частноправовых доходов государства тем, что она взимается за услугу общественного характера (суд, почта и др.), а от налога - тем, что доходы от нее не превышают издержек по оказанию самой услуги.
Внешние пользователи — это сторонние пользователи с прямым и косвенным финансовым интересом. К внешним пользователям с прямым финансовым интересом относятся лица, непосредственно не работающие на предприятии, но имеющие прямой финансовый интерес к предприятию (инвесторы, кредиторы, поставщики, акционеры, покупатели). К внешним пользователям с косвенным финансовым интересом относятся юридические лица, непосредственно не принимающие участия в работе предприятия, но имеющие финансовый интерес: налоговая служба, государственные органы управления экономикой, различные финансовые институты и участники фондового рынка (страховые компании, биржи, дилеры, брокеры и др.), общественные организации (профсоюзы и различные учреждения общественного характера), а также аудиторские фирмы, арбитраж и другие.
Таким образом, налицо стихийное приспособление структуры производства товаров и услуг к объему и структуре общественных потребностей. На рынке происходит окончательное признание общественного характера затрат труда отдельных производителей, определяется общественная стоимость товара (рыночная стоимость) на основе учета общественно необходимых затрат труда на производство товаров. Сложности финансового образования современных россиян обусловлены тем, что традиции финансовой культуры были полностью уничтожены практикой общественного хозяйства вместе с финансовой наукой, получившей ярлык «буржуазной». Финансовая реформа 1930-1932 гг. отрезала на длительное время советскую науку от мировой и дореволюционной отечественной. Восполнить проблемы финансового образования в Российской Федерации невозможно без знания исторических аспектов развития мировой и отечественной финансовой науки и практики.
Советские ученые М.М. Агарков, А.В. Бачурин, ГЛ. Марьяхин, М.И. Пискотин, Г.Л.Рабинович, Н.Н. Ровинский, Г.П. Солюс, С.Д. Цыпкин и другие доказывали имманентность налогов капитализму, а не социализму. Экономическая мысль о налогах советского периода сводилась к констатации текущих событий, рекомендации вырабатывались в соответствии с резолюциями партийных съездов, всецело определявших финансовую политику. «Направляя социалистическое производство, партия опиралась на марксистско-ленинское учение о социалистическом обществе... Важнейшим элементом этого учения было отрицание необходимости товарно-денежных отношений в условиях социализма», — пишет М.И. Пискотин, приводя цитату Ф. Энгельса о том, что «раз общество возьмет во владение средства производства, то будет устранено товарное производство. Когда общество вступает во владение средствами производства и применяет их для производства в непосредственно обобществленной форме, оно не станет приписывать продуктам какие-то стоимости». Такого же взгляда, считал М.И. Пискотин, придерживался В.И.Ленин, который писал, что «для организации крупного производства без предпринимателей нужно, во-первых, уничтожение товарной организации общественного хозяйства и замена ее организацией общинной, коммунистической, когда бы регулятором производства был не рынок, как теперь, а сами производители, само общество рабочих, когда бы средства производства принадлежали не частным лицам, а всему обществу» [66, с. 32—33].
(48) В. И. Ленин дал следующее определение классов: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». (Ленин В. И. Поли. собр. соч. - 5-е изд. - Т. 39. - С. 15.)
По мере возникновения централизованных государств появились попытки определить правила ведения не отдельного, а государственного хозяйства. Понятие «ойкономия» превращается в политическую экономию. Сам термин «политическая экономия» впервые применен в труде французского экономиста Антуана Монкретьена (1575—1622), который называется «Законы общественного хозяйства» («Трактат политической экономии»), в переводе с греческого — «общественное устройство».
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ СТАНОВИТСЯ НАУКОЙ О ЗАКОНАХ ОБЩЕСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА
В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений (см. гл. 1, §3) финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов. В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм федерации, субъектов, входящих в состав федерации, местных органов власти. При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяются его функциональные звенья: мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д.
потенциальный страхователь появляется на страховом рынке, где его субъективные ожидания встречаются с реально предлагаемыми страховыми услугами. Рынок как форма организации общественного хозяйства требует обеспечения возможности для страхователя свободного выбора страховой услуги, что реально только в условиях конкуренции между страховщиками. Конкуренция страховщиков
Такое распределение доходных источников повысило заинтересованность республик в поступлении общесоюзных доходов и способствовало росту их собственных доходов. Союзные республики имели право устанавливать минимальный перечень доходов и расходов, включаемых в местные бюджеты, а также порядок их Составления, рассмотрения и утверждения. Основными доходными источниками государственного бюджета этого периода были поступления от обобществленного хозяйства и привлеченные средства населения, которые поступали через систему налогообложения и покупку займов. По итогам выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР 74,9% всех доходов единого финансового плана составили средства обобществленного хозяйства, привлеченные средства населения — 17,9% и прочие доходы — 7,2%*. Понятие «единый финансовый план», в отличие от государственного бюджета, охватывало все денежные накопления общественного хозяйства (прибыль, налог с оборота, начисления на зарплату, амортизация), привлеченные средства населения (налоги, займы, паи, вклады в сберкассы и т.д.) и все расходы на капитальные вложения, прирост оборотных средств в производстве и обращении, все расходы на культуру и управление.
Оплата труда колхозников включает общую сумму денег и сто-имость продуктов, определенных к выдаче колхозникам, за работы во всех отраслях общественного хозяйства.
Одно из нарушений правил логики допускается при классификации экономических явлений. Классификация предполагает создание системы соподчиненных понятий, которая составлена на основе учета общих признаков рассматриваемых объектов и закономерных связей между ними. Это требование не выполняется, когда для классификации, допустим, форм организации производства берется не одно, а несколько совершенно разных оснований. Тогда в число таких форм иногда попадает не только рыночная система, но и «командная экономика» (а это форма хозяйственного управления), которая к тому же часто отождествляется с социализмом (социально-экономическими отношениями). Аналогично в нашей стране было принято классифицировать уклады — виды общественного хозяйства, существовавшие в 20-х годах. Их сводили воедино по трем разным основаниям: а) по формам собственности (частнокапиталистический, социалистический уклады); б) по степени развитости товарно-рыночных отношений (мелкотоварный, патриархальный) и в) по формам государственного обобществления производства (государственный капитализм).
В XX столетии стала характерной все большая централизация решающих условий производства у относительно уменьшающегося числа крупнейших их владельцев — магнатов финансового капитала. Они сосредоточивают у себя не только принадлежащие им собственные, но и заимствованные средства. Чтобы овладеть контрольным пакетом акций, например, в гигантской корпорации США, требуется иметь 5—10 млрд. долл., что по карману лишь небольшой горстке людей. А эффективный контроль за деятельностью компаний-монстров со стороны рядовых акционеров стал нереальным. В результате ускорившегося роста корпоративного и финансового капитала экономическая власть ушла из рук массы мелких собственников капитала. Она сосредоточилась главным образом у тех, кто занимается широкомасштабной организацией общественного хозяйства.
Обслуживания покупателя Обслуживания предприятий Обслуживания работающих Обслуживания совмещения Обслуживания требований Обслуживания заказчиков Обслуживанием потребителей Обслуживание населения Обслуживание покупателей Обслуживание продукции Объявление благодарности Обслуживание заказчиков Обслуживанию населения вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|