Общественного самоуправления



Специализация производства — одна из форм общественного разделения труда. В результате общественного разделения труда формируются и обособляются отдельные отрасли промышленного производства (например, геологоразведка, бурение скважин, добыча нефти, нефтепереработка) и отдельные предприятия внутри отрасли. Обособившиеся и специализировавшиеся отрасли и предприятия характеризуются однородностью технологии производства и изготовляемой продукции, особым подбором оборудования и соответствующим профессиональным составом кадров.

Ра (деление п>\ да выражается в обособлении трудовой дея-те,'и,постп. Ра !.чичан;'] три формы общественного разделения 'п>\да общую. : ас'пило, единичную.

ной — в форме внутриорганизационной текучести кадров. Формой трудовых перемещений отдельного работника является его трудовая карьера. Классификация форм и видов В.т.п.п. представлена выше. Внутриорганизационная мобильность персонала должна сочетаться с определенной степенью стабильности рабочих мест, являющейся необходимым условием роста производительности при использовании новой капиталоемкой техники и повышении требований к качеству продукции. ВНУТРИПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ (квалификационные) ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПЕРСОНАЛА — изменение позиции работника в квалификационной иерархии рабочих мест, во всей системе общественного разделения труда. При этом В.п.п. далеко не всегда влекут за собой смену места приложения труда и, таким образом, не являются в буквальном смысле трудовыми перемещениями. В процессе В.п.п. ведущей тенденцией является переход от выполнения менее квалифицированных работ к выполнению работ более квалифицированных.

соц.-экон. и демографический процесс изменения количественных (включая терр. перемещения) и качественных характеристик трудовых ресурсов. Д.т.р. обеспечивает необходимое обществу их распределение и перераспределение; осуществляется в сложившейся системе общественного разделения труда и обусловлено существующими производственными отношениями. Выделяют следующие виды Д.т.р.: естественное движение, связанное со вступлением в трудоспособный возраст новых поколений и утратой людьми способности к труду вследствие естественного старения или инвалидности; социальное движение, отражающее процесс изменения соц. положения работников; территориальное движение, связанное с переменой места жительства и места приложения труда; отраслевое (или экон.) движение, охватывающее несколько видов перемещений: межотраслевое, между организациями, внутри организаций; профессиональное движение (перемена труда), связанное с переменой работниками трудовых функций и включающее переход к др. специальности в пределах прежней профессии или овладение новой профессией; квалификационное движение, означающее переход работника с одного уровня квалификации (разряда) к др.

Превращение науки в непосредственную производительную силу в корне преобразует характер трудовой деятельности человека, весь материальный и духовный уклад его жизни, По мере внедрения в производство достижений науки, дальнейшего повышения технического и организационного уровня производства, совершенствования общественного разделения труда трудовые функции все в большей степени приобретают характер творческой деятельности.

Отраслевая структура электротехнической промышленности характеризуется количественным соотношением между отраслями и производственными взаимосвязями между ними. Она отражает степень общественного разделения труда. Для целей анализа и перспективного планирования отраслевой дифференциации и структуры электротехнической промышленности необходима их количественная оценка с помощью ряда показателей.

Специализация представляет собой форму общественного разделения труда, которая обусловливает выделение и обособление отраслей, предприятий и их структурных подразделений. Они изготовляют определенную продукцию и потому отличаются особым производственным процессом и кадрами, подготовленными для наиболее успешного его осуществления. Специализация в целом отличается значительной экономической эффективностью, способствует повышению уровня использования основных фондов, снижению себестоимости и улучшению качества продукции, механизации и автоматизиции производственных процессов.

Для любой общественной формации закономерно создание определенного количества запасов материальных ресурсов для обеспечения непрерывного процесса производства и обращения. Создание запасов материальных ценностей на предприятиях носит объективный характер и является следствием общественного разделения труда, когда предприятие в процессе производственной деятельности получает необходимые ему средства производства от других предприятий, территориально расположенных на значительном удалении от потребителей.

Для любой общественной формации закономерно создание определенного количества запасов материальных ресурсов для обеспечения непрерывного процесса производства и обращения. Создание запасов материальных ценностей на предприятиях носит объективный характер и является следствием общественного разделения труда, когда предприятие в процессе производственной деятельности получает необходимые ему средства производства от других предприятий, территориально расположенных на значительном удалении от потребителей.

В новой редакции Программы КПСС записано: „Партия будет и впредь уделять неослабное внимание совершенствованию размещения производительных сил, которое должно обеспечивать экономию общественного труда, комплексное и высокоэффективное развитие каждого региона. На основе углубления общественного разделения труда получит дальнейшее развитие народное хозяйство всех союзных республик, увеличится их вклад в удовлетворение потребностей страны. Предстоит и далее улучшать структуру сложившихся территориально-производственных комплексов и хозяйственных связей, приближать в максимальной степени предприятия по переработке сырья к местам его добычи "'.

Специализация и кооперирование - две стороны одного и того же процесса общественного разделения труда. Разница состоит в том, что специализация вызывает дифференциацию производства, а кооперирование способствует его интеграции.


МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ - соц. демократический институт; система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его истории, национально-этнических и иных особенностей на основании конституции и законов государства. М.с. осуществляется через представительные органы власти (муниципальные собрания, советы, комитеты), соответствующие органы исполнительной власти (местная администрация), различные формы прямого волеизъявления (местные референдумы, собрания граждан, сходы), органы первичных терр. коллективов общественного самоуправления. Органы М.с., как правило, не входят в систему органов гос. власти (в т.ч. в РФ). Эффективность М.с. обеспечивается наличием рациональной системы адм.-терр. деления; экон. основ, закрепленных в виде муниципальной, а также иных форм собственности, используемых для удовлетворения потребностей населения соответствующей территории; развитой законодательной базы; гарантии основных прав и свобод личности (выбора вида деятельности, места проживания, свободы слова, доступа к информации и т.д.; механизмов, обеспечивающих всем соц. группам и слоям населения возможность участия в принятии и реализации решений по вопросам, касающимся местной жизни; механизмов соц. защиты всех групп и слоев населения; готовности всех субъектов терр. отношений к участию в М.с.; развитой системы информационного обеспечения управления территорией, в т.ч. и учета общественного мнения). В соответствии с Конституцией РФ М.с. осуществляется в границах терр. ед., установленных в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. В терр. ед., население которых имеет раци-

"ТЕОРИЯ ВЛАСТИ" — система научных принципов (учение), обосновывающая необходимость многоуровневой организации системы власти в обществе. Макроуровень — высшие центральные политические институты, высшие гос. учреждения и организации; средний уровень — аппараты и организации промежуточного звена; микроуровень — отношения между людьми, малыми группами и внутри их, которые образуют сферу политического и общественного самоуправления в обществе. Средний уровень связывает макроуровень с микроуровнем системой органов управления (через него проходят решения высших инстанций власти и ответные реакции общества на них) и концентрирует основную часть и основные кадры политического управления.

Общественные и религиозные организации (объединения) — добровольные объединения граждан для удовлетворения их духовных и иных нематериальных потребностей, признанные юридическими лицами — некоммерческими организациями. В категорию общественных и религиозных организаций входит большое число разнообразных объединений граждан: политические партии и профсоюзы, добровольные общества и союзы творческих деятелей, организации общественного самоуправления и религи-

Все эти преобразования не являются осуществлением полной и стройной реформы податного строя. При теперешних обстоятельствах правительство надеется лишь достигнуть ими, при наименьших жертвах со стороны плательщиков, возможности не только проведения настоятельно необходимых государственных реформ, но и оживления деятельности органов общественного самоуправления путем передачи им некоторой части нынешних государственных доходов, так как, рас-

Институт самоуправления, конечно же, существует давно в системе социального управления, т. е. сама идея самоуправления не нова: в контексте с исследованиями различного рода хозяйственных, правовых, социальных и других проблем она выдвигалась и рассматривалась при анализе устроительства удельных княжеств на Руси (князь Святослав), организации православной церкви (Иосиф Волоцкий), общественного самоуправления русских городов (вторая половина XIX в.), создании общественных коммун (Р. Оуэн), городов-республик (Т. Кампанелла, Мерсье) и др.

Следует различать и подвиды общественного самоуправления, реализуемого: а) трудовыми коллективами государственных предприятий, объединений и организаций, действующими в управлении на общественных началах; б) инициативными группами граждан по месту жительства — территориальное (местное) самоуправление городских микрорайонов; в) учредителями и членами всякого рода инициативных образований общественных организаций, ассоциаций, творческих союзов, фондов и т. п., поскольку и структура органов самоуправления, и порядок выполнения ими своих функций могут иметь различия в формах организации.

Выделение самоуправления профессионального и общественного важно не только в познавательных, аналитических целях. Оно имеет и практическое значение для организации соответствующих систем: обе разновидности самоуправления должны функционировать совместно, взаимодействовать. Для обеспечения этого важно осуществлять их синтез в контуре управления каждым предприятием, объединением и любой иной социальной организацией. Система общественного самоуправления, функционирующая как в обществе в целом, так и в его подсистемах, отраслях и регионах, на предприятиях и в объединениях, т. е. независимо от масштабов деятельности, может иметь свои уровни иерархии. Но отсюда следует, что ей также должно быть присуще свое, тоже своего рода профессиональное самоуправление. Ведь органы общественного самоуправления являются таковыми лишь потому, что имеются другие органы - органы профессионального управления и, соотносясь между собой по связям внутренней иерархии, сами тоже нуждаются в управлении.

Но этот профессионализм, порождаемый иерархией общественного самоуправления, носит вторичный характер, как реализуемый в рамках самоуправляемой системы и ограниченный ее ресурсами. Действительно, уже на советском государственном предприятии можно было видеть наличие иерархии в общественных организациях и органах самоуправления. Например, органом самоуправления предприятия, законодательно установленным, выступал совет трудового коллектива предприятия, и в то же время имелись первичные трудовые коллективы, образуемые работниками отдельных участков, цехов и других структурных единиц, имеющих свои собственные советы. На крупном предприятии, в объединении число их достигало многих сотен, а на таком гиганте, как «АвтоВАЗ», было свыше трех тысяч советов первичных трудовых коллективов.

Из факта иерархичности системы общественного самоуправления, детерминирующего появление в ней элементов профессионализма, следует вывод о том, что работник, привлекаемый к участию в общественном самоуправлении независимо от уровня полученного им ранее общего или специального образования, должен загодя специально готовиться к этому, чтобы уметь управлять. Не подлежит сомнению, что общественное самоуправление тоже должно быть компетентным. В противном случае оно по своим качественным характеристикам будет уступать управлению профессиональному, а деятельность самоуправляющихся формирований будет хуже по сравнению с работой бюрократических учреждений.

Для выделения профессионального управления, реализуемого органами администрации, профессиональное управление, осуществляемое в недрах общественного самоуправления, называют квазипрофессиональным. Отметим, что сравнительный потенциал профессионального и квазипрофессионального управления является производным от основательности профессиональных знаний, получаемых персоналом при исходной базовой подготовке, с одной стороны, и при переподготовке, повышении квалификации кадров — с другой. Исходя из этого и надлежит подбирать как работников, так и области воздействия — объекты управления для развития самоуправления, проводить уточнения пределов компетенции соответствующих органов, наиболее отвечающие его возможностям.

Тот факт, что необходимой технической предпосылкой коммунистического общественного самоуправления (и, в частности, коммунистического управления производством) являются компьютерные системы, одним из первых осознал не кто


Обслуживания производства Объясните следующее Обслуживания технологического Обслуживания установки Обслуживанием основного Обслуживание физических Обслуживание основного Обслуживание предоставление Обслуживание составляют Обслуживание вычислительной Обслуживании потребителей Обслуживанию потребителей Объявленные дивиденды вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика