|
Обмениваются информацией
Первым принципом организации службы технической подготовки производства (ТПП) является связь ее с конкретным производством, приближение к его условиям. Важным является правильно организовать работу технологов, усилить их связь с наукой, предоставить им возможность самим заниматься научно-исследовательскими работами, обмениваться информацией. Принцип приближения технологических служб к непосредственному производству необходимо учитывать при определении внутренней структуры предприятия. Организационные принципы построения технологических подразделений должны базироваться на том, чтобы технологи были тесно связаны с конкретными видами производства, были бы заинтересованы морально и материально в экономическом результате работы цехов.
Данная глава посвящена коммуникациям — тому, в чем каждый участвует ежедневно, но лишь немногае делают это достаточно согласнованно. Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Если люди не смогут обмениваться информацией, ясно, что они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их. Однако, как выяснится далее, коммуникации — это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг — это пункт, в котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что делаем, — смысл может быть утрачен. Цель данной главы — ознакомить с природой и сложностями коммуникаций, с потенциальными западнями на пути к пониманию сути сообщений, а также с тем, что можно предпринять, чтобы белее эффективно обмениваться информацией как среди менеджеров, так и за пределами их круга.
К примеру, представители разных отделов в вашей школе бизнеса периодически обмениваются информацией по таким вопросам, как составление расписания занятий, уровень требований в программах для выпускников, сотрудничество в исследовательской и консультативной деятельности и обслуживание местного населения. Подобным же образом в больнице обслуживающий и врачебный персонал различных отделений должен обмениваться информацией о распределении ресурсов, координации деятельности рабочих групп, контроле за издержками, новых методах лечения и т.п. В сфере розничной торговли региональные управляющие сбытом могут периодически встречаться для обсуждения общих проблем, координации стратегии сбыта и обмена информацией о продукции. В компаниях наукоемких отраслей ключевые руководители среднего звена из производственных, маркетинговых и проектно-исс-ледовательских отделов встречаются для координации действий по обновлению продукции. На основе базовой технологии компании могут выпускать разнообразные продукты, поэтому чрезвычайно важно через проектно-исследовательский отдел получать информацию о том, чего хочет рынок. Это позволяет организации сохранять близость к потребителю и продолжать эффективно удовлетворять его запросы. Подобным образом, производственники должны дать обоснование достаточно низких затрат по реализации будущих инноваций проектно-исследовательского отдела с тем, чтобы дальнейшее производство было оправдано. В обмене информацией по горизонтали часто участвуют комитеты или специальные группы, работа которых подробнее рассмотрена в следующих главах.
СЕМАНТИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ. Выше в данной главе мы указали, что целью коммуникаций является обеспечение понимания информации, служащей предметом обмена, т.е. сообщения. Вступая в информационный контакт и используя символы, мы пытаемся обмениваться информацией и добиваться ее понимания. К используемым нами символам относятся слова, жесты и интонации. Именно этими символами обмениваются люди в процессе коммуникации. Отправитель кодирует сообщение с помощью вербальных и невербальных символов. В данном обсуждении наше внимание сосредоточено на проблемах, связанных с использованием слов в качестве символов.
Число всевозможных конкретных моделей науки управления почти так же велико, как и число проблем, для разрешения которых они были разработаны. Ниже следует общее описание некоторых наиболее распространенных типов. Наша цель состоит не в объяснении способов их использования, а в том, чтобы помочь вам лучше понять возможности таких моделей и разновидности решений, для которых они предназначены. Это понимание даст вам возможность эффективнее обмениваться информацией по вашей проблеме со штабными специалистами и расширить представление о том, как предлагаемые ими модели и методы могут помочь в принятии решений.
Вторая основная функция домашнего компьютера — обработка информации, связанной с ведением домашнего хозяйства. Он может разрабатывать семейное меню, подсчитывать калории, вести учет расходам, проверять выполнение уроков школьниками, использоваться для игр и обмениваться информацией с внешней средой.
Покупатель и продавец, по его мнению, должны вместе содействовать утверждению высоких и стабильных качественных стандартов. Для этого им следует: нести ответственность за качество товаров; вступая в сделку, оперировать четкими критериями качества и стоимости товаров; приходить к соглашению по вопросам качества; обмениваться информацией по поводу качества товаров; осуществлять контроль над программой заказов, производства и складирования товаров; учитывать при осуществлении сделок интересы широкой общественности [77].
Современные компьютерные сети позволяют получать и предоставлять данные простыми и дешевыми способами. Вы можете погружаться в самую глубину данных, чтобы исследовать мельчайшие детали, или «вращать» данные, анализируя информацию в различных измерениях. Вы можете обмениваться информацией и идеями с другими людьми. Вы можете интегрировать труд и мысли множества отдельных сотрудников или групп, получая тщательно продуманные и согласованные результаты. Мы должны избавиться от устаревшего представления, что получение и распространение информации является сложным и дорогостоящим делом. Сегодня простейший здравый смысл подсказывает, что каждый заинтересованный в данных вашей компании — будь то последние сведения о продажах или подробности пенсионной программы 401 К, должен иметь возможность получить эту информацию с помощью нескольких щелчков мышью.
МегпИ ЬупсЬ решила перестроить свои информационные системы, положив в основу информационные потоки, необходимые ее финансовым консультантам. Новая система должна была поставить в центр именно финансового консультанта, предоставив ему богатое информационное содержание и мощные аналитические инструменты, позволяющие разрабатывать, внедрять и контролировать выполнение финансовых планов клиентов. Его рабочая среда должна была стать надежной и включать аудио- и видеовозможности, с тем чтобы финансовые консультанты могли следить за новостями, поступающими со всего света, использовать видеопособия и обмениваться информацией друг с другом. При этом МегпИ ЬупсН не хотела самостоятельно изобретать велосипед: для экономии
Раздел «банки», например, содержит информацию о государственных и коммерческих банках как позитивного, так и негативного характера, имеется также подраздел «проекты», «объявления» (о семинарах, выставках и т.д.), «договор» (возможность пользователям обмениваться информацией в реальном режиме времени).
Обмен информацией. Когда принят системный подход, менеджеру приходится обмениваться информацией. При этом в его распоряжение предоставляется готовый для этой цели механизм, с помощью которого он имеет возможность реализовать свою ответственность по части обмена информацией. Рассмотрение наиболее отличительных возможностей управленческого учета по части обмена информацией продемонстрирует данную его сторону. Режим взаимодействия человека с системой обработки информации, при котором человек и система обмениваются информацией в темпе, соизмеримом с темпами обработки информации человеком.
К примеру, представители разных отделов в вашей школе бизнеса периодически обмениваются информацией по таким вопросам, как составление расписания занятий, уровень требований в программах для выпускников, сотрудничество в исследовательской и консультативной деятельности и обслуживание местного населения. Подобным же образом в больнице обслуживающий и врачебный персонал различных отделений должен обмениваться информацией о распределении ресурсов, координации деятельности рабочих групп, контроле за издержками, новых методах лечения и т.п. В сфере розничной торговли региональные управляющие сбытом могут периодически встречаться для обсуждения общих проблем, координации стратегии сбыта и обмена информацией о продукции. В компаниях наукоемких отраслей ключевые руководители среднего звена из производственных, маркетинговых и проектно-исс-ледовательских отделов встречаются для координации действий по обновлению продукции. На основе базовой технологии компании могут выпускать разнообразные продукты, поэтому чрезвычайно важно через проектно-исследовательский отдел получать информацию о том, чего хочет рынок. Это позволяет организации сохранять близость к потребителю и продолжать эффективно удовлетворять его запросы. Подобным образом, производственники должны дать обоснование достаточно низких затрат по реализации будущих инноваций проектно-исследовательского отдела с тем, чтобы дальнейшее производство было оправдано. В обмене информацией по горизонтали часто участвуют комитеты или специальные группы, работа которых подробнее рассмотрена в следующих главах.
4. Используйте электронные инструменты для создания виртуальных групп из сотрудников различных подразделений: пусть сотрудники обмениваются информацией и вместе работают над своими идеями — все это в реальном времени и вне зависимости от того, в какой точке планеты находится каждый из них. Ведите электронную летопись вашей организации, пусть ее изучают все ваши сотрудники.
Сравнения между предприятиями могут быть классифицированы на прямые и косвенные. В условиях конкуренции и коммерческой тайны конкурирующие предприятия редко обмениваются информацией, если они не принадлежат к одной группе и не подчиняются одному центру управления. Поэтому провести прямые сравнения ситуации одного предприятия с ситуацией другого не всегда представляется возможным. Как правило, приходится довольствоваться косвенными сравнениями, основанными на публикуемых среднестатистических данных по определенной отрасли или публикуемой отчетности акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.
Главный режим доступа к информационным ресурсам Интернет - это on-line. Даже серверы электронной почты обмениваются информацией друг с другом в интерактивном режиме по протоколу SMTP (Simple Mail Transfer Protocol).
Сказанное выше не означает, что промышленные и сельские рабочие до второй половины 20 века никогда, нигде и ни в каких случаях не взаимодействуют в процессе управления своим трудом. Напротив, таких примеров масса. Однако, во-первых, группы рабочих, которые вмешиваются в дела друг друга-постоянно обмениваются информацией, советуются, принимают общие решения в процессе работы - не могут быть очень велики: попробуйте представить себе хотя бы двадцать человек, которые попытались бы работать таким образом! Поэтому группы такого рода — например, бригады — обычно очень немногочисленны, причем, по общему правилу, чем сложнее и квалифицированнее труд, тем меньше эти группы. Загонять мамонта, перекликаясь друг с другом, могут и сто человек, а вот организовать работу в цеху машиностроительного завода таким образом не получится. Итак, во-вторых, роль взаимодействия между рабочими в процессе управления их трудом обычно была высока в отсталых, чисто ручных или мало машинизированных видах производственной деятельности (и то не во всех - например, в ремесленном домануфактурном производстве она была не выше, чем на мануфактуре и фабрике). Одно дело - артель плотников, и совсем другое - сборщики автомобилей на фордовском конвейере. Короче говоря, взаимодействие рабочих в процессе управления своим трудом хотя и имеет место в экономике, главную роль в которой играет крупное машинное производство, но не преобладает в отношениях между рабочими во время работы, присущих такой экономике. Эти отношения характеризуются прежде всего не взаимными контактами, а одиночеством рабочих, управляющих
ОГМПЛКЬ" И IE KCU , . , ,мЦ5АЯ Вместо решения экономических проблем за счет соседей страны для достижения своих целей могут проводить взаимовыгодную политику. Существует два основных пути: во-первых, сотрудничество в области международной политики (international policy cooperation), т. е. страны обмениваются информацией о своих целях, стратегиях политики, экономической деятельности и т. д. Еще более тесно страны могут сотрудничать при координации международной политики (International policy coordination). При этом страны определяют свою политику исходя из взаимной выгоды, а не из целей повышения благосостояния граждан своих стран.
Сотрудничество в области международной политики было более распространенным в последнее время среди западных держав. К примеру, страны «Большой пятерки» (Croup of Five, G5) — Великобритания, Германия, США, Франция и Япония — и «Большой семерки» (Croup of Seven, G7)1 — страны «Большой пятерки» плюс Италия и Канада — в течение некоторого времени обмениваются информацией по своим проблемам и способам их решения. Это делается на регулярных встречах между главами государств, министрами и чиновниками высокого ранга различных министерств и ведомств, имеющими отношение к проведению экономической политики.
Эффективность деятельности услуг фактор-фирм/банков на Западе, а также тот факт, что все они принадлежат крупным банкам, заставили фирмы, которые обычно с большим опозданием оплачивали свои счета и не реагировали на напоминания, оплачивать их тотчас же по получении от факторных фирм подобных напоминаний. Ведь известно, что все крупные банки постоянно обмениваются информацией о финансовом
Где возникает информация? По-видимому, информация о товаре начинает свой путь с производства, информация о потреблении, о желаниях и взглядах покупателя - в среде потребителей и т.д. Информация собирается среди ее носителей, т.е. юридических и физических лиц, обладающих некоторыми сведениями и занимающихся определенной рыночной деятельностью (как активной, так и пассивной). Кто же на потребительском рынке выступает в качестве носителя, обладателя информации? Во-первых, индивидуальные потребители (население), у которых собираются сведения, характеризующие их спрос, поведение на рынке, принадлежность к социальным и демографическим группам, и другая информация, необходимая для маркетинга; во-вторых, производители, обладающие сведениями о качественных и количественных характеристиках товара, потенциале производства и возможностях НТП, перспективах модернизации товара и создании качественно новых образцов, их себестоимости и т.д.; в-третьих, дистрибьюторы (торговые посредники), располагающие информацией о спросе потребителей, конъюнктуре потребительского рынка, торговых конкурентах, эффективности рекламы и т.д. Как правило, участники канала товародвижения, особенно конвенционального, или вертикальной маркетинговой системы охотно обмениваются информацией, имеющей взаимный интерес. Нередко ими проводятся совместные маркетинговые исследования.
Режим взаимодействия человека с системой обработки информации, при котором человек и система обмениваются информацией в темпе, соизмеримом с темпами обработки информации человеком.
Объективными факторами Определять эффективность Определять показатели Определять стратегию Определяющие эффективность Определяющие содержание Определяющих формирование Определяющих состояние Определяющим эффективность Определяются федеральным Определяются количество Объективным критерием Определяются особенностями вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|