Обновления производства



8.1). У первых 21% всех продаж на новые товары, которые разработаны за последние пять лет и обеспечивает им 23% прибыли. У неудачников той же отрасли более низкие показатели: соответственно 14 и 19%. Эти данные показывают, что даже за пятилетний новая продукция приводит к увеличению объема и прибыли компании. Прямая связь между степенью обновления продукции и эффективностью функционирования компаний показана в табл. 8.1.

3 Коэффициент обновления продукции (отношение объем;! продукции и ранее не выпускавшейся на предприятии к общему объему выпуска продукции).

Для европейского образа жизни характерно сильное консервативное начало, проявляющееся в следовании обычаям и привычкам. Но пристрастия подобного рода вв помогают, а вредят европейскому бизнесу, которому следовало бы жить настоящим, когда каждый день создаются новые изделия и когда благодаря именно этому процессу — непрерывного обновления продукции — развивается промышленность.

г) использовать систему льгот и преференций по отношению к единым отраслевым ставкам налога, исходя из требований внедрения научно-технических достижений, обновления продукции, технической реконструкции и перевооружения действующих предприятий. Одновременно системой льгот и преференций можно нивелировать влияние разновыгодности продукции в базовых условиях пятилетки;

Научные организации, входящие в состав производственных объединений и предприятий, обязаны: повышать технический уровень и улучшать организацию производства; совершенствовать технологические процессы; повышать качество продукции; обеспечивать конкурентоспособность и своевременность обновления продукции.

Конечный год расчетного периода может определяться также моментом завершения всего жизненного цикла мероприятий НТП на основе плановых (нормативных) сроков обновления продукции или сроков службы средств труда с учетом морального старения. Если такие нормативы отсутствуют, используются экспертные оценки и фактические данные.

В качестве начального года расчетного периода принимают год начала финансирования работ по осуществлению мероприятия НТП. Конечным годом считают время в момент завершения всего жизненного цикла мероприятия НТП (например, нормативные сроки обновления продукции, сроки службы средств труда с учетом морального износа и т.д.) . В качестве года, к которому осуществляется приведение разновременных затрат и результатов, принимается наиболее ранний из всех рассматриваемых вариантов год, предшествующий году начала выпуска продукции или использования новой технологии, новых методов организации труда и управления.

'3. Значительное ускорение темпов роста и обновления продукции машиностроения. Магистральным направлением нашего развития становится подъем машиностроения, отраслей — катализаторов современного научно-технического прогресса - микроэлектроники, вычислительной техники, приборостроения, всей индустрии информатики. Ключевая роль в техническом перевооружении народного хозяйства отводится машиностроению. Оно должно получить приоритетное развитие.

Повышение научного уровня планирования предполагает усилить его воздействие на ускорение социально-экономического развития страны, формирование прогрессивной структуры общественного производства, его интенсификацию, сбалансированное и пропорциональное развитие, эффективное использование производственного и научно-технического потенциала. Необходимо, чтобы задания государственного плана основывались на достижениях научно-технического прогресса, обеспечивали развитие каждой отрасли на базе широкого применения новой техники и технологии. В планово-экономической работе предусматривается укрепить взаимосвязи долгосрочного прогнозирования, перспективного и текущего планирования, обеспечить внедрение в планирование системы прогрессивных экономических нормативов, совершенствовать систему плановых показателей, усилить их направленность на конечные народнохозяйственные результаты, повысить значение показателей, отражающих эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, качество и масштабы обновления продукции, обеспечить единство отраслевого, территориального и программного планирования.

В послевоенный период машиностроение страны было в кратчайшие сроки восстановлено и стало развиваться опережающими темпами. 50-е годы нынешнего столетия знаменуют собой начало нового этапа научно-технического прогресса, характеризующегося ускоренным развитием науки и техники. Создание мощной индустрии в стране и новые крупные достижения в различных областях естественных наук предопределили появление новых технологических процессов, материалов и технических средств, создание новых отраслей промышленного производства. Наука все более становится производительной силой, происходит укрепление ее связи с техникой. Машиностроение реагирует на ускоренное развитие науки и ее превращение в непосредственную производительную силу высокими темпами обновления продукции, расширением объема выпуска новой, прогрессивной техники. Такой ход развития машиностроения обусловливает возникновение значительных изменений в содержании подготовительной стадии производственного процесса.

1) характеризующие степень обновления продукции, выпускаемой предприятием: удельный вес новых изделий в общем объеме производства завода или объединения, структура выпуска изделий по количеству лет их производства, доля продукции, отвечающей требованиям современного технического и экономического уровня, и т. д.;


В какой-то момент «рынок продавца» становится главным тормозом на пути научно-технического прогресса, на пути обновления производства и появления новых, более высококачественных товаров. У производителя-монополиста просто отсутствуют стимулы заниматься улучшением продукции, а для других выход на рынок с новым изделием становится делом, связанным с резко возрастающим риском и огромными затратами на рекламу. Однако объективные закономерности общественного развития отменить невозможно. Значит, надо было искать выход. Таким выходом стала одна из практических находок, один из приемов конкурентной борьбы: попытка «привязать» потребителя к товару, постаравшись удовлетворить его (потребителя) нужды, в определенной степени «подогнав» товар под имеющиеся на рынке ожидания. Вероятно, сначала это были отдельные, может, даже случайные шаги, но они были подготовлены всей историей развития производства. В конце концов переориентация производства, а вслед за ним и сбыта на удовлетворение нужд и запросов потребителя стала получать все большее распространение. Началось становление «рынка покупателя» - практического воплощения концепции маркетинга.

Предложенная система налоговых льгот позволила бы, на наш взгляд, предприятиям иметь необходимые финансовые ресурсы как для технического обновления производства, так и для повышения его эффективности, а также решать социально-экономические проблемы.

Потребность в средствах ФРП определяется необходимостью создания условий для обновления и' расширения' производства на предприятии за счет собственных «редеть Следовательно, при установлении нормативов отчислений от прибыли в ФРП нужно исходить не из прошлых условий производства,, а из условий перспективного периода. С этой целью необходимо разрабатывать долговременные планы развития и обновления производства с обоснованием источников финансирования отдельных мероприятий.

Определяя размер фонда развития производства, следует исходить из его назначения — обеспечить прежде всего простое воспроизводство основных фондов на новой технической основе. За счет фонда развития производства должны осуществляться капитальные вложения на внедрение новой техники, замену и модернизацию оборудования, механизацию и автоматизацию производства, совершенствование производства, строительство и расширение производственных мощностей. Практика использования средств фонда развития производства показывает, что они стали важным фактором непрерывного обновления производства и обеспечивают не только простое, но и расширенное воспроизводство основных фондов. В современных условиях совершенствование технической базы предприятий невозможно без расширенного воспроизводства и фонд развития производства стал одним из средств его осуществления. Определяющими в воспроизводстве основных фондов являются капитальные вложения, выделяемые обществом на строительство и реконструкцию предприятий.

Изменяется принципиально сам подход к определению ее налоговой базы. Расширяется и приводится к принятому в развитых странах состав затрат, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль организаций. Бесприбыльность многих российских предприятий связана не с фактическим отсутствием прибыли, а с устаревшим порядком вычетов затрат из налогооблагаемой прибыли. Уменьшение налогооблагаемой прибыли будет осуществляться за счет увеличения затрат, включаемых в себестоимость продукции. Будут сняты ограничения на включение в затраты расходов, связанных с получением прибыли: расходы на рекламу, на имущественное страхование и страхование коммерческих рисков, расходы по уплате процентов по кредитам, что давно принято в мировой практике бухгалтерского учета. Принципиально новый подход будет реализован в порядке определения амортизационных отчислений, включаемых в состав затрат. Вместо дифференцированной системы амортизационных норм будет введена система нормативов амортизационных отчислений по укрупненным амортизационным группам, которая близка к международным стандартам. Это позволит заметно уменьшить налогооблагаемую прибыль в первые годы эксплуатации основных средств. Таким образом, российские предприятия получат возможность использовать ускоренную амортизацию как важнейший источник самофинансирования, увеличения инвестиционных средств. В развитых странах начиная с 50-х гг. XX в. были установлены ускоренные нормы амортизации, которые давно превратились в стабильный источник обновления производства. Доля амортизационных отчислений в общем объеме инвестиций в основной капитал в настоящее время составляет: в США-70%, в ФРГ-64%, в Японии-50%. В России с учетом использования амортизационных отчислений на пополнение оборотных средств, по оценке экспертов, в 1997 г. только 35-40% амортизационных отчислений использовалось на обновление основных средств.

/^ Стимулирование ^\ технологического обновления производства, > инвестиций,

Основное оборудование Учет платежеспособного спроса Техника индивидуальной продажи с организацией послепродажного обслуживания и ремонта Пропаганда обновления производства

Другими словами, конкуренция на рынке потребительских товаров понуждает производителя к поиску товара-новации как средства обновления производства. Обновление становится основной функцией промышленной реализации нововведений. А отличительной особенностью рынка нововведений является то, что он по своей природе есть « рынок покупателя, для которого из всех других свойств товара-новации наиболее важной является его уникальность, реализуемая им в сфере производственного потребления через повышение производительности труда, ..сбережение затрат рабочей силы, вещества и энергии, заимствованных у природы» [4].

Сложность и многогранность процесса воспроизводства средств труда, ускорение темпов обновления производства требуют, естественно, и дальнейшего развития принципов и методов управления инновационным процессом. Методы управления процессом создания и производства новой техники должны быть адекватны повышению степени хозяйственной самостоятельности, расширению прав участников процесса воспроизводства средств труда. В этих условиях особое значение «приобретает управление влиянием целого комплекса мероприятий по техническому обновлению производства на его эффективность и конечные народнохозяйственные результаты деятельности низовых производственных звеньев» [24, с. 150]. Аналогичный подход должен быть применен и к организации управления всего цикла работ, начиная с момента научной разработки и кончая использованием новых средств труда.

Рассмотренные аналитические разновидности инноваций не исчерпывают представление о них как об объекте экономического управления. Историческая закономерность развития материально-технической базы производства показывает сегодня нарастание комплексности, стоимости объекта НТП, являющегося предметом планирования, оценки и стимулирования. Выделение отдельных машин, приборов, агрегатов, видов продукции и т. д. в качестве конечного результата инновационного процесса уже недостаточно для построения эффективной стратегии развития. Наряду с этим необходимо видеть весь комплекс технико-организационных проблем и сопряженных результатов, связанных с осуществлением технического обновления производства. В настоящее время при управлении НТП на любом уровне важно рассматривать все показанные типы инноваций как комплекс мероприятий, обеспечивающий производственные цели и повышение эффективности производства.

Такой взгляд на природу современных технологических систем позволяет обозначить критерий конкретного управленческого действия в процессе практической реализации искомых классификаций. Здесь необходимо четко видеть цель такого рода обобщений. Если это научная задача по выявлению закономерностей НТП на оси исторического времени по созданию уникальных инноваций, где цена деления шкалы — десятилетие, то такая разрешительная способность анализа правомерна и обоснованна. Но если речь идет о конкретных предприятиях, где лица, применяющие решения, вырабатывают реальную по месту и времени программу технического обновления производства, то вышеназванный системный взгляд имеет значение лишь как идеология научно-технического развития для совершенно конкретных инноваций, которые могут образовывать разные комбинации по степени прогрессивности, по возможностям реализации и т. п. Поэтому для реального управления необходим анализ называвшихся дифференцированных типов инноваций с тем, чтобы увидеть и наметить путь их интеграции.


Определять потребности Определять тенденции Определяющие направления Определяющие структуру Определяющих показателей Объективными требованиями Определяются экспертным Определяются исключительно Определяются конкретные Определяются необходимые Определяются отношением Определяются правилами Определяются результаты вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика