Общественную потребность



МОДАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ (базовая) МОТИВАЦИИ — классификация, по которой выделяются три основных типа мотивации. Первый тип предполагает основным своим ядром стремление к самореализации. К этому типу относятся работники, преимущественно ориентированные на содержательность и общественную полезность труда. Это ценностная ориентация. Второй тип работников преимущественно ориентирован на заработную плату и нетрудовые ценности — прагматическая ориентация. И у третьего типа работников ценности сбалансированы — нейтральная ориентация.

В нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в последние годы развернулось соревнование за улучшение техники и технологии, удлинение срока работы установок, выпуск продукции только отличного качества на всех стадиях переработки, за комплексную экономию государственных средств. Развитие социалистического соревнования дало значительный экономический эффект. Предприятия разрабатывают встречные планы, направленные на более полное использование резервов производства, достижений науки и техники, передового опыта. Особо большое значение имеют комплексные встречные планы предприятий и организаций различных министерств и ведомств. Такие планы обеспечивают взаимную увязку деятельности их участников и гарантируют получение большого народнохозяйственного эффекта. Однако на)ряду с этим в нефтеперерабатывающей промышленности существовали факторы, приведшие к снижению производительности труда: это ввод новых трудоемких процессов; ухудшение состава сырья, увеличение в структуре производства доли масляного и нефтехимического производства. Как показали расчеты, ввод большей части вторичных процессов, которые, как известно, связаны либо с повышением качества продукции, либо с производством новой продукции (полиэтилен, полипропилен и др.), но отличаются высокой трудоемкостью, приводит к снижению производительности труда. Отрицательное влияние «а производительность труда оказывали также медленное освоение этих процессов и недостатки в методике построения цен, 'Которая не учитывала качество продукции и эффект у потребителя. Поэтому разработка более обоснованных цен, учитывающих общественную полезность продукции и ее качество, введение надбавок при присвоении продукции «Знака качества», а также проведение мероприятий, направленных на ускорение внедрения новой техники и повышение ее эффективности, обеспечат значительный рост производительности труда.

Некоторые ученые обоснованно связывают возникновение анализа со становлением бухгалтерского учета, с балансоведени-ем. В блестящих очерках по истории бухгалтерского учета Я. В. Соколов пишет, что «бухгалтеру необходимо всегда помнить, что описания (интерпретации) фактов хозяйственной жизни могут быть разнообразными. Для этого используются средства анализа и синтеза. Анализ раскрывает структуру теории, представляет знание, синтез, показывает функции, которые выполняет теория, позволяет понять ее. Применительно к фактам хозяйственной жизни анализ рассматривает их изнутри, синтез — извне» [55, с. 8]. Хотя с последним утверждением можно и поспорить — анализ и синтез выступают в диалектическом единстве, но мысль ясна. И здесь анализ как бы предваряет необходимость, общественную полезность, организационные свойства и черты такой важной науки, как бухгалтерский учет.

Некоторые ученые обоснованно связывают возникновение анализа со становлением бухгалтерского учета, с балансоведени-ем. В блестящих очерках по истории бухгалтерского учета Я. В. Соколов пишет, что «бухгалтеру необходимо всегда помнить, что описания (интерпретации) фактов хозяйственной жизни могут быть разнообразными. Для этого используются средства анализа и синтеза. Анализ раскрывает структуру теории, представляет знание, синтез, показывает функции, которые выполняет теория, позволяет понять ее. Применительно к фактам хозяйственной жизни анализ рассматривает их изнутри, синтез — извне» [55, с. 8]. Хотя с последним утверждением можно и поспорить — анализ и синтез выступают в диалектическом единстве, но мысль ясна. И здесь анализ как бы предваряет необходимость, общественную полезность, организационные свойства и черты такой важной науки, как бухгалтерский учет.

Конечно, товарная масса, эквивалентная нашему заработку, представляет собой всегда не только известную общественную полезность в меру удовлетворяемых ею потребностей, но и определенную общественную ценность в меру овеществленных в ней трудовых затрат данного общества. Но вполне тождественные товарные массы в различных условиях времени и места, представляя собой равные полезности, отнюдь еще не обеспечивают этим равной ценности сопоставляемых благ. Изменчивость — на разных ступенях развития производственной техники — уровня производительной сипы труда приводит к тому, что один и тот же «реальный» заработок может представлять собой в разных условиях весьма различные количества овеществленного в нем труда. Поэтому наряду с денежным и товарным измерением заработной платы немалый интерес может представить для нас и трудовое ее измерение.

где М — вся масса продуктов, выраженная в каких-либо единицах полезности- (будь то энергетические величины или что-либо иное — в данном случае безразлично), а и 6 — единицы общественного труда: а — единицы мертвого труда, Ъ ~ живого» и т. д., то В. И. Ленин заметил на полях книги: «Математика хуже чем подозрительная. Никуда не годна»35. И в самом деле, куда годна математическая величина, которая не поддается измерению? Рассуждая конкретно, для нас совсем не «безразлично», как и в каких единицах можно практически измерить общественную полезность различных благ, поскольку теоретически под вопросом стоит самая возможность их соизмерить в качестве полезностей.

4) общественную полезность совокупности макроэкономических благ;

4) общественную полезность совокупности макроэкономических благ;

БЛАГА [goods] — обобщенный термин, объединяющий известные термины: материальные (потребительские и производственные) Б., духовные Б., капитальные Б., а также природные Б. Следовательно, их можно определить как некоторые объекты, имеющие положительную общественную полезность, в отличие, напр., от безвозвратных отходов производства, загрязнений среды и им подобных, несущих обществу не благо, а вред. (Ср. Дефицитность благ, Экономические блага А

Однако в каждом правиле имеются свои исключения. К ним как раз и относится термин "маркетинг". Еще в 1974 г. издательство "Прогресс" выпустило переводной сборник "Маркетинг", который был замечен научной общественностью. За ним последовала серия книг зарубежных и отечественных авторов, включая получившую популярность работу Ф.Котлера "Основы маркетинга". В научных кругах, в кабинетах партийной и хозяйственной номенклатуры, на страницах печати стало модным говорить о маркетинге. Парадокс заключался в том, что никакого практического Щ№ менения в системе централизованного планирования он, по определению, иметь не мог. Все, что включалось в народнохозяйственный план, априорно признавалось имеющим общественную полезность. Предприятиям неведомы были спросовые ограничения, перед ними не стояли задачи организации продвижения товаров и услуг до потребителей. За них это делали либо разного рода бюрократичес-

Например, мотивационное ядро «интересная работа» включает ценности, определяющие совершенствование профессионального мастерства работника, общественную полезность труда, статусные ценности. Это мотивационное ядро характеризуется богатством и разносторонностью потребностей, которые работник желает удовлетворять посредством трудовой деятельности, а также стремлением работника к развитию своего трудового потенциала.

Рынок выполняет ряд важных социально-экономических функций: 1) через согласование спроса и предложения и формирование равновесной цены происходит распределение ресурсов и материальных благ между различными потребностями и сферами деятельности; 2) основные параметры (сигналы) рынка (цена, динамика спроса и предложения, уровень процентных ставок; курсы валют и ценных бумаг и др.) служат важнейшим источником информации о ситуации в экономике, обеспечивая гибкость и динамизм во взаимной адаптации производства и потребления; 3) механизм рыночной конкуренции способствует повышению качества товаров и услуг, внедрению инноваций, обеспечивает потребителю возможность выбора; 4) рынок выявляет общественную полезность товаров и услуг, позволяет оценить, в какой мере индивидуальные издержки каждого товаропроизводителя соответствуют общественным условиям производства.


Широкий общественный интерес к менеджменту в значительной степени связан со становлением и развитием школ бизнеса или школ менеджмента, наиболее распространенных в США и являющихся частью «инфраструктуры управления». Инфраструктурные отрасли в производстве — энергетика, транспорт, телекоммуникации и т.п., и в непроизводственной сфере — образование, издательское дело, компьютерные сети общего пользования, консультирование и т.п.- весьма развиты именно в рыночной экономике, где особенно важны горизонтальные связи, и услуги общего пользования, удовлетворяющие некую общественную потребность и оплачиваемые потребителем, быстро оформляются в самостоятельный большой, средний или малый бизнес. Сегодня США — страна самой развитой в мире управленческой инфраструктуры. Только зарегистрированных, имеющих официальный сертификат Американской ассамблеи университетских школ бизнеса, программ в области бизнеса и управления в Америке свыше 1300, в том числе 600 — это школы бизнеса, самостоятельно действующие в рамках многопрофильных университетов. Они дают регулярное образование в области бизнеса и менеджмента. В стране действует свыше 10 тыс. консультативных фирм, не считая десятков тысяч независимых консультантов, которые оказывают услуги по различным аспектам этой деятельности. Более 70 периодических изданий, свыше десятка издательств специализируются на литературе по управлению и бизнесу. США — лидер науки управления, исследований в области бизнеса и менеджмента с точки зрения и численности исследователей, и объема затрачиваемых средств, и широты охватываемых проблем.

сов при необходимости удовлетворить определенную общественную потребность здесь выражена в наиболее общем и последовательном виде... Общественная потребность «давит» на производство, побуждая использовать в каждый данный момент худшие наличные средства производства. Именно это «давление» приводит в конечном счете к тому, что предельные затраты труда при наихудших средствах производства начинают играть регулирующую роль при оценке продуктов». Объясняя отличия роли общественного спроса в формировании цен на продукцию обрабатывающих и добывающих отраслей промышленности, -С. Кириллов пишет: «Регулирующая роль предельных затрат тут (в добывающей промышленности. — А. П.), конечно, достигает своего полного господства. В отличие от природных ресурсов большая динамичность и подвижность воспроизводимых средств производства ослабляет такую регулирующую роль...»3

СПРОС (demand) - экономическая категория, присущая товарному хозяйству и проявляющаяся в сфере обмена, торговли. Спрос выражает совокупную общественную потребность в различных товарах, складывающуюся из множества конкретных требований массы потребителей, отличающихся большим разнообразием и постоянно меняющихся. Спрос на товары личного потребления исходит от

Развитие техники — это непрерывное повышение ее качества. Качество представляет собой совокупность свойств и характеристик, благодаря которым машина в той или иной степени удовлетворяет общественную потребность в той области применения, для которой машина предназначена. Качество металлообрабатываю-ющего оборудования можно охарактеризовать, например, такими характеристиками и параметрами, как производительность, надежность в эксплуатации, стоимость (цена машины), универсальность, мобильность, количество обслуживающих рабочих.

общественную потребность в продукции машиностроения

вития науки, техники, культуры, непрерывного совершенствования методов производства происходят существенные сдвиги в потреблении. Ввиду огромного числа факторов, влияющих на общественную потребность, невозможно однозначно определить ее величину. Неопределенность возникает прежде всего из-за отсутствия полной количественной информации. Однако, даже если бы имелись эти данные, не всегда можно ввести их в расчет. Неопределенность от недостатка информации превратилась бы в неопределенность от ее избытка. Задача состоит в том, чтобы выделить наиболее вероятные варианты изменения параметров. На этой базе должен разрабатываться и прогноз потребности, который закладывается в основу плана.

Увеличение потребности в продукции прежде всего определяется приростом производства и расширением производственных мощностей в основных машинопотребляющих отраслях народного хозяйства. Возрастание объемов капитальных вложений в народное хозяйство выступает в данном случае, как главный фактор, определяющий общественную потребность в продукции машиностроения.

Уже в 80-е годы были внесены серьезные коррективы в механизм рынка труда. Эти изменения проходили в русле новой экономической стратегии, которая в этот период утвердилась в экономической мысли и практической деятельности правительств в странах с развитой рыночной экономикой. Главным инструментом государственной политики на рынке труда становилась политика усиления его гибкости. Новая стратегия включала индивидуализацию трудовых отношений, повышение амплитуды колебания цены рабочей силы в зависимости от спроса и предложения на труд, распространение различных нетрадиционных форм занятости, призванных не только повысить эффективность использования рабочей силы, но и удовлетворить общественную потребность в различных формах, режимах и условиях труда. Одновременно повышение гибкости рынка труда рассматривалась как средство решения проблемы безработицы.

Среди причин, вызвавших огромный интерес к разработке и внедрению новых информационных технологий, следует назвать резкое усложнение управленческой деятельности, связанное в первую очередь с постоянно возрастающим объемом информации, циркулирующей в организации. Обработкой информации занимается все большее число людей, а рост производительности их труда значительно отстает от роста производительности труда в производстве. Это обусловило общественную потребность в переходе к новым формам информационной деятельности, основанной на принципиально иной программно-технической и организационно-технологической базе2.

Применение ФСА позволит устранить большую часть недоработок при проектировании конструкции, при изготовлении опытных образцов и в серийном производстве. ФСА базируется на предположении о том, что объектами исследования должны быть не продукты труда как таковые, а выполняемые ими функции, поскольку только они призваны удовлетворять какую-либо общественную потребность. В отличие от предметного подхода, при котором существующие конструкция или- процесс принимаются как нечто заданное и незыблемое, а снижение затрат может быть результатом лишь его усовершенствования, при использовании функционального подхода объект рассматривается как средство дбстиже-ния определенной цели — реализации комплекса необходимых потребителю функций. Достичь этой цели можно несколькими путями. В процессе ФСА ставится зада-

СПРОС (demand) — экономическая категория, присущая товарному хозяйству и проявляющаяся в сфере обмена. С. выражает платежеспособную общественную потребность в материальных благах, товарах и услугах, складываю-


Обслуживание основного Обслуживание предоставление Обслуживание составляют Обслуживание вычислительной Обслуживании потребителей Обслуживанию потребителей Объявленные дивиденды Обслуживающие подразделения Обслуживающих производств Обслуживают несколько Обстоятельства препятствующие Обстоятельство свидетельствует Обстоятельств предусмотренных вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика