|
Обострения конкурентной
Сегодня, по мере обострения конкуренции, роста издержек, падения роста производительности и ухудшения качества услуг, все большее число организаций обслуживания начинают проявлять интерес к маркетингу. Авиакомпании одними из первых в сфере обслуживания начали изучать своих клиентов и конкурентов и принимать позитивные меры, чтобы сделать воздушное путешествие менее обременительным и более приятным. Еще одной сферой деятельности, где маркетинг получил распространение в течение сравнительно короткого отрезка времени, стали банки. Поначалу банки представляли себе маркетинг как сочетание мер стимулирования с приветливостью, но сейчас они уже обзавелись маркетинговыми службами, системами информации, планирования и контроля 5 Биржевые маклеры, страховые компании и отели пользуются маркетингом по-разному. Есть среди них и лидеры, предпринимающие
По мере обострения конкуренции к маркетингу прибегает все большее число организаций обслуживания. Лидируют тут производители, начинающие заниматься оказанием услуг. Например, фирма «Сире» занимается маркетингом услуг уже много лет, совершая страховые и банковские операции, предоставляя консультации по расчету подоходного налога, осуществляя прокат автомобилей. В составе корпорации «Ксерокс» функционирует крупное учебное подразделение, а фирма «Гербер» содержит детские сады и продает страховые полисы.
Тенденции структурной перестройки мировой экономики и обострения конкуренции на мировых рынках охарактеризованы на примере рынков нефти, химической продукции, черных металлов и алюминия, т.е. отраслей, составляющих основу российского экспорта. В книге показано, что российская экономика в своем дальнейшем развитии не может больше опираться только на эти отрасли; она нуждается в серьезной структурной перестройке. Диверсификация нефтяных компаний страны может и должна стать составной частью этой перестройки.
По мере количественного развития сети банков, повышения уровня рыночного профессионализма банковских специалистов, в условиях крайней ограниченности финансовых ресурсов (прежде всего - денежных), объективно начали складываться предпосылки для обострения конкуренции меду банками, иными кредитными и финансовыми институтами. В Башкортостане указанный положительный процесс, к большому сожалению, был омрачен многочисленными фактами открытого вмешательства государственных властных структур на стороне "избранных" банков, что, несомненно, является грубым нарушением антимонопольного законодательства.
В современных рыночных условиях развития нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий в России, обострения конкуренции между отдельными заводами и нефтяными компаниями все более важными становятся вопросы повышения эффективности функционирования производства. И в первую очередь разрешение этих вопросов связано с улучшением методологии и инструментария производственного и инвестиционного планирования, решением задач оптимизации (с точки зрения максимизации получаемой прибыли или минимизации производственных затрат) производственных планов, отражающих различные сценарии изменения рыночного окружения и технологического состояния производства.
По мере усиления трудностей в экономике, связанных с экспортом японских товаров вследствие повышения курса иены, обострения конкуренции со стороны товаров из Юго-Восточной Азии, возрастания преград на пути японского экспорта в США и Западную Европу Япония увеличивала экспорт капитала. С 80-х годов задачей ее правительства стало расширение внутреннего спроса. Однако она оказалась неосуществимой. С середины 80-х годов гипертрофированное развитие в стране получили рынки спекулятивных активов (экономика «мыльного пузыря»). Крах на рынке недвижимости и корпоративных акций вызвал в японской экономике глубокую депрессию в 90-х годах.
В условиях обострения конкуренции на мировых товарных рынках особое внимание уделяется регулированию экспортного производства путем углубления внутриотраслевой специализации и кооперирования национальных фирм с иностранными. С целью углубления международной специализации государство стимулирует экспортную деятельность мелких и средних фирм. Принимаются меры по повышению роли экспорта сельскохозяйственной продукции, которая рассматривается как «зеленая нефть». Поощряется расширение сбыта машин и оборудования. Государство усиленно ориентирует предприятия на внешние рынки, создавая для них преимущества и переводя ресурсы в экспортное производство из отраслей, производящих продукцию на внутренний рынок. Государственное регулирование экспорта распространяет-
С целью ограничения государственного стимулирования экспорта товаров в условиях обострения конкуренции на мировых рынках регламентация международного кредита осуществляется в рамках ОЭСР. В начале 60-х годов достигнута договоренность членов ОЭСР об унификации сроков и процентных ставок по кредитам, доли покупательского аванса в контрактах на поставки судов. В 70-х годах достигнуто соглашение о предварительных консультациях по кредитам сроком более 5 лет и организован обмен информацией между правительствами. С 70-х годов применяются межгосударственные меры по ограничению субсидирования экспорта как средства конкурентной борьбы. В июне 1976 г. в рамках ГАТТ заключено «джентльменское соглашение» о единых условиях экспортных кредитов, субсидируемых государством, между США, Японией, ФРГ, Францией, Италией, Канадой, Великобританией вначале сроком на год. Затем оно было продлено до апреля 1978 г. и далее на неопределенный срок и распространено почти на все страны — члены ОЭСР. Договоренность стран ОЭСР об условиях экспортных кредитов, пользующихся государственной поддержкой, называется консенсусом. Главные элементы консенсуса единый размер авансового платежа — обычно 15% от суммы контракта; дифференцированные условия кредитов по трем условным группам стран (богатые, средние, бедные), определяемые исходя из ВВП на душу населения; максимальный срок погашения; минимальные процентные ставки. В консенсусе косвенно подтверждено право страны выходить за его рамки при условии предварительной информации участников соглашения (например, при снижении стоимости кредита).
Новые финансовые инструменты возникли в 80-х годах в результате обострения конкуренции банков на мировом рынке. Чтобы привлечь клиентуру и увеличить свои прибыли, участники мирового кредитно-финансового рынка — банки, фондовые биржи, специализированные кредитно-финансовые институты — создали гибрид разных финансовых документов, в том числе долговых инструментов, ценных бумаг, гарантированных активами банков, инструментов хеджирования. К ним относятся аннулируемый форвардный валютный контракт, владелец которого может его аннулировать при наступлении срока погашения; предельный форвардный валютный контракт, при наступлении срока которого обмен валют производится в установленных в контракте пределах их курсовых колебаний; «своп» с нулевым купоном, обмениваемым на купон с плавающей процентной ставкой; своп «цирк» в форме комбинирования валютного и процентного свопа; «своп-цион» — сочетание «свопа» и опциона; цилиндрический опцион — комбинированный валютный опцион продавца и покупателя; перпендикулярный спрэд, основанный на использовании опционов с одинаковым сроком, но с различной ценой; двойной спрэд — комбинация двух опционов «колл» и двух опционов «пут» с несколькими сроками исполнения; календарный спрэд — купля-продажа опциона одних и тех же ценных бумаг с разными сроками погашения. Сформировался рынок финансовых фьючерсов, финансовых опционов и «своп». Банки заключают срочные соглашения
Поэтому следует прогнозировать тенденции ослабления или обострения конкуренции на рынке и учитывать их при проведении оценки объекта недвижимости.
Накладные расходы — это еще одна позиция, требующая некоторого внимания. Во-первых, она включает амортизацию. Во-вторых, она включает такие статьи, как техническое обслуживание, которое руководство может легко сократить или увеличить, чтобы сгладить колебания дохода во времени. Что же касается выравнивания дохода, то техническое обслуживание можно свернуть в периоды оживленного спроса или обострения конкуренции. Если такая тактика кратковременна, то она серьезно не отразится на работе фирмы в будущем. В самом деле, покупатели заметят намного скорее приобретение низкокачественного сырья. В мировой практике государство гарантирует займы местных органов управления, национализированных предприятий и корпораций, специализированных кредитных учреждений, а также кредиты банков, предназначенные для муниципального жилищного строительства, экспортные кредиты и операции. В последнем случае государство берет на себя риски не только экономического характера (задержка платежа, неплатежеспособность должника), но и политического (неплатежи в результате революции, национализации и т. п.). Гарантии — это форма государственного регулирования в условиях неустойчивости экономической конъюнктуры, обострения конкурентной борьбы, поэтому операции такого рода постоянно расширяются.
В современных условиях западноевропейские и японские компании приобрели многие общие с американскими фирмами черты в применении принципов децентрализации в управлении. Это обусловлено усилением процессов концентрации и централизации производства под влиянием научно-технической революции и обострения конкурентной борьбы на мировом рынке. Прежде всего отмечается рост размеров западноевропейских и японских компаний, которые по оборотам приближаются к американским.
В мировой практике государство гарантирует займы местных органов управления, национализированных предприятий и корпораций, специализированных кредитных учреждений, а также кредиты банков, предназначенные для муниципального жилищного строительства, экспортные кредиты и операции. В последнем случае государство берет на себя риски не только экономического характера (задержка платежа, неплатежеспособность должника), но и политического (неплатежи в результате революции, национализации и т. п.). Гарантии — это форма государственного регулирования в условиях неустойчивости экономической конъюнктуры, обострения конкурентной борьбы, поэтому операции такого рода постоянно расширяются.
Цель, преследующая удержание рынка, предполагает сохранение предприятием существующего положения на рынке и благоприятных условий для своей деятельности, что требует принятия различных мер для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы.
2 В условиях обострения конкурентной борьбы стратегическая ориентация деятельности организации является одним из решающих факторов выживания и процветания.
Развитие производственно-технических международных связей является результатом обострения конкурентной борьбы на мировом рынке, что приводит к разделу сфер влияния в производстве, смещая конкуренцию из сферы сбыта в сферу производства. При таком подходе к понятию «производственно-технические связи» объектами этих связей выступают:
15. Гнилитская Е.В. Международный лизинговый рынок: управление рисками в условиях обострения конкурентной борьбы: Тез. докл. Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы — 2000». — М., 2000. — № 3. — С. 9-13.
Успешное функционирование крупного предприятия во многом зависит от сохранности и конфиденциальности данных, которыми оно оперирует. Следствием обострения конкурентной борьбы на компьютерном рынке и просто компьютерного хулиганства стало появление многих тыс,яч разновидностей компьютерных вирусов (специально разработанных коротких программ, искажающих и даже приводящих в негодность файлы, хранящиеся в ЭВМ, и нарушающих нормальную работу сетей ЭВМ). Известно также несколько случаев хищений крупных сумм из ведущих банков мира в результате компьютерной агрессии. Для успешной защиты от вирусов и «взломщиков» должны строго соблюдаться профилактические правила З.д. Важнейшие из них — регулярное (еженедельное или даже ежедневное) копирование важной информации на автономные носители, контроль внешних носителей с помощью антивирусных пакетов (Aidstest, Dr. WEB и др.), криптографическая обработка данных перед передачей по сети ЭВМ.
Хотя к настоящему времени промышленно развитые страны в основном отказались от использования в своей внешнеторговой политике количественных ограничений в прямой форме, по ряду товаров (особенно продукции сельского хозяйства, легкой промышленности) они продолжают применять эту форму регулирования импорта. По существу роль количественных ограничений выполняют сейчас и добровольные ограничения экспорта, которые формально вводятся странами-экспортерами, но на самом деле их заставляют вводить страны — импортеры этой продукции. Особенно активно требуют от своих партнеров использования добровольных ограничений экспорта США, которые таким путем добиваются сокращения поставок товаров из Японии, стран Западной Европы и даже из развивающихся стран. В последнее время под влиянием обострения конкурентной борьбы соглашения о добровольном ограничении экспорта распространяются не только на продукцию старых отраслей, но и новых наукоемких производств.
В этой главе рассматривается вопрос о том, каким образом стратегическое рыночное планирование облегчает адаптацию компании к внешним изменениям в условиях обострения конкурентной борьбы, показывается, что при ускорении рыночных трансформаций, нередко носящих непредсказуемый характер, требуются новые методы планирования. В главе исследуются основные элементы эффективной стратегии и объясняется, как следует применять стратегическое рыночное планирование на уровне корпорации в целом и ее подразделений.
В новых условиях делового мира — в условиях обострения конкурентной борьбы, когда увеличиваются объемы предложения и появляются новые виды товаров, — альянс является не просто одной из возможных форм развития, а, скорее, необходимостью. Как говорит Джим Келли, один из старших управляющих компании №5, заключившей целый ряд глобальных партнерских соглашений, «на смену старой истине "не способен победить — присоединяйся" приходит "присоединяйся — и ты непобедим"». Фактически все занимающиеся разработкой новых технологий программного обеспечения, телекоммуникаций, биотехнологий компании уже рождаются «глобальными». Не прошло и двух лет со дня основания компании HDM (электронные схемы), а она уже заключила соглашения о сотрудничестве в Японии и организовала группы развития в Канаде и России. «Все, что бы мы ни делали, связано с партнерами», — говорит Том Парметер, президент Protein Polymer Technopogies (производство биоматериалов). Для РРТ заключение партнерских соглашений имеет первостепенное значение — ведь продукция компании сама по себе не имеет шансов на рынке.
Определение конкурентных Определение максимально Определение маркетинговых Определение наилучшего Определение необходимой Определение нормативной Определение ожидаемых Определение организационной Определение параметров Объективно существующая Определение положения Определение предельного Определение производственных вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|