|
Образования населения
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ — капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, профессиональных знаний, опыта. От размеров Ч.и.к. зависят трудовые возможности работников, эффективность трудовой отдачи, производительность, культура и качество труда.
Документом, на основании которого осуществляется внедрение рациональных трудовых процессов, является карта организации труда, представляющая собой концентрированное изложение проекта организации груда, разработанного для определенного исполнителя на основе предварительных инженерных, экономических, санитарно-гигиенических, психофизиологических и других исследований. В ней приводятся рациональная последовательность и порядок выполнения действий и приемов рабочих, дается характеристика организации и обслуживания рабочих мест и участков, указываются нормы и размеры оплаты труда, определяются условия труда. В целях осуществления правильного подбора и расстановки кадров в карты организации труда включаются также требования к исполнителю, определяемые характером выполняемых операций. Так, к сварщику полупроводниковых приборов на операции «термокомпрессорное присоединение выводов с использованием микроскопа» предъявляются особые требования в отношении образования, квалификации, остроты зрения.
Технологии, используемые в организации, включают способы получения конечных продуктов, необходимые для этого сырье, материалы, технические средства и оказывают значительное воздействие на внутреннюю среду организации, определяя требования к уровню образования и квалификации персонала, воздействуя на мотивацию, методы стимулирования, нормы поведения, организационную структуру и культуру. Используемые технологии влияют также и на положение, которое занимает организация во внешней среде, ее конкурентную позицию, имидж. Это влияние усиливается с появлением высоких технологий, позволяющих производить сложные высококачественные продукты.
Особое место в организации занимают люди, несмотря на важность всех составляющих ее внутренней среды. От их способностей, образования, квалификации, опыта, отношения к труду, мотивации, поведения зависят в конечном счете результаты работы организации. Осознание того, что организация — это прежде всего работающие в ней люди, являющиеся ее главным богатством, меняет отношение к персоналу со стороны менеджеров. Они уделяют большое внимание подбору кадров, их включению в организацию, вкладывают средства в их обучение и повышение квалификации, занимаются мотивацией, продвижением по службе, карьерой, формированием организационной культуры. При реализации предпринимательского подхода в управлении организация рассматривается как сообщество предпринимателей, и люди, работающие в ней, должны ошущать себя чле-
общества, его демографические характеристики, такие, как уровень рождаемости, средняя продолжительность жизни, темпы роста численности населения, миграция, уровень образования, квалификации и т. п.
Социальная составляющая макросреды, влияя на уровень спроса, потребительские предпочтения, выбор рынков сбыта продукции, определяет основные параметры регионального рынка рабочей силы, от которого зависит выбор места расположения предприятия: наличие необходимой численности работников, определенный уровень их образования и квалификации, соответствие возрастным и другим требованиям. Стремление к здоровому образу жизни, изменившееся отношение к охране окружающей среды, появление новых традиций, ценностей и другие тенденции приводят к существенным социальным изменениям в долгосрочной перспективе. Это может для одних организаций открывать большие перспективы развития, а для других — определенные трудности и проблемы.
• точное соответствие деятельности уровню образования, квалификации и опыта персонала;
Отсюда главный стратегический курс - на высокий уровень образования, квалификации и этики работников; предоставление широкому кругу работников условий для расширения знаний, непрерывного повышения профессионального мастерства, самовыражения; использование пакетов многообразных программ мотивации и развитие организационной культуры.
ющие на деятельность организации. Она включает существующие традиции, ценности, привычки, этические нормы, стиль жизни, отношение людей к работе, вкусы и психологию потребителей. В нее входят социальная структура общества, его демографические характеристики, такие, как уровень рождаемости, средняя продолжительность жизни, темпы роста населения, миграция, уровень образования, квалификации и т.п.
Социальная составляющая макросреды имеет очень важное значение для организации. Она влияет на уровень спроса, потребительские предпочтения, выбор рынков сбыта продукции. Она определяет основные параметры регионального рынка рабочей силы, от которого зависит выбор места расположения предприятия: наличие необходимого количества работников, определенный уровень их образования и квалификации, соответствие возрастным и другим требованиям. Стремление к здоровому образу жизни, изменившееся отношение к охране окружающей среды, появление новых традиций, ценностей и другие тенденции приводят к существенным социальным изменениям в долгосрочной перспективе, что создает для одних организаций большие возможности для развития, а для других — серьезные угрозы для существования.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ — капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, профессиональных знаний, опыта, от размеров которого зависят трудовые возможности работников, эффективность трудовой отдачи, производительность, культура и качество труда. Даже в правительственных кругах стали в последнее время высказывать по этому поводу озабоченность. Давно миновали те годы, когда, используя иностранные патенты и лицензии, японская экономика ставила перед собой задачу "овладеть воспроизводимостью", для реализации которой было достатачно исполнительных, технически грамотных кадров. Сейчас гораздо важнее для страны создавать свое, принципиально новое, причем одновременно во многих областях - от науки до политики, от техники до культуры. Поэтому и усилилась критика в адрес школы, тиражирующей стереотипы и поощряющей главным образом "зубрил". Как это часто бывает в критической волне, есть для отрицательных оценок и основания, тем более что об этих отрицательных сторонах обучения более или менее энергично, но говорят давно. Есть в них и нарушение баланса, критический "перебор". Но, следуя истине, надо отметить, что повышение уровня образования населения сыграло исключительную роль в подъеме японской экономики в последние 40 лет.
На конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (ЮНСЕД) в Рио-де-Жанейро (1992 г.) была принята программа устойчивого развития на планете «Повестка на XXI век», одобренная международной общественностью. Этот документ, охватывающий все стороны жизнедеятельности, особо выделяет важнейшую роль регионов как основных единиц, где должна разворачиваться вся многогранная деятельность по обеспечению устойчивого развития. Это и необходимый уровень экологического образования населения, и природоохранные работы при землеустройстве, а в развитых регионах особое приобретают экобезопасные технологии промышленного
(...политики, формирование экологического мировоззрения, соз-системы воспитания и образования населения, нацеленной на мо-устойчивого развития...». Собственно и сама идея устойчивого разви-вызы вает много споров, включая определение, суть, цели, задачи, приоритеты и т.д., при явно бесспорном характере декларируемого подхода. Большинство исследователей полагают, что эволюция протекала по меха-устойчивого развития до тех пор, пока потребление общей продук-биосферы не превышало 1 %. Сегодня оно уже больше 10 % и возврат в прежнее состояние явно нереален. Следовательно, необходимо хотя бы зафиксировать нынешнее, ограничив собственное потребление и наладив возврат природных ресурсов.
2. Относительно низки уровень экологических знаний (элемент ской культуры) и степень участия в природоохранительной деятельности населения и в то же время проявляется желание углубить свои экологические знания. Следовательно, актуальными остаются проблема организации экологического образования населения, активизации экологического движения и необходимость дальнейших социологических
j, проводимые лабораторией регионализации УГНТУ в 1995 г. в производственном объединении "Уренгойгаз" показали, что на вопрос о причинах не участия в экологической деятельности респонденты указали, что считают, что экологической деятельностью должны заниматься специалисты, не хватает экологических знаний, отсутствуют организационные условия для включения в экологическую деятельность и т.д. /3/ Эти черты коррелируют с такими чертами российской ментальности как отсутствие навыков самооргани-/ привычка к реформам, проводимым сверху, тяготение к сильной руке /. Все эти особенности факторов детерминирующих формирование эколо-сознания и экологической культуры необходимо учитывать при ор-всех форм экологического образования, но особо при организации образования и просвещение широких слоев населения. В на-:щя образования населения делается очень мало. Большая часть информации по экологической проблематике, подаваемой средствами массовой информации, больше способствует невротизации населения, чем даёт экологи-I. В условиях, когда СМУ подают огромное количество информа-I, травмирующей психику обывателя, у населения проявляется упорная "во-
Уровень образования населения Японии очень рано достиг внушительных высот. Находившийся у японцев, в плену (1811—1813) капитан русского флота В. М. Го-ловнин был немало удивлен такому обстоятельству.
Этот показатель колеблется от 0,252 в Эфиопии до 0,960 в Канаде, а в России составляет 0,76; 2) индекс интеллектуального потенциала общества отражает уровни образования населения и состояния науки в стране. При его расчете учитываются: уровень образования взрослого населения, удельный вес студентов в общей численности населения, доля расходов на образование в ВВП, удельный вес занятых в науке и научном обслуживании в общей численности, удельный вес затрат на науку в ВВП. За период реформ в России названный индекс снизился с 0,71 в 1989 г. до 0,47 в 1997 г. Данная тенденция, по прогнозам, сохранится в ближайшие годы: в 2002 г. индекс интеллектуального потенциала составит 0,37; 3) человеческий капитал на душу населения, 4) коэффициент жизнеспособности населения характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения конкретной социально-экономической политики, осуществляемой на момент обследования в стране. Этот коэффициент измеряется по пятибалльной шкале. Установление балла ниже 1,5 означает кризисное положение, падение уровня и качества жизни до той черты, за которой начинается вымирание населения. По результатам исследования Всемирной организации здравоохранения, в 1995 г. коэффициент жизне-
Вместе с тем настораживают все более заметные попытки принизить роль технического и инженерного образования, которое оказалось в особо трудном положении. Сторонники его свертывания ссылаются при этом на опыт других государств, прежде всего США, где доля студентов этой отраслевой группы вузов в общем их числе меньше, чем в России. Однако при этом они не учитывают того, что в России уровень образования населения составляет 10,5 лет, в то время как в США - 14. Этим и объясняются различия в структуре рабочих мест.
* пилотные проекты в области государственной службы, малого бизнеса, использования средств массовой информации для экономического и бизнес-образования населения.
Этот показатель колеблется от 0,252 в Эфиопии до 0,960 в Канаде, а в России составляет 0,76; 2) индекс интеллектуального потенциала общества отражает уровни образования населения и состояния науки в стране. При его расчете учитываются: уровень образования взрослого населения, удельный вес студентов в общей численности населения, доля расходов на образование в ВВП, удельный вес занятых в науке и научном обслуживании в общей численности, удельный вес затрат на науку в ВВП. За период реформ в России названный индекс снизился с 0,71 в!989 г. до 0,47 в 1997 г. Данная тенденция, по прогнозам, сохранится в ближайшие годы: в 2002 г. индекс интеллектуального потенциала составит 0,37; 3) человеческий капитал на душу населения, 4) коэффициент жизнеспособности населения характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения конкретной социально-экономической политики, осуществляемой на момент обследования в стране. Этот коэффициент измеряется по пятибалльной шкале. Установление балла ниже 1,5 означает кризисное положение, падение уровня и качества жизни до той черты, за которой начинается вымирание населения. По результатам исследования Всемирной организации здравоохранения, в 1995 г. коэффициент жизне-
3. В постоянно изменяющемся глобальном мире компания должна отслеживать влияние шести основных факторов: демографического, экономического, природного, технологического, политического (законодательного) и социального (культурного). В демографической среде маркетологов интересуют темпы роста численности населения, изменение возрастной структуры, этнического состава и уровня образования населения, увеличение числа нетрадиционных семей, географические перемещения людей (миграции) и переход от массовых рынков к микрорынкам. Рассматривая экономическую среду, необходимо обращать внимание на распределение доходов, уровни цен, сбережений, задолженностей и доступность кредита. В природной среде следует выделить такие факторы, как сокращение запасов природных ресурсов, удорожание энергии, рост загрязнения окружающей среды и изменение роли государства в защите природы. В технологической среде выделяются ускорение научно-технического прогресса, появление все большего числа возможностей для открытий, увеличение ассигнований на НИОКР и ужесточение государственного контроля над развитием технологий. Политическая /законодательная среда требует от маркетологов соблюдения законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, и учета требований групп, защищающих общественные интересы. Наконец, социальная/культурная среда предполагает понимание отношения людей к самим себе, другим людям, различным организациям, обществу, природе и мирозданию. Необходимо знать, какие продукты соответствуют базовым, а какие — вторичным ценностям, и учитывать интересы различных субкультур, существующих в обществе.
Определение возможности Определение заработной Определении экономической Определении финансовых Объективную реальность Определении налоговой Определении очередности Определении перспектив Объемного показателя Определении результатов Определении стоимости Определении возможных Определению оптимальной вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|