|
Промыслового обложения
Особенно большие успехи достигнуты в послевоенный период, когда коренным образом изменился облик промыслового хозяйства на базе применения прогрессивных систем эксплуатации нефтегазоносных площадей с поддержанием пластовых давлений с начала их разработки с помощью законтурного и внутриконтурного заводнения, с интенсификацией процессов извлечения нефти и газа термическими, химическими и другими средствами.
Совершенствование технологической схемы сбора и подготовки нефти, газа и воды на месторождениях, широкое применение блочно-комплексных автоматизированных установок, концентрация основного промыслового хозяйства на центральных пунктах явились основой комплексной автоматизации технологических процессов. К настоящему времени комплексно-автоматизированные промыслы обеспечивают 72% общей добычи нефти.
Для дальнейшего относительного на единицу продукции уменьшения потребностей в капитальных вложениях в нефтегазодобычу имеются значительные резервы. Прежде всего это более широкое применение различных методов воздействия на нефтяные и газовые пласты для повышения коэффициента нефте-, газоотдачи. Так, увеличение коэффициента нефтеотдачи на эксплуатируемых месторождениях только на 10% дает возможность получить дополнительно сотни миллионов тонн нефти без затрат средств на поиски и разведку новых запасов, на бурение скважин, создание промыслового хозяйства. В одиннадцатой пятилетке намечается повысить нефтеотдачу пластов более ста месторождений и получить за счет этого дополнительно почти 25 млн. т нефти. Снижение стоимости работ по промысловому обустройству осуществляется за счет использования высокомощных групповых установок сбора и подготовки нефти и газа, кустового расположения скважин, телемеханизации и автоматизации процессов добычи нефти и газа. Широкое внедрение индустриальных методов создает объективные организационно-технические предпосылки для полной ликвидации сезонности в строительстве, для его удешевления и относительного снижения потребностей в капитальных вложениях, необходимых для развития этой отрасли народного хозяйства.
Снижение себестоимости добычи нефти и газа может быть обеспечено более широким применением различных методов воздействия на пласты и призабойные зоны; открытием и вводом в разработку новых месторождений; сокращением затрат на приращение единицы запасов нефти и газа за счет повышения эффективности геолого-разведочных работ; широким применением совместной раздельной эксплуатации одной скважиной нескольких продуктивных горизонтов; сведением к минимуму потерь нефти и легких фракций на промыслах; более полной утилизацией попутных газов; механизацией и автоматизацией всего промыслового хозяйства; пуском в эксплуатацию бездействующих скважин и т, д^_]
" Вначале пар закачивали с маломощных стационарных котельных установок, предназначенных для обогрева промыслового хозяйства, позднее — парогенератор-ной установкой ПГУ-1, производительность которой в 3—3,5 раза выше, чем у обычных наропередвижных
Особенно большие успехи на этом пути достигнуты в послевоенный период, когда коренным образом изменился облик промыслового хозяйства на ба.че применения прогрессивных систем эксплуатации нефтегазоносных площадей с поддержанием пла-стовых давлений с начала их разработки путем законтурного и внутриконтурного заводнения, с интенсификацией процессов извлечения нефти и газа термическими, химическими и другими средствами. Производство нефтепродуктов, а также сырья и
Совершенствование технологической схемы сбора и подготовки нефти, газа и воды на месторождениях, широкое применение блочно-комплектных автоматизированных установок, концентрация основного промыслового хозяйства на центральных пунктах стали основой комплексной автоматизации технологических процессов. К настоящему времени комплексно автоматизировано около 140 промыслов, которые обеспечивают 72 % общей добычи нефти. Полностью автоматизированные промыслы, работающие без обслуживающего персонала и управляемые на расстоянии 100—120 км, позволят не создавать производственных баз и коммуникаций.
Для дальнейшего относительного, на единицу продукции, уменьшения потребностей в капиталовложениях в добычу нефти и газа имеются значительные резервы. Прежде всего это более широкое применение различных методов воздействия на нефтяные и газовые пласты с целью повышения коэффициентов нефте- и газоотдачи. Так, увеличение нефтеотдачи на эксплуатируемых месторождениях только на 10 % дает возможность получить дополнительно сотни миллионов тонн нефти без затрат средств на поиски и разведку новых запасов, на бурение скважин и создание промыслового хозяйства.
Снизить себестоимость добычи нефти и газа можно более широким применением различных методов воздействия на пласты и призабойные зоны, открытием и вводом в разработку новых крупных месторождений, сокращением затрат на приращение единицы запасов нефти и газа, повышением эффективности геологоразведочных работ, широким применением одновременной раздельной эксплуатации одной скважиной нескольких продуктивных горизонтов, сведением к минимуму потерь нефти и легких фракций на промыслах, более полным использованием нефтяных газов, механизацией и автоматизацией всего промыслового хозяйства, пуском в эксплуатацию бездействующих скважин и т. д.
Капитальные вложения в нефтегазодобывающую промышленность расходуются также на создание системы заводнения промыслового хозяйства, общепромышленное обустройство района. Основная часть всех капитальных вложений приходится на долю буровых работ. Результаты производственно-хозяйственной деятельности буровых организаций влияют на эффективность хозяйственной деятельности всей нефтяной и газовой промышленности, так как затраты на сооружение скважин в основной части определяют себестоимость добычи нефти и газа,
Четвертая особенность — территориальная закрепленность предмета труда и обособленность производственных объектов (скважин), их индивидуальность и зависимость организации промыслового хозяйства от системы разработки месторождения. Территориальная закрепленность предмета труда вызывает зависимость выбора места расположения проектируемого предприятия от местных условий (рельеф местности, ее пересеченность, климатические условия, наличие леса, промышленных сооружений, жилья и др.). Усиление состава податной инспекции и введение ее на окраинах вызывалось осложнением задач местного податного управления и в особенности преобразованием промыслового обложения, реформой взимания окладных сборов с крестьян и предоставлением им льгот по выкупным платежам. Общее число уездных податных присутствий в 1902 г. достигло 500, при этом назначение на должность и распределение чиновников по губерниям осуществлял лично министр финансов С.Ю. Витте.
С.Ю. Витте считается одним из разработчиков основных положений столыпинской аграрной реформы. Сменивший его на посту министра финансов В.Н. Коковцов2 не проводил крупных реформ в области государственных финансов, а основную задачу своего ведомства видел в сведении бездефицитного бюджета. Во внутренней политике Коковцов был сторонником столыпинского курса. Значительное внимание на посту министра финансов он уделял изысканию источников для покрытия военных расходов. При нем помимо целого ряда военных займов были увеличены в 1905 г. пошлины с наследств, акцизы с пива, спичек, дрожжей, нефти, гербовый сбор. Были предприняты работы по пересмотру промыслового обложения и обложения наследств, по введению подоходного налога.
Систему промыслового обложения составляли: 1) сборы (пошлины) за право торговли и других промыслов, взимаемых по родам и видам торговых и промышленных действий, на основании внешних признаков (так называемая патентная система) и 2) дополнительный сбор с торговых и промышленных предприятий, облагаемых, сверх пошлин, процентным сбором по чистой прибыли и раскладочным сбором — по предполагаемой прибыли.
ряд существенных изменений. Увеличение казенного дохода от реформы промыслового обложения предварительно оценивалось в 13 млн руб. в год. Общие поступления по данному виду налогообложения Министерством финансов планировались в размере 54,8 млн руб.
Из личных промысловых занятий привлекался к обложению один лишь приказчичий промысел. При этом от промыслового обложения освобождалась целая группа лиц, занимающихся коммерцией, например лица, стоящие во главе акционерных предприятий.
С принятием Положения были приведены в систему и расширены льготы по промысловому налогу. От обложения промысловым налогом полностью освобождались: 1) предприятия, не преследующие коммерческих целей (например, казенная винная монополия, эксплуатация казенных лесов, но не казенные горные заводы, принимающие и частные заказы, а потому долженствующие быть поставленными в одинаковые условия с однородными частными предприятиями); 2) предприятия, имеющие значение общеполезных, служащие для народного здравия, образования, взаимного страхования (театры, цирки, музеи и т.п. зрелища и увеселения; столовые, чайные и буфеты, устраиваемые попечительствами, комитетами и обществами народной трезвости, а также содержимые (без отдачи в аренду) при воинских частях, при правительственных, общественных и сословных учреждениях и учебных заведениях; офицерские экономические общества, имеющие незначительные обороты); 3) всякого рода вспомогательные, пенсионные, похоронные и т.п. кассы служащих в учреждениях и торгово-промышленных предприятиях, на железных дорогах; 4) общественные ломбарды, ссудосберегательные товарищества и сберегательные кассы на начале взаимопомощи, сельские кредитные установления, потребительские общества; 5) всякого рода трудовые товарищества или артели — с основным капиталом, не превышающим 10 тыс. руб. на каждое предприятие, и числом наемных работников не свыше 4 в каждом трудовом товариществе или артели. Кроме того, от промыслового обложения были освобождены: сельское хозяйство (несшее бремя поземельного налога); первичная обработка продуктов собственного или арендного сельского и собственного лесного хозяйства; сельско-технические заведения, находящиеся вне городских поселений, в пределах исключительно собственных или арендуемых имений и земель и служащие для переработки продуктов собственного и частью местного сельского или собственного лесного хозяйства (заводы кирпичные, черепичные, гончарные, крахмальные, смолокуренные и для сухой перегонки дерева, маслодельни и сыроварни, с числом наемных рабочих не свыше 20, хотя бы и при употреблении механических двигателей); мелкие горные промыслы, производимые в пределах собственных или арендуемых земель (разработка торфяных залежей и формовка торфа, ломка и первичная обработка всякого рода камня, сланца, мела и т.п., добыча глины и болотной руды1); мел-
1 Эти же горные промыслы, производимые в чужих землях, а также разработка дерева в чужих лесах освобождались от промыслового обложения в том случае, если имели кустарный характер, т.е. производились сельскими обывателями, хотя бы и при помощи казенных рабочих, но не свыше четырех.
удостоверения, ограничивалась продажей с рук, с земли, с лотков галантереи, мелких железно-скобяных и щепных изделий, игрушек, фруктов и т.п. Закон 22 августа 1932 г. обязал Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ), органы прокуратуры и местные органы власти «принять меры к искоренению спекуляции, применяя к спекулянтам и перекупщикам заключение в концентрационный лагерь сроком от 5 до 10 лет без права применения амнистии». Частная торговля, носившая характер нелегальной спекуляции, превратилась из налогового правонарушения в уголовное преступление и не могла являться предметом промыслового обложения. Фактически субъектами обложения оставались только кустари и ремесленники, не применявшие наемного труда.
1. Арефьев Н. Роль бухгалтера в практике промыслового обложения // Счетоводство и хозяйство. — 1912. — № 12.
ла право на езду по городу в пароконной телеге. Кроме того, давались послабления в одежде. Купцы первой гильдии могли иметь загородные дачи, поместья. Им разрешалось ездить по городу в карете, запряженной четверкой лошадей. Их освобождали от воинской повинности, одеваться они могли по-благородному. Принадлежность к гильдии зависела от размера личного капитала: 10 тыс. руб. — первая гильдия, от 1 до 10 тыс. руб. — вторая гильдия; до 1 тыс. руб. — третья гильдия. В дальнейшем менялись размеры капитала для привязки к гильдии. После реформы промыслового обложения 1898 г. значение гильдий обесценилось, однако они продолжали существовать до 1917 г.
Если основанием для этого считать то, что все эти социальные взносы и налоги взимаются в известном проценте к заработной плате, то это очень шаткое основание. Никто нам не мешает хотя бы с завтрашнего дня и все остальные виды промыслового обложения определить в известном проценте к заработной плате, хотя теперь они начисляются на рубль оборота или на единицу продукта. Но станут ли от этого все эти налоги более родственными понятию заработной платы? Если же осно-
Чистую продукцию сельского хозяйства Фэлкус ,ис-цкслил именно дли 1913 г., а не в среднем за 1909— 1913 гг. В этом году и физический урожай и цены почти по всем сельскохозяйственным продуктам были выше, чем в среднем за пятилетие. Им были приняты во внимание местные вариации цен и более высокие цены городских и экспортных рынков, на которых продавалась очень большая часть продукции. Между тем Прокопович исключил доход коневодства от земледельческих перевозок на том основании, что стоимость перевозок учтена в ценности продуктов сельского хозяйства [54, стр. 35]. По транспорту Фэлкус увеличил цифры, взяв железнодорожный грузооборот но 1913 г. (вместо 1912 г. у Прокоповича), а по водному — воспользовался более высокими расчетами Госплана. Оборот торговли-этот автор взял не по промысловому обложению, а рассчитал товарную про- ' дукцию сельского хозяйства и промышленности, прохо* аящую через рыночный оборот, что дало большую сумму, поскольку данные промыслового обложения, безу* словно, преуменьшали товарооборот.
Производственных хозяйственных Производственных комплексов Производственных материалов Производственных оборотных Производственных отделениях Проектных технологических Производственных предприятиях Производственных ситуациях Производственных технологий Производственных взаимосвязей Производственным мощностям Производственным отделением Производственным потенциалом вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|