|
Психических процессов
Резко возрастут размеры и скорости почти всех типов судов. Повышение провозной способности нефтеналивных танкеров и сухогрузных судов будет происходить главным образом за счет увеличения их размеров, а судов для перевозки генеральных грузов — за счет повышения скорости хода. Размеры судов для массовых грузов, в частности танкеров, достигнут 500 тыс. per. т. Возможно, начнется строительство судов дедвейтом до 1 млн..т.
Повышение провозной способности морских судов будет сопровождаться повышением мощности судовых двигателей. Судовые дизели в ближайшем будущем будут применяться главным образом на судах где требуется мощность до 40 тыс. л. с. Начнется серийное производство газотурбинных установок. В более отдаленной перспективе их мощности повысятся до 60 тыс. л. с. Предвидится расширение строительства атомных реакторов для судов торгового флота, особенно для крупнотоннажных судов, перевозящих массовые грузы, быстроходных контейнеровозов и пассажирских лайнеров, для которых требуются двигатели повышенной мощности. Предполагается, что стоимость эксплуатации судовой атомной энергетической установки мощностью 100 тыс. л. с. к концу 70-х годов будет значительно меньше, чем любого другого типа судового двигателя подобной мощности.
ГРУЗОВОЙ ПЛАН (cargo plan) - план размещения грузов в грузовых помещениях судна. Необходим для правильного размещения грузов с учетом их свойств, полного использования провозной способности судна, разумной организации грузовых работ в портах погрузки и выгрузки, обеспечения мореходности судна.
несколькими нефтепродуктами загружают танкеры при перевозке нефтепродуктов из Владивостока и Находки на Сахалин, Камчатку, в Магадан и в порты Северного Ледовитого океана — Певек, Зеленый мыс и другие. При перевозке в одном танкере различных нефтепродуктов трубопроводы, соединяющие танки, перекрывают задвижками, а загрузку и выгрузку таких танкеров осуществляют по различным подводящим трубопроводам. Так, в один танкер может быть загружен автомобильный бензин, дизельное топливо и какой-либо сорт автотракторного масла. Перевозимый в танкере груз может быть заадресован в один или несколько портов, лежащих на пути следования судна. Такой метод особенно часто применяется при перевозке нефтепродуктов в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера. Это связано с небольшим потреблением нефтепродуктов в отдельных районах, недостаточностью вместимости резервуаров для обеспечения одновременного приема большой партии груза и необходимостью в этих условиях более рационального использования провозной способности танкерного флота.
В вариантах развития транспортной системы, предусматривающих строительство магистрально-разветвленных углепроводов, в соответствующий момент часть потока угольных грузов с железной дороги переключается на углепровод. В результате на железнодорожном транспорте создается резерв провозной способности, который и используется для перевозки приростных потоков других грузов без дополнительных капитальных вложений. Наряду с сокращением затрат на развитие железнодорожного транспорта возникает необходимость в дополнительных капитальных вложениях на создание системы разветвленных углепроводов. Последние определялись в соответствии с расчетами ВНИИПИгидро-ЗВУбопровода. 32
В железнодорожно-углепроводных вариантах развития транспортной системы до ввода в действие углепровода все электростанции обеспечиваются углем, транспортируемым железной дорогой. С момента подключения углепровода резерв провозной способности заполняется перевозками других народнохозяйственных грузов в течение пяти лет. В альтернативных вариантах развития железнодорожного транспорта предусматривается доставка угля в полном объеме на все рассматриваемые электростанции, а также транспортировка других народнохозяйственных грузов в том же объеме и в те же периоды, в каком они перевозятся в соответствующем железнодорожно-углепроводном варианте.
В нашей стране к причинам, пробудившим интерес к углепроводам, следует добавить намечаемую реконструкцию ряда электростанций на Урале и в центре страны для перевода их с нефтетоплива на газ и уголь; исчерпание провозной способности железных дорог, особенно в широтном направлении восток-запад. В пользу трубопроводного гидротранспорта свидетельствует все возрастающий дефицит трудовых ресур-' сов, особенно сильно сказывающийся в районах Сибири.
На основе расчетов, оценок «человеческого фактора», прогнозных оценок в отношении поступления ресурсов, возможностей флота, провозной способности железнодорожных новостроек и других недостаточно определенных факторов вырабатываются приемлемые решения, которые закладываются в проект организации работ.
Система распределения сжиженных углеводородных газов состоит из двух основных производственных звеньев: газораздаточной станции (ГРС) или кустовой базы сжиженных газов (КБ) и транспорта, осуществляющего доставку газа потребителям. Между этими звеньями газораспределительной системы имеется прямая технологическая связь, обусловливающая необходимость полного соответствия не только мощности (пропускной способности) ГРС или КБ и провозной способности транспорта, но и самой технологической схемы станции или базы принятому способу, доставки газа потребителям. Сжиженный газ транспортируется потребителям, как правило, автотранспортом — в автоцистернах и в баллонах бортовыми машинами. Каждый из способов транспорта газа требует наличия на ГРС или КБ некоторых специфических сооружений, например наполнительного отделения, склада хранения и выдачи наполненных баллонов, отделения приема и осмотра пустых баллонов, а также установки для слива тяжелых остатков при транспорте газа в баллонах, газораздаточных колонок при транспорте газа в автоцистернах и т. п.
б) по внутрирайонному транспорту энергоносителей предусмотреть возможность взаимоувязанных изменений пропускной и провозной способности всех специализированных видов транспорта (диаметра газопроводов, сечения ЛЭП и т. д.), а также их технико-экономических характеристик в соответствии с изменениями режима и объема расхода каждого энергоносителя;
Единственным звеном энергетической цепи, требующим проработки проектного типа, является система внутрирайонного транспорта (распределения) энергоносителей. Однако необходимо разработать лишь один базисный вариант схемы соответствующих коммуникаций, основным требованием к которому является трассировка всех транспортных линий, необходимых для обеспечения подачи каждого из энергоносителей ко всем возможным его потребителям. При этом сложной и трудоемкой работой является только разработка базисного варианта схемы межпоселковых сетей. Трассировка же ограниченного числа новых отводов и ответвлений со степенью точности, достаточной для укрупненного определения их протяжения, как правило, не представляет трудности. Затраты на отводы и межпоселковые сети определяются на основании укрупненных показателей на единицу их протяжения в зависимости от пропускной (провозной) способности. память. Эта линия исследования, столкнувшись с серьезными трудностями в связи с увеличением числа структурных моделей частных психических процессов, привела к пониманию К. как направления соц. психологии, задачей которого является доказательства решающей роли знания в поведении субъекта. При таком более широком подходе центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в т.ч. о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций, индивидуальных различий и личности.
ность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний индивида. Два компонента Т. — активность и эмоциональность — присутствуют в большинстве классификаций Т. Активность поведения индивида характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты его реакции; эмоциональность — особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество. Различают собственно Т. как определенное устойчивое сочетание псходинамических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении, и его организационную основу. Известны три основные системы объяснений сущности личности: гуморальная (Гиппократ в V в. до н.э. предложил связывать состояние организма человека с соотношением различных жидкостей, циркулирующих в нем, и дал названия четырем основным типам Т. — холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик, которые используются до настоящего времени); конституционная (исходит из различий в конституции организма); третья система связывает типы Т. с деятельностью центральной нервной системы (выделяют такие свойства нервной системы, как силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов). В настоящее время при рассмотрении Т. произошло соединение в названии перечисленных характеристик индивида; сильный, уравновешенный, подвижный индивид соответствует Т. сангвиника, сильный, уравновешенный, инертный — Т. флегматика, сильный, неуравновешенный — холерика, слабый — Т. меланхолика. Т. личности определяет ее поведение, которое проявляется: у холериков — бурными реакциями, открытостью, резкими сменами настроения, неустойчивостью и общей подвижностью, выраженной рациональностью; у флегматиков — медлительностью, устойчивостью, замкнутостью, слабым внешним выражением эмоциональных состояний, логичностью суждений; у меланхоликов — неустойчивостью, легкой ранимостью, необщительностью, склонностью глубоко и эмоционально переживать возникающие сложности как в работе, так и личной жизни; у сангвиников — подвижностью, склонностью к смене впечатлений, общительностью. Т. не характеризует содержательную сторону личности и не определяет непосредственно ее содержательные черты. ТЕНДЕНЦИЯ — направленность во взглядах или действиях; стремления, свойст-
Интенсивность психических процессов, скорость реакций на раздражитель, уровень мотивации определяются составом и структурой информации. Время реакции человека при самых благоприятных условиях изменяется от 100 до 150 мс; скрытый период реакции перевода взора по предварительной инструкции составляет 200 мс; время реакции зависит от возраста человека (у пожилых людей удлиняется на 60 мс), профессиональной подготовки, состояния здоровья, на прекращение действия от места источника света в зоне отбора время реакции может разниться в 1,2—2,5 раза.
функциональных систем организма, психических процессов и психофизиологической сферы, необходимые для осуществления тру-довой деятельности.
Эффективность всякой работы в значительной степени зависит от типа нервной деятельности, так как известно, что интенсивность психических процессов, скорость реакций на разные раздражители, величина чувствительности и другие свойства, определяющие поведение человека в различных ЧМС, производственных ситуациях, в зависимости от темперамента, степени удовлетворенности работой, возраста и других показателей, не остаются постоянными. Так, время простой сенсомоторной реакции человека при самых неблагоприятных условиях колеблется в пределах 100—1500 мс и является функцией состояния здоровья, образования, пола, степени тренированности и других факторов; реакция на прекращение действия света на 13,5% короче, чем на его появление; у пожилого человека она на 60—70 мс длиннее, чем у молодого. Все эти объективные характеристики человека определяют уровень его работоспособности и целенаправленного поведения.
В состоянии продуктивной деятельности человек с большей легкостью запоминает знаки, образы, движения, быстро и без особых затруднений отыскивает и воспроизводит их в нужное время. В основе этого лежит функция памяти — один из сложных психических процессов, в результате которого происходит накопление знаний, навыков, жизненного, профессионального опыта, мудрости и т. д. Человек обладает разными видами памяти. Он помнит слова, сигналы, картины, ситуации, мелодии, движения, чувства, обстоятельства, способы действия и т. д. Накопление этой информации обязано различным типам памяти: наглядному (все
Первая группа факторов изучается промышленной гигиеной, вторая—-инженерной психологией. В комплексе обе группы впервые стали изучаться эргономикой. Последняя установила, в частности, тесную взаимообусловленность между факторами различных групп. Впервые было показано, что информационные нагрузки на рабочем месте могут оказать более глубокое и тяжелое воздействие на состояние, эффективность и безопасность труда человека, чем, например, шум, метеоусловия, освещенность и другие санитарно-гигиенические факторы. Последние способны существенно изменять естественное состояние психических процессов.
Безопасность и эффективность целесообразного труда в значительной степени зависят от типа нервной системы. Общепризнано, что в зависимости от темперамента, степени удовлетворенности работой, возраста и других показателей изменяются интенсивность психических процессов, скорость реакции на различные раздражители, чувствительность.
природу психических процессов. Таким образом, между физиологией и психологией труда существует определенное единство. Психические явления, связанные с процессом труда, весьма и весьма разнообразны. Человек получает представление об отдельных свойствах окружающих его предметов (цвет, масса, запах, тепло, холод и т. п.) через ощущения, являющиеся простейшей формой отражения материального мира в сознании людей. Однако вещи различаются не по их единичным, отдельным свойствам, а по совокупности различных свойств. Для познания их в целом на помощь приходит восприятие, представляющее собой отражение в нашем сознании всей совокупности различных свойств предметов и явлений в результате воздействия их на органы чувств. По сравнению с ощущениями — это более сложный и более активный психологический процесс. В трудовой деятельности восприятие окружающих предметов тесно переплетается с выполнением трудовых действий (приемов, движений), что происходит в результате тесного взаимодействия двигательного анализатора с зрительным, слуховым и другими анализаторами.
При разработке сменного режима работы определяются общая величина времени на отдых, распределение этого времени на протяжении смены (перерывы в работе и их продолжительность), характер отдыха. Для этого проводятся глубокие физиологические и технико-экономические исследования, в процессе которых устанавливаются данные, характеризующие изменения в течение рабочего дня деятельности функциональных систем организма работающих (зрительного, слухового и двигательного анализаторов, - 72JV 5678 психических процессов, состояния сердечно-сосудистой, терморегуляционной и других систем жизнеобеспечения), а также данные, характеризующие динамику производственных показателей (выработка продукции, брак, время выполнения операций, простои оборудования и т. п.).
ПОНИМАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Промышленного применения Промышленном комплексе Промышленность машиностроение Промышленность производство Промышленность выпускает Промышленности характерен Профессиональные финансовые Промышленности находятся Промышленности определяется Промышленности отдельных Промышленности показатели Промышленности предприятия Промышленности применяют вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|