Психологические характеристики



Понятие и факторы групповой сплоченности. Психологическая совместимость. Практическое определение групповой сплоченности. Отличия сплоченных и не сплоченных групп. Субкультуры сплоченных групп.

Для того чтобы возникновение и действия психологических групп не снижали эффективности деятельности коллектива в целом, необходимо с особым вниманием подходить к формированию коллектива. Степень общности социальных установок и интересов работников определяет психологический климат в коллективе. Обеспечение здорового психологического климата во многом зависит от рационального подбора кадров. Формирование коллектива должно осуществляться исходя из психологической совместимости работников, общности потребностей и интересов, отсутствия эгоцентрических устремлений. Психологическая совместимость характеризует способность членов группы к совместной деятельности при оптимальном сочетании личных качеств каждого члена группы.

— — сложный 118 Промышленное предприятие 17, 25 Промышленный робот 137 Психологический климат 184, 284 Психологическая совместимость 284 Планы встречные 218

Общими критериями по подбору кадров являются: образование, практический опыт работы, психологическая совместимость, умение работать в коллективе.

• психологическая совместимость;

• способность к психологическим контактам, психологическая совместимость к соратникам;

Значительное влияние на СП К оказывает профессиональная и психологическая совместимость членов коллектива. Игнорирование или недооценка фактора совместимости при формировании отделов и подразделений организации (учреждения) может привести к конфликту и даже развалу коллектива. Совместимость работников проявляется в их способности согласовывать свои действия в различных видах деятельности. Психологическая совместимость — это наиболее благоприятное сочетание свойств у членов группы, которое обеспечивает успех общего дела и личное удовлетворение от работы. Для достижения совместимости надо, чтобы люди по одним важным характеристикам были сходны между собой, а по другим — дополняли друг друга.

В СП при договоре с иностранным партнером о совместном производстве, где вкладываются собственные инвестиции, стороны воспринимают имидж партнера по следующим критериям: состоятельность, в том числе банковский аудит; год образования МП, размер основного и оборотного капитала, численность работающих, динамика прибыли; репутация среди конкурентов, с кем налажены наиболее успешные связи и проекты; психологическая совместимость фирмы через статус «морального лица»; уточняется круг гарантов со стороны банков, властных структур и т.д.

Создание команды является одним из самых важных дел менеджера. Можно сказать, что команда — его основной инструмент работы. Недаром, меняя место службы, менеджер часто «перетаскивает» за собой и свою команду. Большое значение имеет психологическая совместимость членов команды. В ней не должно быть случайных людей. Возникновение ссор и раздоров в команде сильно снижает ее эффективность. Поэтому зачинщиков ссоры целесообразно удалить из команды, даже если их профессионализм высок.

Сам факт разнообразия типов, взаимных влияний на деятельность подводит к осознанию такого явления, как психологическая совместимость. Это один из важнейших внутренних факторов, влияющих на психологический климат коллектива.

Психологическая совместимость определяется как такой эффект сочетания людей, который дает максимальный результат деятельно-


где: В — восприимчивость организации к нововведениям; Л — личностно-психоло-гические характеристики работников организации; С — характеристики организационной структуры (структурные переменные); К — характеристики внешнего окружения и межорганизационных связей (контекстуальные переменные). Лич-ностно-психологические характеристики работников рассматриваются с точки зрения руководителей и прочего персонала. Личностно-психологическая характеристика руководителей включает следующие переменные: установка к нововведениям; половозрастные характеристики; профессионализм; "космополитизм"; место в организации иерархии; идеология (консерваторы, либералы и т.п.); заинтересованность в служебном росте; склонность к риску. Личностно-психологические характеристики персонала включают следующие переменные: информационные контакты; осведомленность и мотивиро-

Это свойство информации мы называем ее избирательностью 4, с. 99]; однако, нельзя не подчеркнуть, что она может быть рассмотрена не столько как отрицание редкости, сколько как ее высшее проявление. Не уровень доходов или общественное положение, мироощущение, психологические характеристики, способности к обобщениям, память и так далее — вес то, что обычно называют интеллектом и что не может быть приобретено с той легкостью, с какой присваивается материальное богатство, — является лимитирующим фактором, реально позволяющим пользоваться доступной всем информацией лишь ограниченному числу людей, становящихся ее подлинными владельцами. Впервые в истории условием собственности оказывается не право распоряжаться благом, а способность им воспользоваться, и люди, достигшие этих возможностей, естественным образом

• социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.;

Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более активно идет в коллективах рыночного типа. Так, 91 % опрошенных считают, что среди членов трудовых коллективов стала складываться атмосфера взаимной требовательности и ответственности, изменилось (в лучшую сторону) отношение к труду и распределению его оплаты, 82 % опрошенных работников массовых профессий интересуются и "болеют" за успехи своих коллег. Таким образом, чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.).

Психологические характеристики

Если производители товаров и владельцы марок сталкиваются с сильным влиянием референтных групп, необходимо установить возможные методы влияния на носителей их мнения. Носители мнения — индивиды, которые в неформальном разговоре дают советы или информацию по конкретным продуктам или товарным категориям: какую марку лучше выбрать или как использовать тот или иной продукт. Носители мнения есть в любом социальном слое, любой индивид может быть носителем мнения в области некоторых продуктов и следовать мнению других, покупая незнакомый товар. Маркетологи стремятся определить носителей мнения, изучая их демографические и психологические характеристики, газеты и журналы, которые они читают.

Ученые-разработчики должны воплотить в материальной форме не только все необходимые функциональные характеристики товара, но и его психологические характеристики. Как потребители будут реагировать на различные расцветки, размеры, массу и другие материальные качества товара? Например, желтый цвет эликсира для полоскания рта напоминает об «антисептичности» (Listerine), красный - об «освежающих свойствах» (Lavoris), а голубой - о «прохладности» (Scope). Маркетологи должны снабдить разработчиков информацией о том, какие свойства товара нужны потребителю и по каким признакам потребитель судит об их наличии.

Тестовая проверка позволила также образно сформулировать отрицательные психологические характеристики предпринимателя:

Тестовая проверка позволила также образно сформулировать отрицательные психологические характеристики предпринимателя:

5. Эстетико-психологические характеристики автомобиля.

5. Эстетико-психологические характеристики.


Промышленном комплексе Промышленность машиностроение Промышленность производство Промышленность выпускает Промышленности характерен Профессиональные финансовые Промышленности находятся Промышленности определяется Промышленности отдельных Промышленности показатели Промышленности предприятия Промышленности применяют Промышленности производстве вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика