Психологические особенности



Обследованные нами термохимические установки, например, состоят из пяти одновременно работающих котлов, оснащенных 40 различными приборами, индикаторами. В структуре сенсомотор-ного поля оператора более 60 различных регуляторов, приборов настройки, кнопок, рычагов и других органов управления. Инженерно-психологические исследования показали, что фактическое соотношение между возможностями и ограничениями человека-оператора цеха ППН и характеристиками ЧМС не является оптимальным. Ряд важнейших элементов индикации и управления размещены, например, за пределами зон нормального обзора и досягаемости (на расстоянии 1—3 м).

Инженерно-психологические исследования показывают, что, несмотря на очевидное различие в составе и структуре труда рабочих различных профессий, в функциональном отношении все виды операторской деятельности содержат много однозначных компонентов физической, психофизиологической и психологической деятельности [36]. Это означает, что все огромное количество рабочих профессий, которые имеются в настоящее время на предприятиях газовой промышленности, можно объединить в 15—20 категорий комплексной операторской деятельности. При этом каждая категория будет включать одновременно ряд профессий с примерно одинаковым функциональным содержанием труда.

водимые психологические исследования показывают, что каждая из данных характеристик вызывает определенные ассоциации у воспринимающего. Данные ассоциации могут не соответствовать реальности, создавать неверный образ воспринимаемого. Однако они оказывают очень сильное влияние на восприятие. В разных странах и культурах может быть различное толкование этих характеристик человека, что может приводить к еще более существенному искажению восприятия. В наибольшей степени данное замечание относится к трактовке жестикуляции и мимики человека, так как отдельные жесты или же определенное выражение лица могут иметь диаметрально противоположный смысл.

лей». В этом заключается принципиальное отличие менеджеров от руководителей предприятия старого стиля. Одна из функций М. заключается в том, чтобы создавать рентабельное предприятие на основе имеющихся людских и материальных ресурсов. Предприятие должно быть в состоянии поставлять товары лучшего качества по более низкой цене или предоставлять лучшие услуги, чем услуги конкурентов. М. позволяет предприятию быть нечто большим, чем суммой его отдельных компонентов — капитала и сотрудников. Без знаний М. молодым предпринимателям никак не обойтись. Концентрируясь на изучении функций управления (планирование — организация деятельности — мотивация — контроль), М. опирается на социально-психологические исследования, практику регулирования управленческих процессов и деловых игр, а также на конкретный опыт. От каких ошибок должен избавляться менеджер? Популярные в США авторы М, Вудкок и Д. Френсис предлагают следующий список одиннадцати потенциальных ограничений:

Психологическая служба проводит индивидуально-психологические исследования деловых, организаторских и личностных качеств работников; разрабатывает и реализует программы психологического и психолого-управленческого образования; консультирует работников с целью оптимизации психологического состояния работников и коллективов; вырабатывает предложения по структуре управления и состава подразделений.

психологические исследования причин текучести, разработка и осуществление эффективных мероприятий, направленных на устранение этих причин.

Психологические исследования показали, что успокаивающий, стабилизирующий эффект, который оказывают механизмы позиции на человеческую психику, сильно уменьшается, если человек находится в состоянии стресса. Изменения в позициях, обычно занимающих недели или месяцы, могут произойти в течение часов, минут или даже секунд. Это не удивительно, так как любому, столкнувшемуся с большой угрозой, несомненно, приходится импровизировать с огромной скоростью.

в) Психологические или социально-психологические исследования.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ — изучение закономерностей функционирования общества в целом или его отдельных подсистем. Методами И.с. являются наблюдение, интервьюирование, анкетирование. Разновидность Их. составляют соц.-психологические исследования, направленные на выявление закономерностей взаимодействия психологических и соц. факторов межличностный и групповой деятельности, особенностей различных соц. групп, развития личности. Их. служит важным источником информации для решения соц. вопросов управления производством.

Однако психологические исследования последних лет показали, что эффективность управленческой деятельности во многом зависит от интегральной характеристики способностей менеджера. С точки зрения управленческой практики высоко ценится не тот менеджер, который удовлетворяет тем или иным требованиям в отдельности, а тот, кто обладает общей способностью к управленческой деятельности.

III. Психологические исследования


культуры, нравственных ценностей, навыков и норм соц. поведения. Человек способен и к самовоспитанию, т.е. целеустремленному совершенствованию своих интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств, умения вести себя при общении с др. людьми. В производственных условиях, работе с персоналом важно способствовать глубокому осознанию сотрудниками нравственных ценностей общества, требований трудовой морали и профессиональной этики. Менеджер, руководитель любого ранга должен учитывать психологические особенности отдельных личностей и соц. групп при выборе форм и методов воспитательного воздействия, показывать личный пример. ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К НОВОВВЕДЕНИЯМ — способность работников или организации воспринимать нововведения. В. к н. определяется временем внедрения конкретного нововведения либо общим числом нововведений, принятых к освоению данным работником или данной организацией к определенному моменту времени. Чем раньше будет достигнуто решение о внедрении или чем больше будет освоено нововведений к данному моменту времени, тем выше восприимчивость работника или организации к нововведениям. Общую модель восприимчивости организации к нововведениям можно представить в виде:

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА - область науки психологии, изучает психологические особенности различных видов трудовой деятельности в их зависимости от общественно-исторических и конкретных про-

СПОСОБНОСТИ — индивидуально-психологические особенности личности; условие успешного выполнения определенного вида деятельности. С. — предмет специального изучения в XIX в. Англ, психолог и антрополог Ф. Гальтоном (1822— 1911) выполнил экспериментальные и статистические исследования различия людей, разработал учение о существовании индивидуально-психологических различий между людьми. С. обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при пр. равных условиях быстро, основательно и прочно освоит способы ее осуществления и организации. В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные С. Одна и та же С. может быть условием успеха в различных видах деятельности. Напр., успех в занятии бизнесом может быть следствием математических С. все просчитывать на несколько шагов вперед или С. к установлению контактов с самыми разными людьми, а С. к математике может привести к значительным успехам в шахматах, в бизнесе, программировании. Данное положение обеспечивает возможности широкой компенсации С. Одним из важных моментов в процессе обучения и воспитания является вопрос о сензитивных периодах, т.е. наиболее благоприятных периодах становления С. Предполагается, что процесс формирования С. происходит на основе задатков. Качественный анализ С. направлен на выявление индивидуальных характеристик человека, необходимых для эффективного осуществления какого-либо конкретного вида деятельности. Количественные измерения С. характеризуют меру их выраженности. Наиболее распространенной формой оценки степени выраженности С. являются тесты (тесты достижений, интеллекта, креативности). Изучение конкретно-психологических характеристик различных С. позволяет выделить общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. Уровень и степень развития С. выражают понятие таланта и гениальности.

ЭКСТРАВЕРТ — человек, психологические особенности которого выражаются в сосредоточении своих интересов на внешнем мире, внешних объектах, иногда за счет собственных интересов, принижения личной значимости. Э. свойственны импульсивность поведения, активность в жестах, общительность, проявление инициативы (иногда излишней), соц. адаптированность, открытость внутреннего мира.

ЭТИКЕТ СЛУЖЕБНЫЙ - система личностных взаимоотношений руководителя с подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами. Определяющий принцип Э.с. — сотрудничество и взаимопонимание. Руководитель, строя свои взаимоотношения с подчиненными на деловой основе, должен хорошо знать психологические особенности каждого работника. Э.с. обеспечивает установление личных контактов, содействует решению деловых вопросов, формирует благоприятную соц. и психологическую атмосферу в коллективе.

При составлении внутренних отчетов следует учитывать психологические особенности менеджера. Так, необходимо знать, какую форму представления информации он предпочитает (табличную или графическую), каковы его планы и пожелания, стиль работы и т.д.

При составлении внутренних отчетов следует учитывать психологические особенности менеджера. Так, необходимо знать, какую форму представления информации он предпочитает (табличную или графическую), каковы его планы и пожелания, стиль работы и т.д.

программа должна учитывать исторические, геополитические, экономические особенности страны и социально-психологические особенности населения;

При составлении внутренних отчетов следует учитывать психологические особенности менеджера. Так, необходимо знать, какую форму представления информации он предпочитает (табличную или графическую), каковы его планы и пожелания, стиль работы и т.д.

Отметим, что в отличие от бухгалтера аудитор находится в еще более сложной позиции, поскольку ему с необходимостью приходится учитывать психологические особенности как бухгалтеров, с которыми необходимо взаимодействовать в ходе проверки, так и заказчиков аудита.

Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более активно идет в коллективах рыночного типа. Так, 91 % опрошенных считают, что среди членов трудовых коллективов стала складываться атмосфера взаимной требовательности и ответственности, изменилось (в лучшую сторону) отношение к труду и распределению его оплаты, 82 % опрошенных работников массовых профессий интересуются и "болеют" за успехи своих коллег. Таким образом, чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.).


Промышленном предприятии Профессиональные бухгалтеры Промышленность развивалась Промышленности энергетики Промышленности характерны Промышленности используют Промышленности необходимо Промышленности органического Промышленности относится Промышленности постоянно Промышленности представляется Промышленности продукция Профессиональные объединения вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика