|
Психологические установки
ПОТРЕБНОСТИ. Потребность есть внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо. Мы вернемся к этому вопросу при объяснении мотивации, а пока скажем лишь, что к базисным потребностям относятся, в основном, потребности физиологические (потребность в пище, питье, тепле), а также психологические потребности причастности, принадлежности к обществу или группе людей. Многие люди, как представляется, имеют потребность к власти и влиянию, но это может долгое время не проявляться, пока не будут удовлетворены их базисные потребности. Если они не удовлетворены, человек бессознательно будет стремиться к их удовлетворению.
8. Физические и психологические потребности человека, условия надежной работы при эмоциональном стрессе, исключение видов деятельности, приводящих к усталости, монотонности; возможность отдыха и расслабления операторов; подзадачи, требующие от оператора высокой бдительности в течение длительного времени; обеспечение работающих в системе адекватной информацией о результатах деятельности.
1 В этом ключе рассматривает проблему потребительского выбора и такой видный представитель институционализма, как Дж. Гэлбрейт (1909—1993), американский экономист и социолог. Он различает потребности биологические и психологические. К последним относятся потребности в личном успехе, престиже, сознании собственной привлекательности и т.д. Психологические потребности возникают под влиянием внушения и подражания, ими легко управлять, тогда как в состоянии нужды потребности строго выверены и взвешены. Психологические потребности вызываются средой и изменчивыми нравами, а капризная мода делает их ненасышаемыми. На основании этого Гэлбрейт делает вывод, что, несмотря на то что в богатом обществе свобода выбора растет, сам выбор становится все менее взвешенным и осмотрительным. Значение потребительских оценок возрастает, а их надежность падает. Это не в последнюю очередь связано с тем, что сама власть выбора переходит к производителю.
Потребности есть внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо. К базисным потребностям относят в основном потребности физиологические (потребности в пище, питье, тепле), а также психологические потребности причастности, принадлежности к обществу или определенной группе людей. В том числе многие люди имеют потребность к власти и влиянию, но это не проявляется, пока не бывают удовлетворены их базисные потребности. Если потребности не удовлетворены, человек будет бессознательно стремиться к их удовлетворению.
Вторичные потребности — по природе своей психологические (потребности в успехе, уважении, привязанности, власти, принадлежности к кому или чему-либо).
Доктрина «человеческих отношений» концентрирует внимание на тех факторах, которые очень мало учитывались Ф. Тейлором: на чувствах рабочего, его поведении, настроении и т.п. Эта доктрина исходит из того, что человека можно заставить работать более производительно, если удовлетворить его определенные социальные и психологические потребности.
В мотивации организационного поведения особую роль играет свобода как осознанная необходимость, ограниченная структурными особенностями и философией организации. Наличие свободы в организационном окружении выдвигает на первый план психологические потребности в мотивации персонала. Развитое чувство свободы и собственного достоинства при их прямом или косвенном ущемлении пробуждают огромную психическую энергию, нацеленную на конфликт. В других случаях недогрузка в работе и соответственно низкий производственный статус могут явиться причинами конфликта так же, как и перегрузка, которая не всегда имеет ожидаемое признание.
Вторичные потребности по своей природе связаны с культурным укладом и осознаются в соответствии с жизненным опытом. Среди них заметное место занимают социально-психологические потребности. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо. Люди имеют различный жизненный опыт, поэтому вторичные потребности людей сильно различаются.
тельную ценность, удовлетворяя определенные психологические потребности. Основа этой добавленной ценности — уверенность в том, что данная марка качественнее или предпочтительнее аналогичных изделий конкурентов. В табл. 6.1 перечислены наиболее успешные торговые марки в мире, их оценочная стоимость, а также процент от рыночной капитализации фирмы, приходящийся на марку.
стоимость, способствует повышению конкурентоспособности. Маркированные товары на мировом рынке обычно на 15-20% дороже немаркированных. Право на товарный знак охраняется законом. Незаконное использование признается преступлением в сфере экономической деятельности. Фирма, желающая использовать товарный знак другой фирмы, может это сделать только за договорные лицензионные отчисления. Товарный знак, превращая товар в символ особой ценности (престижа, например), удовлетворяет психологические потребности покупателя, вплоть до превращения подобного доверия в слепое: Во всех странах мира по причинам технического, торгового и психологического характера выступает объектом специального законодательства. Однако, несмотря на то что система «камбан» ориентирована на сугубо японские средства трудовой мотивации и национальные социально-психологические установки, внедрение этой системы в других странах также способствует росту эффективности производства (хотя и не в таких масштабах, как в Японии). Об этом свидетельствует пример английской компании «Роллс-Ройс», которая использовала элементы системы «камбан» в своем цехе по производству компрессорных и турбинных лопаток для реактивных двигателей (см. {66]).
Но желание перенести на российскую почву зарубежные экономические модели может приводить и приводит к произвольному объединению подходов, присущих различным культурам (американского стиля управления и японской организационной структуры). Российским реформаторам не следует «ломать» или «подгонять» под различные экономические модели психологические установки и ментальные особенности данного социума, а напротив, свои экономические программы и ментальные особенности строить с учетом специфики национального самосознания, определять и использовать те духовные образования, которые «работают» на экономические реформы, и учитывать те духовные, ментальные «болезни», которые препятствуют радикальным экономическим преобразованиям в России.
Но желание перенести на российскую почву зарубежные экономические модели может приводить и приводит к произвольному объединению подходов, присущих различным культурам (американского стиля управления и японской организационной структуры). Российским реформаторам не следует «ломать» или «подгонять» под различные экономические модели психологические установки и ментальные особенности данного социума, а напротив, свои экономические программы и ментальные особенности строить с учетом специфики национального самосознания, определять и использовать те духовные образования, которые «работают» на экономические реформы, и учитывать те духовные, ментальные «болезни», которые препятствуют радикальным экономическим преобразованиям в России.
Социокультурные факторы, т.е. жизненные ценности и традиции, психологические установки, обряды, мода и др.
2) психологические установки, проявляющиеся в поведении управленцев: разница между руководителями и менеджером создается за счет культурных наслоений, возникающих в- процессе формирования;
Первую составляющую структуры личности — направленность — можно охарактеризовать как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека. Среди этих мотивов обычно выделяются интересы, убеждения, психологические установки.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - психологические установки, стереотипы экономического мышления людей, семей, социальных групп и слоев населения, оказывающие влияние на восприятие ими экономической действительности и экономическое поведение.
Методы убеждения в управлении основаны на исследовании психологического портрета личности, мотивации ее потребностей, составляющих физиологические, духовные и социальные нужды. Структура и объем потребностей определяются характером, образованием, социальным положением и ценностями личности. Чтобы эффективно управлять людьми, необходимо хорошо их знать. Методы убеждения применяются к объектам управления с высокой степенью свободы, что делает задачу еще более трудной. Легче приказывать или экономически стимулировать, чем убеждать. Чтобы умело убеждать сотрудника в необходимости качественно, в срок и с наименьшими затратами выполнить задание, субъекту управления следует знать психологические установки личности как объекта управления.
Только во Франции католические издательства выпускают более десяти названий журналов, ориентированных на детей, подростков и молодежь следующих возрастов: 3—5, 5—8, 8—11, 11—13, 13—15, 15—18, 18—20 лет. Такое детальное дифференцирование, усиленное различными коммуникационными мероприятиями в режиме связи с общественностью, значительно увеличивает эффект отдельных журнальных публикаций, позволяя иметь «на выходе» относительно высокий уровень общения с аудиторией. Эффект такого «проникающего» общения, особенно в нежном возрасте, откладывается на всю оставшуюся жизнь, формируя важнейшие для будущего мировосприятия и поведения личности психологические установки.
психологические установки, стереотипы экономического мышления людей, семей, социальных групп и слоев населения, оказывающие влияние на восприятие ими экономической действительности и экономическое поведение.
Таким образом, каждый работник требует к себе индивидуального подхода. Для этого необходимо знать психологические установки личности как объекта управления. К конкретным способам изучения относится мониторинг социально-психологических процессов - постоянное непрерывное изучение коллектива и его членов с целью: установления параметров психологического портрета личности, ее мотивов и ценностей; нахождения путей удовлетворения физиологических, социальных и других потребностей личности; поиска методов и средств воздействия на личность и трудовой коллектив в целом.
Промышленном строительстве Промышленность относится Промышленность строительство Промышленности действует Промышленности использование Промышленности изменение Промышленности одновременно Промышленности основными Профессиональные менеджеры Промышленности позволяет Промышленности приходится Промышленности производящих Промышленности производство вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|