Психологических исследований



Образ жизни рисует «всесторонний портрет» человека в его взаимодействии с окружающей средой. В нем проявляется больше, нежели факт принадлежности к определенному общественному классу или тип личности. Зная о принадлежности человека к тому или иному общественному классу, мы готовы сделать определенные выводы о его предполагаемом поведении, но не сможем представить его себе как индивида. Зная тип личности человека, мы можем сделать определенные выводы о его отличительных психологических характеристиках, но вряд ли узнаем многое о его деятельности, интересах и убеждениях. И только образ жизни нарисует нам исчерпывающий портрет человека в его действиях и взаимодействии с окружающим миром.

Тип личности-совокупность отличительных психологических характеристик человека, обеспечивающих относительные последовательность и постоянство его ответных реакций на окружающую среду.

Тип личности-совокупность отличительных психологических характеристик человека, обеспечивающих относительные последовательность и постоянство его ответных реакций на окружающую среду.

ИСПЫТАНИЯ. Поведенческие науки разработали много видов различных испытаний, которые помогают предсказать, сколь эффективно сможет кандидат выполнять конкретную работу. Один из видов отборочных испытаний предусматривает измерение способности выполнения задач, связанных с предполагаемой работой. В-качестве примера можно привести машинопись или стенографию, демонстрацию умения работать на станке, демонстрацию речевых способностей путем устных сообщений или письменных работ. Другой вид испытаний предусматривает оценку психологических характеристик, таких как уровень интеллекта, заинтересованность, энергичность, откровенность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость и внимание к деталям. Для того чтобы такие испытания были бы полезными для отбора кандидатов, требуется значимая корреляция между высокими оценками, набираемыми в ходе испытаний, и фактическими показателями работы. Руководство должно дать оценку своим испытаниям и определить, действительно ли люди, хорошо справляющиеся с испытаниями, оказываются более эффективными работниками, чем те, которые набирают меньшее количество баллов.

Бланки заявлений, хотя они и не относятся к истинным средствам определения способностей или психологических характеристик, тоже успешно применяются для сравнительной оценки уровня квалификации9. Так, например, конкретные сведения, которые требуется указать в бланке заявления о стаже предыдущей работы, зарплате, характере образования и оконченном учебном заведении, хобби и т.д., тоже можно использовать для отбора кандидатов, если такие биографические данные помогают отличить более эффективных от менее эффективных служащих, уже работающих в данной организации.

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ - область психологии; изучает психологические возможности и особенности человека в процессе трудовой деятельности, позволяет целенаправленно использовать законы психологии в организации управления. Принципы и методы П.у. используются при подборе и расстановке кадров, формировании трудовых коллективов с учетом соц. психологических характеристик людей, способностей, темперамента, черт характера, распределении заданий и функций, полномочий, при организации стимулирования работы, укреплении дисциплины и повышении ответственности за результаты работы, создании и поддержании благоприятного психологического климата, способствующего максимальному раскрытию способностей личности, достижению высокой производительности и эффективности труда. Учет психологии человека при организации управления нашел свое выражение в создании и применении специфических соц.-психологи-ческих методов управления.

СПОСОБНОСТИ — индивидуально-психологические особенности личности; условие успешного выполнения определенного вида деятельности. С. — предмет специального изучения в XIX в. Англ, психолог и антрополог Ф. Гальтоном (1822— 1911) выполнил экспериментальные и статистические исследования различия людей, разработал учение о существовании индивидуально-психологических различий между людьми. С. обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при пр. равных условиях быстро, основательно и прочно освоит способы ее осуществления и организации. В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные С. Одна и та же С. может быть условием успеха в различных видах деятельности. Напр., успех в занятии бизнесом может быть следствием математических С. все просчитывать на несколько шагов вперед или С. к установлению контактов с самыми разными людьми, а С. к математике может привести к значительным успехам в шахматах, в бизнесе, программировании. Данное положение обеспечивает возможности широкой компенсации С. Одним из важных моментов в процессе обучения и воспитания является вопрос о сензитивных периодах, т.е. наиболее благоприятных периодах становления С. Предполагается, что процесс формирования С. происходит на основе задатков. Качественный анализ С. направлен на выявление индивидуальных характеристик человека, необходимых для эффективного осуществления какого-либо конкретного вида деятельности. Количественные измерения С. характеризуют меру их выраженности. Наиболее распространенной формой оценки степени выраженности С. являются тесты (тесты достижений, интеллекта, креативности). Изучение конкретно-психологических характеристик различных С. позволяет выделить общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. Уровень и степень развития С. выражают понятие таланта и гениальности.

В 1994 г. С. М. Хонг и Е. Гианнакопулос провели интегративное исследование с целью определения весового влияния каждой из вышеназванных характеристик на удовлетворенность жизнью. Оно проводилось на основе тестирования 1700 человек с помощью семи разных тестов. В результате появилосьуравнение множественной регрессии, отражающее пропорцию во влиянии основных психологических характеристик на удовлетворенность жизнью (в формуле двумя штрихами помечены факторы, оказывающие статистически значимое влияние):

Результаты исследования привели к выводу, что усилия руководителя по повышению удовлетворенности жизнью у подчиненного могут быть направлены в первую очередь на активизацию четырех психологических характеристик:

Таким образом, личностные особенности лидера не могут не рассматриваться в более широком контексте. Участие в организации ведет к появлению социального «пласта» в анализе психологических характеристик лидерства и менеджмента.

Испытания должны показать, сколь эффективно кандидат сможет выполнять конкретную работу. Один из видов отборочных испытаний предусматривает измерение способности выполнения задач, связанных с предполагаемой работой. Другой вид испытаний предусматривает оценку психологических характеристик (уровень интеллекта, энергичность, эмоциональную устойчивость, внимание к деталям).


Отрасль психологии, изучающая психологические явления, связанные с производственными отношениями. П.э. возникла на стыке социальной психологии, психологии управления, психологии труда и экономических наук. К важнейшим проблемам П.э. относятся: выявление места личности в структуре производительных сил, изучение отношения человека к различным формам собственности (личной, частной и др.), проблемы распределения и потребления, формирования потребностей, их количественных и качественных характеристик и др. Основная задача П.э. - разработка на основе психологических исследований практических рекомендаций по повышению эффективности хозяйственной деятельности.

3. Современные теории мотивации основаны на результатах психологических исследований. Элементы психологии были введены в теорию управления в работах Элтона Мэйо — основателя поведенческой школы теории управления.

В-четвертых, межличностные коммуникации. Согласно итогам социально-психологических исследований, между размерами предприятия, с одной стороны, и интенсивностью нарушений трудового ритма, уровнем текучести рабочей силы и проявлением недовольства — с другой, отмечается прямо пропорциональная связь [45. с. 343]. Ее объясняют, между прочим, недостатком общения работников. Если предприятие занимает обширную площадь, да еще с обособленными корпусами, работники лишаются возможности часто контактировать друг с другом. Подсчитано, что если люди работают на расстоянии десяти метров друг от друга, то вероятность их общения между собою хотя бы -раз в неделю равна 8—9%. Когда же расстояние сокращается до пяти метров, вероятность общения доходит до 25%. Характерно, что в последнее десятилетие в Японии обозначилась стабильная тенденция к росту числа компактных предприятий, на которых весь персонал размещается под одной крышей. Факты свидетельствуют о том, что на таких предприятиях и производительность выше, и продукция качественнее.

чин и типологии жалоб, разработка рекомендаций для устранения возникающих проблем; д) анализ причин текучести кадров, подготовка предложений по принятию мер, способствующих адаптации новых работников и молодых специалистов; е) эргономическое консультирование и подготовка рекомендаций по организации рабочих мест и условий труда для различных категорий работников; ж) соблюдение профессионально этических норм психолога, сохранение личных тайн при сообщении результатов индивидуальных психологических обследований. Доведение результатов индивидуального обследования до сведения руководителей только в виде рекомендаций по профессиональному использованию сотрудников и специалистов, принимаемых на работу; з) обеспечение регулярной отчетности перед руководством по работе с персоналом о выполненных работах (составление аналитических отчетов и обзоров). Составление архивов и формирование компьютерного банка данных по результатам проведенных психологических исследований; и) проведение исследований, направленных па совершенствование психологической работы, подготовка методического обеспечения, внедрение новых разработок.

Нормальный психологический климат в коллективе обеспечивается воспитательной работой среди членов коллектива, высокой культурой их поведения, организующей ролью руководителей. Важной задачей является развертывание социологических и психологических исследований, позволяющих в конкретных условиях выработать пути совершенствования психологического климата.

Маршруты поиска, время и последовательность визуальной и кинетической фиксации средств контроля и управления определялись на основе углубленного хронометражного эксперимента, использования сведений из инструментальных карт, фотокиносъемки [68] и инженерно-психологических исследований [7].

Отрасль психологии, изучающая психологические явления, связанные с производственными отношениями. П.э. возникла на стыке социальной психологии, психологии управления, психологии труда и экономических наук. К важнейшим проблемам П.э. относятся: выявление места личности в структуре производительных сил, изучение отношения человека к различным формам собственности (личной, частной и др.), проблемы распределения и потребления, формирования потребностей, их количественных и качественных характеристик и др. Основная задача П.э. - разработка на основе психологических исследований практических рекомендаций по повышению эффективности хозяйственной деятельности.

Современные теории мотивации основаны на результатах психологических исследований. Одна из них [12] делает основной упор на определение перечня и структуры потребностей людей. Потребности — это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями, т.е. тем, что человек считает для себя ценным. Менеджер технологической цепочки использует внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство удовлетворения при достижении цели), получаемые посредством самой работы.

В связи с этим огромный интерес представляет работа Пермского телефонного завода, где на основе глубоких социологических и психологических исследований, проводимых специалистами службы НОТ совместно с общественными организациями, осуществляются серьезные мероприятия в этой области. Здесь стремятся к тому, чтобы каждый человек, поступающий на завод, особенно из числа молодежи, с первых же дней включался в общий ритм работы коллектива, проникаясь его традициями и чувством общей коллективной ответственности, проявлял социальную активность.

Все общественные науки занимаются изучением поведения человека: социология, например, анализирует поведение социальных групп; психология — поведение личности и ее взаимоотношения с членами семьи, друзьями, коллегами. Экономическая теория использует их выводы и положения. Например, при изучении поведения человека, который выбирает, что купить на свою заработную плату, экономическая теория может использовать результаты психологических исследований. Или, анализируя экономические взаимоотношения между социальными группами, экономическая теория может привлекать результаты, полученные социологами, изучающими отношения социальных групп.

Социально-политические исследования направлены на выявление социальной сущности решений, которая определяется типом общественно-экономической системы, ролью государства в управлении объектами экономики. В рамках организационно-технологического направления предметом исследований являются методы и технология принятия решений. При проведении психологических или социально-психологических исследований их основная направленность связана с мыслительной деятельностью человека, анализом и оценкой роли мотивов его поведения, эмоций и воли в процессе принятия и реализации им решения. Схема алгоритма, поясняющая принцип отработки научной концепции (метода, модели) в рамках соответствующего направления исследований, представлена на рис. 7.5.


Промышленность машиностроение Промышленность производство Промышленность выпускает Промышленности характерен Профессиональные финансовые Промышленности находятся Промышленности определяется Промышленности отдельных Промышленности показатели Промышленности предприятия Промышленности применяют Промышленности производстве Промышленности проводится вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика