|
Профессионально технических
В одиннадцатой пятилетке намечено дальнейшее повышение уровня квалификации трудовых ресурсов. Должно быть подготовлено 10,5 млн. работников с высшим и средним специальным образованием. Профессионально-технические учебные заведения должны выпустить около 13 млн. квалифицированных рабочих, что будет в 1,6 раза выше, чем в десятой пятилетке. Совершенствуются подготовка и повышение квалификации кадров непосредственно на производстве.
Для нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий подготовкой рабочих основных профессий: операторов (аппаратчиков), помощников операторов (аппаратчиков), машинистов, насосчиков, прибористов, электриков, слесарей по ремонту и др. — занимаются профессионально-технические училища.
щает совместное учредительство образовательных учреждений. Негос. образовательные учреждения создаются в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций. Многообразны типы образовательных учреждений. Это дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, учреждения дополнительного образования взрослых, специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, учреждения дополнительного образования детей, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др. Они носят различные названия — детские сады, детские дома, интернаты, школы, профессионально-технические училища, лицеи, колледжи, университеты, академии, институты, бизнес-школы и т.п. Деятельность гос. и муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов регулируется типовыми положениями, которые утверждаются Правительством РФ. Для негос. образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях носят рекомендательный характер и являются примерными. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений. В целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан общеобразовательные учреждения и образовательные учреждения профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ, а также образовательные учреждения дополнительного образования реализуют дополнительные образовательные программы различной направленности. В пределах каждого уровня профессионального образования дополнительные образовательные программы направлены на непрерывное повышение квалификации рабочих, служащих, специалистов. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, юных натуралистов и т.п. По данным Министерства общего и профессионального
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -1) подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дипломом) об окончании соответствующего учебного заведения; 2) система профессиональных учебных заведений. П.о. — одно из звеньев единой системы непрерывного образования. В РФ система учебных заведений включает в себя профессионально-технические, сред-
Обеспечение предприятий кадрами рабочих должно производиться планомерно и организованно. Основными источниками комплектования квалифицированными рабочими являются профессионально-технические училища (ПТУ). В училищах готовят из молодежи, окончившей среднюю школу, квалифицированных рабочих по профессиям, требующим повышенного общеобразовательного уровня знаний (аппаратчики широкого профиля, электрослесари, слесари КИПиА и др.).
Источниками новых рабочих кадров для нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий служат профессионально-технические училища. Одновременно подготовка кадров ведется на предприятиях, которая осуществляется либо прикреплением обучающегося к опытному рабочему (индивидуальная), либо созданием бригады (бригадная). В процессе обучения рабочие получают необходимые теоретические знания и практические навыки (под руководством опытного инженера), работая непосредственно на рабочем месте под руководством высококвалифицированного рабочего. Обучение считается оконченным после сдачи рабочим квалификационного экзамена и получения соответствующего разряда.
Источниками новых рабочих кадров для нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий являются профессионально-технические училища. Одновременно ведется подготовка рабочих на предприятиях либо путем прикрепления обучающегося к опытному рабочему (индивидуальная), либо путем создания бригады (бригадная). В процессе обучения рабочие под руководством опытного инженера получают необходимые теоретические знания и практические навыки, работая непосредственно на рабочем месте под руководством высококвалифицированного рабочего. Обучение считается оконченным после сдачи рабочим квалификационного экзамена и получения соответствующего разряда.
Для нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий подготовкой рабочих основных профессий: операторов (аппаратчиков), помощников операторов (аппаратчиков), машинистов, насосчиков, прибористов, электриков, слесарей по ремонту и др. — занимаются профессионально-технические училищп.
Удовлетворение потребности строительства в трудовых ресурсах осуществляется из различных источников, главными из которых являются: организованный набор, профессионально-технические училища, высшие учебные заведения, техникумы, перевод из других организаций, привлечение неработающего трудоспособного населения из числа пенсионеров. Важным вопросом кадровой политики является подготовка кадров и повышение их квалификации. На решение этих задач направлено постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных кадров и закреплению их в строительстве» (1979г.).
Один из основных элементов научной организации труда — непрерывное повышение квалификационного и общеобразова-. тельного уровня работающих. Для подготовки квалифицированных рабочих создаются профессионально-технические училища, однако постоянно возникает потребность в подготовке новых кадров на самих предприятиях. Для этого на предприятиях организуются специализированные курсы, на которых рабочие получают необходимые теоретические знания и практические навыки (под руководством опытного инженера или высококвалифицированного рабочего). Обучение считается законченным после сдачи рабочим квалификационного экзамена и получения соответствующего разряда.
Одним из основных элементов научной организации труда является непрерывное повышение квалификационного и общеобразовательного уровня работающих. Для подготовки квалифицированных рабочих создаются профессионально-технические училища, однако постоянно возникает потребность в подготовке новых кадров на самих предприятиях. Для этого на предприятиях организуются специализированные курсы, на которых рабочие получают необходимые теоретические знания и практические навыки (под руководством опытного инженера или высококвалифицированного рабочего). Обучение считается законченным после сдачи рабочим квалификационного экзамена и получения соответствующего разряда. Численность учеников зависит от дополнительной потребности в рабочих кадрах. Часть потребности покрывается за счет выпускников профессионально-технических училищ, а недостающий контингент планируется восполнять за счет учеников и рабочих, подготовляемых непосредственно на предприятии.
Происходящие количественные и качественные изменения в составе кадров нефтегазодобывающей промышленности предъявляют высокие требования к правильному определению потребностей и организации подготовки специалистов соответствующего профиля и квалификации. Кадры рабочих основных и сквозных профессий для нефтяной и газовой промышленности готовятся в профессионально-технических и технических училищах. Число одновременно обучающихся в ПТУ и ТУ, действующих на базе предприятий отрасли, составляет около 120 тыс. человек.
Значительные сдвиги наблюдались в системе образования и подготовки кадров, которая стала бесплатной на всех уровнях, в том числе школьное обучение — уже с конца 1969 г. В 1969 г. было декларировано, а в октябре 1975 г. введено законодательно всеобщее обязательное начальное образование, обеспечившее быстрый рост числа учащихся промежуточной и полной средней школы, профессионально-технических училищ, а также вузов. О значительно ускоренном процессе распространения народного образования в республиканской Ливии по сравнению с периодом монархии свидетельствуют следующие данные. Удельный вес учащихся начальной школы в общей численности детей 7—11 лет с 43,5% в 1965 г. возрос лишь до 46,7% в 1970 г., а в 1975/76 учебном году достиг уже практически 100% [190, с. 10, 15, 102; 253, с. 51]. Особенно большим достижением для этой мусульманской страны явился почти полный охват начальным школьным обучением девочек.
тах-(их потребности на замену выбывающих работников по причинам, предусмотренным законом, текучести, естественной убыли). Состояние спроса и предложения отражает степень напряженности на рынке труда разность между предложением и спросом. Распределение рабочей силы позволяет оценить численность граждан, трудоустраивающихся самостоятельно, минуя службу занятости (в т.ч. через не-гос. посреднические организации), обращающихся за содействием в трудоустройстве в службу занятости, а также определить возможную численность трудоустраиваемых этой службой лиц, которым необходимо будет пройти переподготовку, и безработных. При П.р.т. используются данные статотчетности предприятий, органов Федеральной службы по делам мигрантов, отчеты по подготовке кадров вузов, техникумов, профессионально-технических училищ, данные о призыве в армию, данные областных (краевых, республиканских) военных комендатур и т.д. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ -исследование перспектив соц. процессов и явлений с целью повышения научной обоснованности и эффективности соц. программирования, планирования, управления. П.с. отличается от прогнозирования в естественно-научных областях (напр., погода, землетрясения и др.). В силу действия в обществе большого числа факторов законы общественного развития приобретают характер тенденций. Отсюда П.с. имеет свои ограничения, предполагает определенную степень обобщения, за которой конкретность, детализация являются чрезмерными. Различают два типа соц. прогнозов, в которых по-разному сочетаются экстраполяция и це-леполагание: поисковый и нормативный. Первый — призван описать возможное состояние, исходя из действующих тенденций с учетом управляющих воздействий; второй — связан с постановкой целей, описывает желаемое состояние, пути и средства их достижения. Применяются и др. классификации П.с.: по срокам упреждения — кратко-, средне-, долгосрочные прогнозы; по роли — напр., прогнозы-предупреждения. П.с. осуществляются с помощью статистического анализа и построения динамических рядов с последующей экстраполяцией, методов экспертных оценок основных тенденций развития, посредством математического моделирования и др. Наилучший эффект дает сочетание различных методов.
Кадры рабочих готовятся широкой сетью профессионально-технических училищ. Кроме того, большая часть рабочих кадров проходит подготовку непосредственно на предприятиях методом индивидуального и бригадного обучения. Подготовка специалистов с ВЫСШЕМ и средним образованием осуществляется в системе Госу-дарстиенного комитета СССР по народному образованию.
Финансирование расходов высших, средних, профессионально-технических учебных заведений, затраты на обучение студентов и молодых специалистов
финансирование расходов высших, средних, профессионально-технических и других учебных заведений;
Происходящие количественные и качественные изменения в составе кадров нефтегазодобывающей промышленности предъявляют высокие требования к правильному определению потребностей и организации подготовки специалистов соответствующего профиля и квалификации. Кадры рабочих основных и сквозных профессий для нефтяной и газовой промышленности готовятся в 32 профессионально-технических и 4 технических училищах. Число одновременно обучающихся в ПТУ и ТУ, действующих на базе предприятий отрасли, составляет около 120 тыс. человек.
Промышленно-производственный персонал формируют путем первичного и вторичного распределения рабочей силы. Первичное распределение — это трудоустройство молодежи после профессионально-технических училищ (средних школ), техникумов или вузов, сюда же относится трудоустройство демобилизованных из Вооруженных сил. Вторичное распределение предусматривает все случаи перемены места работы и другие трудоустройства.
Потребность в кадрах определяют с помощью трудовых балансов по профессиям и сводного. Баланс характеризует наличие трудовых ресурсов и распределение их по видам занятости. Его разрабатывают в два этапа: предварительный и окончательный. Это позволяет полнее учесть многообразные факторы, влияющие на использование трудовых ресурсов. Самостоятельно выполняют балансовые расчеты потребности в подготовке квалифицированных рабочих и на их основе планы подготовки кадров в учебных заведениях Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию, в подведомственных профессионально-технических училищах и средних общеобразовательных школах с трудовым обучением. Балансовые расчеты выполняют по профессиям и специальностям, а в министерствах — по основным группам профессий. Общая потребность в квалифицированных рабочих представляет собой их численность, которая необходима для выполнения годового плана производства. Специалистов с высшим образованием готовят для химической промышленности высшие учебные заведения Минвуза СССР.
Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебника для средних профессионально-технических училищ
Проведения аудиторской Проведения дополнительной Проведения функционально Проведения имитационного Проведения исследований Проведения капитальных Проведения конкретной Проведения корректировки Проведения международных Проведения наблюдений Профессиональных требований Проведения оперативного Проведения переговоров вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|