Прогнозно аналитических



инструмент рационализации и интенсификации его деятельности обеспечивает выполнение в автоматизированном режиме информационно-справочного обслуживания, учета и анализа кадрового обеспечения, реализацию отдельных задач прогнозного характера. Учитывая, что пользователем АРМ м. по у.п. является неспециалист в области вычислительной техники, средства программного сопровождения должны быть максимально упрощены, а диалоговые средства должны обеспечить "дружелюбие" по отношению к пользователю. Внедрение АРМ м. по у.п. в сферу деятельности по управлению персоналом приводит к определенному изменению выполняемых менеджером функций и изменению взаимоотношений с др. сотрудниками данной службы, вызывает необходимость разработки организационного обеспечения при проектировании АРМ. м. по у.п., включающего комплект документов, регламентирующих деятельность менеджера. Возможности проектируемых АРМ м. по у.п. в значительной степени зависят от технико-эксплуатационных характеристик ЭВМ, на которых они базируются. Поэтому на стадии проектирования АРМ м. по у.п. следует четко сформулировать требования к основным параметрам технических средств, входящих в состав АРМ. Внедрение АРМ оказывает положительное воздействие на организацию труда менеджера по кадрам. Положительный соц.-экон. эффект выражается в росте производительности труда и снижении его рутинности. АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО (АРМ) РУКОВОДИТЕЛЯ -проблемно ориентированный программно-технический комплекс, включающий технические и программные средства, информационное и методическое обеспечение, для решения задач пользователя (руководителя) в некоторой предметной области непосредственно на его рабочем месте в режиме диалога с ЭВМ. АРМ р. предназначено для повышения эффективности работы пользователя. Принципиальной особенностью обработки информации с применением АРМ является привлечение потребителей информации или конечных пользователей (руководителей, специалистов, служащих) непосредственно, без помощи программистов, к активному использованию вычислительной техники. При проектировании АРМ р. возможны конструктивные решения на базе универсальных ЭВМ типа ЕС, малых

Любая коммерческая организация строит свою деятельность исходя из перспективы устойчивого генерирования прибыли в среднем. Поскольку в мире бизнеса и конкурентной борьбы никто не застрахован от собственных ошибок и появления более умелых и удачливых (к сожалению) конкурентов, нельзя заранее предсказать с определенностью, какова будет прибыль в будущем, хватит ли доходов предприятию для расчетов со своими контрагентами, будут ли удовлетворены собственники .уровнем рентабельности и др. Именно поэтому степень эффективности текущего управления финансами определяется не только и не столько значимостью полученных доходов (убытков) в отдельные годы, сколько устойчивостью генерирования прибыли в среднем. Если предприятие постоянно имеет прибыль (возможно, и не супербольшую, но устраивающую в среднем инвесторов), обремененную, естественно, приемлемым уровнем риска, становится возможным принятие стратегических финансовых решений прогнозного характера, в особенности в отношении привлечения дополнительных источников финансирования. Иными словами, не только текущее финансовое состояние, но и решения стратегического характера в значительной степени зависят от эффективности посто-

Любая коммерческая организация строит свою деятельность исходя из перспективы устойчивого генерирования прибыли в среднем. Поскольку в мире бизнеса и конкурентной борьбы никто не застрахован от собственных ошибок и появления более умелых и удачливых (к сожалению) конкурентов, нельзя заранее предсказать с определенностью, какова будет прибыль в будущем, хватит ли доходов предприятию для расчетов со своими контрагентами, будут ли удовлетворены собственники уровнем рентабельности и др. Именно поэтому степень эффективности текущего управления финансами определяется не только и не столько значимостью полученных доходов (убытков) в отдельные годы, сколько устойчивостью генерирования прибыли в среднем. Если предприятие постоянно имеет прибыль (возможно, и не супербольшую, но устраивающую в среднем инвесторов), обремененную, естественно, приемлемым уровнем риска, становится возможным принятие стратегических финансовых решений прогнозного характера, в особенности в отношении привлечения дополни-

Заканчивая рассмотрение примера, отметим, что приведенная методика не является единственной и бесспорной. Она может быть существенно усложнена. В частности, вполне обоснованным могло бы быть прогнозирование безнадежных долгов, что нетрудно учесть при формулировании условия (1). Рассмотренная модель может быть дополнена субмоделями по прогнозированию, например, затрат на сырье и материалы по видам продукции. Наконец, подобные расчеты целесообразно выполнять в рамках имитационного моделирования, варьируя параметры (темп инфляции, изменение цен на сырье, темп наращивания объемов производства и т. п.). Будучи достаточно трудоемкими при ручной обработке информации, эти расчеты достаточно легко могут быть формализованы и выполнены в среде электронных таблиц, например, с помощью пакета типа Microsoft Excel. Кроме того, не следует смущаться отсутствием пресловутой «точности расчетов», равно как и наличием определенной условности в формализации модели. Подобные условности являются неизбежным спутником любых расчетов прогнозного характера. Важно помнить о том, что в такого рода расчетах нужна не точность, а выявление тенденций, при этом сами методики и получаемые в результате их применения результаты являются лишь некоторой «материальной» основой для принятия управленческих решений финансового характера.

Необходимо отметить, что информационная наполняемость годового отчета существенно различается в зависимости от размеров компании, вида бизнеса, масштабов деятельности и др. Причины этого носят в основном субъективный характер. Однако отечественный и западный опыт указывают на одну очевидную тенденцию: чем крупнее и солиднее компания, тем красочнее и информационно насыщеннее ее отчет. Как правило, такой отчет содержит не только и не столько бухгалтерскую отчетность, но и множество аналитических расшифровок, выкладок, комментариев. Поскольку не все подобные аналитические расчеты и комментарии, особенно прогнозного характера, могут быть бесспорными, не случайно в содержащемся в годовом отчете заключении аудиторской компании нередко оговариваются номера страниц отчета, на информацию которых распространяется мнение аудиторов. Последнее обстоятельство нужно иметь в виду, проводя анализ данных годового отчета.

Аналитические расчеты в системе управления предприятием приходится делать практически любому экономисту, не говоря уже о функциональных и линейных руководителях1. Очевидно, что при любой классификации сотрудников аппарата управления можно идентифицировать круг аналитических процедур, которые превалируют для данной категории специалистов. Так, менеджеры высшего звена (так называемые топ-менеджеры), отвечая по своей должности за стратегический курс предприятия, занимаются2 аналитическими расчетами прогнозного характера и вынуждены учитывать макроуровневые показатели и тенденции.

Последователи теории «ходьбы наугад» считают, что текущие цены финансовых активов гибко отражают всю релевантную информацию, в том числе и относительно будущего ценных бумаг. Они исходят из предположения, что текущая цена всегда вбирает в себя всю необходимую информацию, которую, следовательно, и не нужно искать дополнительно. Точно так же и все будущие ожидания концентрированно отражаются в текущей цене. Поскольку новая информация с одинаковой степенью вероятности может эыть как «хорошей», так и «плохой», невозможно с большей или меньшей определенностью предсказать изменение цены в будущем, т.е. внутренняя стоимость, равно как и цена конкретного финансового актива, меняется совершенно непредсказуемо и не зависит от предыдущей динамики. Таким образом, любая информация то ли статистического, то ли прогнозного характера не может привести к получению обоснованной оценки.

Анализ финансовых отчетов начинается с предварительного ознакомления с компанией и далее переходит в углубленное рассмотрение результатов ее деятельности и структуры ее финансов, отражаемых в финансовых отчетах фактического или прогнозного характера. В большинстве банков осуществляется систематизированный подход к получению различных документов, организации и представлению имеющейся в них информации, а затем и к оценке и интерпретации данных на основе стандартных аналитических методов. Основные этапы анализа финансовых отчетов детально рассматриваются в последующих главах в том порядке, в котором они обычно осуществляются. Материал книги расположен таким образом, что каждая глава представляет собой углубленное рассмотрение различных инструментов анализа финансовых отчетов. Ниже приведен краткий обзор полного процесса анализа финансовых отчетов.

Данные прогнозного характера

7.4.2. Для аналитических расчетов прогнозного характера и более обстоятельного разбора взаимных соотношений показателей прибыли и объема продаж по стадиям LCA рекомендуется давать математическое представление кривых, описывающих движение этих показателей в динамике.

Любая коммерческая организация строит свою деятельность исходя из перспективы устойчивого генерирования прибыли в среднем. Поскольку в мире бизнеса и конкурентной борьбы никто не застрахован от собственных ошибок и появления более умелых и удачливых (к сожалению) конкурентов, нельзя заранее предсказать с определенностью, какова будет прибыль в будущем, хватит ли доходов предприятию для расчетов со своими контрагентами, будут ли удовлетворены собственники уровнем рентабельности и др. Именно поэтому степень эффективности текущего управления финансами определяется не только и не столько значимостью полученных доходов (убытков) в отдельные годы, сколько устойчивостью генерирования прибыли в среднем. Если предприятие постоянно имеет прибыль (возможно, и не супербольшую, но устраивающую в среднем инвесторов), обремененную, естественно, приемлемым уровнем риска, становится возможным принятие стратегических финансовых решений прогнозного характера, в особенности в отношении привлечения дополнительных источников финансирования. Иными словами, не только текущее финансовое состояние, но и решения стратегического характера в значительной степени зависят от эффективности посто-


В экономической жизни общества мы повсюду наблюдаем явления, органически связанные между собой. Социально-экономическая политика государства, государственные целевые программы и государственные планы (план-прогнозы) зависят напрямую от качества прогнозно-аналитических исследований. Эти исследования и прогнозы, разработанные на их основе, должны свести к минимуму непредвиденные и негативные последствия принимаемых управленческих решений, уменьшить неопределенность их конечного результирующего эффекта. Поэтому к прогнозам предъявляются определенные требования, или, точнее, комплекс требований:

В данной теме будут рассмотрены подходы и принципы создания информационной базы для прогнозирования. Сформулированные основные требования к информации требуют глубокого изучения и понимания, так как от этого зависит результат прогноза и качество управленческого решения, принятого на его основании. По своему построению данная тема разделена на две близкие по сути и значению рубрики. В первой из них даны основные понятия, относящиеся как к прогнозной информации, так и к построению информационных баз, во второй — рассмотрена система прогнозно-аналитических макроэкономических показателей, необходимых для построения статистических (эконометрических) моделей.

Проблема повышения качества прогнозно-аналитических исследований во многом зависит от их информационной обеспеченности. Основные требования к используемой информационной базе следующие:

Ввиду того, что на федеральном уровне в прогнозно-аналитических расчетах используются макроэкономические показатели, особое значение приобретает проблема агрегирования («конденсации») информации.

4.2. Система макроэкономических прогнозно-аналитических показателей

Система показателей несовершенна, и об этом надо помнить при ихнспользовании в прогнозно-аналитических расчетах. Покажем это на примере одного показателя — ВНП, который занимает центральное место в СНС. При расчетах производственным методом он исчисляется как сумма валовой добавленной стоимости всех производителей продукции и услуг; при расчете методом распределения доходов — как общая сумма доходов всех хозяйствующих субъектов от всех видов экономической деятельности и амортизационных отчислений; при расчете методом конечного использования — как сумма величины конечного потребления благ и услуг, капитальных вложений, прироста материальных оборотных средств и сальдо внешнеторговых операций.

прогнозно-аналитических показателей ...91

для проведения прогнозно-аналитических исследований

Управленческие информационные системы последовательно реализуют принципы единства производственного процесса, информации и организации путем применения технических средств сбора, накопления, обработки и передачи информации в сочетании с использованием аналитических методов математической статистики и моделей прогнозно-аналитических расчетов.

Для составления прогнозов обязательным является отслеживание текущей информации о соответствующих процессах. В связи с этим необходима организация максимально возможного мониторинга экономической и нормативно-правовой среды, ее «информатизация» - обязательный компонент деятельности предприятия, решившего воплощать инновационный проект [11, с.33]. С этой целью возможно использование различных средств: установление непосредственных контактов с источниками новых данных, приобретение актуализируемых компьютерных систем нормативной и справочной информации, подключение к сетям коммерческой информации, проведение собственных прогнозно-аналитических исследований, покупка соответствующих услуг консультационных фирм или отдельных консультантов. Здесь возникает задача соразмерения затрат на приобретение знаний и данных с целями и финансовыми возможностями

ведения прогнозно-аналитических работ по формированию концепции (рис.


Проведения совместных Проведения стратегических Проведения технического Проведения углубленного Профессиональным продвижением Проведением строительно Проведение экспериментов Проведение целенаправленной Проведение финансового Проведение испытаний Проведение комплекса Проведение консультаций Проведение маркетинга вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика