Программы наблюдения



После расчета потребности в материальных ресурсах на выполнение производственной программы, мероприятий по плану технического развития и организации производства, на ремонт оборудования, вспомогательные материалы, оборудование, инструмент и запасные части определяют потребность на создание переходящих запасов (определяется размерами плановых запасов, рассчитываемых по методике, изложенной в § 6). При этом следует учитывать, что уменьшение запасов имеет большое народнохозяйственное значение.

В долгосрочном плане фирмы стремятся к максимизации сбыта, достижению определенной доли рынка, обеспечению лидерства в качестве и цене. При этом предприятия должны ясно осознавать, куда они хотят идти и каким образом добраться до цели. Не следует пускать на самотек собственное будущее. Чтобы этого не случилось, необходимо использовать планирование маркетинга. В основу плана маркетинга входят четыре основных раздела: анализ ситуации, цели рыночной деятельности, стратегия маркетинга и программы мероприятий. Планирование маркетинга сулит целый ряд выгод. Тут и системное осмысливание ситуации, более четкая координация усилий предприятия, более точная постановка задач и более совершенные методы замеров достигнутого. Все это должно привести к росту сбыта и прибыли.

Финансовая задача (определение цели использования капитала) h Выбор финансовых методов, рычагов и приемов управления движением финансовых ресурсов и капитала -> Принятие решения. Составление программы мероприятий, финансового плана Организация выполнения решения

1. Разработка финансовой стратегии предприятия исходя из принятой общей стратегии его экономического развития и прогноза конъюнктуры финансового рынка на долгосрочный период. Ее назначение состоит в принятии программы мероприятий по обеспечению предприятия необходимыми денежными средствами.

Сравнение плановых и фактических величин по обороту, суммам покрытия и затратам на реализацию в центре прибыли / Графическое представление сравнений плановых и фактических величин в центре прибыли / Планирование гибкого бюджета затрат и результатов в производстве / Бюджет затрат в качестве базы нормативных затрат в системе оперативного планирования / Разделение затрат в бюджете на продуктовые и организационно-структурные / Является ли оплата труда основных производственных рабочих действительно пропорциональной? / Сравнение плановых и фактических величин в бюджете затрат основного производственного участка / Сигналы об отклонениях как инструмент контроллинга / Функционально-стоимостный анализ применительно к системе отчетности контроллера / Бюджет постоянных затрат и нормативы управленческой деятельности / Пример использования инструментов контроллинга руководителем отдела персонала / Сравнение плановых и фактических показателей использования материалов / Трехуровневая программа совершенствования контроллинга на основе сравнения плановых и фактических показателей / Пример разработки трехуровневой программы мероприятий по повышению прибыли / Бюджет и делегирование ответственности / Сравнение плановых и фактических показателей и стиль управления / Сравнение целевых и фактических показателей / Итак, вместо сравнения плановых и фактических показателей сравнение целевых и фактических показателей

Поскольку цели предприятия и критерии планирования формулируются преимущественно в форме чисел, контроллеру для выполнения его задачи необходим соответствующий набор инструментов. Когда речь идет о практике контроллинга, имеются в виду не цифры в духе обычной отчетности за истекший период, а поддержка усовершенствований, т.е. так называемый управленческий учет (management accounting). Главный вопрос контроллера о любой количественной информации отличается от вопроса, который задает себе бухгалтер, заботящийся о том, чтобы все было правильно и сошлось. Ключевой вопрос контроллера звучит так: кого информирует этот отчет, являясь первым шагом к разработке программы мероприятий по улучшению ситуации! Контроллер работает, ориентируясь на получателя, и является поставщиком информации. Он выполняет сервисную функцию по отношению к менеджерам, осуществляя ориентированное на поставленные цели планирование и регулирование. Выполняемая им функция обязательно требуется для реализации современных стилей управления - при делегировании полномочий, управлении по целям. 14

Прибыль является целью для руководителей предприятия. Контроллер должен заботиться о создании информационной системы, помогающей планомерно регулировать движение к этой цели, поэтому недостаточно просто зафиксировать целевую прибыль в виде определенного годового показателя. Подобного рода количественная информация ничего не говорит о том, что необходимо сделать для увеличения прибыли. Однако смысл организуемого службой контроллера управленческого учета как раз и заключается в том, чтобы с помощью чисел подготовить первый этап реализации программы мероприятий по увеличению прибыли. Такая программа составляется в сфере внутрифирменного планирования. Это означает, что проекты бюджетов должны быть проанализированы на предмет поиска возможностей их улучшения и, кроме того, должен быть разработан механизм реагирования на отклонения фактических результатов от плановых показателей.

Управленческая прибыль является главным отчетным показателем службы контроллера (см. примеры в гл. 10). На нее сориентированы программы мероприятий по увеличению прибыли. Именно поэтому содержащаяся в данном показателе информация называется управленческой: ее могут использовать руководители для разработки мероприятий по совершенствованию деятельности предприятия. Что касается балансовой прибыли, то ее величина формируется с учетом предписаний налогового и торгового законодательства, которое не регулирует деятельность руководителей отделений «Сбыт», «Производство» или «Закупка» для улучшения ситуации с прибылью.

Величины отклонений, содержащиеся в документах, фиксирующих результаты сравнений плановых и фактических данных, являются основой для разработки трехуровневой программы мероприятий по совершенствованию производства.

ПРИМЕР РАЗРАБОТКИ ТРЕХУРОВНЕВОЙ ПРОГРАММЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ

При разработке программы мероприятий по снижению рисков компания имеет широкий арсенал методов, способствующих предотвращению или уменьшению финансовых потерь. Основными среди них являются: нормативный метод, создание страховых (резервных) фондов, страхование риска, страхование процентного риска, хеджирование, диверсификация.


муникабельности, организационных навыков и т. д., так и от качества используемого инструментария - программы наблюдения, бланков, анкет, инструкций по их заполнению. Они в конечном счете тоже зависят от статистика. На достоверность данных влияет и подготовленность объекта к статистическому обследованию. Это может быть сделано в форме предварительного извещения населения о предстоящем обследовании — в газетах, по радио, телевидению. Влияет на достоверность и упорядочение названия улиц и нумерации домов, квартир и т. д.

Определение объекта наблюдения, его территориального размещения важно для определения объема работ, который нужно выполнить в период наблюдения. Если наблюдение планируется провести в форме отчетности, то составляется список подотчетных предприятий и организаций. При -специально организованном наблюдении определение объема работ необходимо для расчета численности работников, требуемых для выполнения обследования в установленные сроки. Рассчитывается дневная норма работы 1 регистратора (счетчика) с учетом сложности программы наблюдения, трудоемкости заполнения формуляра наблюдения и размещения объекта. В сельской местности, например, где плотность застройки намного ниже городской, дневная норма устанавливается меньше, чем в городах. В целях лучшей организации наблюдения и контроля качества материала вся территория разбивается на отдельные счетные участки; 20-30 счетных участков при переписях населения образуют инструкторский участок, руководимый инструктором.

целей и задач обследования. В какой-то мере программа наблюдения зависит и от выделенных средств: мало средств, программа может быть короче или число наблюдаемых единиц меньше. Поэтому первый принцип составления программы наблюдения: никаких сведений, не относящихся к данному обследованию (на всякий случай). Второй принцип немаловажный для получения достоверных данных при опросах: не включать в программу наблюдения те вопросы, которые могут показаться людям подозрительными и на которые можно заведомо ожидать неточных ответов. Например, при изучении потенциальной эмиграции не стоит включать в анкету прямой вопрос типа: «Собираетесь ли вы уехать за границу на длительное время или навсегда?» Более эффективно использовать систему вопросов, составленных таким образом, чтобы их сочетание позволяло сделать те заключения, которые бы вы хотели получить через ответы на прямой вопрос. Или, понимая, что точную сумму доходов и сбережений состоятельные люди скорее всего не укажут, имеет смысл задать косвенные вопросы, например: «Есть ли среди Ваших знакомых люди с месячным доходом 100 тыс. долл и выше?» и т. д.

Все вопросы программы наблюдения ориентированы на определенную форму ответа: цифровую, альтернативную («да» или «нет»), многовариантную, когда ответ состоит в выборе одного или

Составление программы наблюдения - сложная и ответственная задача. В государственной статистике разработкой программы специальных обследований занимаются специалисты Госкомстата РФ и НИИ при участии представителей Научно-методологического совета и заинтересованных организаций. Программы таких важных и

Инструментарий статистического наблюдения включает формуляры и инструкции по их заполнению. Формуляры наблюдения -это бланки, опросные листы, анкеты и т. д., на которых напечатаны вопросы программы наблюдения и куда затем заносятся собираемые сведения. Соответственно в формуляре должно быть предусмотрено место для вопроса и ответа. Обычно в верхней части формуляра или на первой странице располагаются опознавательные признаки, слева - вопросы программы наблюдения, справа - место для ответов. Формуляр наблюдения может быть карточным (индивидуальным) или списочным. В первом случае он предназначен для записи данных только по одной единице наблюдения, во втором -по нескольким. В микропереписи населения РФ 1994 г. была принята списочная форма - формуляр заполнялся на домохозяйство. При этом если число членов домохозяйства превышало 5 человек, то использовался дополнительный бланк, а в опознавательной части проставлялись буквенные обозначения бланка (а, бит. д.).

Как бы тщательно ни была составлена программа и разработан формуляр, для обеспечения единообразия его заполнения, толкования вопросов программы наблюдения все же необходима инструкция. Этот документ содержит объяснения вопросов программы с конкретными примерами, указания по взаимосвязи вопросов. Инструкция издается либо в виде отдельной брошюры, либо дается в подсказах, либо на самом формуляре наблюдения (обычно на оборотной стороне).

Обычно для проверки поступающего материала наблюдения составляется схема контроля, в которую включаются все увязки между вопросами программы наблюдения: как арифметические, так и логические.

2) разработка программы наблюдения и инструкций;

Еще один вид выборочного наблюдения - многофазовая выборка. Такая выборка включает определенное количество фаз, каждая из которых отличается подробностью программы наблюдения. Например, 25% всей генеральной совокупности обследуются по краткой программе, каждая 4-я единица из этой выборки обследуется по более полной программе и т.д.

1 Из-за отсутствия четко сформулированной программы наблюдения автор рекомендует максимально полную регистрацию (данные «заготовляются» на всякий случай).


Проведения управленческого Проведением инвентаризации Проведение экономических Проведение аналитических Проведение факторного Проведение государственной Проведение исследования Проведение комплексной Профессиональным участником Проведение маркетингового Проведение необходимых Проведение оздоровительных Профессиональная ассоциация вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика