Продуктов нефтепереработки



ПРОДУКТОВАЯ СТРУКТУРА. Один из наиболее распространенных способов развития фирм состоит в том, что они увеличивают ассортимент производимой и реализуемой продукции. Если управление этим процессом осуществляется успешно, то несколько продуктовых линий могут достигнуть настолько высокого объема продаж, что сами могут потребовать существенной структуризации и окажутся решающим фактором успеха организации в целом. Именно с этой проблемой и столкнулись пионеры дивизиональной структуры из «Проктер энд Гембл» и «Дженерал Моторс». Решение было найдено при помощи дивизионально-продуктовой структуры организации, в которой создавались отделения по основному продукту. Идея оказалась настолько плодотворной, что эта структура была быстро внедрена в «Дженерал Моторс», «Дженерал Фудс», «Левер Бразерс» и «Корнинг Гласе». В настоящее время большинство крупнейших производителей потребительских товаров с диверсифицированной продукцией используют дивизиона льно-продуктовую структуру организации.

Возможный недостаток продуктовой структуры — увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для различных видов продукции. В каждом продуктовом отделении есть свои функциональные подразделения, но, возможно, не такого размера, чтобы максимально эффективно использовать имеющиеся технические средства и оборудование. В особенности эта проблема встает на заводах с массовым производством и оборудованием, которое как правило, может работать 24 часа в сутки.

Преимущества и недостатки структуры, ориентированной на покупателя, в общем те же, что и у продуктовой структуры, если учесть различия, связанные с разной целевой функцией.

Организационная структура, ориентированная на потребителя (рис. 22), является своеобразным развитием продуктовой структуры и используется для обслуживания определенных групп потребителей, наиболее важных для организации, подразумевая тщательный и оперативный учет всех тонкостей их запросов.

Организационная структура, ориентированная на потребителя, имеет преимущества и недостатки, схожие с таковыми у дивизио-нальной (продуктовой) структуры.

ководству производством и сбытом конкретного продукта или услуги передаются одному руководителю, который становится ответственным за данный тип продукции в организации в целом. Руководители соответствующих функциональных служб должны отчитываться перед управляющим по этому продукту. По статистике (исследования Гарвардского университета) организации с продуктовой структурой достигают больших успехов в производстве новой продукции по сравнению с другими структурами. Основные преимущества продуктовой структуры:

Недостатком продуктовой структуры является увеличение затрат в организации из-за дублирования одних и тех же видов работ для различных видов продукции. Поэтому дублирование функциональных служб в такой структуре может быть оправдано только при достижении определенного объема продаж, когда обеспечение этого объема приводит в увеличению соответствующих функциональных служб практически почти в тех же размерах, что и дублирование. Однако это правило не всегда может быть выполнено по всем службам.

Преимущества и недостатки организационной структуры, ориентированной на покупателя в общем те же, что и для продуктовой структуры с учетом различий, связанных с другой целевой функцией. Примеры. Издательства, банки, торговые компании и т.д.

Наличие продуктовой структуры при отсутствии развитых маркетинговых служб

показывал (рис. 1.6.2), что основным для подрядных компаний является наличие специальных знаний, опыта, технологии и оборудования, а для субподрядных — наличие продуктовой структуры производства. При этом 48% субподрядчиков находили такие отношения не очень выгодными, но обеспечивающими занятость; 37% испытывали на себе влияние экономических спадов, а 18% сомневались, выживут ли они, так как целиком и полностью были прикованы к своим подрядчикам.

Часто крупные фирмы-потребители, вкладывая часть своего капитала в развитие фирм-поставщиков, постепенно превращали их в дочерние и ассоциированные компании. В японских компаниях подрядные и субподрядные отношения строятся на долгосрочных договорных отношениях. По мнению американских специалистов, японские компании, по сути, «покупают» поставщиков, а не их продукцию. Наблюдается расширение квазииерархических промышленных структур, отличающихся многочисленными горизонтальными связями на различных уровнях иерархии, что способствует децентрализации управления и расширению поля деятельности для поставщиков. Децентрализация управления строится на принципах непрерывного снижения стоимости поставляемых материалов и деталей, использования систем «точно вовремя» (just-in-time) и постоянного улучшения качества поставляемых материалов и деталей. Основным критерием при выборе подрядных компаний является наличие специальных знаний, опыта, технологии и оборудования, а для субподрядных — наличие продуктовой структуры производства. В условиях острой конкуренции важное место занимает наличие общих интересов у фирмы-потребителя и фирмы-поставщика и установление тесных партнерских отношений, духа сотрудничества. Переход от традиционной организации взаимоотношений с поставщиками (100%-й выходной контроль — входной контроль) к организации по японскому образцу проходит 7 основных этапов от полного недоверия и многократного контроля продукции через контроль процессов к сертификации систем качества и приемки по доверию.

Структура, ориентированная на потребителя (СОП), — это модификация иерархической структуры управления. Она построена по идеологии продуктовой структуры. Особенность ее заключается в том, что на производственном и обслуживающем уровнях структуры организации происходит обособление функций по группе клиентов. Это позволяет


Инструктивные указания о порядке калькулирования себестоимости продуктов нефтепереработки в комплексных процессах производства. — М.: ВНИИНП, 1980. 50 с.

С этим доводом также нельзя вполне согласиться. Во-первых, вертикальная интеграция позволяла монополиям — участникам МНК использовать весьма обширный арсенал приемов для вздувания рыночных цен конечных продуктов нефтепереработки, ссылаясь, например, на вздорожание фрахта. Справочные цены служили им в дальнейшем важным, но отнюдь не единственным предлогом, значительно отставая от рыночной стоимости готовой продукции, да и от цен сырья на «свободном» рынке вплоть до рубежа 1973—1974 гг. Во-вторых, наиболее доступные сырьевые ресурсы в 1970 г. оказались ограничены и картель мог либо пожертвовать частью прибылей, либо продать «Окси» нефть из отдаленных районов, что ставило перед вероятным покупателем проблему ее транспортировки.

Кроме того, поскольку рассматривалось производство и потребление топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, были учтены соответствующие данные по экспорту и импорту жидких углеводородов, продуктов нефтепереработки и твердого топлива.

на протяжении всего цикла от добычи нефти до распределения готовых продуктов нефтепереработки составляют в последние годы 14%. И, хотя эти потери значительно сократились, например, по сравнению с 1940г. (20%), они остаются весьма высокими.

Известное отставание темпов производства энергии от роста валового национального продукта компенсировалось значительным повышением эффективности использования энергии. Это произошло прежде всего за счет увеличения в топливно-энергетическом балансе доли источников энергии с высокими тепловыми коэффициентами. Одновременно возрастало использование вторичной энергии и продуктов нефтепереработки вместо первичных энергоисточников: электроэнергии — в промышленности и дизельного топлива — на железнодорожном транспорте.

Развитие нефтяной, газовой -и нефтеперерабатывающей промышленности способствовало увеличению доли наиболее прогрессивных видов сырья .в производстве основных синтетических материалов. При этом происходило перераспределение сырьевых ресурсов нефтехимии: увеличилось потребление продуктов добычи нефти и газа и снизился удельный вес продуктов нефтепереработки. Так, если в 1958 г. в структуре нефтехимического сырья 80% составляли продукты нефтепереработки, то в 1965 г. их доля уменьшилась до 25—30%, а удельный вес природного газа как сырьевого ресурса нефтехимии увеличился с 15 до 40—45%, сжиженных: газов, газового бензина и конденсата — с 15 до 35—40%.

Инструктивные указания о порядке калькулирования себестоимости продуктов нефтепереработки в комплексных процессах производства. — М.: ВНИИНП, 1980. 50 с.

Несмотря на множество проведенных на разных уровнях совещаний и на неоднократные указания Президента Республики Башкортостан (РБ), длительные переговоры о финансово - организационном объединении предприятий и организаций нефтехимического комплекса (НХК) республики не привели до сих пор к желаемому для республики результату. Разобщенность предприятий и отраслей, объективно, несомненно, входящих в НХК РБ, но подчиненных частично ТНК "Башнефть", а другая часть - ОАО "Башнефтехим", заметно понижает конкурентоспособность экономики Башкортостана на российском и зарубежном рынках сырья (нефти) и товарных продуктов нефтепереработки и нефтехимии, обостряет кризис неплатежей и дефицит инвестиций, а в конечном итоге ведет к нарастанию глубоких социально-экономических проблем в республике. Расчлененность нефтехимиков на две разные "команды" со своими локальными и узкогрупповыми интересами, организационный отрыв обеих "команд" от основной финансовой базы (а последней со второго полугодия 1997 года стал государственный "Башкредитбанк"), наряду с общероссийскими и зарубежными вопросами и объективными региональными трудностями (среди последних наиболее острая - ухудшение качества и удорожание качества башкирских нефтей вместе с падением объемов их добычи), стали, по нашему мнению, главными причинами нарастающего кризиса экономики Башкортостана. В результате лишь за 1997 год объем нефтедобычи в РБ снизился на 6,1%, а объем нефтепереработки - на 13,1% (!). Объем экспортных поставок республики, а в структуре экспорта подавляющую долю составляют продукты НХК РБ, упал за прошлый год на 11 процентов.

Целевой считается продукция, ради производства которой создан процесс, ее определяют в соответствии с Инструктивными указаниями о порядке калькулирования себестоимости продуктов нефтепереработки в комплексных процессах производства (1980 г.). Аналогичное положение имеется по нефтехимическим продуктам.

Таким образом, большая часть разработок, проводимых в крупнейших нефтяных компаниях мира, направлена на поиск эффективных методов разведки и разработки месторождений, повышение качества и выпуск новых продуктов нефтепереработки и нефтехимии, получение нетрадиционных видов топлив и др.

спросом на нефть и ее предложением, а значит, родилась потребность в экспорте сырой нефти или импорте продуктов нефтепереработки. Таким образом, глобализация нефтяной промышленности началась еще в начале XX века.


Промышленности увеличение Промышленно производственный Промышленно развитыми Промышленную собственность Промысловое обустройство Промыслово геофизических Промежуточный коэффициент Промежуточных продавцов Промежуточная отчетность Профессиональные участники Промежуточного потребления Пропорций производства Пропорциональная зависимость вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика