Производства характера



Используя заработную плату в качестве важнейшего средства материального стимулирования, увеличения выпуска продукции, улучшения ее качества и повышения эффективности производства, государство организует ее таким образом, чтобы каждая часть заработной платы (фонд заработной платы и фонд материального поощрения) выполняла активную стимулирующую роль и усиливала материальную заинтересованность работников в конечном результате производства.

К примеру, в настоящее время для выхода экономики России из системного кризиса, охватившего все ее отрасли, необходимо, прежде всего, стимулирование совокупного спроса на товары и услуги, капиталовложений и занятости. Это может сделать только государство за счет предоставления финансовых льгот частному отечественному и иностранному капиталу, увеличения государственных инвестиций в определяющие сферы экономики и т.д. Или, к примеру, в 2000 г. с целью стимулирования роста производства государство снизило налог на прибыль.

Отдавая предпочтение тому или иному варианту производства, государство и хозяйствующие субъекты руководствуются выигрышами и упущенными возможностями в ходе проведения выборов. В теории и на практике это связано с альтернативными и предельными издержками, чему и посвящен последующий параграф.

субъекты финансовых отношений несут реальную экономическую ответственность за фактические результаты работы, своевременное выполнение своих обязательств перед поставщиками, потребителями, государством, банками и т.д. В условиях рыночной экономики предприятие отвечает по своим обязательствам собственным имуществом; за невыполнение обязательств предприятия наказываются реальными штрафами; применяется обоснованная система финансовых санкций, а не символические неустойки и штрафы, использовавшиеся в условиях директивно-плановой системы управления экономикой. Поскольку предприятие обладает полной хозяйственной и финансовой самостоятельностью, оно само, не надеясь ни на помощь вышестоящей организационной структуры, ни на поддержку государства (которое не несет ответственности по обязательствам предприятия), покрывает свои потери и убытки, причем от инновационной деятельности - за счет финансовых резервов и системы страхования, а убытки от бесхозяйственности - за счет прибыли. Источником формирования финансовых ресурсов предприятия являются реально заработанные им доходы: от реализации продукции, получившей общественное признание, от операций на финансовом рынке и т.д. Предприятие обязано возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и т.д. Экономическая ответственность настолько полная, что предприятие даже может быть объявлено банкротом и ликвидировано, если вместо предполагавшейся прибыли оно несет убытки и не в состоянии поэтому исполнять обязательства перед кредиторами;

у предприятий складываются разнообразные взаимоотношения с банками, страховыми компаниями, государством, причем все они направлены на упрочение коммерческих начал в организации их деятельности. Предприятия и банки - это равноправные партнеры, организующие финансовую сторону своих операций с ориентиром на прибыль: банки не предоставляют предприятиям ни бесплатных, ни бессрочных ссуд; а предприятия, в свою очередь, за хранение денежных средств на банковских счетах получают определенный процент. Страховые компании страхуют многообразные риски (в том числе предпринимательские) субъектов хозяйствования, создавая определенные гарантии стабильности производства. Государство устанавливает налоговые платежи предприятиям на таком уровне, чтобы не подорвать заинтересованность субъектов хозяйствования в развитии производства и повышении его эффективности; бюджетные ассигнования предприятиям выделяются в виде целевых субсидий и субвенций, что исключает возможность иждивенчества за счет государственных средств.

В прошлом взаимоотношение государства с юридическими и физическими лицами основывалось на административно-централизованных формах хозяйствования. Будучи собственником средств производства, государство управляло экономикой, изымая в бюджет до 80—90% всей прибыли, создаваемой предприятиями. Доля бюджета составляла более 70% национального дохода. Действовавшая система налогообложения направлялась на перераспределения средств от экономически сильных хозяйствующих субъектов к слабым, от хорошо работающих предприятий — к плохо работающим. Кроме того, между бюджетами разного уровня возникали споры из-за доходов, поскольку не было четкого разграничения поступлений между ними.

Особое значение Дж. Кейнс уделял налогам и их воздействию на основной «психологический закон», согласно которому люди склонны увеличивать свое потребление, но не в такой степени, в какой увеличился доход. Это ведет к падению спроса на товары и сокращению производства. Государство должно воспрепятствовать проявлению этого закона и восполнить недостающий спрос либо увеличением своих расходов за счет налоговых поступлений, займов, либо стимулированием частных инвестиций разными методами1. Его формула такова:

использования земель, а от производства. Государство само по себе не

ет инноваций, то собственник средств производства — государство

производства государство берет рабочую силу, обеспечивая обратное движение денежных средств в виде заработной платы (см. рис. 1-2).

ИНДЕКСАЦИЯ, увеличение денежных доходов как один из способов защиты населения, потребителей от инфляции в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги. Тем самым поддерживается покупательная способность населения и средние реальные доходы людей. Однако процесс индексации возможен только в условиях роста производства товаров и услуг. В условиях, когда происходит падение производства, государство, государственный бюджет не обладают возможностью осуществить полную индексацию, поэтому чаще всего проводится только частичная индексация доходов. Индексация проводится на основании индексов, т.е. экономических и статистических показателей, характеризующих в относительном виде изменение экономических величин, параметров экономических и социальных процессов во времени за определённый период времени, равный отношению конечной величины к исходной. Индекс исчисляется по отношению к базовому индексу, базовой величине, соответствующей определённому году, принятому в качестве точки отсчёта. Наиболее распространены индексы цен промышленного производства, уровня жизни, стоимости жизни. Напр., если индекс промышленного производства в РФ в 1990 г. принять за 100%, то в 1994 г. он составил примерно 55%, что соответствует спаду объёма производства на 45% от исходного уровня. В процессе индексации рассчитывается индекс стоимости жиз-


мощности единицы оборудования каждого вида, затем участков, цехов и предприятия в целом, т. е. идут от низовых объектов к более крупным. Последовательность проведения указанных этапов расчета одинакова во всех производствах, но в пределах отдельных этапов состав и последовательность частных расчетов могут быть различны в зависимости от специфики производства, характера специализации объектов, числа видов ведущего оборудова-йия, уровня механизации расчетов, применяемых методов расчета. "Так, в многономенклатурном производстве при производстве на однотипном оборудовании (в пределах участка) различных видов

Коэффициент рг отражает суммарное влияние типа производства, характера оборудования, его размеров и масс;,;, свойств обрабатываемых материалов, условий работы ::а продолжительность ремонтного цикла данного оборудования. Его величину для отдельных видов оборудования (кн-

Например, потребность в оборотных средствах геологоразведочных предприятий зависит от объема производства, характера выполняемых работ, длительности производственного цикла (продолжительности комплекса геологопоисковых работ), условий и способов материально-технического снабжения и удаленности предприятий от поставщиков. Чем больший объем и большее число видов работ выполняется и чем чаще меняется их структура на протяжении года, тем больше, при прочих равных условиях, потребуется геологоразведочному предприятию оборотных средств.

\ Удельная численность работающих на одну скважину действующего фонда зависит от многих условий: принятой сетки разработки месторождения, удельного веса способов добычи нефти, степени механизации ци-автоматизации производства, уровня специализации и централизации подсобно-вспомогательного производства, характера технологического процесса добычи нефти, периода разработки, размера и разбросанности месторождений и т. д. v

О. с. нефтегазодобывающего и бурового предприятия (объеди нения) зависит от целого ряда факторов: объема производства характера технологического процесса; природно-географических климатических условий; степени концентрации и специализаци и др.

Численность и структура отдела технического контроля зависят от масштаба производства, характера выпускаемой продукции, принятой системы управления предприятием.

Удельные значения отдельных элементов оборотных средств в их общей совокупности образуют структуру оборотных средств, которая зависит от типа производства, характера продукции, применяемой технологии, состава потребляемых материалов, условий поставки и сбыта, а поэтому различна по отраслям: (табл. 8). В электронной промышленности примерно половина нормируемых оборотных средств приходится на долю производственных запасов, основную часть которых составляют сырье, основные материалы и покупные полуфабрикаты. Это обусловлено тем,что в электронном приборостроении применяется большое разнообразие материалов, многие из которых очень дорогие. Вторую по величине часть производственных запасов предприятий образуют малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

Налоговые льготы — это уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов отдельных физических или юридических лиц в зависимости от профиля производства, характера производимой продукции и других характеристик.

Анализ структуры производства, характера хозяйственных связей, которые сложились за десятилетия административного управления экономикой обнаруживает много интересного и даже неожиданного, в какой-то мере тоже относящегося к «чудесам» советской статистики. • >

Качественный экономический анализ вариантов состоит в выявлении и сопоставлении их преимущества в области механизации и автоматизации производства; характера труда и уровня квалификации работников, занятых изготовлением нового изделия; разделения, кооперирования и характера организации труда; условий труда, его охраны и безопасности.' При осуществлении качественного анализа не проводятся ко-^ личественные расчеты. Сопоставление и взвешивание недо-' статков и преимуществ .разработанйых вариантов производится на основе оценок: «лучше — хуже», «больше — меньше» и т. д. Качественный экономический анализ ведется на основе знаний и опыта работников. Достоинством его является то, что затраты времени на осуществление анализа незначительны. Выбор варианта можно считать обоснованным, если преимущества этого варианта очевидны по всем перечисленным характеристикам.

Составляется она исходя из общей программы завода и в зависимости от типа производства, характера обрабатываемой продукции, необходимой точности технико-экономических расчетов может быть точной, приведенной, или условной. Точной называется программа, когда номенклатура подлежащих изготовлению деталей (изделий) точно установлена и относительно устойчива, что характерно для цехов крупносерийного и массового производства. В цехах единичного и мелкосерийного про-- изводства, где, как правило, нет повторяемости изделий или она незначительна и где велика номенклатура подлежащих изготовлению- изделий, может составляться приведенная, или условная, производственная программа.


Программы маркетинга Программы обязательного Программы обработки Программы ориентированные Программы подрядных Программы правительства Программы предприятия Программы программа Программы разработка Продуктовые инновации Программы стабилизации Программы технического Программа автоматически вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика