|
Производства общественных
Во-первых, это методы оптимизации производства. В их число входят методы определения производственных циклов, сокращения ненужных запасов, выравнивания загрузки производственных мощностей, обеспечения гибкости. Во-вторых, это методы сокращения подготовительно-заключительного времени для сокращения общего времени производства, нормирование операций, рациональное размещение производственного оборудования, обучение рабочих нескольким профессиям для проведения принципа гибкости и т. д. В-третьих, это способы обеспечения принципа авто-номизации. В его основе следующее. Каждый станок или линия оборудованы устройством автоматической остановки. На «Тоёте» все машины автономны, что позволяет предотвращать массовое производство брака. Что это значит? Это значит, что рабочий, заметив дефект в детали, должен остановить станок или линию конвейера. Важными составными частями производственной системы «Тоёта» являются рационализаторская деятельность малых групп, а также функциональные системы управления. Основные идеи этих систем рассматриваются в гл. 5, 10, 12, 13. Это направлено на создание необходимых условий для производительного, качественного труда на каждом рабочем месте. Эта мысль встречается у многих японских авторов. Один из них выразился так: «Необходимо, чтобы именно условия, а не управляющие заставляли рабочих эффективно трудиться. Если создаются такие условия, сколь дорого бы они ни обходились, тогда и вложения в капитальное строительство, в передовую технологию оказываются не напрасными, а прибыль многократно увеличивается».
Многие называют систему «Тоёта» системой «канбан». Такое определение некорректно. Система «Тоёта» представляет собой метод организации производства продукции, в то время как «канбан» является средством осуществления системы «точно вовремя». Короче говоря, «канбан» является информационной системой, позволяющей оперативно регулировать количество продукции на различных стадиях производства. Без правильного выполнения других условий производственной системы, таких, как рациональная организация производства, нормирование работ, сбалансирование производства и т. д., принцип «точно вовремя» будет трудно реализовать, несмотря на применение системы «канбан».
Снижение материалоемкости, рациональное расходование сырья и материалов на основе норм — один из важнейших источников повышения эффективности производства. Нормирование в заданных производственных условиях включает:
янее «омертвление» средств производства, т. е. отвлечение их от непосредственного участия в процессе производства. Нормирование производственных запасов призвано по существу способствовать их оптимизации, т. е. установ--лению такой величины, при которой непрерывность производственного про-:цесса обеспечивалось бы минимально возможными размерами запасов. На .решение этой проблемы направлены используемые в настоящее время методы нормирования производственных запасов материалов, нашедшие отражение в действующей методико-инструктивной документации.
Первый блок - управление компонентами оборотного капитала при подготовке производства: на проектно-конструкторском этапе -выбор материальных ресурсов для производства продукции; на про-ектно-технологическом этапе подготовки производства - нормирование расхода материальных ресурсов, определение структуры, методов разработки норм расхода материальных ресурсов; организационная подготовка производства и управления оборотным капиталом - выбор поставщиков материальных ресурсов.
Нормирование труда представляет собой фундамент, на котором держится вся система организации труда на предприятии. С точки зрения производства нормирование направлено на поиск оптимальных путей превращения затрат труда в выпуск продукции.
где Т0 — основное время сварки I пог. м шва, мин; Тт! — вспомогательное время, связанное а каждым швом (определяется на 1 пог. м), мин; / — длина свариваемого шва, м; Твт — вспомогательное время, связанное со сваркой изделия в целом, мин; /С— коэффициент, учитывающий время на обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности, %; kv — коэффициент, учитывающий особенности свариваемых швов (короткие, прерывистые, кольцевые и т. д.); ka — коэффициент, учитывающий тип производства. Нормирование сварочных работ имеет следующие особенности.
Под нормированием труда понимают установленные меры трудовых затрат на изготовление единицы продукции или выработки продукции в единицу времени, выполнение заданного объема работ или обслуживание средств производства в определенных организационно-технических условиях.
Нормирование оказывает многостороннее влияние на процесс производства, повышение его эффективности. Правильно установленные нормы, соответствующие достигнутому уровню техники, прогрессивной организации производства и учитывающие передовой опыт, активно способствуют повышению производительности труда, позволяют осуществлять контроль над мерой труда и мерой потребления, последовательно проводить в жизнь принцип «от каждого по способностям, каждому — по количеству и качеству затраченного труда». Вместе с тем хорошо поставленное нормирование труда позволяет правильно планировать производство продукции, обеспечивать наиболее эффективную расстановку и использование оборудования и рабочей силы, всемерное использование резервов производства.
* организационно-экономические факторы связаны с разделением и организацией труда, организационно-правовой формой предприятия, его организационной структурой, системой коммуникаций, организацией производства, экономическим состоянием и особенностями ведения хозяйства, структурой себестоимости продукции и направлением использования прибыли, подходами к вознаграждению работников и т. п. Эти факторы изучаются в комплексе экономических наук и науки управления; правомерно назвать организацию труда и производства, нормирование труда, экономику труда;
го производства Нормирование трудозатрат, расхода ма- Как ресурсы перераспределяются из производства индивидуальных в производство общественных благ? В экономике полной занятости государству приходится высвобождать ресурсы из частного сектора, с тем чтобы они стали доступны для производства общественных благ. Способ высвобождения ресурсов из частного сектора заключается в сокращении частного спроса на них. Для этого правительство взимает с фирм и домохозяйств налоги, отвлекая тем самым часть их доходов - часть их потенциальной покупательной способности — из потока «доходы — расходы». По мере понижения доходов в результате налогообложения фирмы и домохозяйства вынуждены сокращать свои расходы на инвестирование и потребление. Налоги снижают частный спрос на товары и услуги, что в свою очередь вызывает спад в частном спросе на ресурсы. Перенося покупательную способность от частных потребителей к правительству, налоги высвобождают ресурсы из частной сферы их применения.
Увеличение реальных заработков расширяет круг возможностей, доступных любой семье: путешествие по миру, домашний компьютер, высшее образование для каждого ребенка и т.д., - без ущерба для других возможностей и благ. Экономический рост позволяет осуществлять новые программы по борьбе с бедностью и загрязнением окружающей среды, не затрагивая текущие уровни потребления, инвестиций и производства общественных благ. Экономический рост смягчает проблему ограниченности ресурсов. Растущая экономика, в отличие от застойной, позволяет обществу и потреблять больше, и наращивать свой будущий производственный потенциал. Облегчая бремя, порождаемое ограниченностью ресурсов, то есть раздвигая рамки производственных возможностей экономики, экономический рост позволяет обществу более полно реализовать поставленные экономические цели и осуществлять новые широкомасштабные программы, требующие материальных ресурсов.
б) при распределении ресурсов конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ; в) в отрасли с чистой конкуренцией могут возникать препятствия применению лучшей из известных производственных технологий и факторы, способствующие замедлению темпов технического прогресса; г) конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.
что удовлетворение потребностей уменьшается в связи с сокращением производства товаров для индивидуального потребления. Нужно ли перемещать ресурсы, о которых идет речь, из частного в государственный сектор? Ответ будет положительным, если выгоды от дополнительного производства общественных товаров превысят издержки из-за уменьшения количества товаров для индивидуального пользования. Ответ будет отрицательным, если стоимость, или издержки, недопотребления товаров для индивидуального пользования будет больше, чем выгоды, связанные с дополнительным количеством общественных товаров.
Выводы. Главной темой в наших примерах было то, что неэффективность может принять форму как перепроизводства, так и недопроизводства конкретного общественного товара, а следовательно, избыточного или недостаточного вложения в него ресурсов. В главе 30 мы видели, что государство может увеличить экономическую эффективность производства общественных товаров за счет условий, которые рыночная система предоставить не может. Теперь, расширив рамки нашего исследования, мы видим, что и государство не всегда справляется с обеспечением некоторыми общественными товарами, производство которых экономически оправдано, а обеспечивает другими товарами, выпуск которых экономически не оправдан.
Разница состоит в том, что увеличение цены PwPlt выплачиваемое американскими потребителями за импорт be, - заштрихованный участок - не попадает в Казначейство США в виде тарифных (налоговых) поступлений, а уходит к японским фирмам, которые приобрели права продавать видеомагнитофоны в США. Для американцев тарифы дают лучший экономический результат, чем квоты, при прочих равных условиях. Тарифы создают государственные поступления, которые могут быть использованы для снижения других налогов или финансирования производства общественных товаров и услуг, которые пойдут на пользу американцам. В противоположность этому более высокие цены, создаваемые квотами на импорт, приводят к дополнительным поступлениям в пользу иностранных производителей.
Нарушения рыночного механизма (market failure) — неспособность рыночного механизма обеспечить такое распределение ресурсов, которое в наилучшей (максимальной) степени соответствовало бы потребностям общества; это выражается, в частности, в недостаточном или избыточном вложении ресурсов в производство тех или иных товаров и услуг (под воздействием эффектов перелива), а также в трудностях, связанных с обеспечением ресурсами производства общественных товаров.
В прочитанной Вами книге изложены азы экономики. Как и принято обычно в экономической науке эти азы излагаются и обосновываются, исходя из принципов максимизации производства общественных благ, наиболее рационального и эффективного использования ресурсов и пр.
Так, домашние хозяйства платят государству налоги со своих доходов (заработной платы, прибыли, собственности и т.д.). Этот поток денег поступает в соответствующие государственные учреждения. Здесь денежные средства используются для создания социальных фондов, производства общественных благ и услуг (государственных учебных заведений, публичных библиотек и т.п.). Поэтому от государства в обратном направлении к домашним хозяйствам идет поток общественных благ, услуг, трансфертных платежей. Если из общей суммы поступивших государству налогов вычесть ту сумму стоимости товаров и услуг, которые в обратном порядке получают домашние хозяйства, то выявляется величина чистых налогов, уплачиваемых домашними хозяйствами.
Некоторые проблемы (экологические, производства общественных благ и др.) не могут быть решены лишь за счет внутренних рыночных ресурсов. Для этого требуется государственное регулирование экономики. Оно способно, если не переходит разумные границы, умножить положительные и минимизировать отрицательные внешние эффекты. Это достигается с помощью эффективных государственных инструментов регулирования экономики. Рациональность применения таких инструментов определяется максимумом выполнения основных макроэкономических показателей на уровне заданий правительственной хозяйственной политики.
монополий, устранения внешних эффектов, производства общественных
Программа разрабатывается Программа составляется Программа управления Продуктов нефтепереработки Программирования математического Программных продуктах Программным продуктом Программной документации Программного комплекса Программно аппаратных Программой производства Программу исследований Программу предприятия вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|