|
Проектированию организации
Но как бы ни был обширен круг вопросов, которые приходится рассматривать технологам при проектировании технологических процессов, он является только началом той большой инженерной работы, которую ведут технологи на предприятии. Не менее важной обязанностью технолога является также внедрение разработанных технологических процессов, т. е. проведение комплекса работ, начиная от выдачи оформленного техноло-
Из принципа соответствия конструкторской, нормативно-технической и технологической документации технолог должен сделать практический вывод о том, что при проектировании технологических процессов не допускаются никакие отступления от сути требований, изложенных конструктором при проектировании изделия. Технолог не волен самостоятельно изменять и искажать эти требования, а должен только разъяснять их сущность и порядок выполнения.
Из принципа соответствия стадий разработки конструкторской и технологической документации технолог должен сделать вывод о том, что при проектировании технологических процессов существенное значение имеет степень конструкторской доработки изделия. Как правило, в процессе освоения конструкция изделия претерпевает изменения, поэтому затраты на подготовку его производства не должны опережать стадии разработки изделия. Основным критерием при оценке экономической эффективности технологического процесса на данной стадии разработки является уровень его технической оснащенности.
Основные термины и определения, применяемые при проектировании технологических процессов, приведены в ГОСТ 3.1109—73 ЕСТД и ГОСТ 14.004—74 ЕСТПП.
При проектировании технологических процессов в специальных главах дипломного проекта следует^рать анализ
При проектировании участков и цехов наряду с вопросами технологического порядка дипломанту приходится особо разрабатывать комплекс вопросов по организации производства. При этом содержание экономического анализа технологических решений аналогично содержанию такого же анализа при проектировании технологических процессов. Главы, посвященные организации производства, могут содержать: установление производственной структуры цеха и научной организации рабочих мест; определение (либо уточнение) программы производства и такта выпуска (запуска) деталей; расчет размера партии деталей и длительности производственного цикла; расчет загрузки оборудования; планировку цеха; разработку структуры управления; разработку календарных планов работы и др. В заключительной главе обобщают все экономические преимущества и недостатки объекта проектирования. По сопоставляемым вариантам рассчитывают потребность в оборудовании, помещениях, оснастке, незавершенном производстве и рабочей силе. Определяют соответствующие частные экономические показатели. Заканчивают главу расчетом общих показателей, характеризующих сравнительную экономичность проекта; годового экономического эффекта и эффективности дополнительных капиталовложений, если они требуютс'я. Предшествует этому расчет по вариантам потребных капиталовложений и себестоимости продукции за год (см. гл. 8, 9).
При проектировании технологических процессов подход к выбору сферы расчета экономического эффекта может быть двояким.
§ 5.2. ПОКАЗАТЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
К числу основных организационно-плановых показателей, определяемых при проектировании технологических процессов изготовления заготовок (деталей), относятся такт выпуска поточной линии; коэффициент синхронности выполнения отдельных операций и их комплекса; размер производственных партий деталей, запускаемых в производство; периодичность запуска партий деталей в производство; длительность производственного цикла партий деталей; коэффициент непрерывности производственного цикла; фонды времени работы единицы оборудования и всего комплекса; коэффициенты использования оборудования во времени.
При проектировании технологических процессов трудоемкость продукции каждого вида за год определяется как
сумма трудоемкости по операциям. Трудоемкость продукции по отдельной операции рассчитывается по формуле (6.1). При проектировании участков и цехов в условиях одно-номенклатурного производства расчет общей трудоемкости продукции может производиться аналогично расчету при проектировании технологических процессов. Если производство является многономенклатурным, то целесообразно проводить расчет трудоемкости продукции по типовому изделию-представителю. В приближенных расчетах могут быть также использованы методы, излагаемые применительно к установлению трудоемкости изготовления проектируемых машин. ШКОЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ БИХЕ-ВИОРИСТИЧЕСКИХ НАУК (BEHAVIORAL SCIENCE SCHOOL) — концептуальный подход к управлению, который вырос из движения за человеческие отношения, сложившегося после второй мировой войны. Он основан на передовых концепциях психологии и социологии. Поведенческая школа занималась тем, что помогала сотрудникам полностью реализовать свой потенциал, применяя концепции поведенческих наук к проектированию организации и управлению ими, повышая тем самым их эффективность.
Данная глава посвящена проектированию организации как системы и, в частности, одной из ее основных составляющих — структуры как способа организации этой системы.
Изображенные на рис. 7.1 факторы могут в отдельности или в комбинации влиять на решения по проектированию организации через те компоненты, которые заключены в каждом из них.
Каждая из рассмотренных выше ситуаций требует своего специфического подхода к проектированию организации и ее частей. Очевидно производство электронной техники высокого качества возможно только в рамках сложно устроенных организаций. С другой
Важное место в проектировании организации занимает проблема установления требуемых отношений между частями или подразделениями организации. Профессора Гарвардской школы бизнеса П. Ло-уренс и Дж. Лорш на основе обследования ряда предприятий пришли к выводу, что на межподразделенческие отношения, наряду с другими, влияют такие факторы, как степень различия между подразделениями (дифференциация) и степень требуемого сотрудничества подразделений (интеграция). Этот подход к проектированию организации, нередко называемый теорией дифференциации и интеграции, является частью более общей теории ситуационного подхода к управлению организацией.
Механистический подход к проектированию организации характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации. С такими характеристиками организация может действовать эффективно в условиях, когда используется рутинная технология (низкая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется несложное и нединамичное внешнее окружение. Так, даже современное автомобильное производство вполне может быть эффективным в рамках механистической структуры. Существует достаточная степень определенности в отношении технологий автомобильного производства, и проблемы, с которыми это производство сталкивается во внешней среде, мало изменились за последние десятилетия (безопасность движения, чистота окружающей среды, топливо, дороги, инфраструктура и т.п.).
Органический подход к проектированию организации характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. Этот подход демонстрирует свою эффективность в условиях, когда используется нерутинная технология (высокая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется сложное и динамичное внешнее окружение. Наглядным примером эффективного применения органического подхода является организация производства электронной техники. Специалисты признают, что технология электронного производства меняется чуть ли не каждую неделю. Не меньшими темпами меняется внешняя среда, сложность которой ни у кого не вызывает сомнений.
и образование, искусство и культура. Меняются не только формы, но и содержание деятельности. В данном контексте важно понять те новые требования, которые предъявляет информационное общество к проектированию организации, к объединению или разделению работ в ней. Если в доинформационном обществе действует принцип «каждый должен знать/уметь столько, чтобы в сумме все знали/умели все», то в информационном обществе действует принцип «каждый должен знать/уметь столько обо всем, чтобы быть независимым в своем взаимодействии с другими» (рис. 8.6).
С развитием рынка обнаруживаются серьезные недостатки «до-рыночного» подхода к проектированию организации. Спроектированные «стены» между функциями загоняют организационную болезнь — функционализм — вглубь. При этом расширяется дублирование работ, сгруппированных по разным критериям, например, по территории или по продукту, возрастает (в отдельных случаях до 10 раз) стоимость аппаратных структур, принятие решений занимает много времени. Вся организация видна только сверху и только для руководства; отсюда вся ответственность тоже наверху, а внизу в этом смысле — пустота. Делегирование полномочий в таких условиях затруднено. Существует недостаток инновационности. Эти недостатки мешают организации оптимизироваться в направлении потребителя и в конечном счете в направлении рынка.
• различие в производственной и технологической структурах, требующих соответствующих подходов в каждой подотрасли к проектированию организации производства и рабочих мест с целью достижения высокой производительности труда и обеспечения наилучшего качества продукции;
Работа по проектированию организации предусматривает сочетание научных методов и принципов формирования структур (системного подхода, структуризации целей, организационного моделирования) с большой экспертно-аналитиче-
Промежуточную продукцию Пропорции фибоначчи Пропорциональной консолидации Пропорциональное изменение Пропорционально изменению Пропорционально производственной Профессиональных ассоциаций Пропорционален количеству Проследить взаимосвязь Просроченная задолженность Просроченную дебиторскую Пространственная организация Пространственно временные вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|