Производстве достижений



ГПС широко используются в производстве электробытовых приборов, электронике, при производстве автомобилей, строительных машин, в сельскохозяйственном машиностроении и станкостроении.

Означает ли это, что американцы могут позволить себе не обращать внимания на международную экономику? Ответ сводится к тому, что такая политика будет приносить только вред. С одной стороны, как отмечалось во многих разделах «Международный обзор» в предыдущих главах, американцы могут многому научиться из опыта других стран. К тому же рост доли международной торговли в ВВП США неизбежен, при том что относительные показатели международной торговли США достаточно низки по сравнению с другими странами. Американцы, игнорирующие международные проблемы, могут ставить себя в заведомо невыгодное положение в будущем. Многие американские отрасли промышленности, например специализирующиеся на производстве автомобилей, бытовой техники и пассажирских самолетов, после нескольких серьезных провалов в конкурентной борьбе на мировом рынке осознали, что за отставание от разработок зарубежных конкурентов и непонимание экономических взаимосвязей между США и остальным миром придется платить.

Рассмотренные три вида модификации продукции являются независимыми друг от друга, но на практике, как правило, комбинируются. В последнее десятилетие стало принято вносить небольшие изменения во внешний вид изделия или в упаковку, в характеристики и технико-экономические параметры некоторых видов промышленной продукции, не касаясь ни основных принципов технологического процесса, ни обновления оборудования и материалов. Частичная модификация нашла широкое распространение в мировом производстве автомобилей, тракторов, другой сельскохозяйственной техники, отдельных видов дорожно-строи-тельного и подъемно-транспортного оборудования, изделий электронной техники и др.

;Яйойр удалось зай5е»*ть: лидирующие' позиций как в' так и в отраслях, где доминировали казавшиеся нелрис _ в производстве автомобилей, 'мотоциклов,'часов, фотоаппаратов, оптических прибо-

2. Охват более широкого диапазона рынков. Большие затраты на разработку технологий должны окупиться за счет распространения технологии на возможно большее количество продуктов и расширения географии рынков. Например, фирма Honda распространила затраты на создание многоклапанной головки цилиндра с саморегулирующимися клапанами путем использования своей технологии при производстве автомобилей, мотоциклов, газонокосилок и энергетического оборудования. Расширение географии рынка было использовано компанией Northern Telecom, чтобы окупить затраты на дорогостоящую разработку программного обеспечения цифровых переключателей. Фирма образовала стратегические союзы с иностранными партнерами для маркетинга технологии в других странах.

Однако взгляды на технологию, центральные позиции в которой занимают предметы (машины), являются неудовлетворительными по нескольким причинам. Наиболее существенно, что они вытекают из искусственно созданного (и вводящего в заблуждение) различия элементов производства, услуг и других видов деятельности. Одни определяются как "технологические" по своему характеру или представляют собой "технологию", и противопоставляются элементам, которые, несмотря на их взаимосвязь с теми же областями использования машин, "технологическими" не признаются. Этот подход может найти отражение в классификации таких видов деятельности, как проектирование производственных помещений и разработка продуктов, когда они (в условиях значительного отдаления от товарного рынка) зависят от информации, которая была подготовлена службами маркетинга, сбыта и обслуживания. Другая проблема состоит в том, что машинно-ориентированный подход преимущественно сфокусирован на интенсивных механизированных производственных системах типа используемых в массовом производстве автомобилей или непрерывных процессах химического производства, которые долгое время служили символами современного промышленного прогресса. Однако такие системы уже сделались причиной увеличивающихся производственных проблем из-за их негибкости в условиях перехода (на рынках ряда промышленных стран) к более дифференцированным товарам, а также в силу растущего значения экологических и ресурсосберегающих факторов.

новшества, причем в самых разных сферах. Одной из главнейших его забот было достижение независимости, чтобы не сказать автаркии, то есть полной обособленности и самодостаточности принадлежащего ему комплекса предприятий. Хотя он не терпел и не допускал вмешательства ни со стороны государства, ни со стороны профсоюзов, тем не менее не мог не признать, что свобода его действий ограничена всевозможными экономическими факторами. Скупив постепенно большую часть акций своего предприятия, Форд систематически проводил политику самофинансирования, что позволяло ему не обращаться к банкам. Более того, чтобы не зависеть от поставщиков сырья и комплектующих, которые частенько тормозили работу конвейеров, он постоянно приобретал заводы, которые в той или иной мере участвовали в производстве автомобилей. Его империя была крайне разношерстна и включала в себя все: плантации гевеи, угольные шахты и даже стекольные заводы. Империя эта вскоре начала страдать от гигантизма и вынуждала своего владельца вкладывать капиталы в области, которые не имели к ней никакого отношения: в эксплуатацию железных дорог и авиационную промышленность. Форд:

и обкатку двигателя. Высокое качество сборки автомобилей, хорошо отрегулированная топливная система сокращают расход горючего на выполнение этих операций. Кроме того, имеется много способов сокращения нормируемых потерь нефтепродуктов при хранении, отпуске и использовании. Таким образом, в отличие от комплектующих изделий, которые расходуются 1:1 (т. е. невозможно при наличии 999 моторов изготовить 1000 автомобилей), нефтепродукты обладают другим свойством— в процессе использования их можно экономить, выполняя при этом производственную программу. Допустим, что рассчитанная по нормам потребность составляет расход 1 т бензина на испытание 200 автомобилей. В результате проведения комплекса мероприятий по рациональному и экономному расходованию горючего на испытание 200 автомобилей было израсходовано не 1 т, а 0,95 т горючего, или на 5% меньше. При массовом производстве автомобилей разница между заявленной по расчетам потребности и фактическим расходам может составить большую величину. Однако, если определение расхода автомобильного бензина в приведенном выше примере еще как-то поддается более или менее точному расчету, а изменение расхода является результатом экономии горючего в процессе его использования и может быть предусмотрена в задании по снижению расхода и себестоимости выпускаемых автомобилей, то в ряде случаев сравнительно точное определение потребности в автобензине путем суммирования заявок министерств и ведомств сопряжено с большими трудностями, которые можно свести к следующим основным группам:

ческой эффективности проектных вариантов новых станков ни в сфере их производства, ни в сфере их эксплуатации (в сфере производства зубчатых колес с их помощью), а в последующих областях их эксплуатации: в области применения зубчатых колес, изготовленных на этих новых станках, при производстве автомобилей, тракторов и другой техники), либо в сфере эксплуатации .автомобилей, тракторов и т. д., то есть в тех областях эксплуатации новых станков, IB которых возможно достижение условий тождества их проектных вариантов. Уровень качества новых станков влияет на уровень качества автомобилей. Результаты эксплуатации автомобилей (перевозка грузов для грузовых автомобилей) тождественны по проектным вариантам нового станка. Поэтому здесь и возможно их сопоставление. Варианты будут различаться лишь объемами перевезенных 'грузов за срок службы автомобиля. Проведенный анализ общеотраслевых и Отраслевой методик позволяет сделать вывод, что эти методики дают возможность рассчитать экономический эффект от производства и эксплуатации новой техники, либо, в, сфере ее производства, либо в сфере ее эксплуатации. Как отмечалось, в Отраслевой методике на странице 14-й приведено такое положение: «Если новые станки позволяют решать такие технологические задачи, которые раньше вообще не могли быть выполнены (например, заданная точность формы изделия), то эффективность таких станков'может быть определена в сфере эксплуатации машин, детали которых обрабатываются на этих станках». Другими словами, методика рекомендует определять экономическую эффективность IB третьей области эксплуатации проектируемых станков в случае, если в ней можно достичь тождества вариантов. Ясно, что такой «подход справедлив при определении экономической эффективности станка, производящего шестерни повышенного качества в случае, если не представляется возможным предусмотреть дополнительные операции по базовому варианту ню доводке шестерен до нужной степени точности, когда нет такого оборудования, которое позволит осуществить такие операции. Однако в данной методике кроме приведенного положения об этом ничего не говорится. Как же можно осуществить на практике это положение методики, если нет никаких рекомендации по этому поводу? Может быть, расчеты экономической эффективности применительно к сфере эксплуатации станков (машин), в которых применяются детали повышенной точности, изготовленные на .проектируемом станке, осуществлять так же, как и для случая определения

Трудоемкость изготовления легкового автомобиля в зависимости от его конструкции и класса составляет от 60 до 150 нормо-ча-сов. Капитальный ремонт легкового автомобиля, производимый в автохозяйствах и ремонтных мастерских, занимает 600 и более нормо-часов. Правда, обходится такой ремонт обычно значительно дешевле, чем изготовление и приобретение нового автомобиля. При массовом производстве автомобилей до 75% их себестоимости составляют затраты на материалы и комплектующие изделия, а при капитальном ремонте затраты на материалы не превышают 10%, что и определяет экономичность ремонта.

Заметные структурные сдвиги произойдут не только в производстве автомобилей по основным группам их, но и внутри отдельных групп по важнейшим характеристикам входящих в них подгрупп. Основная тенденция в структуре производства грузовых автомобилей в этом десятилетии — повышение удельного веса автомобилей малой и большой грузоподъемности и соответственно снижение удельного веса машин средней грузоподъемности. Это соответствует прогрессивным направлениям в организации грузоперевозок автомобильным транспортом. Большие структурные сдвиги произойдут и в производстве легковых автомобилей.


В условиях научно-технической революции применение на производстве достижений науки и техники не может быть успешным, если уровень организации труда и управления не обеспечивает их эффективного использования. Техническое перевооружение предприятия, модернизация и реконструкция производства, автоматизация и телемеханизация производственных процессов, внедрение вычислительной техники не дадут ожидаемых результатов, если не будут принципиально по-новому решены вопросы организации труда, если совершенные агрегаты, станки и машины будут обслуживать низкоквалифицированные работники, если останется низкой культура производства.

В каждой программе отражается комплекс мероприятий, осуществление которых зависит от участия организаций, министерств и ведомств. Программы охватывают все стадии цикла наука — техника — производство, что способствует более быстрой реализации в промышленном производстве достижений науки и техники.

получением прибыли, приоритетно справедливое и достойное решение соц. проблем. Целями С.о.э. являются: соблюдение основных прав человека и принципа соц. справедливости, предоставление каждому равных возможностей для проявления своих способностей, трудолюбия, инициативы и предприимчивости; повышение уровня благосостояния людей и соц. защиты, соразмерно потенциалу страны, страхование всех от риска потерять достойное жизнеобеспечение; поддержание в обществе стабильности, гражданского согласия и соц. мира. Опыт зарубежных стран (Германии, Канады, Швеции, Японии и др.) доказывает, что соц. направленность рыночной экономики обеспечивается ее успешным развитием на основе использования в общественном производстве достижений научно-технического прогресса, высоким уровнем занятости населения. Важным фактором этого является и регулирующая роль государства, опирающегося в своей политике на правила свободного рынка, поддержку и солидарность общества. Государство в условиях рыночных отношений должно выступать гарантом соц. ориентации национальной экономики, блюстителем оптимального соотношения экон. эффективности и соц. справедливости. Оно призвано действовать посредством совершенствования законодательства, гос. бюджета, активной налоговой политики, регулирования доходов, системы оказания соц. услуг, утверждения подлинного соц. партнерства. РФ — соц. государство. Руководство страны исходит из того, что выполнение государством своих соц. обязательств перед гражданами должно опираться на эффективную экономику. Наведение надлежащего порядка в соц.-экон. сфере актуально для всех звеньев управления. Эту задачу с большей настойчивостью следует решать как на федеральном уровне, так и в пределах регионов страны, отраслей народного хозяйства, непосредственно в организациях. СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ — неотъемлемая часть (наряду с природой) реально существующего мира, сложившаяся в процессе возникновения, становления и последующего развития человеческого общества. С.б. охватывает все стороны и сферы жизнедеятельности людей — производство и распределение материальных и духовных благ, общественное сознание, культуру, совокупность соц. связей, отношений и институтов.

обеспечение заинтересованности трудовых коллективов и отдельных работников в выполнении плановых заданий и договорных обязательств перед потребителями, снижении себестоимости и росте производительности труда за счет широкого использования в производстве достижений научно-технического прогресса, эффективном использовании производственных фондов;

В каждой программе отражается комплекс мероприятий, осуществление которых зависит от участия ряда организаций, министерств и ведомств. Программы охватывают все стадии цикла «наука—техника—производство», что способствует более быстрой реализации в промышленном производстве достижений науки и техники. В программе более детально, чем в плане, представляются все этапы осуществления тех или иных мероприятий. Главнейшее направление совершенствования программных методов — создание системы взаимоувязанных комплексных программ. Такая система отвечает требованиям единой технической политики в области интенсификации общественного производства на основе органического соединения достижений науки и техники с преимуществами социалистической системы хозяйства. Программное планирование успешно используется прежде всего при создании системы машин, их комплексов.

Особое место по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве занимает проектирование. Рациональная компоновка зданий, рассчитанная на гибкую технологию, промышленные узлы, экономящие материальные, энергетические, трудовые и финансовые ресурсы, использование в проектах эффективных конструкций — все это является предпосылкой для активного применения в строительном производстве достижений научно-технического прогресса. На совещании в ЦК КПСС 11 —12 июня 1985 года т. Горбачев М. С. в своем докладе отметил, что необходимо «навести порядок в планировании и проектировании строительства, обеспечить концентрацию капитальных вложений, соблюдение сроков сооружения объектов, превратить строительное производство в единый индустриальный процесс» [8].

Организационно-технический уровень производства характеризуется степенью совершенства используемых на предприятии машин и оборудования, уровнем технологических процессов, состоянием организации труда и производства, уровнем эффективности принимаемых методов управления, использованием в производстве достижений науки, техники, уровнем качества выпускаемой продукции.

Электронизация означает широкое применение в материальном производстве достижений современной электроники. Семидесятые годы ознаменовались революцией в электронно-вычислительной технике, развитием микроэлектроники и созданием новых поколений электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Технико-экономический эффект электронизации виден в настоящее время. Хотя габариты вычислительных и управляющих электронных систем и потребляемая ими энергия уменьшились, в то же время резко возрос объем обрабатываемой информации.

Электронизация означает широкое применение в материальном производстве достижений современной электроники. Семидесятые годы ознаменовались революцией в электронно-вычислительной технике, развитием микроэлектроники и созданием новых поколений электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Технико-экономический эффект электронизации виден в настоящее время. Хотя габариты вычислительных и управляющих электронных систем и потребляемая ими энергия уменьшились, в то же время резко возрос объем обрабатываемой информации.

Организационно-технический уровень производства характеризуется степенью совершенства используемых на предприятии машин и оборудования, уровнем технологических процессов, состоянием организации труда и производства, уровнем эффективности принимаемых методов управления, использованием в производстве достижений науки, техники, уровнем качества выпускаемой продукции.

Электронизация означает широкое применение в производстве достижений современной электроники. 70-е годы ознаменовались революцией в электронно-вычислительной технике, развитием микроэлектроники и созданием новых поколений электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Эффект электронизации виден в настоящее время: хотя габариты электронных систем и величина потребляемой ими энергии уменьшились, в то же время резко возросло количество обрабатываемой информации.


Производства обусловливается Производства оказывается Производства определяемая Производства определенных Производства организации Производства основного Производства осуществляет Производства отклонения Производства относительно Проектировании предприятий Производства планируется Производства подразделяется Производства полностью вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика