|
Производство распределение
Выработка электроэнергии, млн. кВт -ч . . Производство промышленной продукции метанол, тыс. т ........ цемент, » . . ... ... кирпич, » 4000 297 4025 182 4800 330 2050 153 120 111 51 84
За 27 лет производство промышленной продукции в Великобритании возросло почти в 2 раза, потребление всех видов энергии в 1,5 раза, а потребление нефти и газа —• в 7,3 раза. В этой стране традиционной и высокоразвитой угольной промышленности добыча угля сократилась на 17%. Во Франции эти данные таковы соответственно: 2,7 раза, 2 раза, 8,4 раза; в Италии: 4,1, 2,8, 4,5; в ФРГ (1950-1965 гг.): 4,9, 2,2 и 16 раз.
Большинство статей калькуляции НИР и ОКР аналогичны соответствующим статьям калькуляции на производство промышленной продукции.
производство промышленной продукции и увяз"ать план по себестоимости с другими разделами техпромфинплана, составляют смети затрат на производство^ В нее включают все расходы основного и вспомогательного производств, связанные с выпуском промышленной продукции, а также с выполнением работ промышленного характера своему капитальному строительству и сторонним организациям.
Социалистическое государственное производственное предприятие и, в частности, государственное промышленное предприятие — это организованный коллектив трудящихся, наделенный государством средствами производства и осуществляющий производство промышленной продукции в соответствии с потребностями народного хозяйства. Главная задача коллектива предприятия состоит в обеспечении производства нужной народному хозяйству продукции с максимальным использованием производственных ресурсов. Для этого предприятие приобретает необходимые средства производства, совершенствует технику, технологию и организацию труда и производства, ведет подбор, подготовку и повышение квалификации кадров.
Примерная структура затрат на производство промышленной продукции
Следующим этапом составления плана себестоимости продукции НГДУ является расчет свода затрат на производство и сводной сметы затрат на производство. Цель составления сметы затрат на производство — определение общей суммы плановых затрат на производство промышленной продукции и увязка плана по себестоимости с другими разделами техпромфин-плана.
В структуре затрат на производство промышленной продукции основной удельный вес занимают затраты на сырье и основные материалы (свыше 60%), а на заработную плату приходится около 15%.
В совокупных затратах на производство промышленной продукции основная часть приходится на овеществленный труд, причем в условиях технического прогресса она неуклонно увеличивается. Отсюда обязательное условие ускорения темпов роста производительности общественного труда — экономное расходование в производстве всех его материальных элементов. В то же время производителен лишь живой труд, приводящий в движение массу прошлого труда и служащий единственным создателем материальных и духовных ценностей в любом обществе. В. И. Ленин писал: «Надо уметь найти в каждый особый момент то особое звено цепи, за которое надо всеми силами ухватиться, чтобы удержать всю цепь и подготовить прочно переход к следующему звену...» '.
Целью решения комплекса задач «Централизованные расчеты потребности в материальных ресурсах на производство промышленной продукции и расчет стоимости продукции» является повышение сбалансированности народнохозяйственных планов с учетом использования прогрессивных норм расхода материальных ресурсов на основе единой номенклатуры, по которой определяются объемы производства продукции в натуральном и стоимостном выражениях, а также нормы расхода материальных ресурсов.
Валовая продукция представляет собой всю произведенную за данный период времени продукцию в натуральном и денежном выражении. Для получения ценностного выражения валовой продукции ее оценивают в неизменных ценах для того, чтобы валовая продукция промышленности в целом отражала весь объем общественных затрат на производство промышленной продукции (прошлый и живой труд). Административно-правовые методы связаны с необходимостью в социалистическом обществе централизованного руководства народным хозяйством и его подразделениями. Управление производством осуществляется изданием административно-правовых актов, регулирующих производство, распределение и потребление. Эти указания имеют обязательную силу и действуют на управляемый объект непо-. средственно. Административные методы управления заключаются в выдаче определенных заданий, распоряжений. Правовые методы — это совокупность средств юридического воздействия на общественные отношения в процессе производства. Облекаются эти методы в различного рода законодательные акты, инструкции, положения, приказы, распоряжения, хозяйственные договоры.
Сначала не было никаких противоречий: социалистическое производство не носит товарного характера, капиталистов нет, прибыли на капитал не существует, землевладельцев и ренты нет. Поскольку нет паразитических классов, все рабочие и крестьяне живут богато. Экономика (производство, распределение) управляется внеэкономическими (директивными) методами непосредственно государством, а поскольку государство основано на диктатуре пролетариата, то, следовательно, оно управляется представителями пролетариата, из которых состоят государственные структуры. Даровые силы природы, используемые без оплаты, обеспечивают высокую производительность труда. Освобожденный труд еще более способствует производительности. Заинтересованность в труде предельно высокая, так как рабочему теперь принадлежат результаты не только «необходимого» труда, но и «прибавочного».
Эта стадия примитивного утопического коммунизма была неизбежно обречена на гибель с момента, когда кто-то первый бросил лопату и сел закурить. Очень скоро стало ясно, что в отсутствие экономических рычагов рабочей силой надо управлять насильственными методами. Возникла идея тотальной трудовой армии, всеобщей трудовой повинности, которая фактически и была впоследствии осуществлена в несколько более мягком варианте, чем в первоначальных замыслах Л. Троцкого. Все было сделано по Марксу, но военный коммунизм оказался неэффективным. Последующая история советской экономики является историей постепенного, половинчатого и противоречивого восстановления в правах экономических методов руководства производством и распределением: использование природных ресурсов становилось платным, появилось понятие дифференциального дохода, а затем вернулось и понятие ренты, продукты производства все более и более стали официально приобретать атрибуты товаров (неофициально они были таковыми всегда), деньги все полнее восстанавливались в своих изначальных функциях. Параллельно с официальной бурно развивалась подпольная, более эффективная товарная экономика, несмотря на многочисленные судебные процессы с суровыми приговорами, квалифицировавшими упомянутые действия как подрыв устоев государства (расстрел). Китайское руководство, глядя на этот процесс, обвиняло СССР в обуржуазивании общества и его экономической системы в целом (однако спустя несколько десятилетий использовало именно такую схему перехода к рыночной экономике).
Административно-правовые методы обусловлены необходимостью централизованного руководства народным хозяйством и его подразделениями. Управление производством осуществляется путем издания административно-правовых актов, регулирующих производство, распределение и потребление. Эти указания имеют обязательную силу и действуют на управляемый объект непосредственно. Административные методы управления заключаются в выдаче определенных заданий, распоряжений, установлении путей и методов выполнения этих заданий. Правовые методы — это совокупность средств юридического воздействия на общественные отношения в процессе производства. Облекаются эти методы в различного рода законодательные акты, инструкции, положения, приказы, распоряжения, хозяйственные договоры.
Административно-правовые методы связаны с необходимостью в социалистическом обществе централизованного руководства народным хозяйством и его подразделениями. Для управления производством издаются административно-правовые акты, регулирующие производство, распределение и потребление. Эти указания имеют обязательную силу. Административные методы управления заключаются в выдаче определенных заданий, распоряжений, установлении путей ,и методов выполнения этих заданий. Правовые методы — это совокупность средств юридического воздействия на общественные отношения в процессе производства, т. е. различного рода законодательные акты, инструкции, положения, приказы, распоряжения' хозяйственные договоры.
Административно-правовые методы связаны с необходимостью в социалистическом обществе централизованного руководства народным хозяйством и его подразделениями. Управление производством осуществляется путем издания административно-правовых актов, регулирующих производство, распределение и потребление. Эти указания имеют обязательную силу и действуют на управляемый объект непосредственно. Административные методы управления заключаются в выдаче определенных плановых заданий, распоряжений, путей и методов выполнения этих заданий. Правовые методы — это совокупность средств юридического воздействия на общественные отношения в процессе производства. Облекаются эти методы в различного рода законодательные акты, инструкции, положения, приказы, распоряжения, хозяйственные договоры.
Вопрос о выделении списка продуктов, рассматриваемых в модели, является сложной проблемой, решение которой зависит как от типа изучаемой системы, так и от цели исследования. Если мы рассмотрим участок мелкосерийного производства, уже фигурировавший в нашей книге в предыдущей главе, то список продуктов в модели будет совпадать со списком деталей, которые могут быть выпущены на данном участке (к этому списку, в случае необходимости, можно присоединить список сырья, используемого в процессе производства). Единицы измерения количества выпускаемой продукции и сырья здесь можно выбрать без особых затруднений: число выпускаемых деталей можно измерить в штуках, а потребление сырья (скажем, металла определенного вида и качества) — в тоннах. Если рассматривается модель отрасли, описать производство, распределение и потребление в самой подробной номенклатуре уже не удается — для этого потребовалось бы проследить за миллионами типов деталей, видов сырья и т. д. Поэтому в моделях используется агрегированная номенклатура сырья и продукции. Возникает вопрос о том, как объединять в один показатель продукцию и сырье различного типа, какими единицами измерения пользоваться в таких случаях. Физические единицы (натуральные показатели) измерения здесь работают далеко не всегда. Скажем, неразумно суммировать тонну простой и тонну высококачественной стали при определении общих затрат сырья в процессе металлообработки. Поэтому с усложнением экономической системы все большее значение начинают иметь экономические измерители, например стоимость затраченного сырья и т. д. При этом важно правильно выбрать уровень агрегирования, т. е. сформулировать список продуктов так, чтобы построенная модель могла стать основой для изучения явлений, интересующих исследователя.
Моделируемая экономическая система представляется в виде совокупности некоторого числа «элементарных» экономических единиц, каждая из которых имеет в экономической системе определенные функции, связанные с производством, потреблением, распределением или хранением материальных благ. Экономико-
Деньги выступают активным элементом и составной частью всего воспроизводственного процесса, обслуживая все его фазы (производство, распределение — первичное и вторичное, обмен и использование), поэтому они входят в систему производственных отношений.
Воздействуя на производство, распределение и использование (потребление), финансы носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.
а) производство, распределение, обмен, потребление;
Производства приходится Производства применения Производства принимают Производства продовольствия Проектируемых предприятий Производства производственная Производства промышленности Производства расширение Проектируемой продукции Производства разделение Производства разрабатываются Производства реализация Производства рентабельность вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|