Прокладки трубопроводов



Трассировка газопроводов. Система газоснабжения может быть надежной и экономичной при правильном выборе трасс для прокладки газопроводов. На выбор трассы влияют следующие условия: расстояние до потребителей газа; направление и ширина проездов; вид дорожного покрытия; наличие вдоль трассы различных сооружений и препятствий; рельеф местности; планировка кварталов вдоль трассы газопровода.

Правила заложения газопроводов в грунт. Глубина прокладки газопроводов зависит от состава транспортируемого газа, почвен-но-климатических условий, величины динамических нагрузок. Газопроводы, транспортирующие осушенный газ, могут пролегать в зоне промерзания грунта. Минимальная глубина заложения газопроводов в непучинистых грунтах под проездами с усовершенст-

Достоинство подземной прокладки газопроводов — создание; относительно постоянного температурного режима Напряжения,, возникающие в газопроводах за счет изменения температуры, находятся в прямой зависимости от разности температур тела трубы. Для многих районов страны максимальная температура газопровода летом достигает 20° С, минимальная температура зимой —10° С. Величина напряжений может увеличиваться на открытых участках газопроводов. Понятно, насколько важно уменьшение температурных изменений газопроводов за счет правильного выбора глубины их прокладки.

Аппаратура для нахождения мест повреждений изоляции газопроводов "(АНПИ). Аппаратура АНПИ разработана Саратовским институтом ГипрЪниигаз. Она предназначена для нахождения мест сквозных повреждений изоляции строящихся и эксплуатируемых подземных металлических газопроводов, уложенных под различными видами дорожных покрытий, без вскрытия грунта. Аппаратура может быть использована также для определения месторасположения и глубины прокладки газопроводов и силового электрического кабеля под нагрузкой. Максимальный радиус действия аппаратуры при проверке изоляции газопроводов: для эксплуатируемого— 500 м и для строящегося — 2000 м, при этом точность определения места повреждения составляет 0,5 м.

Капитальный ремонт газопроводов и сооружений осуществляется за счет предназначенных для этих целей амортизационных отчислений. Работы проводятся по особому плану. Планирование работ по капитальному ремонту предусматривает уточнение места прокладки газопроводов и сроков проведения работ, обеспечения

после выполнения вышеперечисленных мероприятий проверяется соответствие установки газовых приборов, прокладки газопроводов требованиям норм и правил;

Главная задача пятилетки — обеспечение дальнейшего роста благосостояния советских людей на основе устойчивого, поступательного развития народного хозяйства, ускорения научно-технического прогресса и перевода экономики на интенсивный путь развития, более рационального использования производственного потенциала страны, всемерной экономии всех видов ресурсов и улучшения качества работы. Успешное решение этой задачи во многом определяется уровнем развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) нашей страны и структурой ее топливно-энергетического баланса (ТЭБ). Интенсивно развиваются газовая и нефтяная промышленности, которые играют важнейшую роль в развитии ТЭКа. Первостепенное значение придается форсированному развитию газовой промышленности, прежде всего в Западной Сибири. Наряду с вводом в эксплуатацию новых месторождений газа (Ямбургского, Заполярного, Юбилейного и др.) и связывающих их с потребителями магистральных газопроводов (Ямбург — Елец, Челябинск — Петровск и др.) в отрасли применяют новое оборудование большой единичной мощности (газотурбинные агрегаты мощностью 25 тыс. кВт, газоперекачивающие агрегаты с судовыми и авиационными приводами мощностью 10 и 16 тыс. кВт, трубы Диаметром 1420 мм), внедрены эффективные методы прокладки газопроводов, например, с покрытием труб изоляцией в заводских условиях и т. д.

В настоящее время застройка микрорайонов осуществляется по типу «свободной» или «открытой», когда каждое здание помещается свободно, не соприкасаясь с соседними. Использование в районах нового жилищного строительства приемов свободной планировки, позволяя успешно решать задачи, связанные с их формированием, вместе с тем создает возможность прокладки значительной части инженерных сетей, в том числе и газопроводов, как по улицам, так и непосредственно по территории кварталов. Прокладка газопроводов по территории кварталов позволяет освободить от трубопроводов улицы и облегчить их эксплуатацию. Однако основным при решении вопроса о выборе варианта прокладки газопроводов по территории улиц или кварталов должно явиться сравнение технико-экономических показателей самих газопроводных сетей. Для решения этого вопроса по ряду микрорайонов было проведено проектирование газопроводов по обоим вариантам возможной их трассировки,

Таким образом, уличные прокладки газопроводов низкого давления в районах нового строительства должны допускаться только в порядке исключения, когда этого требуют конфигурация и особенности детальной планировки отдельных кварталов или микрорайонов.

Размер первоначальных капитальных вложений и1 потребность в трубах для строительства городских газопроводов зависят в первую очередь от их протяженности. Вторым важнейшим фактором, воздействующим на стоимость прокладки газопроводов и на затраты металла, является средний диаметр газопроводов. Средний диаметр газопроводной сети низкого давления при правильно избранной и рассчитанной системе распределения газа зависит от плотности газопотребления, определяемой при данном направлении использования газа опять-таки плотностью населения.

В случаях, когда характер планировки города, организация его подземного хозяйства и т. п. позволяют выделить зоны для прокладки газопроводов высокого давления для непосредственной подачи газа к ГРП, питающим газопроводы низкого давления, появляется возможность заменить в двух и более ступенчатых системах распределения газа среднее давление высоким (до 6 кгс/см2). Прокладка по улицам городов газопроводов, транспортирующих газ под давлением до 12 кгс/см2, возможна лишь в крайне редких случаях. Протяжение распределительных-газопроводов при этом, естественно, остается таким же, но уменьшение их диаметров может обеспечить значительное снижение расхода труб (по весу) и экономию капитальных вложений.


Стоимость строительства линейной части магистральных трубопроводов складывается из стоимостей большого числа видов работ. В сметную стоимость прокладки трубопроводов входят расходы на приобретение труб, земляные, сварочно-монтажные, изоляционные и другие работы. Значительное место в стоимости сооружения линейной части трубопроводов занимает установка запорной арматуры, устройство линий связи и т. д.

К первой группе относятся: чертежи установки и сборки блоков электрооборудования, шинных и трубных заготовок и узлов, готовых конструкций; чертежи прокладки трубопроводов, кабелей, проводов и их соединений; схемы и расчетные материалы. В указанную группу чертежей входят также строительные задания и чертежи закладных деталей для крепления элементов электрических установок и сметы к рабочим чертежам.

При многовариационном исчислении предпочтительно пблъзо-ваться числами относительной стоимости. Это означает, что из мнбжества вариантов один вариант с минимальными приведенными затратами принимается за условный экономический эталон и приведенные затраты в рублях по нему — за 100%. Приведенные затраты по остальным вариантам с различными сочетаниями способов производства работ соотносятся с экономическим эталоном. Например, в «Рекомендациях по выбору способов прокладки трубопроводов на болотах в северных районах» ВНИИСТ приведены числа относительной стоимости по различным вариантам производства работ, вспомогательные таблицы для перевода их в стоимостные показатели [76]. С помощью этих данных можно выбрать экономически оптимальный вариант строительства трубопровода исходя из возможных технических решений, наличных материально-технических ресурсов и времени года.

Если в общей стоимости прокладки трубопроводов в Европейской части страны стоимость труб составляет 67—72%, то на трубопроводах Крайнего Севера относительная доля стоимости труб уменьшается до 49—52% в основном благодаря существенному абсолютному увеличению стоимости земляных, сварочно-монтаж-ных, изоляционных, транспортных и других видов работ.

Как показал опыт сооружения и эксплуатации трубопроводов, проложенных в этих районах, необходимы различные конструктивные решения для разных условий трассы. ВНИИСТ и проектными институтами Мингазпрома и Миннефтепрома разработано несколько видов конструктивных решений надземной и наземной прокладки трубопроводов, отличающихся в основном способом компенсации деформаций трубопроводов под влиянием изменения температуры и рабочего давления продукта. Основными конструктивными элементами таких трубопроводов являются прямые участки и различного вида компенсаторы напряжений в продольной и поперечной оси: П-образные, сальниковые, линзовые, зигзагообразная прокладка «змейкой» с попеременным чередованием прямых и гнутых участков.

Эффективность и надежность надземной прокладки трубопроводов в районах вечной мерзлоты зависят от эффективного*

Народнохозяйственная экономическая эффективность более долговечных противокоррозийных покрытий должна в основном проявляться не столько в уменьшении затрат на материалы, сколько в уменьшении затрат труда на трассе, повышении темпов-прокладки трубопроводов, отдалении во времени капитальных ремонтов изоляции. Этими же качествами должны обладать материалы, применяемые для электрозащиты, в частности, для протекторной защиты, а также более надежные конструктивные решения станций катодной защиты трубопроводов от коррозии. Например, для увеличения срока службы анодных заземлителей

Несмотря на сравнительно небольшую долю по стоимости (около 3,5%) в общих затратах на сооружение линейной части трубопровода, но значительную по затратам труда (около 12%), сварочно-монтажпые работы являются одними из основных видов работ, от которых во многом зависят темпы прокладки трубопроводов и надежность их в эксплуатации. С увеличением диаметров строящихся трубопроводов относительно возрастает объем свардчных работ и они в большей мере определяют темп прокладки трубопроводов. В настоящее время в трубопроводном строительстве наиболее широко применяются следующие методы сварки: электродуговая, газоэлектрическая, автоматическая и электро контактная.

76. Рекомендации по выбору способов прокладки трубопроводов на болотах в северных районах, под ред. С. И. Бакшеевой. Изд. ВНИИСТ, 1971.

Как уже отмечалось, в практике проектирования эффективность капиталовложении определяется обычно только для тех вновь сооружаемых трубопроводов, трассы которых идут параллельно действующим железным дорогам. При этом в сравнительных расчетах по трубопроводу учитываются все затраты — как единовременные, так и текущие, а по железным дорогам большей частью ограничиваются текущими издержками, определяемыми по средне-сетевым данным, и частью единовременных затрат — напитало1 вложений в подвижной состав. Эффективность же капиталовложений в трубопроводы, проходящие по районам, не имеющим железных дорог, как правило, вообще не определяется. В этих случаях проектировщики обычно ограничиваются сопоставлением лишь, возможных вариантов прокладки трубопроводов, что, разумеется; не дает представления о сравнительной эффективности капиталовложений в осуществляемый вариант строительства трубопровода^ В обоих отмеченных случаях — и при определении сравнительного-эффекта, и при фактическом отказе от его определения — проектировщики допускают ошибку. В первом случае эта ошибка заключается в принятий удельных эксплуатационных расходов по железной дороге равными среднесетевой себестоимости перевозок без. каких-либо корректировок, в недостаточно полном учете капиталовложений по железнодорожному транспорту, во втором случае— в допущении ложной предпосылки, что отсутствие железной дороги, параллельной трассе проектируемого трубопровода, устраняет возможность сравнения последнего с железной дорогой.. Очевидность второй ошибки ясна из следующего.

Известно, "что традиционный траншейный метод прокладки трубопроводов требует выполнения большого объеа земляных работ в условиях нанесения значительного ущерба окружающей среде и ихтиофауне речных водоемов. При этом не исключается возможность порыва продуктопровода с тяжелыми экологическими последствиями.


Производства реконструкция Производства результаты Производства синтетической Производства снижается Проектируемого устройства Производства соотношение Производства составили Производства составление Производства совокупность Производства специализации Производства стоимость Производства строительство Производства существенно вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика