|
Промышленного объединения
Еще меньше информационные «заделы» у производителей товаров промышленного назначения. Этот рынок и рынком-то нельзя назвать всерьез, поскольку вместо отношений купли-продажи здесь сохраняются отношения распределения. Когда «сверху» диктуется, с
Если в концепции маркетинга приоритетное место отводится потребителю, то и начальным этапом в работе становится тщательное изучение тех, чьи нужды и потребности предполагается удовлетворять. Автор отводит этим вопросам две главы, в которых подробнейшим образом описывает два типа рынков-рынок товаров широкого потребления и рынок товаров промышленного назначения. Причем описание это имеет совершенно четкую направленность - его предметом служит покупательское поведение представителей различных категорий потребителей.
пателей, действующих от имени предприятий. Ф. Котлер наиболее подробно рассматривает ту часть этого рынка, которую он называет рынком товаров промышленного назначения, определяя его как «совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются при производстве других товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям» (с. 223).
Автор подчеркивает, что рынок товаров промышленного назначения резко отличается от рынка товаров широкого потребления, и приводит целый ряд таких отличий. В числе главных характеристик он выделяет следующие: 1) на рынке товаров промышленного назначения меньше покупателей, 2) эти немногочисленные покупатели крупнее, 3) эти покупатели сконцентрированы географически, 4) спрос на товары промышленного назначения определяется спросом на товары широкого потребления, 5) спрос на товары промышленного назначения неэластичен, 6) спрос на товары промышленного назначения резко меняется, 7) покупатели товаров промышленного назначения-профессионалы. Что же касается самих закупок, то в зависимости от конкретной ситуации они бывают трех видов: повторная закупка без изменений, повторная закупка с изменениями и закупка для решения новых задач. Думается, что даже такое простое перечисление помогает другими глазами взглянуть на процессы, происходящие на нашем «рынке» товаров промышленного назначения, и усомниться в том, что вышеприведенные характеристики принимаются в расчет при «привязке» предприятий друг к другу. Внимательное знакомство с этим разделом может подсказать обретшему самостоятельность хозяйственнику или кооператору, что и как следует делать, чего желательно избежать.
рудование, менять технологию и т. д., то понятно желание каким-то образом обезопасить себя от провала на рынке. К сожалению, разработка новых изделий - процесс с непредсказуемым результатом. «По данным одного из исследований,—говорит Котлер,—па рынке товаров широкого потребления терпит неудачу 40% всех предлагаемых новинок, на рынке товаров промышленного назначения-20, а на рынке услуг-18%» (с. 326). И тем не менее, несмотря на отсутствие гарантированного успеха, каждая фирма, если она намерена укреплять свое положение на рынке, должна иметь собственную стратегию выпуска новых изделий. Единственной «гарантией» служит серьезный подход к каждому этапу разработки товара-новинки. Таких этапов восемь: формирование идей, отбор идей, разработка замысла товара и его проверка, разработка стратегии маркетинга, анализ возможностей производства и сбыта, разработка товара, испытания в рыночных условиях, развертывание коммерческого производства (разумеется, здесь названы лишь основные этапы-их общее число значительно больше).
Надо ли говорить, что сегодня цены-один из главных болевых нервов советской экономики. Прозатратный механизм их образования, оторванность от реальностей спроса, тенденция к наращиванию цен-эти и другие пороки давно уже стали объектом критики и публичных дискуссий. В кривом зеркале цен отражаются результаты «рублевого» планирования и пресловутых валовых показателей. Такие явления, как нарастающий дефицит товаров и широкого потребления и промышленного назначения, вымывание дешевого ассортимента, снижение качества многих видов продукции, не в последнюю очередь зависят от неполадок в системе ценообразования. Об этой зависимости с тревогой говорят многие ведущие экономисты страны, предлагающие различные пути выправления создавшегося положения. Варианты «лечения» выдвигаются разные, вокруг них ведутся споры. В поисках верных решений, вероятно, не зазорно обратиться к опыту, накопленному в условиях развитого «рынка покупателя», где эти вопросы специалисты маркетинга также относят к разряду сложных и ответственных.
Важность деятельности фирмы в сфере маркетинговых коммуникаций не подлежит сомнению. Поэтому автор посвящает этим вопросам три главы учебника, строя изложение по принципу от общего к частному. Основные средства стимулирования «обладают как разными, так и дублирующими друг друга функциями, и для их эффективной координации требуется тщательное определение коммуникационных целей фирмы» (с. 505). От стратегии коммуникаций и стимулирования зависит и бюджет, выделяемый на эти цели (автор приводит четыре метода расчета подобных затрат). Как правило, значительная часть работы в сфере коммуникаций выполняется силами рекламных агентств, специалистов по стимулированию сбыта и по организации общественного мнения. Немалые суммы расходуют фирмы на обучение собственного торгового персонала. Ф. Котлер знакомит нас с относительной значимостью средств воздействия на различных рынках - товаров широкого потребления и промышленного назначения. Если на первом из них ведущая роль принадлежит рекламе, то на втором это место занимает личная продажа. (К сожалению, эту разницу пока еще улавливают далеко не все наши руководители, обращающие взоры на рекламу, но не предпринимающие никаких практических шагов для подготовки своих торговых агентов.)
Нетрудно перечислить запросы конкретного общества в конкретный момент времени. В конце 70-х годов 200 млн. американцев купили 67 млрд. яиц, 250 млн. цыплят, 5 млн. сушилок для волос, оплатили 133 млрд. пассажиро-миль на внутренних авиалиниях страны и свыше 20 млн. лекций преподавателей английского языка и литературы в колледжах. Эти и прочие потребительские товары и услуги породили в свою очередь запросы более чем на 150 млн. т стали, 4 млрд. т хлопка и множество других товаров промышленного назначения. И это лишь несколько запросов экономики, оцениваемой в 1,5 трлн. долл.
Концепцию маркетинга взяли на вооружение многие фирмы. Известно, что среди ее верных последователей-корпорации «Проктер энд Гэмбл», «ИБМ», «Эйвон» и «Макдональдс» (см. врезку 3). Известно также, что эту концепцию чаще используют в своей практике фирмы товаров широкого потребления, чем производители товаров промышленного назначения, чаще используют крупные, нежели мелкие компании п. Многие фирмы заявляют, что исповедуют эту концепцию, но на практике ее не применяют. Они ограничиваются формальными элементами маркетинга, такими, как введение должностей вице-президента по маркетингу, управляющих по товарам, разработка планов маркетинга, проведение маркетинговых исследований, но обходят его суть12. Для превращения фирмы, ориентирующейся на сбыт, в компанию, ориентирующуюся на удовлетворение потребностей рынка, требуется не один год напряженного труда.
5. На примере торговли автомобилями сравните между собой потребительский рынок, рынок товаров промышленного назначения и рынок промежуточных продавцов и расскажите о различиях между ними.
Закупки для нужд предприятия - это «процесс принятия решения, посредством которого официальная организация констатирует наличие нужды в закупаемых со стороны товарах и услугах, а также выявляет, оценивает и отбирает конкретные марки товаров и конкретных поставщиков из числа имеющихся на рынке»2. В данной главе мы рассмотрим три разновидности рынка предприятий: рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных продавцов и рынок государственных учреждений. При знакомстве с каждым из них мы будем рассматривать следующие вопросы: Объединенное диспетчерское управление (ОДУ) Всесоюзного промышленного объединения (НПО)
Иначе говоря, входящие в состав промышленного объединения предприятия сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность. Если производственное объединение — это ук-крупненное предприятие, то промышленное объединение — это объединение предприятий.
В состав промышленного объединения могут входить и производственные объединения.
Всесоюзное промышленное объединение в целом также действует на основе хозяйственного расчета, т. е. в порядке самоокупаемости. Каждое входящее в промышленное объединение предприятие производит определенные отчисления на содержание аппарата управления объединения, а также в централизованные фонды экономического стимулирования и иные фонды объединения, установленные законом и необходимые для удовлетворения общих нужд. Таким образом организуется самофинансирование, обеспечивается самоокупаемость всей системы промышленного объединения и превращение его в единый производственно-хозяйственный комплекс.
Хозяйственный расчет всесоюзного или республиканского промышленного объединения отражает высокий уровень обобществления производства, при котором в систему полной материальной заинтересованности и ответственности за результаты деятельности включен комплекс технологически и экономически взаимосвязанных производственных звеньев.
Входящие в состав промышленного объединения производственные объединения, предприятия и организации являются юридическими лицами, имеют самостоятельный баланс и состоят на хозяйственном расчете. Круг хозяйственных задач и пределы экономиче: ской ответственности промышленного объединения зависят от степени централизации производственно-хозяйственных функций.
промежуточная ступень в качестве республиканского министерства, всесоюзного промышленного объединения, республиканского промышленного объединения. Управление по трехступенчатой системе может также осуществляться по схеме: общесоюзное министерство — производственное объединение — предприятие. Управление .по четырехступенчатой системе, как правило, осуществляется по следующей схеме: союзно-республиканское министерство СССР — министерство союзной республики — республиканское промышленное объединение — производственное объединение (комбинат, предприятие). При переходе к управлению промышленностью по этим системам в министерствах ликвидируются отраслевые главки.
Промышленные объединения являются средним звеном при трехступенчатой системе управления. Создаются всесоюзные и республиканские промышленные объединения. В состав промышленного объединения могут входить производственные объединения, комбинаты и промышленные предприятия. Входящие в состав промышленного объединения предприятия обладают юридической самостоятельностью и действуют на основе Положения о социалистическом государственном производственном предприятии. Всесоюзное промышленное объединение подчиняется министерству СССР, республиканское — союзно-республиканскому или республиканскому министерству.
С помощью статистического учета и отчетности отражается количественная сторона явлений в непосредственной связи с их качественными признаками. С помощью статистического учета получают сведения о показателях объема производства, использовании оборудования и его производственных мощностей, рабочего времени, росте производительности труда, повышении качества продукции и др. Статистический учет и отчетность являются существенным источником анализа производственно-хозяйственной деятельности не только предприятия, промышленного объединения, но и вышестоящих органов хозяйственного управления. Для статистического учета характерно изучение объекта анализа посредством выборочного наблюдения (выборочные фотографии загрузки рабочего дня, работы определенной группы оборудования и т. д.). Они позволяют углубить и детализировать изучаемые явления и процессы.
Основные задачи анализа организационно-технического уровня и выполнения плана повышения эффективности производства заключаются в следующем: определение достигнутого уровня по отдельным составляющим объекта анализа; сравнение фактических показателей с плановыми, уровнем передовых родственных предприятий отрасли (промышленного объединения); выявление и оценка полученных отклонений, а также причин и>; возникновения и разработка предложений по их устранению, установление плотности (диапазона) взаимосвязи пока
Основными источниками информации для анализа матери алыго-технического снабжения являются: баланс основной деятельности промышленного объединения (предприятия), учетные данные по заготовлению материально-сырьевых ресурсов и их движению; статистическая отчетность об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов (форма № 1-СН), о движении комплектующих готовых продуктов или изделий (форма № 5-СН), о выполнении норм расхода сырья и материалов на единицу продукции (форма № 12-СН), первичные документы по приходу и расходу сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов, данные о выполнении плана поставок и реализации фондов по отчетным периодам и др.
Производства технического Производства технологии Производства требования Производства выполнение Производства важнейшее Проектных институтах Производства возникает Производства вспомогательных Производства указанных Производства уменьшается Производства устанавливается Производства утверждает Производства увеличивается вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|