|
Переходное состояние
Ориентация преимущественно на принципы избирательной тарифной политики характерна для стран с переходной экономикой, осуществляющих активные рыночные преобразования. Многие из них (как и Россия 90-х гг.) в начале реформ либерализовали внешнюю торговлю, однако затем были вынуждены перейти к более осмысленной селективно жесткой протекционистской политике (Польша, Венгрия, Чехия).
И еще, хотя к «политическим процессам» в странах с переходной экономикой относились с должным почтением и или часто оправдывались конкретные реформаторские шаги, в действительности об их понимании мало что свидетельствует. В ретроспективе становятся ясно, что нередко политические прогнозы активных участников процесса реформ были далеки от истины, многие опасения не подтвердились. Нельзя отделять «принципы» в чистом виде от того, как они реализуются или должны реализоваться на практике. Западные консультанты предписывали свои рецепты реформ в условиях конкретного общества: с собственной историей, достигнутым уровнем социального капитала, совокупно-
Крис Паттен, член Европейской комиссии, в связи с этим отметил: «Уровень инвестиций в России разочаровывает: в сравнении с другими странами с переходной экономикой он составил в период с 1994 по 1999 год 20 долл. на душу населения. Венгрия за этот же период привлекла в десять раз больше»1. В этих условиях создание благоприятных условий в России для дальнейшего притока иностранных инвестиций несомненно способствовало бы решению экономических проблем переходного периода.
Традиционно страны — экспортеры капитала, а в основном это экономически развитые страны, рассматривают ДИС как средство для обеспечения защиты своих инвестиций за рубежом. Развивающиеся страны вступают в ДИС главным образом для привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Однако в настоящее время некоторые развивающиеся страны достигли статуса страны-экспортера: в процессе подготовки ДИС они стремятся решить двойную задачу: поощрения и защиты инвестиций. То же самое можно сказать о России, хотя для нее, страны с переходной экономикой, как и для развивающихся стран, на первом плане стоит задача поощрения иностранных инвестиций.
В настоящее время двусторонние инвестиционные договоры получили широкое признание среди стран всех регионов. Эти договоры, которые первоначально заключались почти исключительно между развитыми и развивающимися странами, сегодня все чаще подписываются между развивающимися странами и между этими странами и странами с переходной экономикой, хотя в подавляющем большинстве случаев их сторонами по-прежнему являются развитые страны происхождения инвестиций и принимающие их развивающиеся страны2. По состоянию на январь 2000 года Россия имела 52 соглашения с иностранными государствами о поощрении и взаимной защите капиталовложений, которые предоставляли правовые гарантии иностранным инвесторам3.
Главное, для чего предназначены ДИС, — это усовершенствовать защиту прямых иностранных инвестиций (в особенности в развивающихся странах и странах с переходной экономикой). Они направлены на поощрение прямых иностранных инвестиций в страны-реципиенты. ДИС могут стимулировать приток иностранных инвестиций различными путями. Одним из них является установление двусторонними иностранными соглашениями ясных, простых и реализуемых правил, улучшающих инвестиционный климат и тем самым укрепляющих доверие между государствами. С их помощью государства сокращают политические риски и тем самым стимулируют инвестиции. Важно отметить, что ДИС не только возлагают обязанность сторон предпринять конкретные меры к стимулированию своих граждан
— предоставлять возможность странам с переходной экономикой обеспечивать гарантии иностранным инвесторам, когда они проводят правовые реформы, и тем самым вносить вклад в обеспечение успеха таких реформ;
Наконец, потенциальный участник ДИС должен дать реапьную оценку расходов, которые понесет страна в случае заключения договора. Неизбежно будут высказаны различные мнения по этим вопросам, поэтому важно, чтобы все противоречия были улажены до начала переговоров. В частности, развивающимся странам и странам с переходной экономикой может потребоваться оценка компенсации от утраты гибкости специальных инвестиционных мер такого договора значительным увеличением притока прямых иностранных инвестиций. Если страна решит, что она заинтересована в заключении ДИС, она продолжит контакты с партнером по вопросу о проведении переговоров. Тогда обе страны должны договориться о времени и месте проведения первого раунда переговоров.
Проведение переговоров. Две страны должны предварительно договориться о месте переговоров. Большинство стран предпочитают проводить переговоры в стране — реципиенте капитала с тем, чтобы избежать дорожных расходов и осуществить консультации между группой по переговорам и другими членами правительства, если не возникают какие-либо иные проблемы. Вопрос о расходах для развивающихся стран и стран с переходной экономикой является важным при определении места проведения переговоров и может привести к тому, что стороны изберут способ дипломатической переписки вместо переговоров «с глазу на глаз». По возможности необходимо избегать такого способа заключения ДИС, поскольку он занимает очень много времени. Переговоры «лицом к лицу» являются более продуктивными, они позволяют осуществить межличностный обмен и достичь компромисса.
Остальные статьи Соглашения имеют процедурно-организационный характер. В частности, предусматривается дифференцированный по группам стран порядок исполнения требований этого документа. Развитые страны должны известить Секретариат ВТО в течение 90 дней обо всех применяемых ими связанных с торговлей инвестиционных мерах, которые не подпадают под общие и другие исключения, и устранить применяемые меры в течение двух лет с момента подписания Соглашения с ВТО. Развивающиеся страны могут отменять такие запрещенные меры в течение пяти лет, а наименее развитые из них — в течение восьми лет с возможностью продления этого срока (для стран с переходной экономикой льготы не предусмотрены).
4. Предоставление режима наибольшего благоприятствования менее проблематично для развивающихся государств и стран с переходной экономикой по последствиям. Однако и здесь могут возникнуть непредвиденные ситуации, как, например, косвенное предоставление национального режима инвестору из третьей страны, в РНБ влечет обязанность предоставить стандарты национального обращения всем инвесторам из третьих стран. В любом случае подготовка конкретного ДИС требует от разработчиков принятия во внимание других ДИС, заключенных ими ранее, и более точного формулирования договорных положений. КРИЗИС (от греч. krisis — решение, поворотный пункт) — тяжелое переходное состояние какого-либо процесса, соц. института, сферы общества (духовный К., политический К., экон. К.) или общества в целом. Экон. К. вызывается целой группой причин и может быть: К. перепроизводства — в результате относительного перепроизводства товаров, не находящих сбыта вследствие ограниченности платежеспособного спроса населения; К. структурный — в результате несоответствия между существующими экон. механизмами и условиями хозяйственной деятельности.
Кризис (от греч. krisis — поворотный пункт, решение) характеризует резкий перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние. Состояние кризиса является нетипичным, временным. В экономическом механизме кризис может иметь место для предприятия, биржи или банка как отдельных предпринимательских организаций, для финансов, кредитов или валюты как отдельных элементов, для экономики отрасли, региона или страны в целом.
именуемые «дожи» (doji), отражают переходное состояние рынка. Как станет видно далее, дожи могут служить важным рыночным сигналом.
2. «... наступает затишье» — это описание маленького тела. Оно отражает переходное состояние рынка, при котором подъем сменяется затишьем.
переходное состояние российского рынка ценных бумаг, однако можно предпо-
времени его нормальных ход прерывается кризисом (гр. krisis — поворотный пункт, исход), что означает резкий перелом, тяжелое переходное состояние.
3. Переход от одной системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты, в ней функционируют особые экономические формы (например, частично приватизированные предприятия) и одновременно идет интенсивное развитие форм, характерных для новой системы, и постепенное исчезновение старых экономических отношений.
Состояние экономических систем любого общества характеризуется двумя взаимосвязанными процессами: процессом функционирования и процессом развития. Процесс функционирования обеспечивает жизнедеятельность системы, ее воспроизводство. Процесс развития предполагает количественные и качественные изменения, приводящие к смене типа экономической системы. При смене типа экономических систем возникает особое состояние экономики — переходная экономика. Таким образом, в широком смысле переходная экономика — это переходное состояние от одной экономической системы к другой, возникающее в результате трансформаций.
ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА (transition economy)— это переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе.
ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА (transition economy) —это переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе.
3. Переход от одной системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты, в ней функционируют особые экономические формы (например, частично приватизированные предприятия) и одновременно идет интенсивное развитие форм, характерных для новой системы, и постепенное исчезновение старых экономических отношений.
Предприятия планирование Предприятия появляются Предприятия подразделения Предприятия пользователи Параметры функционирования Предприятия понимаются Предприятия поставщики Предприятия потребители Передвижных агрегатов Предприятия предполагается Предприятия представлена Предприятия применяющие Предприятия применительно вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|