|
Перестройка хозяйственного
Индивидуальная особенность японской энергетики заключается в том, что она развивается в условиях жестких экологических ограничений. Требования природоохранной политики, предъявляемые к энергетике Японии, обусловливают большие масштабы использования сжиженного природного газа (очень дорогого топлива) для выработки электроэнергии. Доля СПГ в топливном балансе тепловых электростанций страны примерно на треть больше доли угля. Пользуясь дорогими энергоресурсами, Япония проводит политику их всемерной экономии. Составной частью этой политики является структурная перестройка экономики. В Японии гораздо ниже, чем во многих других ПРС, доля энергоемких вторичных процессов нефтепереработки (термического крекинга); за последние годы сильно сократилось производство металлического алюминия и т. д.
Для современного этапа развития мировой экономики характерны две основные тенденции: 1) ужесточение конкурентной борьбы на рынках и быстрое увеличение числа тех рынков, где эта борьба ужесточается; 2) глубокая структурная перестройка, связанная с изменением потребностей населения под влиянием НТР и ведущая к углублению различий в структуре экономики между промышленно развитыми и развивающимися странами. Структурная перестройка экономики в сочетании с обостряющейся конкуренцией ведет к появлению избыточных производственных мощностей в различных отраслях, чем подстегивает конкуренцию. Обострение конкуренции распространяется на все большее число отраслей мировой экономики. Обостряется как ценовая, так и, в несколько меньшей мере, неценовая конкуренция.
Структурная перестройка экономики выдвинула на передний план для подавляющего большинства предприятий задачи реконструкции, освоения новых видов продукции и технологий, расширения производственных мощностей.
Следовательно, в результате проведения массовой приватизации как на чековом, так и на денежном этапах поставленные перед органами по управлению государственным имуществом задачи не были решены в полном объеме: а) не был сформирован широкий слой эффективных частных собственников, б) структурная перестройка экономики не привела к необходимому уровню повышения эффективности деятельности предприятий, в) привлеченных в процесс приватизации инвестиций оказалось явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий, г) в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.
В стратегическом плане необходимо исходить из того, что экспорт сырья, энергоресурсов еще долго в России будет оставаться основным источником валютных поступлений, но от него в значительной степени зависит благосостояние населения и структурная перестройка экономики. Решение стратегической задачи состоит в том, чтобы обеспечить повышение степени обработки сырья и материалов. Конечной целью внешнеторговой политики будет изменение структуры экспорта в пользу готовых товаров. Отсюда государство должно поддерживать и наращивать эффективность российской экономики в условиях неуклонного обострения международной конкуренции. Исходя из этого, основным смыслом развития страны, главной идеей вхождения в XXI в. должно стать повышения конкурентоспособности российской экономики.
Перестройка экономики предполагает интенсификацию производства, которая обусловливает необходимость совершенствования всего хозяйственного механизма на предприятиях.
тивные предприятия не должны поддерживаться государством и местными властями ни прямо, ни косвенно. Следует сокращать перекрестное субсидирование, а предпочтение оказывать сильным, более эффективным компаниям, чтобы ускорить процесс обновления экономики. Структурная перестройка экономики должна сопровождаться реализацией специальных социальных программ типа трудоустройства и переобучения высвобождаемых работников, переселения людей из северных регионов.
Опасаясь неконтролируемого падения курса доллара, США проявили инициативу проведения совместной валютной интервенции «группы пяти» в 1985 г. Таким образом, США перекладывают бремя своих неурядиц на другие страны. В 90-х годах длительный период экономического роста в США, массированная структурная перестройка экономики, ликвидация бюджетного дефицита вернули стране мировое лидерство, которое было утрачено под давлением объединяющейся Европы и напора стран Азиатско-Тихоокеанского региона во главе с Японией. Укреплению позиций доллара в конце 90-х годов способствовал кризис на фондовом и валютных рынках стран ЮВА и небывалое за 8 лет временное падение курса иены.
Различаются конъюнктурные и структурные причины кризиса платежеспособности. В развивающихся странах часто имеет место тяжелый структурный кризис платежеспособности. Для его преодоления необходимо стабилизировать экономические процессы, сдержать инфляцию, уравновесить платежный баланс и т.д. Для полного выхода из кризиса требуются структурная перестройка экономики, повышение ее эффективности, институциональные преобразования. Стратегия выхода из кризиса платежеспособности также зависит от того, какие факторы и в каком соотношении его порождают (внутренние и внешние).
Серьезные изменения произошли и в области государственной инвестиционной политики. Перестройка экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства и на этой основе роста жизненного уровня народа потребовало расширение права на макроуровне путем межотраслевого и межтерриториального перераспределения ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития.
Структурная перестройка экономики требует перелива капитала для получения высокой прибыли на вложенный капитал. Структур- Перестройка хозяйственного уклада советского общества как раз и состоит в кардинальном структурном изменении. Рынок — как продукт правового государства и хозяйственная реальность должен стать главным «инструментом управления» (точнее, даже самоуправления) на уровне общественного производства в целом. Именно он определят сущность хозяйственного уклада нового общества, его внешнюю среду. Теперь уже товарно-денежные отношения будут стремиться приобретать «всеобщий характер», и общество вполне резонно будет ограничивать этот процесс в некоторых, прежде всего духовных сферах: образовании, культуре, науке, здравоохранении и т.п.
Азроянц Э. А. Перестройка хозяйственного механизма в геологоразведочном производстве. М.: Недра, 1992. 253 с.
перестройка хозяйственного расчета на основе пятилетнего плана, разработка долгосрочных, стабильных (на пять лет) нормативов, введение оценки и стимулирования по результатам выполнения пятилетнего плана;
Структурная перестройка хозяйственного комплекса региона наряду с институциональными реформами является важнейшим направлением трансформации централизованно-планируемой экономики в рыночное хозяйство.
водства не позволяют наиболее полно отразить результаты комплектно-блочного строительства. Поэтому необходима перестройка хозяйственного механизма управления, его экономических рычагов и стимулов. Это создаст экономические условия для расширения области применения более прогрессивного метода строительства.
Непременным условием ускорения экономического и социального развития страны становится перестройка хозяйственного механизма, которая основывается на более полном использовании товарно-денежных отношений.
Проводимая в народном хозяйстве перестройка хозяйственного механизма, базирующаяся на действии Закона СССР о государственном предприятии (объединении), в нефтегазовой промышленности принимает особый, специфический характер. Это связано с тем, что производственное нефтегазовое добывающее объединение является основным производственным звеном отрасли, а все входящие в его состав предприятия и организации - структурными подразделениями (единицами).
Перестройка хозяйственного механизма и его ориентация на рыночные отношения требуют пересмотра традиционного понимания многих важных экономических категорий, а в отдельных случаях наполнения их совершенно иным смыслом и практическим содержанием.
Перестройка хозяйственного механизма и его ориентация на рыночные отношения требуют пересмотра традиционного понимания многих важных экономических категорий, а в отдельных случаях наполнения их совершенно иным смыслом и практическим содержанием.
В связи с этим особенно актуальны перестройка хозяйственного механизма и системы управления предприятиями, разработка макроэкономической стратегии их развития. Бесспорно, что отсутствие такой стратегии способствовало усилению негативных последствий проведения реформы - спаду производства, неполной занятости персонала, ставшему хроническим кризису неплатежей, изношенности основных фондов (особенно их активной части) и острому дефициту капитала, необходимого на их восстановление, преобладанию устаревших и ресурсоемких технологий. А такие факторы внешней среды, как низкая платежеспособность внутреннего рынка и слабая конкурентоспособность на международных рынках, зыбкая законодательная база и политическая неопределенность, инвестиционная пассивность реальных секторов экономики и спекулятивный характер финансового капитала, неустоявшиеся отношения собственности — объективно ведут к обострению экономической ситуации на предприятиях практически всех отраслей народнохозяйственного комплекса.
В конце 80-х годов началась перестройка хозяйственного, а соответственно и финансового механизма учреждений и организаций непроизводственной сферы. Основное содержание изменений сводилось к переходу на экономические методы управления нерыночным сектором хозяйства, что позволило бы полнее удовлетворять потребности населения в квалифицированном социально-культурном обслуживании, закрепить достигнутый уровень социальных благ и обеспечить социальную ориентацию в развитии общественного производства.
Предприятия реального Предприятия реципиента Предприятия результаты Предприятия руководители Предприятия сельского Предприятия собственные Переходной экономики Предприятия составляет Предприятия совокупность Предприятия способные Предприятия становятся Параметры хозяйственной Перекачке нефтепродуктов вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|