Перестройку экономики



В рамках первой международной программы помощи России был предусмотрен кредит ВБ (с участием (ЕБРР) на сумму 1,5 млрд долл. В 1992 г. Россия подписала первые три соглашения с ВБ о выделении ей 803 млн долл. Первое соглашение от 16 ноября 1992 г. предусматривало предоставление реабилитационного займа (600 млн долл.) для оплаты импорта жизненно важных товаров и покрытия расходов, связанных со структурной перестройкой экономики. Из этой суммы 250 млн долл. были направлены на поддержание валютного рынка и курса рубля (эти средства были переведены на корреспондентские счета Центрального банка РФ в зарубежных банках и подлежали продаже на рубли на российском валютном рынке), 150 млн — для сельского хозяйства, 100 млн — здравоохранения, 50 млн — транспорта, 50 млн долл. — угольной промышленности. За счет этого кредита нельзя приобретать оружие, драгоценные металлы, табачные изделия и другие товары, не являющиеся предметами первой необходимости.

Фрикционная безработица — текучесть, связанная с добровольным переходом работников с одной работы на другую в связи с различиями в спросе и предложении на разных фирмах, в отраслях и секторах экономики, а также со структурной перестройкой экономики.

Большинство экономических субъектов в рыночной экономике действуют на принципах состязательности. Во многих странах конкуренция тщательно поддерживается на государственном уровне, поскольку этот способ экономической организации позволяет использовать ресурсы национальной экономики оптимальным образом. Однако оборотная сторона сортязательности состоит в том, что наименее эффективным предприятиям, не выдерживающим конкуренцию, приходится уходить с рынка. Как показывает мировой опыт, банкротство отдельных субъектов является неизбежным следствием рыночной конкуренции, представляя собой, по сути, достаточно эффективный механизм перераспределения капитала. Особенно часто возникновение финансовых затруднений, могущих привести к банкротству, бывает связано со структурной перестройкой экономики. Именно такая перестройка характерна для сегодняшнего положения Российской Федерации, поэтому анализ хозяйственной деятельности и финансового положения любого предприятия должен включать и "кризисный аспект".

Отрицательное влияние на воспроизводственный процесс оказала и политика Центрального банка РФ, когда ставки банковского процента достигли астрономического уровня — 240%. При мировом уровне рентабельности ниже 10% на капитал российский производитель, даже без учета налогов, должен был обеспечить рентабельность производства на уровне 250%. Это возможно только при помощи волшебства. Можно назвать целый ряд мероприятий, приведших к разбалансировке воспроизводственной системы России (в частности, и со стороны государства— через принадлежащие ему железные дороги и энергетику). Все они показывают роль государства в распределительном процессе, осуществляемую через финансы и другие механизмы. Если нарушаются сбалансированные границы вмешательства государства в распределительный процесс, нарушается и весь воспроизводственный процесс. Все это можно назвать структурной перестройкой экономики и созданием рынка труда. Но если во избежание социального взрыва государство должно брать на себя значительные дополнительные обязательства по поддержанию бедных слоев населения, то это свидетельствует о нарушении нормальных-воспроизводственных процессов. Впрочем, задача финансовой науки — не критика экономической политики государства, а выработка рекомендаций по совершенствованию финансов.

Это ли не кризис, причем начавшийся по меньшей мере за два года до того, как «ответственные за него» демократы пришли к власти? Истина в том, что кризис советской, а значит и российской экономики готовился исподволь, он лишь продолжил многолетнюю тенденцию и начался задолго до 2 января 1992 года, с которого принято вести отсчет реформам. Первостепенную роль здесь сыграл организованный региональными коммунистическими элитами распад Советского Союза, а значит и некогда единого народнохозяйственного комплекса, а уже потом к нему присоединились дополнительные факторы, порожденные рыночной перестройкой экономики и управления производством.

Наблюдающийся сейчас кризис занятости в западных странах вызван глубокой структурной перестройкой экономики, порожденной НТР, интернационализацией производства и обострением международной конкуренции. Неуклонно сокращается численность работников в большинстве отраслей материального производства. Причем особенно быстро уменьшается спрос на малоквалифицированную рабочую силу. Занятость растет только в сфере услуг. «Вклад» последней в общее увеличение занятости в США и Японии в 80-е годы составил 80—90%, в странах Западной Европы — 100%.

турной перестройкой экономики России (в смысле произо-

Наблюдающийся сейчас кризис занятости в западных странах вызван глубокой структурной перестройкой экономики, порожденной НТР, интернационализацией производства и обострением международной конкуренции. Неуклонно сокращается численность работников в большинстве отраслей материального производства. Причем особенно быстро уменьшается спрос на малоквалифицированную рабочую силу. Занятость растет только в сфере услуг. «Вклад» последней в общее увеличение занятости в США и Японии в 80-е годы составил 80—90%, в странах Западной Европы — 100%.

Наблюдающийся сейчас кризис занятости в западных странах вызван/лубокой структурной перестройкой экономики, порожденной НТР, интернационализацией производства и обострением международной конкуренции. Неуклонно сокращается численность работников в большинстве отраслей материального производства. Причем особенно^ быстро уменьшается спрос на малоквалифицированную рабочую силу. Занятость растет только в сфере услуг. «Вклад» последней в общее увеличение занятости в США и Японии в конце XX в. составил 80—90%, в странах Западной Европы — 100%.

Канада, экспорт и импорт которой составляют 2/3 ВНП, весьма ощутимо зависит от ситуации на мировом рынке. За последние три года ее экспорт вырос на 31,6%, а импорт — на 31,3%. Подобные позитивные сдвиги обусловлены как низким курсом канадского доллара по отношению к американскому, структурной перестройкой экономики и связанной с ней возрастающей конкурентоспособностью канадской продукции, так и экономическим оживлением в США, на рынок которых, собственно, и ориентирована продукция Страны кленового листа.

Тем не менее осуществление конверсии вызывает необходимость решения ряда проблем, поскольку она связана со структурной перестройкой экономики. Предлагаемый перевод предприятий на выпуск гражданской продукции потребует, как считают эксперты, правительственной помощи по типу помощи компаниям, где происходит крупная модернизация производства. Другой не менее важной является проблема повышения экономической эффективности военной промышленности. Как уже подчеркивалось выше, привилегии в снабжении ее сырьем и материалами, завышенные издержки производства, гарантированный сбыт продукции, высокий уровень монополизации приводят к получению неоправданно высокой прибыли в этих отраслях и к снижению конкурентоспособности на коммерческом рынке. Поэтому снижение уровня привилегий оборонных предприятий, которое началось в ряде промышленно развитых стран, является важным условием их выживания в рыночной экономике.


3) повышение роли свободного времени в жизни общества, вызывающее глубокую структурную перестройку экономики.

Альтернативное направление выступало как умеренно-реформаторское. Его основные принципы: постепенность и управляемая последовательность, нацеленность на экономический рост и структурную перестройку экономики, социальная ориентация, поддержка отечественного товаропроизводителя и расширение его возможностей, многообразие форм собственности. Сторонники данного направления настаивают на переходе к новой модели реформирования, к реформе без «шока».

На проект восстановления центра Санкт-Петербурга 31,0 На структурную перестройку экономики 600,0 На инновационный проект в области образования 71,0

1998 На содействие реализации структурной перестройки системы социальной защиты населения Второй на структурную перестройку экономики Второй на структурную перестройку угольной промышленности Третий на структурную перестройку экономики 28,6 800,0 800,0 1500,0

(400 млн, 1995 г.); два займа на перестройку угольной промышленности (500 млн в 1996 г. и 800 млн в 1998 г.); три займа на перестройку экономики (600 млн, 1997 г.; 800 млн долл. и 1500 млн долл., 1998 г.); заем на перестройку системы социальной защиты (800 млн долл., 1997 г.).

Из табл. 10.14 следует, что почти 40% займов пришлись на займы макроэкономического характера и, следовательно, пополняющие доходы государственного бюджета (реабилитационные займы и займы на структурную перестройку экономики). Они близки по своему назначению кредитам МВФ. Крупные заимствования России обусловлены кризисным состоянием экономики. 20% инвестиционных кредитов ВБ были направлены в энергетику (главным образом нефтяную и угольную промышленность) и 20% — в социальную сферу. ВБ сыграл важную роль в формировании международного фонда содействия приватизации и реорганизации государственных предприятий в России, решение об учреждении которого было принято на совещании «семерки» в Токио в июле 1993 г. 1/3 планируемой суммы (1 млрд из 3 млрд долл.) должны были составить кредиты ВБ, МФК и ЕБРР крупным приватизируемым предприятиям и 500 млн долл. — помощь ВБ российским регионам.

перестройку экономики (включая поддержку

Принятые 17 августа 1998 г. российским правительством меры, объявление дефолта по ряду внутренних и внешних обязательств привели к замораживанию утвержденных ВБ кредитов. Тем не менее 26 февраля 1999 г. подписано соглашение о предоставлении России нового инвестиционного кредита (400 млн долл.) на строительство и ремонт шоссейных дорог. Однако реализация одобренных бюджетозамещающих кредитов на структурную перестройку экономики зависит от достижения Россией договоренности с МВФ.

Государственные финансы, осуществляемые за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.

привлечения в дополнение к средствам федерального бюджета средств частных инвесторов и инвестиционных институтов на реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики. Средства Бюджета развития используются на конкурсной, возвратной, срочной и платной основе. Средства Бюджета развития формируются из связанных иностранных кредитов под гарантии Правительства РФ, инвестиционных кредитов Мирового банка реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития, а также средств из источников внутреннего заимствования.

Приоритетные инвестиционные проекты,требующие государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ с участием других федеральных органов исполнительной власти. Федеральные инвестиционные программы призваны обеспечить структурную перестройку экономики, сохранение и развитие производственного потенциала, социальной инфраструктуры и решение других неотложных проблем, которые невозможно разрешить за счет иных источников финансирования.


Предприятия розничной Предприятия самостоятельно Предприятия снижается Предприятия сохраняют Предприятия соответственно Предприятия состояние Предприятия создаются Переходное состояние Переходом предприятий Перекачивающими станциями Перекрестная эластичность Перекупленности перепроданности Параметры линейного вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика