Перевалки нефтепродуктов



Решение задач повышения эффективности работы пунктов перевалки должно основываться на комплексном учете технических, эксплуатационных и экономических факторов. В связи с этим важное значение имеет соблюдение единых принципов подхода к технико-экономическому анализу и сравнению работы отдельных пунктов перевалки. Такого рода задача не может решаться в общем виде и требует количественного выражения преимуществ того или иного пункта перевалки в конкретных условиях работы. Для этого необходимо изучить работу пунктов перевалки, разработать методику определения фактических издержек по перевалке нефтепродуктов, выявить эти издержки, провести их анализ, наметить пути повышения эффективности перевалочных: работ и разработать научно обоснованные нормативные показатели удельных затрат на перевалку нефтепродуктов.

На предприятиях трубопроводного транспорта сложилась практика определять эксплуатационные расходы в целом по неф-тепроводному управлению, по районному управлению и по наливной перекачивающей станции. Причем планирование значительного объема статей затрат сметы издержек производства осуществляется на основе сложившихся данных прошлых лет. Транспортные издержки, приходящиеся на отдельные трубопроводы, отдельные направления перекачки, а также на отдельные виды нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо и т. д.), в настоящее время определяются по известной упрощенной методике путем деления общей суммы эксплуатационных расходов на весовой объем перекачки соответственно по трубопроводам, по направлениям, по ассортименту нефтетоваров. При этом, как уже отмечалось, в общие расходы включаются расходы по перевалке нефтепродуктов с магистральных нефтепродуктопроводов на железную дорогу.

По штатным расписаниям из отчета по труду в статье «Заработная плата» устанавливается численность работающих на станции, определяется фонд их заработной платы. Из общего фонда выделяется заработная плата работающих, непосредственно связанных с операциями по перекачке (это наливщики, диспетчеры, операторы, машинисты наливных насосных, их помощники и т. д.) и отдельно с операциями по перевалке нефтепродуктов. Оставшаяся после выделения прямой заработной платы часть общего фонда заработной платы относится на перевалку с учетом коэффициента пропорциональности р:

Для более полного исчисления текущих издержек по перевалке нефтепродуктов с трубопроводного на железнодорожный транспорт необходимо в себестоимости перевалки учитывать также расходы по железнодорожным операциям на подэстакадных железнодорожных путях пункта перевалки. В эти расходы включаются затраты по маневрированию железнодорожных цистерн под эстакадой и затраты по простою вагонов-цистерн.

где Зт — эксплуатационные расходы по перекачке нефтепродуктов по трубопроводу; 5ПВ — эксплуатационные расходы по перевалке нефтепродуктов с трубопроводного на железнодорожный транспорт; 5Ж.Д — эксплуатационные расходы (тарифы) на транспортировку нефтепродуктов железнодорожным транспортом.

Методический подход к выявлению затрат по перевалке нефтепродуктов может осуществляться двояко. Если решается вопрос строительства нового пункта перевалки, то текущие расходы определйются прямым счетом и в полном объеме на всю предполагаемую работу; аналогичным образом определяются и капитальные вложения. Если же решается задача определения затрат по освоению дополнительного потока нефтепродуктов на существующих пунктах перевалки, то определяются дополнительные приведенные расходы, связанные только с дополнительным потоком груза. Этот расчет осуществляется путем сопоставления двух вариантов полных затрат с включением и без включения допол-

щиком является нефтеснабсбытовая организация той союзной республики, на территории которой находится эта перевалочная нефтебаза. Так, при перевалке нефтепродуктов, предназначенных для экспорта через морские порты Украины, поставщиком является Укрглавнефтеснабсбыт, при перевалке нефтепродуктов через порты Балтийского моря — нефтеснабсбытовые организации Латвии, Эстонии, Литвы и т. д.

Водно-железнодорожные нефтебазы расположены на берегах рек и морей. В основном это крупные перевалочные нефтебазы, находящиеся на пересечении водных и железнодорожных магистралей, осуществляющие прием и перевалку нефти и нефтепродуктов с одного вида транспорта на другой. Перевалочная нефтебаза должна иметь большое число резервуаров, при этом, как правило, вместимостью 2000 м3 и выше, что дает возможность накапливать достаточное количество нефтепродуктов для загрузки нефтеналивных судов при перевалке нефтепродуктов с железной дороги на воду, и, наоборот, для бесперебойной выкачки нефтепродуктов из нефтеналивного судна при перевалке груза с воды на железную дорогу. А если учесть, что в настоящее время нефтеналивные суда имеют грузоподъемность 50—• 60 тыс. т и что уже построен танкер на 150 тыс. т, то становится очевидным, что вместимость морской перевалочной базы должна быть весьма значительной. Речные нефтеналивные суда (танкеры, баржи) имеют грузоподъемность от 0,5 до 10—

Основанием и исходными данными для составления плана валового товарооборота являются планы поставки нефтепродуктов потребителям (фонды и лимиты), планы производства нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах (которые обслуживаются нефтеснабсбытовым управлением), задания по перевалке нефтепродуктов (при наличии перевалочных нефтебаз), планы отгрузок нефтепродуктов железнодорожным и водным транспортом.

4. Выявляют возможные источники снабжения наливной станции электроэнергией, паром, водой и протяженность строительства линий электропередач, связи, паро- и водопроводов, подъездной железной дороги. При перевалке нефтепродуктов на автомобильный транспорт учитывают необходимость дорожного строительства, развития автомобильного парка, гаражного и другого хозяйства.

б) полученные данные корректируются на основе экспертных оценок о возможных изменениях в развитии спроса на нефтепродукты в районе деятельности управления, возможности использования мощностей по перевалке нефтепродуктов и развитии нефтеперерабатывающей промышленности в районе;


Кроме перевалки нефтепродуктов, все перевалочные нефтебазы снабжают нефтепродуктами местных потребителей. Для этого перевалочные базы имеют различные блоки и цехи местной реализации нефтепродуктов. Однако доля реализации неф-

Производственная мощность нефтебазы характеризуется годовым объемом реализации или перевалки нефтепродуктов в натуральном выражении. Она зависит от среднесуточного объема реализации или перевалки нефтепродуктов, определяемого потребностями народного хозяйства или условиями экспорта.

Использование производственной мощности нефтебазы характеризуется отношением планового или фактического объема реализации или перевалки нефтепродуктов к соответствующему проектному показателю

где /Снб — коэффициент использования производственной мощности нефтебазы; Qn.i() — плановый (фактический) объем реализации или перевалки нефтепродуктов; Qnp — объем реализации или перевалки нефтепродуктов по техническому проекту нефтебазы.

мости резервуарного парка Крез, который представляет собой отношение годового объема реализации и перевалки нефтепродуктов к общей вместимости резервуарного парка Урез

Кроме перевалки нефтепродуктов, перевалочные нефтебазы выполняют функции распределительных нефтебаз, т. е. реализуют нефтепродукты близлежащим потребителям. Многие перевалочные нефтебазы имеют также автозаправочные станции или филиалы, через которые также осуществляется реализация нефтепродуктов потребителям. Удельный вес реализации нефтепродуктов потребителям в общем товарообороте перевалочных нефтебаз, как правило, незначительный.

При изучении хозяйственной деятельности перевалочных нефтебаз и рассмотрении условий организации хозрасчетной деятельности в новых условиях хозяйствования для "учета, текущего контроля и последующего определения результатов хозяйственной деятельности разработана типовая хозрасчетная карта нефтебазы и методика определения хозрасчетных показателей. Показатели выполнения плана реализации (перевалки) нефтепродуктов в новых условиях хозяйствования "принимаются как главные • при оценке работы перевалочной нефтебазы. Развитие полного хозрасчета на нефтебазе требует выполнения плана реализации нефтепродуктов по всей важнейшей номенклатуре их.

.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ < ПЕРЕВАЛКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ С ТРУБОПРОВОДНОГО НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

Э настоящее время вопросам теории и практики определения себестоимости перевалки нефтепродуктов на наливных перекачивающих станциях не уделяется должного внимания. Планирование значительного объема статей затрат осуществляется на .основе сложившихся данных прошлых лет. Себестоимость перекачки определяется путем деления общей суммы эксплуатационных расходов, включая затраты на перевалку, на объем перекачки нефтепродуктов. Причем себестоимость перевалки не определяется вовсе.

Рассмотренная структура затрат на наливной перекачивающей станции показывает, что на перевалку нефтепродуктов приходится около 30% суммарных эксплуатационных затрат, поэтому вопросы методики планирования себестоимости перевалки, приобретают большое значение. Методика планирования себестоимости перевалки нефтепродуктов должна удовлетворять следующим основным требованиям:

— обеспечить единый метод определения себестоимости перевалки нефтепродуктов и тем самым создать возможность сопоставления уровня себестоимости перевалки нефтепродуктов на различных пунктах перевалки;


Предприятия следовательно Предприятия собственными Предприятия сооружения Предприятия составляют Предприятия создается Предприятия способствует Предприятия стоимость Перекачиваемых нефтепродуктов Перекачку нефтепродуктов Перекрестную эластичность Перемещения предметов Перемещение материально Переменные характеризующие вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика