|
Планирование стратегический
Сегодня в промышленности стратегическое планирование становится скорее правилом, чем исключением. Анализ общефирменной стратегии компании «Истмен Кодак» в международных условиях можно найти в примере 9.1.
Планирование — особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а охватывает деятельность всего предприятия. Процесс планирования неразрывно связан с процессом контроля. Без контроля планирование становится бессмысленным. Планирование наряду с контролем является одной из функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем. Любое предприятие, достигшее среднего размера и, как следствие, имеющее такую организационную структуру, при которой службы предприятия обладают определенным уровнем самостоятельности, нуждается в планировании и контроле.
ментарного учета трудно добиться планирования с минимальными отклонениями, так как базовая информация для этого берется из системы финансового учета. Планирование становится эффективным лишь при использовании исторической информации сегментарного учета. Для этого должен пройти как минимум один бюджетный цикл. Например, при помесячном планировании с внедрением системы сегментарного учета в конце декабря, достаточная точность будет обеспечена только при планировании на второй месяц, т.е. на февраль; результаты планирования на март будут еще более определенными.
Горизонтальная ось на рис. 29 - это горизонт планирования. Планирование разделяется на кратко-, средне- и долгосрочное. Причем благодаря окну, открывающемуся на передней грани куба планирования, видно, что стратегическое планирование может быть краткосрочным и что необходимо иметь также долгосрочное оперативное расписание движения. Прежде всего следует подчеркнуть, что планирование становится стратегическим не потому, что рассматривается долгосрочный период. Часто стратегическое планирование называют долгосрочным. Например, на автопредприятии формирование политики выбора модели, удовлетворяющей определенным требованиям клиентов, будет относиться к стратегическому планированию. Кривая затрат, построенная для 8-летнего жизненного цикла модели, показывает долгосрочную перспективу планирования и одновременно оперативный уровень при планировании сбыта. По поводу графика возникает все тот же стратегический вопрос о потенциальной способности претворить намеченное в жизнь.
Планирование является инструментом управления по целям. В принципе, за этим ключевым словом стоит тип поведения менеджера, который заключается в том, чтобы не говорить сотрудникам, КАК они должны что-либо сделать, а согласовывать с ними, ЧЕГО они должны достичь. Когда речь заходит о том, чтобы определить или конкретизировать это «ЧЕГО», то начинается процесс постановки цели и планирования. Таким образом, планирование становится инструментом управления по целям, при этом под целью понимают обычно и цель, и план.
Ни одна компания не сможет долгое время развивать свой успех, если у нее нет достаточного разделения общих издержек (по отдельным статьям) с определенной точностью — так, чтобы раскрывать издержки, сопутствующие каждому шажку в проводимых компанией операциях. Только так управляющие смогут узнавать, что именно требует от них наибольшего внимания. Только так они смогут судить о том, насколько правильно решаются проблемы, требующие их внимания. Более того, поскольку большинство успешных компаний производят не один, а целый ряд продуктов, то если управляющие не знают точно издержек по каждому продукту в отдельности и в сравнении с другими, они оказываются в очень невыгодном положении. Почти невозможно становится проводить такую ценовую политику, которая обеспечивает максимальную совокупную прибыль в сочетании с «отваживанием» от рынка «лишних» конкурентов. При отсутствии такой системы учета издержек никак не определить, какие именно продукты нуждаются в применении дополнительных усилий по сбыту, в стимулировании продаж. Но что хуже всего, некоторые виды деятельности, выглядящие успешными, в действительности могут приносить убытки, остающиеся неизвестными управляющим, на самом деле уменьшая, а не увеличивая общий размер прибылей. Рациональное планирование становится почти невозможным.
опрессовки — 120 часов. Несколько партий с общей трудоемкостью в 80 часов могут быть полностью обработаны за одну неделю, но при условии, что на опрессовку они не поступят раньше следующей недели, последовательность обработки на стадии смешивания становится не важна для составления плана. Таким образом, календарное планирование становится более грубым, но при этом более быстрым и эффективным.
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического1 планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного организации. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными организациями.
Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок. Стратегическое планирование дает также основу для принятия решения. Знание того, чего организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации. Сегодня в промышленности стратегическое планирование становится скорее правилом, чем исключением.
Во-вторых, российское законодательство в настоящие время не закрепляет обязательность разработки бизнес-плана. Он является новым документом для многих российских предпринимателей. Распространена точка зрения, отрицающая целесообразность разработки развернутого бизнес-плана. Иногда считается, что его отсутствие может быть компенсировано познанием «глубин» отечественного бизнеса и интуицией. В современных условиях такая позиция не может быть достаточной не только для получения инвестиций под конкретные бизнес-проекты, но и для квалификационной работы в бизнесе. В этом смысле практика бизнеса обгоняет законодательство, и бизнес-планирование становится неотъемлемым элементом предпринимательской деятельности.
L Стабильность - изменчивость. Деловая среда стала очень изменчивой в результате ее глобализации, возрастающей конкуренции, технологических нововведений, недостаточного регулирования, либерализации и интеграции европейских финансовых рынков. В этих условиях стратегическое планирование становится еще более необходимым и более трудным.
Кто-то сказал: «Если вы не умеете планировать, не сомневайтесь, вас ждет неудача». Планирование маркетинговых мероприятий — занятие не из приятных. На него уходит то время, которое вы могли бы потратить на активную деятельность. Один заведующий производством марочного товара как-то пожаловался: «На составление планов я трачу больше времени, чем на их реализацию». Дж. Б. Квинн заявил, что «большая часть корпоративного планирования... напоминает ритуальный танец дождя — никакие влияет на погоду». Неужели в наше время все меняется так быстро, что планирование становится бессмысленным и чересчур самонадеянным? Сущность и принципы стратегического управления. Особенности стратегического управления. Задачи стратегического управления. Роль менеджеров фирмы в решении стратегических задач. Элементы стратегического управления (стратегический маркегинг, стратегическое планирование; стратегический контроллинг). Стратегическое управление как инструмент усиления конкурентных преимуществ фирмы. Действия, направленные против конкурентов. Противостояние сильным сторонам конкурентов, использование слабых сторон конкурентов. Защитные меры против ответных действий конкурентов. Стратегическая безопасность фирмы, защита от внутренних и внешних угроз. Конкурентные преимущества и конкурентная имитация преимуществ. Реальная и мнимая конкурентная активность. Реальное и мнимое банкротство фирмы. Стратегические и ситуационные альянсы. Матрица культур-
Учет результата Анализ результата Планирование результата Управление результатом Контроль результата «Узкие места» результата деятельности Мотивация для достижения результата Определять и учитывать предельные и ключевые величины анализ слабых сторон организации, программы экономии затрат и инновационные программы, расчет эффективности и программа управления торговой деятельностью при помощи показателя суммы покрытия находить и устранять документировать и стимулировать минимальный размер серии (партии) минимальные объемы продаж минимальная цена Формулировка цели в зависимости от возможностей предвидения Управление целью в зависимости от способности принимать правильные решения Достижение цели в зависимости от способности осуществлять преобразования Прямолинейное мышление в биокибернетическом контуре регулирования Стратегический анализ плановых и фактических показателей как сопоставление желаемого и возможного Анализ «узких мест» и потенциала Качественная и количественная формулировка цели (числовые показатели, общая цель) Концепция экономического роста Стратегия продвижения товаров на рынок с портфелем заказов Стратегии функции Претворение в проекты и мероприятия Контрольные показатели на пятилетие денежной наличности и результата Предпосылки и риск в стратегическом анализе плановых и фактических показателей
ОПЕРАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ + СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ = СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Стратегический план разрабатывается на длительный период от двух до тридцати лет, причем первые 5-10 лет прорабатываются наиболее подробно. Стратегическое планирование - это непрерывный процесс, в ре-
Из этого анализа следует, что в корпоративном управлении отчетливо может быть выделен новый вид управления — стратегическое управление, в которое входят следующие элементы: стратегический анализ, стратегический контроль, стратегические решения и стратегическое планирование.
Основными составляющими элементами корпоративного управления являются: стратегическое планирование, стратегический анализ и контроль, обоснование и принятие решений по корпоративным целям (общим для компании в целом), по целям отдельных видов бизнеса (смены продукции, технологии, расширения рынка сбыта), созданию новых бизнес-единиц, по разработке финансового плана и финансовой модели для количественного анализа экономической эффективности различных направлений деятельности корпорации и ее структурных подразделений (прибыль валовая на акционерный капитал, перераспределенная прибыль, рост товарооборота, прибыль на инвестируемый капитал, рост производительности труда и качества продукции). Одним из направлений корпоративного управления является контрактная система поставок комплектующих со специализированных мелких предприятий в корпорации.
Рассматриваемая проблема в учебной литературе характеризуется такими понятиями, как перспективное планирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование, стратегический маркетинг, стратегическое управление, стратегический менеджмент, текущее планирование, тактический маркетинг, операционный маркетинг, оперативное планирование, оперативное управление и др.
Характеристики Финансовое планирование Перспективное планирование Стратегическое планирование Стратегический рыночный менеджмент
Современное стратегическое рыночное планирование, или стратегический менеджмент, характеризуется двумя важными особенностями. Во-первых, стратегический менеджмент призван сфокусировать внимание компании на рыночных возможностях, его основная задача — поиск путей их реализации посредством использования «стратегических окон» или, другими словами, смены парадигм. Во-вторых, он признает и учитывает тот факт, что многие рыночные изменения и соответственно реакция компании выходят за рамки нормального цикла планирования. В стратегическом рыночном планировании большее внимание уделяется сокращению времени реакции фирмы на внешние изменения и их использованию для достижения преимуществ перед конкурентами.
Характеристики Стратегическое планирование Стратегический контроль Финансовый контроль
Первичном документе Первоклассных заемщиков Первоначальные капиталовложения Первоначальным инвестициям Первоначальное количество Первоначальное распределение Первоначального предложения Первоначально предполагалось Пессимизма оптимизма Параметров технологических Письменным распоряжением Письменное обязательство Письменное соглашение вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|