Планировании необходимо



Приведенные в работе типовые проектные решения задач планирования нефтеснабжения основаны на использовании принципов системного подхода и предусматривают взаимосвязи формальных и неформальных методов принятия решений, взаимодействие человека и машины при текущем и перспективном планировании нефтеснабжения. Алгоритмы задач имеют модульное построение. Для реализации модулей использованы как известные экономико-математические'модели, имеющие стандартные программы решения на ЭВМ, так и эвристические алгоритмы, разработанные специально для конкретных задач нефтеснабжения.

Авторы понимают, что методические и практические вопросы оптимального планирования нефтеснабжения чрезвычайно сложны и многообразны и что в данной работе они рассмотрены далеко не все. Разработанные типовые проектные решения охватывают лишь уровень территориальных управлений и нефтебазового хозяйства системы нефтеснабжения, что позволяет установить лишь рациональные внутриуправленческие транспортно-экономи-ческие связи по нефтепродуктам и определить нормативные уровни только основных технико-экономических показателей (объем и структуру реализации, затраты на транспортировку и хранение нефтепродуктов, капитальные вложения на реконструкцию и расширение объектов нефтебазового хозяйства и др.). Однако предложенные в настоящей работе типовые проектные решения являются первым шагом на пути создания нормативной базы оптимального планирования нефтеснабжения. Полученная на уровне территориальных управлений информация представляет собой первичные информационные совокупности, на основе которых могут быть созданы обобщающие совокупности данных, необходимых для проведения плановых расчетов по главку в целом. Помимо самостоятельного значения, которое такие разработки могут иметь в качестве экономико-математических моделей, используемых в 'нормативном планировании нефтеснабжения, их анализ позволяет внести определенный вклад в решение проблемы типизации проектов автоматизации управления других подразделений материально-технического снабжения.

При формировании как текущих, так и перспективных транспортно-экономических связей основными факторами, влияющими на их рациональность, является потребительский спрос на нефтепродукты, развитие и размещение нефтеперерабатывающей промышленности, единой транспортной сети и нефтебазового хозяйства. Изучить закономерность влияния данных факторов, с тем чтобы уметь правильно ими управлять при планировании нефтеснабжения, практически невозможно без использования методов экономико-математического моделирования и ЭВМ. Отсюда возникает необходимость определения наиболее важных показателей деятельности нефтеснабсбытовых организаций на основе моделирования условий нефтеснабжения на заданный плановый период. Полученные при этом расчетные значения показателей можно рассматривать и использовать при планировании как научно обоснованные нормативы.

При средне- и долгосрочном планировании нефтеснабжения необходимо использовать нормативные варианты схем транспорт-но- экономических связей, отражающие возможные в перспективе условия нефтеснабжения, исходя из вариантного перспективного спроса народного хозяйства на нефтепродукты. Анализ таких связей позволит определить экономически обоснованные направления

Транспортные условия района, отражающие транспортный процесс от источников ресурсов до потребителей, необходимо изучать для того, чтобы выбрать наиболее оптимальную схему тран-спортно-экономических связей и тем самым снизить затраты народного хозяйства иа перевозку нефтепродуктов. При этом необходимо учитывать, что активное влияние на развитие транспортных условий района система нефтеснабжения оказывать не может (за исключением влияния на трубопроводный транспорт), так как перевозку нефтепродуктов в большинстве случаев осуществляют универсальными видами транспорта (железнодорожный, речной, автомобильный), в грузообороте которых нефтепродукты не имеют решающего значения. В связи с этим при перспективном планировании нефтеснабжения следует пользоваться соответствующими проектными разработками по развитию отдельных видов транспорта района, выполненными' ведомственными транспортными проектными институтами.

Для проведения дополнительного качественного анализа нормативной базы все показатели должны даваться в динамике, т. е. за ретроспективный период, на текущий, средне- и долгосрочный плановые периоды. На текущий период даются фактические и расчетные значения показателей, а на средне- и долгосрочный плановые периоды — их вариантные значения, которые соответствуют максимальной, наиболее достоверной и минимальной потребности народного хозяйства в нефтепродуктах. Показатели рассчитываются по каждой нефтебазе и территориальному управлению в целом. Сравнение при текущем планировании нефтеснабжения расчетных и фактических показателей позволяет выявить имеющиеся на объектах нефтебазового хозяйства внутренние резервы повышения объемов реализации нефтепродуктов и резервы снижения транспортных расходов за счет рационализации внутриуправленческих перевозок нефтепродуктов. Использование показателей нормативной базы при перспективном планировании дает возможность выявить варианты перспективного развития нефтебазового хозяйства района и установить систему основных показателей, соответствующих этим вариантам. Таким образом, приведенный выше комплекс экономико-математических моделей можно рассматривать как алгоритм расчета показателей нормативной базы оптимального планирования нефтеснабжения на уровне территориального управления. Создание нормативной базы оптимального планирования нефтеснабжения невозможно без разработки соответствующей подсистемы АСУнефтеснаба.

при текущем и перспективном планировании нефтеснабжения. На стадии предпланового анализа должны решаться подзадачи 0101—0105, 0201, 0202, 0301, обеспечивающие сбор, накопление и обработку информации, необходимой для реализации оптимизационных экономико-математических задач нефтеснабжения на уровне территориального управления. Полученные на этой стадии обоснованные данные о перспективной потребности в нефтепродуктах народного хозяйства района, обслуживаемого территориальным управлением, направляются в главк, где они корректируются и утверждаются как плановый объем потребительского товарооборота, используемый в территориальном управлении в качестве основной исходной информации.

На стадиях текущего и 'перспективного планирования предусматривается решение подзадач 0203 и 0302, с помощью которых определяются оптимальные варианты внутриуправленческих тран-спортно-экономических связей по массовым светлым нефтепродуктам соответственно в базисном году (текущее планирование) и перспективном периоде (средне- и долгосрочное планирование). Анализ оптимальных вариантов транспортно'-экономических связей, предусмотренный в подзадачах 0204 и 0303, позволяет установить нормативные уровни основных технико-экономических показателей деятельности .территориального управления для использования их при текущем и перспективном планировании нефтеснабжения. Вся выходная информация подзадач 0204 и 0303 используется для формирования проекта плана. Если проект плана удовлетворяет территориальные управления, то он в установленном порядке направляется в вышестоящие инстанции. В противном случае исходная информация корректируется и производятся повторные оптимизационные расчеты. В главке проект плана согласовывается, корректируется и утверждается, а затем спускается управлению для практической реализации плановых мероприятий. Таким образом, нормативная информация, полученная в результате решения .оптимизационных задач на уровне территориальных управлений, является основой для разработки как годовых планов производственно-хозяйственной деятельности, так и плана перспективного развития и размещения объектов нефтеба-зовото хозяйства управления с учетом контрольных цифр развития системы нефтеснабжения в целом.

Цель задачи — получение в основном информации, необходимой для принятия при текущем планировании нефтеснабжения района обоснованных решений, обеспечивающих формирование рациональных внутрирайонных транспортно-экономических связей народного хозяйства по нефтепродуктам. Для использования при текущем планировании должны быть определены оптимальные (нормативные) значения таких показателей, как объем и структура реализации нефтепродуктов на объектах нефтебазовото хозяйства; объем и структура запасов нефтепродуктов на речных нефтебазах и их филиалах; оптимальные схемы перевозок по этапам транспортного процесса; расчетные значения основных технико-экономических показателей (фондоотдача, себестоимость, производительность труда, оборачиваемость резервуарного парка). Кроме того, для повышения обоснованности перспективного планирования необходимо определить резервы повышения пропускной способности действующих объектов нефтебазового хозяйства, использование которых в перспективе не потребует дополнительных капитальных вложений. Значения перечисленных показателей могут быть определены при анализе оптимального варианта внутрирайонных текущих транс-портно-экономических связей народного хозяйства по нефтепродуктам, который получен в результате решения экономикО'-мате-матической задачи, моделирующей условия нефтеснабжения района в базисном году. За базисный год принимается последний год, за который имеются отчетные данные. Основное условие постановки такой задачи — обеспечение бесперебойного и своевременного снабжения нефтепродуктами всех потребителей, расположенных в обслуживаемом районе, с минимальными затратами народного хозяйства на перевозку нефтепродуктов от источников ресурсов, расположенных в районе, до потребителей и на операции, связанные с хранением нефтепродуктов на действующих объектах нефтебазового хозяйства.

Все информационное обеспечение задачи оптимального текущего планирования нефтеснабжения района формируется по мере решения отдельных подзадач. При этом первичной информацией являются не только различные справочники и отчетные данные территориального управления и нефтебаз, ио и результаты решения задачи прогнозирования потребности в нефтепродуктах, а выходная информация предназначается для использования ее как при текущем планировании нефтеснабжения района, так и для постановки задачи выбора оптимальных перспективных транспортно-экономических связей района по нефтепродуктам.

Цель задачи — получение информации, необходимой для принятия при перспективном планировании нефтеснабжения района обоснованных решений, обеспечивающих формирование рациональных внутрирайонных транспортно-экономических связей народного хозяйства по нефтепродуктам с учетом неопределенности, характерной для перспективного развития нефтеснабжения. Для средне-и долгосрочного планирования нефтеснабжения должны быть получены оптимальные (нормативные) значения основных технико-экономических показателей деятельности нефтебаз и управления в целом (объем и структура реализации нефтепродуктов, удельные затраты на транспортировку и переработку нефтепродуктов, фондоотдача и производительность труда), оптимальные схемы перевозок нефтепродуктов по всем этапам внутрирайонного транспортного процесса, а также направления и очередность капитальных вложений в развитие нефтебазового хозяйства.


При планировании необходимо предусматривать опережение темпов роста производительности труда по сравнению с темпами роста средней заработной платы. На рост производительности труда действуют факторы как зависящие от работников предприятия (повышение квалификации, уплотнение рабочего дня, приобретение опыта работы и т. п.), так и не зависящие от них (повышение технической вооруженности труда, внедрение новой техники и т. п.). При действии первой группы факторов наблюдается одновременный рост производительности труда и средней заработной платы (часто в одинаковой степени). Действие второй группы факторов обусловливает главным образом рост производительности труда, уровень же средней заработной платы остается при этом почти без изменения. Чем больший удельный вес в общей совокупности факторов имеют факторы второй группы, тем большим будет разрыв между ростом производительности труда и ростом заработной платы и наоборот. Соотношение между этими группами факторов на разных предприятиях транспорта и хранения нефти, нефтепродуктов и газа различное. Это предопределяет необходимость подходить дифференцированно к планированию разницы в темпах роста производительности труда и роста средней заработной платы по предприятиям и их подразделениям.

Общий объем добычи нефти анализируют по способам эксплуатации. Крупные месторождения в последние годы выходят в такую стадию разработки, когда добывающие скважины сильно обводнены и переводятся на механизированный способ эксплуатации. При планировании необходимо предусмотреть меры своевременной осуществления этого перевода.

При получении автомобильных бензинов, дизельного, котельного топлива и ряда других продуктов пропорции смешения заранее не определяют. При планировании необходимо обеспечить наибольший выпуск высококачественной продукции и достижение максимальной прибыли. В производстве масел рецепты по-

Планирование повышения производительности труда. При планировании необходимо предусматривать неуклонный рост производительности труда. Темпы роста производительности труда обязательно должны опережать темпы роста средней заработной платы. Только при этом условии обеспечивается создание накоплений в народном хозяйстве для расширенного социалистического воспроизводства i непрерывного повышения материального благосостояния трудящихся.

При планировании необходимо определить плановую максимальную нагрузку и плановые средние нагрузки. Для небольших предприятий не обязательно рассчитывать все параметры режимов потребления, достаточно вычислить максимум нагрузки.

При планировании необходимо предусматривать опережение темпов роста производительности труда по сравнению с темпами роста средней заработной платы. На рост производительности труда влияют факторы, как зависящие от работников предприятия (повышение квалификации, уплотнение рабочего дня и т. п.), так и не зависящие от них (повышение технической вооруженности труда, внедрение новой техники и технологии и др.). При действии первой группы факторов наблюдается одновременный рост производительности труда и средней заработной платы. Действие второй группы факторов обусловливает главным образом рост производительности труда. Уровень средней заработной платы остается в данном случае почти без изменения. Чем больший удельный вес в общем росте производительности труда имеют факторы второй группы, тем большим будет разрыв между ростом производительности труда и ростом средней заработной платы и наоборот. Соотношение между этими группами факторов на различных предприятиях нефтяной промышленности различно. Это предопределяет необходимость подходить дифференцированно к планированию разницы в темпах роста производительности труда и роста средней заработной платы по предприятиям и их подразделениям.

На нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях продукция одной установки служит сырьем для нескольких последующих. Одновременно полуфабрикат может направляться на смешение. Так, вакуумный газойль может использоваться на установках каталитического крекинга и гидрокрекинга; прямогонная фракция 120-140°С - в производстве ксилола, спецкеросина, на каталитическом риформинге и других целей. Поэтому при планировании необходимо составлять промежуточные балансы этих продуктов. В них потребление продукта должно быть равно его производству. Они нужны для правильного определения объема переработки по технологическим установкам, проверки обеспеченности собственными полуфабрикатами, сбалансированности работы технологических установок. Балансы составляют на основе производственных программ установок, вырабатывающих и потребляющих полуфабрикаты.

При планировании необходимо определить общую реализационную и балансовую прибыль и составить план ее распределения по направлениям. Примерная форма плана прибыли, являющегося одним из разделов финансового плана, представлена в табл. 7.10.

При планировании необходимо показать не только общую эффективность, но и эффективность использования отдельных ресурсов. Для этого используют показатели производительности труда, фондоотдачи, материалоемкости товарной и чистой продукции, затрат на рубль товарной продукции и другие. Улучшение этих показателей ведет к росту общей эффективности производства. Одним из основных факторов повышения эффективности производства является непрерывный рост производительности труда.

В плане производства рассчитывается также выход целевой продукции по технологическим процессам и глубина переработки нефти как в целом по отрасли, так и по отдельным предприятиям. Глубина переработки -нефти зависит от топливно-энергетического баланса района. Она зависит от отбора светлых нефтепродуктов «а установках первичной перегонки и состава технологической схемы предприятия (повышение доли процессов коксования, крекинга и нефтехимических приводит к увеличению глубины переработки). При планировании необходимо предусмотреть максимально возможную глубину переработки нефти, максимальный отбор целевых продуктов на технологических установках, а также выпуск заданного ассортимента продукции.

При получении автомобильных бензинов, дизельного, котельного топлива и ряда других продуктов пропорции смешения заранее не определяют. При планировании необходимо обеспечить наибольший выпуск высококачественной продукции и достижение максимальной прибыли. В производстве масел рецепты по-


Первоначальной балансовой Первоначальное положение Параметров состояния Первоначального публичного Первоначальную стоимость Петербургского университета Письменные распоряжения Письменной информации Письменное поручение Письменное уведомление Письменного распоряжения Письменному заявлению Планирования экономики вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика