|
Планируемой экономики
Основой бюджетного регулирования является закрепление источников доходов за бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экономических и других программ, ликвидации последствий стихийных бедствий, покрытия дефицита могут передаваться безвозмездно в виде субвенций, субсидий и дотаций в бюджеты нижних уровней. С помощью этих рычагов государство может оказывать регулирующее воздействие и на товаропроизводителей. Бюджетное регулирование достаточно развито не только в централизованно планируемой экономике, но и в рыночной экономике. (Справедливости ради отметим, что в последнем случае степень государственного вмешательства в образование, движение и использование финансовых ресурсов регионов и предприятий существенно меньше.)
1. Дайте сравнительную характеристику особенностей анализа в централизованно планируемой экономике и рыночной экономике.
1. Дайте сравнительную характеристику особенностей анализа в централизованно планируемой экономике и рыночной экономике.
Экономическая ценность (economic value) — характеристика объекта, означающая его определенную значимость в системе экономических отношений. В развитой экономике сопоставимость отдельных объектов, проявляющаяся в меновых операциях, достигается путем присвоения экономической ценности денежной оценки, называемой стоимостью. Правила присвоения этой оценки могут быть разными. Например, в централизованно планируемой экономике денежные оценки в основном присваивались государством, причем во внимание принимались обстоятельства не только экономического, но и политического характера. В рыночной экономике величина денежной оценки, выражающая ценность потенциально или фактически торгуемого объекта, определяется рынком.
тельными экономическими объектами, составляющими сферу приложения общих функций управления, являются денежные средства (точнее, финансовые ресурсы), трудовые ресурсы, средства и предметы труда. В централизованно планируемой экономике приоритеты в управлении этими объектами, как правило, не расставлялись. Такой подход был понятен и вполне естествен. Присущие этому типу экономики тотальное планирование, централизация, а также лимитированность ресурсов с необходимостью предусматривали введение жесткого их фондирования. Свобода в манипулировании ресурсами, их взаимозамещении была весьма ограниченной. Кроме того, предприятия были поставлены в жесткие финансовые рамки и не могли выбирать наиболее рациональную (по их субъективному мнению, естественно) структуру всех используемых ресурсов.
Инфляция — процесс повышения общего уровня цен в экономике, сопровождающийся снижением покупательной способности денег, или их обесценением. Инфляция не означает автоматического роста цен на абсолютно все товары и услуги. Поскольку даже в периоды значимой инфляции цены на отдельные товары ведут себя неодинаково, возможны ситуации, когда цена на некоторый товар не только не растет, но даже снижается. Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте уровня цен, скрытая — в усилении товарного дефицита; первая характерна рыночной, вторая — централизованно планируемой экономике.
Сегодня уже и крупнейшие американские, и российские экономисты пишут: «Российское правительство должно играть значительно более важную роль в экономике, подобно той, которую правительство играет в таких современных смешанных экономиках, как экономики США, Швейцарии, Германии... Негативное отношение к централизованно планируемой экономике предопределило стремление к минимизации роли правительства. На следующем этапе следует активизировать участие правительства, принимающего меры по укреплению рыночной экономики и борьбе с депрессией, инфляцией, утечкой капитала и другими структурными дефектами российской экономики.
Основой бюджетного регулирования является закрепление источников доходов за бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экономических и других программ, ликвидации последствий стихийных бедствий, покрытия дефицита могут передаваться безвозмездно в виде субвенций, субсидий и дотаций в бюджеты нижних уровней. С помощью этих рычагов государство может оказывать регулирующее воздействие и на товаропроизводителей. Бюджетное регулирование достаточно развито не только в централизованно планируемой экономике, но и в рыночной экономике. (Справедливости ради отметим, что в последнем случае степень государственного вмешательства в образование, движение и использование финансовых ресурсов регионов и предприятий существенно меньше.)
1. Дайте сравнительную характеристику особенностей анализа в централизованно планируемой экономике и рыночной экономике.
финансового учета, что, как и в централизованно планируемой экономике, в
• анализ построен применительно к централизованно планируемой экономике и не предполагает наличия рыночных механизмов; Различия экономико-социальных условий, а также политическая воля региональных органов власти обусловили крайне неравномерный ход экономической реформы по регионам страны. В одних регионах форсируют преобразования. В других, преимущественно сырьевых, ориентируются на извлечение максимальных выгод от экспорта. Некоторые регионы строят свое благополучие на разного рода льготах, получаемых от федерального правительства. Другие пытаются сохранить элементы централизованно планируемой экономики.
Структурная перестройка хозяйственного комплекса региона наряду с институциональными реформами является важнейшим направлением трансформации централизованно-планируемой экономики в рыночное хозяйство.
Среди практических инструментов, позволяющих анализировать и прогнозировать макроэкономические показатели в комплексе, выделяются статистические (эконометрические) модели. В прошлые десятилетия в России, несмотря на серьезные научные исследования в области статистических методов анализа и моделирования, практического применения данные модели не находили, поскольку прерогатива отдавалась балансовым построениям всецело планируемой экономики. Но именно в условиях перехода к рыночным отношениям применение эконометрических моделей в целях прогнозирования становится актуальным, когда инструмент, применяемый для анализа, адекватен анализируемому объекту — рыночной экономике.
СССР принял участие в Бреттонвудской конференции, однако в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом не ратифицировал Статьи Соглашения о МВФ. По той же причине в 50—60-х годах из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба. В результате реформ, имевших целью переход от централизованно планируемой экономики к рыночной и интегрирование национальных экономик в мировое хозяйство, в начале 90-х годов бывшие социалистические страны, а также государства, входившие ранее в состав СССР, вступили в Фонд (за исключением Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Куба), Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992 г., остальные страны СНГ и Балтии — в период с апреля по сентябрь 1992 г. (Таджикистан — в апреле 1993 г.).
• Механизм финансирования системных (структурных) преобразований, МФСП (Systemic Transformation Facility, STF); введен в апреле 1993 г. как временный специальный механизм с целью оказания поддержки странам, осуществлявшим переход от централизованно планируемой экономики к рыночной посредством радикальных экономических и политических реформ. Помощь предоставлялась странам, которые сталкивались с резким ухудшением состояния платежных балансов вследствие перехода от торговых связей, в значительной мере ориентированных на нерыночные цены, к многосторонней торговле, основанной на принципах рынка. Этот механизм был создан главным образом для стран бывшего СССР, переживавших огромные трудности в условиях становления рыночной экономики и не способных в то время выполнять обычные жесткие требования МВФ.
Здесь учтены не только черты рыночного хозяйства как такового, но и реалии переживаемого страной переходного периода (в том числе инфляция). Естественно, что в прежних методиках, предназначенных для централизованно планируемой экономики, не было таких понятий, как анализ рынка, доход на капитал, степень доверия к руководителям проекта или, скажем, интересы участников проекта. Главное в этом блоке
Роль анализа коренным образом меняется с переходом от централизованно планируемой экономики к рыночной экономике. Дело в том, что в первой доминируют так называемые вертикальные связи, а во второй — горизонтальные связи. Смысловое различие между ними заключаются в следующем.
В условиях централизованно планируемой экономики имеет место 1бсолютная доминанта двух последних элементов приведенной систе-лы — бюджетного финансирования и взаимного финансирования пред-пжятий; в рыночной экономике прибыль и рынки капитала рассмат-эиваются как основные способы наращивания экономического потен-диала хозяйствующих субъектов. Прибыль — наиболее дешевый и эыстро мобилизуемый источник, однако, во-первых, его объемы ограниченны и, во-вторых, существуют некоторые обязательные и (или) весьма желательные направления использования текущей прибыли. Второй источник, напротив, требует немалых расходов по его созданию и реализации, кроме того, подготовка и проведение эмиссии — довольно продолжительны во времени; поэтому к данному источнику прибегают лишь после тщательной подготовки и в случае необходимости мобилизации крупного капитала, необходимого для реализации проектов, имеющих для компании стратегически важное значение.
Роль анализа коренным образом меняется с переходом от централизованно планируемой экономики к рыночной экономике. Дело в том, что в первой доминируют так называемые вертикальные связи, а во второй — горизонтальные связи. Смысловое различие между ними заключаются в следующем.
В условиях централизованно планируемой экономики имеет место абсолютная доминанта двух последних элементов приведенной системы — бюджетного финансирования и взаимного финансирования предприятий; в рыночной экономике прибыль и рынки капитала рассматриваются как основные способы наращивания экономического потенциала хозяйствующих субъектов. Прибыль — наиболее дешевый и быстро мобилизуемый источник, однако, во-первых, его объемы ограниченны и, во-вторых, существуют некоторые обязательные и (или) весьма желательные направления использования текущей прибыли. Второй источник, напротив, требует немалых расходов по его созданию и реализации, кроме того, подготовка и проведение эмиссии — довольно продолжительны во времени; поэтому к данному источнику прибегают лишь после тщательной подготовки и в случае необходимости мобилизации крупного капитала, необходимого для реализации проектов, имеющих для компании стратегически важное значение.
G позиции начинающих инвесторов инфляция — неблагоприятный процесс. Основная проблема — трудно накопить необходимые финансовые ресурсы для осуществления долгосрочных, как правило, более ресурсоемких проектов. Таким образом, нельзя сделать однозначный и безапелляционный вывод об инфляции — одним она выгодна, другим вредна. Однако можно с определенностью сказать, что бытовавший в нашей стране в период централизованно планируемой экономики вывод о негативном характере инфляции абсолютно неверен.
Письменные документы Письменных документов Письменное изложение Письменное распоряжение Параметров управления Письменного требования Письменно уведомляет Планирования эксперимента Планирования базируется Планирования финансовых Планирования использования Планирования маркетинга Планирования материально вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|