Планового руководства



Для бурения характерен большой удельный вес малоценных и быстроизнашивающихся предметов, инструментов и приспособлений, а также основных материалов, составляющих в общей сложности7 около 60% всей суммы оборотных средств буровых предприятий. Это результат того, что в процессе сооружения добывающих скважин используется большое количество дорогостоящего инструмента с весьма непродолжительным сроком службы — бурильные трубы, удлинители, замки, долота, талевый канат и т. д. В^месте с тем особенность производственного процесса в бурении и условия материально-технического снабжения требуют создания несколько больших запасов материальных ценностей, чем это необходимо для нормальной деятельности предприятий других отраслей промышленности. В составе нормируемых оборотных средств буровых предприятий значительную часть (свыше 10%) занимают расчеты с заказчиком за выполненные работы. В зависимости от способа планового регулирования оборотные средства разделяются на две части: нормируемые и ненормируемые оборотные средства.

В зависимости от способа планового регулирования оборотные средства делятся на нормируемые и ненормируемые.

Проведенная в промышленности хозяйственная реформа обеспечила значительное расширение прав предприятий в области использования оборотных средств. «Положением о социалистическом государственном производственном предприятии» последним предоставлено право самостоятельно маневрировать своими оборотными средствами. Размер необходимых предприятию оборотных средств устанавливается в финансовых и кредитных планах. В зависимости от способа планового регулирования I оборотные средства разделяются на нормируемые и ненормируемые.

Положение о социалистическом государственном 'производственном предприятии предоставляет преприятиям право самостоятельно маневрировать своими оборотными средствами. Размер необходимых предприятию оборотных средств устанавливается в финансовых и кредитных планах. В зависимости от способа планового регулирования оборотные средства разделяются на две части — нормируемые и ненормируемые оборотные средства.

Сумма О. с., необходимых предприятию для выполнения планового задания, устанавливается в финансовых и кредитных планах. По способу планового регулирования О. с. подразделяются на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым О. с. относятся материальные ценности и затраты, которые необходимы для нормальной производственной работы предприятия (производственные запасы, незавершенное производство и др.). По каждой группе нормируемых О. с. устанавливается определенный лимит (норматив), т.е. минимальная сумма, необходимая для обеспечения нормальной работы предприятия.

Если предприятие устанавливает цену ниже себестоимости, то есть два варианта: либо предприятие несет убытки, либо покрывает разницу между ценой и себестоимостью за счет дотаций или субсидий. Такие дотации или субсидии выделяются, как правило, из государственного бюджета. Могут создаваться специальные централизованные фонды поддержки товаропроизводителей. В условиях централизованного планового регулирования экономики самоокупаемость предприятий может искусственно поддерживаться посредством выделения бюджетных ассигнований, установления цен, торговых надбавок и наценок, а также посредством внутриотраслевого перераспределения денежных средств. В условиях рыночной экономики воз-

Ввозные пошлины устанавливались Таможенным кодексом СССР и служили одним из средств планового регулирования внешней торговли. В СССР ввозные пошлины были введены в февраляе 1922 г. Ставки таможенных пошлин определялись в соответствии с Таможенным кодексом СССР, утвержденным Указом ВС СССР от 5 мая 1964 г., и исчислялись на основе Таможенного тарифа СССР, принятого постановлением СМ СССР от 27 апреля 1981 г. В ряде случаев импорт товаров осуществлялся беспошлинно. Ввозные пошлины взимались с предметов личного потребления, поступавших в международных почтовых отправлениях в адрес отдельных лиц, проживавших в СССР, или ввозимых лицами, прибывавшими в СССР. Ставки ввозных пошлин в этом случае устанавливались с учетом уровня цен на соответствующие товары в СССР. Советские организации, осуществлявшие импорт товаров, вносили суммы пошлин в союзный бюджет; порядок их начисления и внесения устанавливался Министерством внешней торговли СССР по согласованию с Минфином СССР. От оплаты ввозных пошлин освобождалось имущество, ввозившееся в СССР советскими учреждениями, функционирующими за границей. Таможенный тариф содержал список товаров, запрещенных к ввозу в СССР (оружие, наркотики).

Бюджетным исследованиям ныне придается иное, гораздо более широкое и глубокое значение, чем это было еще недавно. Они призваны ныне служить нам для разрешения целого ряда практических задач планового регулирования народного хозяйства. По бюджетам мы изучаем емкость нашего рынка, тяжесть налогового обложения, скорость обращения валюты и целый ряд других, столь же практически важных специальных проблем, не говоря уже об использовании их для построения общего народно-Хозяйственного баланса страны, который кладется нами в основу всех плановых предположений и расчетов на будущее. Ввиду этого методология бюджетных работ для нас выходит за пределы чисто академических построений. И посвящая этой теме последующие строки, мы пойдем, как нам кажется, навстречу вполне созревшей потребности.

В Китае и Вьетнаме рыночные преобразования проявились прежде всего в создании предприятий нового частного сектора вместо приватизации уже существующих государственных предприятий, постепенной или одномоментной либерализации цен и мягком демонтаже планового регулирования при сохранении в руках государства основных финансовых рычагов.

Японская модель отличается от всех других национальной спецификой, выражающейся в традициях отношения к труду. Эти традиции состоят в том, что японцы по своему менталитету являются трудоголиками, т.е. для них качество труда стоит выше его оплаты. Данная модель предполагает сочетание национальной системы замкнутого корпоративного (кастового) труда с активной регулирующей поддержкой государства (вплоть до планового регулирования ) политики корпораций в области использования и стимулирования труда на основе национального согласия.

ствием планового регулирования стал дефицит потребительских товаров (очереди, карточное распределение дефицитных продуктов, льготы для некоторых групп граждан). В то же время крупные достижения ряда отраслей промышленности были сопряжены подчас с расточительным использованием такого ресурса, как человеческий труд, а также многих других ресурсов за счет их планового удешевления.

В Китае и Вьетнаме рыночные преобразования проявились прежде всего в создании предприятий нового частного сектора вместо приватизации уже существующих государственных предприятий, постепенной или одномоментной либерализации цен и мягком демонтаже планового регулирования при сохранении в руках государства основных финансовых рычагов.


Правильно применяемые на различных уровнях управления показатели имеют большое значение в соблюдении таких важных требований к народнохозяйственному планированию, как научная обоснованность планов, рациональное сочетание централизованного планового руководства с хозяйственной инициативой предприятий, социальная направленность планов, оптимальность и эффективность, увязка плановых заданий в рамках единого народнохозяйственного плана.

В качестве основной формы государственного планового руководства хозяйственной деятельностью предприятия в нашей стране принят пятилетний план с разбивкой по годам всех основных технико-экономических показателей. В современных условиях коллективы предприятий не могут хозяйствовать сколько-нибудь целеустремленно без твердого знания перспективы, так как планомерное решение крупных технических и хозяйственных мероприятий — комплексной автоматизации и механизации производства, освоения новых технологических процессов и т. д.— не укладывается в годовой период.

Основополагающим принципом управления социалистическим народным хозяйством является разработанный В. И. Лениным принцип демократического централизма. В основе этого принципа заложено органическое единство централизованного планового руководства, воплощающего общую и обязательную для всех звеньев управления и хозяйствования экономическую политику, и широкого участия трудящихся масс в управлении.

Экономическая и административно-хозяйственная обособленность предприятий — основа хозяйственной и административной их самостоятельности, находящей наиболее полное выражение в хозрасчете — основном методе социалистического хозяйствования, планового руководства предприятием. Соизмерение расходов с доходами предприятия является одной из особенностей хозрасчета,

Хозяйственный расчет — социалистический метод хозяйствования и планового руководства отраслью, промышленньм, производственным объединением, предприятием, организацией (научно-исследовательской, проектно-конструкторской) и их внутренними подразделениями.

При главенствующей роли централизованного планового руководства производственным объединениям (предприятиям) должна быть предоставлена самостоятельность в определении путей наиболее эффективного решения поставленных задач. Это обеспечивается наделением каждого из них следующими реквизитами: уставным фондом; правами юридического лица; собственным балансом; системой планирования и учета; расчетным счетом.

2. Демократический централизм в управлении, который предусматривает сочетание государственного руководства промышленностью с предоставлением широких прав местным органам и отдельным предприятиям. Централизм в управлении характерен единством планового руководства экономикой. В. И. Ленин указывал, что построение социализма есть построение централизованного планового

"хозяйства. Все проблемы социалистического строительства — преимущественное развитие тяжелой индустрии, электрификация всей страны, химизация народного хозяйства, рациональное использование ресурсов — успешно осуществляются в результате государственного централизованного планового руководства.

В планировании находит свое наиболее полное проявление хозяйственно-организаторская функция Советского государства, одно из наиболее значительных преимуществ социалистической экономики На .основе планового руководства появилась возможность устанавливать вполне определенные темпы развития, сроки достижения того или иного экономического уровня, обеспечить определенные пропорции в развитии отдельных отраслей, т. е. гармоничное развитие всего народного хозяйства.

Систематический контроль за ходом выполнения плана. Составление плана, как бы тщательно оно ни было выполнено, как бы научно не были обоснованы все плановые задания, является только частью планового руководства. В ходе выполнения плана, в результате широкого проявления творческой инициативы трудящихся, вскрываются новые резервы роста производства, которые не были, да и не могли быть учтены планами. Это требует того, чтобы ход выполнения плана постоянно контролировался и принимались не-

обходимые меры для предотвращения образования возможных диспропорций между отдельными предприятиями или отраслями промышленности. Постоянный контроль за ходом выполнения планов является одной из важнейших задач, непременным условием планового руководства, важнейшей составной частью планирования. Особенно это касается важнейших видов промышленной продукции, таких, например, как производство металлов, проката, топлива, электроэнергии, целого ряда нефтехимических и химических продуктов, строительных материалов и т. д. Эти виды продукции находятся под особенно строгим контролем. За выпуском их установлен ежесуточный контроль.


Письменного обоснования Письменного заявления Планирования численности Планирования ассортимента Планирования деятельности Планирования группового Планирования исполнения Парижская конвенция Планирования мероприятий Планирования необходимо Планирования оперативно Паритетов покупательной Планирования основного вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика