|
Платежных отношений
О противоречии этих уровней добычи финансовым планам Ливии свидетельствует хотя бы факт довольно резкого сокращения ее валютных резервов, за счет которых страна в тот период погашала значительную часть своих внешних платежных обязательств. Производство жидкого топлива было несколько повышено к 1976 г. и в целом стабилизировано до начала 1979 г. преимущественно посредством снижения премий за качество и географическое положение, в результате чего сократилась разница в котировках между ливийской и эталонной аравийской легкой нефтью.
Такие показатели далеко расходились даже с наиболее радикальными намерениями Ливии относительно консервации ее ресурсов углеводородного сырья. По некоторым оценкам, при среднем физическом объеме внешнеторговых операций за 1981— 1982 гг. и понижательной тенденции в ценообразовании на рынке жидкого топлива валютная выручка едва достаточна для покрытия текущих платежных обязательств без учета импортируемой инфляции и роста капитальных ассигнований по плану развития. Как и в середине прошлого десятилетия, уровень экспорта был частично восстановлен в 1982 г. главным образом средствами на-' циональной ценовой политики и другими методами стимулирования. Аналогия между двумя периодами дополняется также весьма ощутимым сокращением ливийских валютных запасов в 1981 — 1982 гг.
Таким образом, общий показатель ликвидности баланса показывает отношение суммы всех ликвидных средств предприятия к сумме всех платежных обязательств.
Цель данного анализа — проверка выполнения взаимных платежных обязательств, так как в процессе работы предприятие вступает в расчетные отношения с другими предприятиями. Поэтому у предприятия может образоваться кредиторская и дебиторская задолженности.
Основная цель организации денежных расчетов за продукцию и услуги заключается в обеспечении своевременности и быстроты расчетов. Расчеты между предприятиями осуществляются без участия наличных денег, путем перечисления сумм со счета предприятия-плательщика за счет предприятия-получателя или путем зачета встречных платежей. Расчеты осуществляет единый расчетный центр — Государственный банк, который защищает интересы поставщиков и покупателей, соблюдая правила расчетов, обеспечивает контроль над всем денежным оборотом. Банк оплачивает счета поставщиков только с согласия покупателя, который обязан платить после получения платежного требования поставщика. Если для своевременной оплаты всех платежных обязательств у предприятия не хватает средств на расчетном счете, то Госбанк оплачивает расчетные документы в установленной законом очередности.
8) сводный рапорт № 10 — ведомость поступлений и перечислений денежных средств (см. табл. 7.10) представляет сведения об организациях-плательщиках и организациях-получателей денежных средств, что необходимо для оценки платежных обязательств как с покупателями, так и с поставщиками;
В силу повышенных рисков при осуществлении проектного финансирования кредитор особое внимание уделяет контролю за реализацией проекта. Эту функцию выполняет сам кредитор либо специальная инжиниринговая компания, приглашаемая для осуществления надзорных функций («сопровождения» проекта). Нередко с этой целью кредитор или от его имени и по его поручению специальная инжиниринговая компания подписывает с заемщиком соглашение о реализации проекта, являющееся неотъемлемой частью кредитного договора. В проектном соглашении определяются права кредитора или специальной компании по запросу всей необходимой информации, относящейся к проекту, по доступу инспекторов на площадку и объекты и т.д. Что касается обязанностей заемщика, то важнейшие среди них — предоставление регулярных отчетов о ходе работ, подписываемых контрактах, о возникновении возможных препятствий для реализации проекта, о соблюдении строительных, технических, экологических и иных норм, о проведении работ в строгом соответствии с технической документацией. В соглашении о реализации проекта, как правило, оговаривается порядок проведения закупок и выбора поставщиков и подрядчиков (обычно на конкурентной основе), графики работ, смета, бюджет и план финансирования (распределение затрат между заемщиком, кредитором и другими участниками). Обязательства заемщика по соглашению о реализации инвестиционного проекта считаются частично выполненными после сдачи объекта инвестиционной деятельности в эксплуатацию (порядок сдачи оговаривается в проектном соглашении), а полностью выполненным — после погашения всех платежных обязательств по кредитному договору. В некоторых случаях затраты по надзору (контролю) за реализацией проекта могут достигать 5% и более от общего объема инвестиций в проект.
Нередко в такой группе банков имеется инициатор в лице солидного коммерческого банка или международного финансового института, что дает дополнительную гарантию своевременного погашения платежных обязательств должником. Этому способствует включение в кредитные соглашения оговорок «кросс-дефолт» («cross default»). Они дают право кредитору на досрочное взыскание задолженности по кредиту (а иногда и другие санкции), если заемщики не выполняют своих платежных обязательств перед любым другим кредитором, участвующим в совместном финансировании. Применяются две формы совместного финансирования: 1) независимое параллельное финансирование, когда каждый банк заключает с заемщиком кредитное соглашение и финансирует свою часть инвестиционного проекта (субпроект);
По мере преодоления последствий кризиса 1998 г. органы денежно-кредитного регулирования предпринимают меры, направленные на то, чтобы вновь активизировать межбанковский валютный рынок. Однако этому препятствует кризисное состояние российской банковской системы. Кроме того, использование технологии СЭЛТ практически стерло границу между традиционным биржевым и межбанковским рынками. В любом случае вряд ли можно полагать, что валютные биржи утратят значение. Это объясняется тем, что биржевой рынок является единственной структурой валютного рынка, которая придает операциям «прозрачность» в отношении формирования спроса и предложения, а также динамики валютного курса, дает определенные гарантии участникам сделок от невыполнения платежных обязательств.
4. Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам. Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств бюджетных счетов в целях исполнения платежных обязательств бюджетов в пользу юридических и физических лиц. Основанием для расходования бюджетных cpezicTB служит платежный документ, оформленный в порядке, установленном финансовым органом. При этом объем расходуемых бюджетных средств не может превышать исполненных подтвержден-
2. Исполнение расходов федерального бюджета предусматривает осуществление процедур санкционирования и финансирования этих расходов. Санкционирование расходов федерального бюджета включает в себя: а) утверждение и доведение бюджетных ассигнований из федерального бюджета; б) утверждение и доведение лимитов обязательств федерального бюджета; в) принятие обязательств федерального бюджета; г) подтверждение платежных обязательств федерального бюджета. Основная их часть исполняется специальным федеральным ведомством - Банком России. Прообразом этой модели является структура финансовой системы в государствах с развитой рыночной экономикой. Однако, как показал опыт реформирования экономики в нашей стране, такая структура вряд ли является эффективной в условиях перехода к рыночным принципам функционирования. По нашему мнению, основной проблемой в этой сфере является то, что в хозяйственной системе страны в настоящее время отсутствуют эффективные механизмы регулирования платежных отношений вне банковской системы. Банк России имеет полномочия и отвечает за ситуацию в банковской системе, оказывая прямое влияние лишь на денежные рынки. Осуществление финансовых операций между экономическими субъектами, особенно осуществляемых минуя банковскую систему, непосредственно не регулируется. Действующие нормативные акты и их реализация не создают, к сожалению, достаточной базы для обеспечения эффективности финансовых операций, осуществляемых на рыночных принципах По-видимому, действенное решение проблемы неплатежей, снижение удельного веса неденежных форм расчетов, нормализация финансового положения предприятий невозможны без целенаправленной политики государственных органов, в том числе в субъектах федерации.
Понятие резидента. Поскольку внешнеэкономические операции страны необходимо отделять от внутрихозяйственных операций, при составлении платежного баланса важное значение приобретают понятия резидента и сделки, трансакции, подлежащей учету. Внешнеэкономические операции совершаются конкретными организациями, фирмами или частными лицами, которые с точки зрения международных платежных отношений выступают либо резидентами данной страны, либо нерезидентами. Этот простой, казалось бы, вопрос трансформируется в сложную проблему в современных условиях, когда усиливается интернациональное переплетение капиталов, приобрела огромный размах деятельность ТНК, в широких масштабах происходит миграция рабочей силы и действуют другие подобные процессы в мировом хозяйстве.
Возврат к измерению сальдо платежного баланса лишь по текущим операциям. Крупные сдвиги в структуре международных платежных отношений и связанная с ними неустойчивость движения капитала в обстановке кризисных потрясений в экономике и мировой валютной системе в середине 70-х годов привели к пересмотру методов определения сальдо платежного баланса. С 1976 г. США стали официально измерять сальдо платежного баланса только как сальдо текущих операций, публикуя данные о других операциях как справочные показатели. Их примеру последовал ряд стран.
Альтернативная форма условий расчетов — кредит с опционом наличного платежа. Если импортер воспользуется правом отсрочки платежа за купленный товар, то он лишается скидки, предоставляемой при наличной оплате. Расчеты осуществляются при помощи различных средств платежа, используемых в международном обороте, — векселей, платежных поручений, банковских переводов (почтовых и телеграфных), чеков, пластиковых карточек. Иностранные инструменты (Foreign items, англ.) — чеки, векселя (простые и переводные) и другие кредитные средства обращения, подлежащие оплате в другой стране, где они депонированы. Наиболее сложной частью платежных условий контракта являются выбор формы расчетов и формулирование деталей проведения расчетов. Увязка противоположных интересов контрагентов в МЭО и организация их платежных отношений реализуются путем применения различных форм расчетов.
• защита контрактных отношений между субъектами рынка, обеспечивающая стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой сфере;
В настоящее время в системе отечественного налогового регулирования, наряду с экономически обоснованными методами балансирования экономических интересов, применяются и меры административного воздействия. Это связано с налоговыми неплатежами, которые, как объясняют эксперты, вызваны двумя причинами. Во-первых, с начала 90-х годов либерализация экономики вылилась во вседозволенность перераспределительных действий. Государство не смогло своевременно обеспечить жесткий контроль за ходом приватизации, что повлекло распределение бюджетных ресурсов и имущества в ущерб общенациональным интересам. В 1997 г. предпринимались попытки приостановить разрастание финансовых конгломератов, преследующих свои ведомственные финансовые цели, и превратить их в законопослушных налогоплательщиков и инвесторов реального сектора экономики. Во-вторых, бесконтрольность государства в системе расчетно-платежных отношений привела к расстройству денежного обращения, наводнению рынка денежными суррогатами, воцарению бартера. Эклектически сформированная налоговая система в этих условиях способствовала нарастанию инфляционных процессов.
Однако упорядочение платежных отношений между предприятиями возможно только при нормализации всей кредитно-денежной системы в государстве. Лишь в этом случае будет возможно использовать весь разнообразный арсенал методов управления капиталом, который существует в успешных экономиках.
• защита контрактных отношений между субъектами рынка, обеспечивающая стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой сфере;
кризис платежных отношений в широком смысле (в том числе проблема взаимоотношений с
путей совершенствования расчетно-платежных отношений в вертикально
нормализации расчетно-платежных отношений;
Планирования ассортимента Планирования деятельности Планирования группового Планирования исполнения Парижская конвенция Планирования мероприятий Планирования необходимо Планирования оперативно Паритетов покупательной Планирования основного Планирования подготовки Планирования повышение Планирования представляет вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|