|
Поддаются управлению
Относительно легко установить показатели результативности для таких величин как прибыль, объем продаж, стоимость материалов потому, что они поддаются количественному измерению. Но некоторые важные цели и задачи организаций выразить в числах невозможно.
и др. (среда воздействует на находящуюся в ней систему, последняя воспринимает и обрабатывает эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой и т. д.). Отметим, что конечной целью системного исследо'Вания на любом уровне организации является объяснение взаимосвязи между структурой и функцией. Каждая из этих категорий требует для своего изучения различных методов. Хотя широко признано, что научная классификация систем есть классификация функций, а не видов (частей), объектов. Специфические признаки ЧМС на всех иерархических уровнях организации остаются неизменными и во многих случаях не поддаются количественному анализу. Известно и другое: при усложнении структуры ЧМС возникают дополнительные свойства, которые не всегда можно объяснить по признакам, изученным на более низком уровне организации.
В общественном секторе трудности с внедрением бюджетирования могут быть обусловлены бесплатностью предоставляемых услуг; по этой причине невозможно использовать важнейший индикатор результативности деятельности, используемый всеми коммерческими организациями, — прибыль. Поскольку это так, существует опасность, что наибольшее внимание при анализе будет уделяться статьям, которые легко поддаются количественному измерению, т.е. затратам и расходам, в ущерб оценке качества конечного результата.
Атрибутивные (качественные} признаки не поддаются количественному (числовому) выражению (например, состав населения по полу). Количественные признаки, напротив, имеют числовое выражение (состав населения по возрасту).
В отличие от методов исследования операций методы системного анализа применяются для решения более широкого круга задач. В управлении, в условиях неопределенности, многие важные факторы не поддаются количественному выражению и нет однозначного соответствия между поставленными целями и критериями эффективности возможных альтернативных вариантов решений. В ходе анализа для оценки различных решений вырабатываются сопоставимые критерии эффективности вариантов.
Априорная количественная оценка эффективности оперативного управления должна основываться на накоплении и анализе данных о критических ситуациях или нарушениях в работе системы, выявлении причин их возникновения, экономических последствиях и возможностях предупреждения с помощью автоматизированного оперативного управления. Систематический сбор данных о таких ситуациях весьма затруднителен, причем нередко не по объективным причинам, а по объяснимому желанию не афишировать нарушения или тем более упущения в оперативной работе. Только в тех случаях, когда сбои регистрируются документально и сопровождаются штрафами, они делаются явными и поддаются количественному учету и анализу. Но таких явно проявляемых и регистрируемых сбоев не так много, чтобы делать исчерпывающие выводы только на их основе.
Переменные, которые определяют выбор стратегии, на практике с трудом поддаются количественному выражению, их взаимосвязи плохо прослеживаются, а оценка неопределенности и риска затруднительна. В реальной жизни возможные варианты стратегии предприятия, как правило, не исключают друг друга и могут по-разному комбинироваться. Работая над альтернативными решениями, следует относиться к ним прагматически, так как может не хватить ресурсов для проработки ряда возможностей одновременно. Кроме того, детальный расчет и планирование нескольких альтернатив могут быть неэффективными, если необходимо оставить только одно решение. В этом случае можно начать работу по двум-трем альтернативам, но осуществить ее лишь на предпроектном уровне. Это позволит собрать больше фактических данных и более реально оценить выбранные альтернативы, сосредоточившись на одном варианте. В принципе возможен другой подход, при котором глубоко прорабатывается одна альтернативная стратегия. Затем, если она по каким-либо причинам оказывается неудовлетворительной, осуществляется переход к проработке другой стратегии и т. д.
Деньгам присущи некоторые свойства, которых нет у подлинных ценностей: у них есть общий знаменатель, они поддаются количественному выражению и их ценят практически все люди. Благодаря таким свойствам деньги способны служить средством обращения, но не обязательно — его конечной целью. Большинство достоинств, приписываемых деньгам, проистекают из результатов их расходования; в этом смысле деньги служат средством для достижения цели. Конечной целью деньги выступают лишь в одном случае: когда цель — накопление богатства.
Напоследок хочу еще раз подчеркнуть, что вы должны проверить себя и свою эффективность не только в смысле денег, но и с точки зрения самого процесса и его качества. По возможности, вам надо количественно оценивать свою деятельность — процент выигрышных сделок, процент проигрышных сделок, сколько денег заработано и сколько проиграно и т.п. Но в тех сферах, которые не поддаются количественному измерению, вам потребуются какие-то качественные оценки. Например, в конце концов вы возможно захотите оценивать каждый торговый день по 10-балльной шкале в плане его соответствия вашим долгосрочным целям. Соблюдали ли вы свои правила? Если вы скрупулезно выполнили каждое правило и с точки зрения процедур торговали безукоризненно, поставьте этому дню 10 баллов, независимо оттого, заработали вы деньги или нет. Если у вас были какие-то осечки, оцените его в 8 баллов и т.д.
Сложность анализа экономической системы состоит в том, что она многофакторна и многомерна. Как сложное структурное образование, экономическая система находится под воздействием множества внутренних свойств и факторов, о чем говорилось выше. Одни из этих свойств поддаются количественному измерению, другие можно оценить только качественно. При этом далеко не оправданным является распространенное мнение, будто взаимодействие всех факторов и свойств экономической системы можно полностью формализовать и представить, например, формулой
По степени формализации факторы, влияющие на эффективность управления, могут быть подразделены на факторы количественно измеримые и неизмеримые. Количественно измерить можно, например, уровень механизации управленческого труда, интенсивность информационных потоков и т.п. В то же время такие факторы, как удовлетворенность трудовой деятельностью, психологический климат и др. не поддаются количественному измерению и не могут быть формализованы. На эффективность работы предприятия (организации) оказывают влияние, помимо управления, и другие факторы: качество сырья, уровень подготовки кадров, соответствие орудий труда требованиям научно-технического прогресса и т.п. зом на том, что различные факторы, обусловливающие уровень издержек производства, в неодинаковой мере поддаются управлению (регулированию) . Группировка факторов по этому признаку показывает, что часть факторов слабо или совсем не поддается регулированию, а, следовательно, сила их влияния на исследуемый показатель находится за пределами усилий производственного коллектива. К ним относятся в первую очередь природные факторы, которые условно можно назвать нерегулируемыми. Другая часть факторов состоит из показателей, существенно зависящих от деятельности предприятия. Поэтому их следует назвать условно-регулируемыми. К ним относятся показатели, характеризующие главным образом техническую и организационную стороны деятельности предприятия.
Вмененные затраты — это затраты, которые в краткосрочном периоде будут понесены с неизбежностью, т.е. они не поддаются управлению. К их числу можно отнести расходы по аренде (сократить их в ближайшее время невозможно) и большинство общих административных и постоянных затрат на компьютерные услуги, поскольку они неизбежно начисляются в ходе текущей деятельности ACI Ltd.
Наиболее распространенным методом управления движением денежных средств, в том числе и для налоговых целей, считается дисконтирование движения средств по всем направлениям платежей. Погашение налоговых обязательств — это мощный поток денежных средств, непосредственно определяемый финансовым состоянием фирмы. Поэтому управление денежным потоком в целом является первостепенной задачей всех менеджеров предприятия. Термин «денежный поток» широко используется и обозначает все денежные средства, поступающие в распоряжение руководства и доступные в течение определенного периода времени. Концепция скорости потока денежных средств, т. е. скорости, с которой денежные ресурсы становятся доступными, является существенным фактором при любой текущей и ожидаемой финансовой стабильности предприятия. Это особенно важно для снятия обостряющихся проблем неплатежей в стране. Анализ результатов управления денежными потоками в истекшем отчетном периоде позволяет ориентироваться при выборе учетной политики. Разумеется, это специфические национальные проблемы переходного периода. Однако это не значит, что они не поддаются управлению.
взаимодействия. Конфликты, относящиеся ко второму типу, плохо поддаются управлению и
налоговом и управленческом типах учета, поддаются управлению с помощью методов,
Однако все эти аспекты деятельности предприятия, отраженные в финансовом, налоговом и управленческом типах учета, поддаются управлению с помощью методов, наработанных мировой практикой, совокупность которых и составляет систему управления финансами.
О.м. — основной инструмент экономико-математических методов. Обычно они очень сложны, насчитывают сотни и тысячи уравнений и переменных. Но общая структура таких моделей проста. Она состоит из целевой функции, способной принимать значения (на множестве значений переменных) в пределах области, ограниченной условиями задачи {области допустимых решений), и ограничений, характеризующих эти условия. Целевая функция в самом общем виде в свою очередь состоит из трех элементов: управляемых переменных, параметров (или также переменных), которые не поддаются управлению (напр., зависящих от внешней среды), и формы зависимости между ними (формы функции).
Итак, новый сложный этап формирования рыночной экономики в России породил потребность в обучении как практиков бизнеса, так и студентов вузов финансовому менеджменту — науке управления финансами предприятия, направленной на достижение его стратегических и тактических целей. Последние же индивидуальны для каждого хозяйствующего субъекта. Предприятия в сложных условиях российского налогового климата могут иметь различные интересы в вопросах регулирования массы и динамики прибыли, приумножения имущества акционеров, контроля за курсовой стоимостью акций, дивидендной политики, повышения стоимости предприятия, но все эти и многие другие аспекты деятельности предприятия поддаются управлению с помощью универсальных методов, наработанных рыночной цивилизацией и объединенных в науке финансового менеджмента в стройную и неоценимо полезную в практическом отношении систему.
Эти факторы, в свою очередь, можно разделить на те, которые не поддаются управлению:
Однако все эти аспекты деятельности предприятия, отраженные в финансовом, налоговом и управленческом типах учета, поддаются управлению с помощью методов, наработанных мировой практикой, совокупность которых и составляет систему управления финансами.
ИЗДЕРЖКИ ПЕРЕМЕННЫЕ (variable costs) - это такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства. К ним относятся затраты на сырье, топливо, энергию, заработную плату и т.д. Следует отметить, что прирост суммы переменных издержек, связанных с увеличением объема производства на одну единицу, не является постоянным. Переменные издержки поддаются управлению, их величина может быть изменена в течение краткосрочного периода путем изменения объема производства.
средства информации, государственные учреждения, общественные организации, местную общину, широкую публику, производственный коллектив фирмы. Маркетинговая макросреда функционирования фирмы в отличие от микросреды представляет собой совокупность условий и факторов, которые не поддаются управлению со стороны фирмы. Это объективно существующие и изменяющиеся в пространстве и во времени обстоятельства, характеризующие внешнюю среду, в условиях которой приходится работать фирме. Не обладая возможностью изменять эти условия, фирма обязана их учитывать, т. к. они способны влиять на маркетинговую деятельность. К факторам маркетинговой макросреды относятся:
Планирование начинается Планирование охватывает Планирование организации Планирование планирование Планирование повышения Планирование процессов Планирование распределения Партнеров инвесторов Планирование стратегический Планирование заключается Планировании использования Планировании материально Планировании потребности вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|