|
Поддержки инвестиций
В книге раскрывается сущность инновационного предпринимательства, рассказывается о роли инноваций и интеллектуальной собственности, дается характеристика важнейших организационных форм инновационного предпринимательства, подробно освещается деятельность малых форм предприятий в научно-технической сфере. В учебном пособии изложен механизм поддержки инновационного предпринимательства, рассказывается о рисках и путях их минимизации.
здание необходимой инфраструктуры, роли федеральных фондов как субъектов поддержки инновационного предпринимательства и фондов-источников финансово-кредитной поддержки научных организаций и предприятий. При этом рассказывается о зарубежном опыте поддержки инновационного предпринимательства, в том числе о поддержке российских инновационных предприятий зарубежными организациями.
Особая роль в развитии инновационного предпринимательства в России также принадлежит малым инновационным предприятиям, так как страна обладает мощным научно-техническим потенциалом для создания малого предпринимательства в инновационной сфере. В первые годы экономических реформ малые предприятия, занятые в области НИОКР, действовали в узкой области: разработка программного продукта, осуществление проектных работ, экономических исследований и т. п. В настоящее время сферы деятельности инновационных фирм значительно расширились, так как в силу своей гибкости они более устойчивы к негативному влиянию внешней среды. Кроме этого, увеличивается и общее число малых предприятий в научно-технической сфере. Так, поданным Госкомстата России, число малых предприятий в научно-технической сфере увеличилось с 35,9 тыс. в 1992г. до 51,7 тыс. в 1995 г. На 1 января 1996 г. общее количество малых предприятий в сфере науки и научного обслуживания составило 48,8 тыс., что равно 5,6% от общего количества малых предприятий. Малые предприятия в научно-технической сфере функционируют по формам собственности: негосударственная — 95,8%; государственная и муниципальная — 4,2%. Среднесписочная численность работающих на этих предприятиях составила в 1995 г. — 231,9 тыс. чел. (2,6% от численности занятых на всех малых предприятиях страны). Однако по сравнению с 1993 — 1995 гг. количество малых предприятий в сфере науки и научного обслуживания сократилось, что свидетельствует о недостаточном уровне государственной поддержки инновационного предпринимательства.
В нашей стране, несмотря на относительно небольшой срок проведения реформ и развития предпринимательства, создана на федеральном уровне определенная инфраструктура развития и поддержки предпринимательства вообще и инновационного предпринимательства в частности. Определяющее значение в структуре федеральных органов регулирования и поддержки инновационного предпринимательства занимают Президент и высшие законодательные и исполнительные органы власти: Федеральное собрание, Правительство РФ. В соответствии с положениями о федеральных министерствах и ведомствах создан нем инфраструктуры предпринимательства занимаются: Министерство общего и профессионального образования РФ, Министерство экономики РФ, Министерство юстиции РФ, Государственный комитет Российской Федерации по науке и технологиям, Государственный комитет Российской Федерации по статистике, Государственная налоговая служба РФ, администрации субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, автономной области, автономных округов), а также Банк России.
В общем плане система государственной поддержки малого инновационного бизнеса за рубежом реализуется через два главных канала содействия: малому бизнесу в целом и предприятиям, занятым непосредственно инновационной деятельностью. В данном случае представляет интерес более подробное рассмотрение второго канала государственной поддержки инновационного предпринимательства, который заключается в содействии инновационной деятельности в целом.
Косвенные методы государственной поддержки инновационного предпринимательства направлены, с одной стороны, на стимулирование непосредственно инновационных процессов, а с другой — на создание благоприятного экономического климата для новаторской деятельности. К таким мерам относятся налоговые и кредитные льготы по научным исследованиям, НИОКР, разработке и внедрению (передаче) новейших технологий. Льготное кредитование через научно-технические или венчурные фонды направлено на прямое содействие приоритетным научным исследованиям, НИОКР, разра-
Важное значение в механизме поддержки инновационного предпринимательства занимает финансирование научных исследований, проведение научно-практических конференций, симпозиумов, выставок и других мероприятий, направленных на дальнейшее развитие малых предприятий в научно-технической сфере, на распространение (тиражирование) опыта разработки инновационных проектов, создание новых конкурентоспособных образцов техники, оборудования, прогрессивных технологий.
4. СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО
В этой связи составители сборника поместили статью начальника инновационного отдела РФФИ С. А. Цыганова, посвященную анализу американского опыта государственной поддержки инновационного предпринимательства. В США в течение последних двадцати лет успешно развиваются специализированные программы финансирования коммерциализуе-мых малым бизнесом НИОКР и непосредственно малых фирм. Автор анализирует соответствующий эффект для науки и экономики страны в целом, проводит некоторые сопоставления с отечественным опытом.
STTR - это новая пилотная профамма поддержки малого бизнеса. Ее начало относится к 1992 г. Центральным пунктом профаммы является расширение финансовых возможностей поддержки инновационного процесса, рождаемого в стенах мощных исследовательских неприбыльных Создание Фонда поддержки инвестиций из пакетов указанных активов позволит использовать последние в качестве залога под инвестиционные кредиты. Поводом оформления инвестиционного кредита будет служить договор между фондом и банком, согласно которому кредитный риск делится между банком и Фондом в определенной пропорции
4) информационно-аналитические системы поддержки инвестиций информационные и рейтинговые агентства, представляющие инвесторам полную информацию о состоянии эмитентов.
В Московском регионе система существующих налоговых льгот формировалась в 1993—1995 гг. Прежде всего они должны были стимулировать заботу о слабо защищенных слоях населения — создавать и сохранять (за счет поддержки инвестиций) рабочие места для пенсионеров, инвалидов. Тем самым инвестиции в реконструкцию и развитие многих отраслей (особенно жилищно-строительного комплекса) становились привлекательными и выгодными из-за налоговых послаблений. В Москве готовится принятие Закона города "О налоговом кредите", в соответствии с которым предполагается осуществить избирательный подход к льготированию налога на прибыль (в частности, в зависимости от приоритетности направлений развития городского хозяйства).
Местные органы власти создают порой специальные программы поддержки инвестиций для отдельных видов хозяйственной деятельности, например, в Москве такого рода льготы предусмотрены для производителей товаров и продуктов детского ассортимента, для ряда товаров фармацевтики и санитарии.
Оздоровлению российской экономики и проведению её структурной перестрой^ способствует предоставление государственной поддержки предприятиям, находящимся в тяжёлом финансовом положении. Основной предпосылкой предоставления государственной финансовой поддержки (инвестиций) неплатёжеспособным предприятиям является обеспечение их эффективной работы после получения финансовых средств.
Настоящий документ содержит информацию об инициативах в области венчурного капитала, целью которых является стимулирование инноваций в странах—членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Доступ индустрии к финансам — это критический элемент в инновационном процессе, в особенности для небольших фирм. Венчурные капиталисты нужны для поддержки инвестиций с повышенным уровнем риска на начальных стадиях осуществления проектов, основанных на новых технологиях. Данный документ анализирует и сравнивает индустрию венчурного капитала в крупнейших странах ОЭСР. Он также включает более глубокий анализ венчурного капитала в некоторых странах ОЭСР. Этому анализу предшествует обзор основных положений и тех шагов, которые могут сделать правительства для развития рынков венчурного капитала.
Объединенное Предприятие Дискавери (провинция Британская Колумбия). Объединенное Предприятие Дискавери было образовано в 1986 г. как филиал независимой некоммерческой организации, созданной правительством Британской Колумбии в 1979 г. для поддержки инвестиций в высокотехнологический бизнес. В 1994 г. оно было приватизировано.
Как отмечалось ранее, быстрорастущие LSVCC начинают доминировать на канадском рынке формального венчурного капитала. Их стремительный рост вкупе со специальными налоговыми льготами для инвесторов таких фондов побуждают к тщательному исследованию их поведения на рынке инвестиций с целью установить, действительно ли они направляют свой венчурный капитал в малый и средний бизнес. Поначалу их критиковали за медлительность в инвестиционной политике и отсутствие инвестиций в малые предприятия, для поддержки которых они были созданы. Однако более свежие данные свидетельствуют о том, что их инвестиционная политика меняется. Вообще говоря, делать определенные выводы о долговременном влиянии LSVCC пока рано. Тот факт, что LSVCC накопили большие объемы капитала, который может быть инвестирован в малые предприятия, был одним из факторов, упомянутых в связи с решением сократить федеральные льготы, введенные для поддержки инвестиций в LSVCC, анонсированном в бюджете, принятом в марте 1996 г.
программ поддержки инвестиций и наличия гибкой, хорошо образованной
государственной поддержки инвестиций, финансовых и кредитных меха-
б) финансовые ресурсы для поддержки инвестиций;
* ных стимулов к использованию передовых ресурсосберегающих технологий и отвлеченИКУ средств на техническое усовершенствование производства. Так или <йначе, важнейшими причинами торможения инвестиционной активности в условиях резкого поворота к рынку можно назвать монополизированность экономики, либерализацию цен, инфляцию, конверсию, отсутствие целенаправленной государственной политики поддержки инвестиций и другие.
Планировании необходимо Планировании производственной Планированию группового Планированию себестоимости Планируемые капитальные Планируемых мероприятий Планируемой продукции Планируется увеличить Плановыми ремонтами Планового характера Параллельное выполнение Планового руководства Платежеспособная потребность вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|