Педагогическим работникам



АТТЕСТАЦИЯ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

АТТЕСТАЦИЯ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ -процедура присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата наук, а также присвоения ученых званий профессора, доцента и старшего научного сотрудника по специальности. Ученые степени могут присуждаться, а ученые звания — присваиваться лицам, которые имеют глубокие профессиональные звания и научные достижения в определенной отрасли науки. А.н. и н.-п.р. осуществляется высшим аттестационным комитетом РФ, Министерством общего и профессионального образования РФ, научными, научно-исследовательскими, научно-производственными организациями и высшими учебными заведениями в соответствии с "Положением о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 октября 1994 г. № 1185 и "Положением о порядке присвоения ученых званий научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов", утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 611.

Комитета; к) проводит в пределах своей компетенции нострификацию (приравнивание) документов о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий, полученных гражданами в др. государствах, с которыми РФ заключены договоры (соглашения) о признании и эквивалентности ученых степеней и ученых званий; л) осуществляет в пределах своей компетенции переаттестацию научных и научно-педагогических работников — граждан РФ, имеющих ученые степени (ученые звания), которые им присуждены (присвоены) в государствах, с которыми РФ не заключены договоры (соглашения) о признании и эквивалентности ученых степеней и ученых званий. ВЫХОДНОЕ ПОСОБИЕ — вид пособий работникам, на которые не начисляются страховые взносы. В.п. относится к выплатам соц. характера и выплачивается при прекращении трудового стажа в связи с увольнением граждан. В.п. в этих случаях (ст. 36 КЗоТ) выплачивается в размере не менее двухнедельного среднего заработка, исчисленного за последние три месяца работы.

МЕТОДЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В КАДРОВОЙ РАБОТЕ -совокупность приемов, используемых по всему циклу "образование — трудовой процесс — высвобождение (в т.ч. увольнение)" с целью повышения эффективности работы с кадрами. В области подготовки кадров к методам инновационного менеджмента в кадровой работе относят развитие и превращение высшего образования в динамичную, инновационно-восприимчивую разветвленную систему, действующую на основе гос. поддержки и саморегулирования в целях создания наиболее благоприятных условий и приоритета деятельности высокопрофессиональной, наиболее творческой части научно-педагогических работников и структур, коллективов-новаторов, педагогов и студентов. В области комплектации, использования персонала, повышения его квалификации и переподготовки важным условием использования того или иного метода является строгое соответствие кад-рово-образовательной политики новым направлениям развития организации. В области сокращения персонала используются различные методы увольнения — "открытого окна "метод, метод "селективного сокращения", "тактика запугивания" (см.).

левых федеральных и международных программ в области образования; разработка гос. образовательных стандартов и установление эквивалентности (ностри-фикация) документов об образовании (в т.ч. и документов иностранных государств); лицензирование деятельности образовательных заведений независимо от их организационно-правовых форм, а также их гос. аккредитация; осуществление полномочий учредителя подведомственных учебных заведений; установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов и требований к образовательным цензам педагогических работников; формирование структуры системы образования, разработка перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование; прямое финансирование деятельности учрежденных им образовательных учреждений; разработка и утверждение примерных учебных планов и образовательных программ, организация издательства учебной литературы и производства учебно-наглядных пособий; содействие развитию и реализации новых эффективных технологий обучения; разработка предложений по объемам бюджетного финансирования образовательных учреждений, по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в регионах; разработка гос. нормативов финансирования образовательных учреждений, материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса; участие в изучении потребности рынка в специалистах, прогнозирование развития сети образовательных учреждений; координация деятельности учебных заведений, отраслевых и региональных систем профессионального образования по определению объема и структуры подготовки специалистов, организация межотраслевой и межрегиональной кооперации в этой области; контроль исполнения законодательства РФ в области образования, гос. образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в области образования. Аппарат министерства включает следующие управления; научно-исследовательских работ; финансирования научных исследований и инноваций; по работе с научно-педагогическими и руководящими кадрами; учебных заведений среднего профессионального образования, профес-

Учебно-методическая работа проводится на кафедрах, в различных методических комиссиях силами ведущих профессоров и доцентов, др. научно-педагогических работников. Учебно-методическая работа направлена на внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий, современной организационной техники, применение новейших компьютерных систем, достижений педагогики и т.д. Непосредственное руководство учебным процессом и его организацией в вузе осуществляют — проректор по учебной работе, деканы факультетов, заведующие кафедрами. Функционально эту работу организуют Учебно-методические управления (отделы) высших учебных заведений. О.у.п. в в.у.з. регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями учебных занятий, которые разрабатываются и утверждаются вузом самостоятельно.

Эти рекомендации не являются обязательными для выполнения и не носят, как правило, инициативного характера. К числу лиц, обладающих Р.п., следует отнести: референтов, консультантов и т.п. РЕКТОР ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ — лицо, стоящее во главе управления университетом, академией, институтом; осуществляет непосредственное управление всей деятельностью вуза, организует его работу и несет полную ответственность за подготовку высококвалифицированных специалистов, руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью гос. вуза, исполнение законодательства РФ, реализацию решений органов гос. власти и в части обеспечения выполнения указанных задач осуществляет функции представителя государства в учебном заведении. Ректор гос. или муниципального вуза в порядке, установленном Уставом вуза, избирается из числа наиболее квалифицированных научно-педагогических работников (имеющих, как правило, ученую степень доктора наук или ученое звание профессора и опыт работы) тайным голосованием на общем собрании (конференции) педагогических и научных работников, а также представителей др. категорий работников и обучающихся на срок до 5 лет и утверждается в должности органом управления образованием, в ведении которого находится вуз. Ректор без специальной доверенности действует от имени вуза, представляет его во всех организациях. В соответствии с действующим законодательством распоряжается имуществом и средствами вуза, заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банках расчетные и др. счета. В пределах своей компетенции ректор издает приказы по вузу, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, включая проректоров и главного бухгалтера, заключает трудовые договора (контракты) с работниками. Ректор является председателем ученого совета вуза, председателем приемной комиссии, утверждает членов гос. экзаменационных комиссий, подписывает дипломы об окончании вуза. Объем полномочий ректора отражается в Уставе вуза, он весьма обширен и продолжает увеличиваться. Поэтому ректор делегирует часть своих полномочий заместителям — проректорам, оставляя за собой лишь те, которые носят исключительный характер

• развития наук посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использования полученных результатов в образовательном процессе;

• подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников со средним, среднеспециальным, высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;

• осуществляют подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

В целях расширения масштабов внедрения новых прогрессивных химических технологий и материалов, малотоннажных химических продуктов, химических реактивов и особо чистых химических веществ, а также подготовки высококвалифицированных специалистов и научно-педагогических работников, координации научных исследований в рамках КНТП "Реактив" приказом Минвуза РСФСР от 17.01.1989 г. № 18 при У НИ был организован Инженерный центр "Реактив" в составе студенческого научно-исследовательского института, комплексной отраслевой научно-исследовательской лаборатории спектральных методов анализа и экспериментально-опытного


АТТЕСТАЦИЯ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ -процедура присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата наук, а также присвоения ученых званий профессора, доцента и старшего научного сотрудника по специальности. Ученые степени могут присуждаться, а ученые звания — присваиваться лицам, которые имеют глубокие профессиональные звания и научные достижения в определенной отрасли науки. А.н. и н.-п.р. осуществляется высшим аттестационным комитетом РФ, Министерством общего и профессионального образования РФ, научными, научно-исследовательскими, научно-производственными организациями и высшими учебными заведениями в соответствии с "Положением о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 октября 1994 г. № 1185 и "Положением о порядке присвоения ученых званий научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов", утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 611.

ВЫСШИЙ АТТЕСТАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ РФ (ВАК России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий присуждение научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоение научным работникам ученых званий. Осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также "Положением о Высшем аттестационном комитете Российской Федерации", утвержденным постановлением Совета министров — Правительства РФ от 22 февраля 1993 г. № 145 с последующими изменениями. Главные задачи ВАКа России: проведение единой гос. политики, осуществление контроля и координации деятельности в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации; участие в формировании научного потенциала РФ; анализ тенденций и перспектив развития науки, техники, образования и культуры; экспертиза научных и технических программ и проектов. ВАК России в соответствии с возложенными на него задачами: а) создает действующие на общественных началах советы по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационные советы), утверждает персональный состав советов и устанавливает перечень научных специальностей,

тации установлен Положением о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоении научным работникам ученых званий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 октября 1994 г. №1185. Защита докторской диссертации может производиться не ранее чем через два месяца после публикации работ соискателя, отражающих основные научные результаты диссертации. Рассмотрение докторской диссертации и аттестационного дела по присуждению ученой степени Д.н. осуществляется в Высшей аттестационной комиссии РФ, решением которой на основании ходатайства диссертационного совета, принятого после публичной защиты диссертации соискателем, присуждается ученая Д.н. Для подготовки диссертации на соискание ученого звания Д.н. в учебных заведениях, в научных учреждениях создается докторантура, в которую принимаются лица, имеющие ученую степень кандидата наук, а также научный задел по теме диссертации. Обучение в докторантуре осуществляется только в очной форме в течение трех лет. Соискатели, работающие над диссертациями на соискание ученой степени Д.н. и имеющие значительные научные результаты по актуальным соц.-экон. проблемам или приоритетным направлениям фундаментальных научных исследований могут быть переведены на должности научных работников на срок до двух лет для подготовки диссертации на соискание ученой степени Д.н. За соискателями, переведенными на должность научных работников, сохраняются получаемые ими должностные оклады и право возвращения на прежнее место работы. По данным Госкомстата РФ на начало 1996 г. численность докторантов составила 2190 человек, в т.ч. обучалось в высших учебных заведениях 1707 человека, научных учреждениях — 483. Выпуск докторантов в 1995 г. составил 464 человек, из них с защитой диссертации на соискание ученой степени Д.н. — 137 человек. Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений за ученую степень Д.н. устанавливается надбавка к должностным окладам (ставкам) в размере пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. ДОКУМЕНТ — материальный объект, содержащий в зафиксированном виде по установленным формам и правилам информацию, необходимую для реализации про-

ДОЦЕНТ — ученое звание преподавателя высшего учебного заведения, предшествующее ученому званию профессора; лицо, имеющее это ученое звание; должность на кафедре высшего учебного заведения. Федеральным законом РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ установлено, что ученое звание Д. может быть присвоено лицу, имеющему, как правило, ученую степень кандидата наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в высших учебных заведениях. В соответствии с Положением о порядке присвоения ученых званий научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 611, ученое звание Д. по кафедре присваивается по результатам экспертизы аттестационных документов Министерством общего и профессионального образования РФ научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования (высшего учебного заведения) и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов на основании представлений ученых советов (советов) этих учреждений. Ученое звание Д. по кафедре может быть присвоено докторам и кандидатам наук, занимающим должности Д., профессора, заведующего (начальника) кафедрой, заместителя заведующего (начальника) кафедрой, декана (начальника) факультета, заместителя декана (начальника) факультета, ректора (начальника), проректора (заместителя начальника) высших учебных заведений или образо-

б) для художников, архитекторов, художников монументально-декоративного, декоративно-прикладного и промышленного искусства (дизайна): опыт руководства творческими классами, фуппами или мастерскими, а также курсовыми и дипломными работами; не менее одного ученика, удостоенного почетных званий РФ или являющегося лауреатом (дипломантом) международных и всероссийских конкурсов, смотров или фестивалей; в) для специалистов физ. культуры и спорта: звание заслуженного мастера спорта России, мастера спорта России международного класса или мастера спорта России; не менее одной научной работы и одной методической работы, изданных в течение последних трех лет. Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений за должность Д. устанавливается надбавка к должностному окладу (ставке) в размере сорока процентов.

нарушения установленного порядка защиты диссертаций, которая осуществляется в соответствии с "Положением о порядке присуждения научным и ^аучно-педаго-гическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий", утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 октября 1995 г. Соискатель ученой степени должен сдать кандидатские экзамены по следующим дисциплинам: философия, иностранный язык, специальная дисциплина в соответствии с темой диссертации. Диссертация на соискание ученой степени К.н. должна быть научной квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей важное значение для существующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экон. или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач. Диссертация на соискание ученой степени может представлять собой специально подготовленную рукопись, в т.ч. в виде научного доклада, опубликованные монографию или учебник. Диссертация должна быть написана единолично, содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку. Порядок подготовки и зашиты диссертации на соискание ученой степени К.н., работы диссертационных советов, прохождения аттестационных дел установлен в "Положении о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий". Представляют в диссертационные советы в установленном порядке диссертацию на соискание ученой степени К.н. аспиранты или соискатели. Соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которое имеет аспирантуру и (или) докторантуру и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени К.н. без обучения в аспирантуре, либо лицо, имеющее ученую степень К.н. и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук. Основное число К.н. подготавливается посредством обучения в аспирантуре. На начало 1996 г. в России 1334 организации имели аспирантуру, в т.ч.: научно-исследовательские институты — 828, высшие учебные заведения —

506; на конец 1995 г. в аспирантуре обучалось 62,3 тыс. аспирантов, в т.ч. в высших учебных заведениях — 50,8 тыс. Выпуск аспирантов в 1995 г. составил 11,4 тыс., из них с защитой диссертации всего 2,6 тыс. человек. Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений, имеющим ученые степени К.н., устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере трехкратного ММОТ, установленного федеральным законом.

ПРОФЕССОР — 1)высшее ученое звание преподавателя вуза; 2) физ. лицо, которому в установленном порядке присвоено это ученое звание; 3)должность, на которую по конкурсу в вузе может быть избрано физ. лицо при соответствии установленным требованиям. В Федеральном законе РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ говорится, что в РФ устанавливаются ученые звания П. и доцента. Ученое звание П. может быть присвоено лицу, имеющему, как правило, ученую степень доктора наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в области высшего и послевузовского профессионального образования (п. 2 ст. 22). В ст. 20 этого Закона установлено, что в вузах предусматриваются профессорско-преподавательские должности декана факультета, заведующего кафедрой, П., доцента, преподавателя. Замещение должности П. производится по трудовому договору (контракту), заключаемому на срок до пяти лет, но заключению трудового договора (контракта) предшествует конкурсный отбор (п. 2 ст. 20). В "соответствии с Положением о присвоении ученых званий научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 611 ученое звание П. по кафедре присваивается по результатам экспертизы аттестационных документов Министерством общего и профессионального образования

РФ научно-педагогическим работникам вузов на основании представлений их ученых советов. Ученое звание П. по кафедре может быть присвоено докторам наук, занимающих должности П., заведующего (начальника) кафедрой, заместителя заведующего (начальника) кафедрой, декана (начальника) факультета, заместителя декана факультета, ректора (начальника), проректора (заместителя начальника) вузов или образовательных учреждений повышения квалификации и успешно проработавшим в этих должностях не менее календарного года, если указанные лица читают курс лекций на высоком методическом и научном уровне и их стаж педагогической работы в вузе или образовательном учреждении повышения квалификации составляет не менее пяти лет, а также, как правило, если они на момент подачи соответствующего ходатайства: являются авторами не менее трех учебно-методических работ или учебного пособия, изданных в течение последних трех лет; являются авторами не менее трех научных работ или монографии (главы в монографии), изданных в течение последних трех лет; имеют аспирантов или соискателей. Ученое звание П. по кафедре может быть присвоено, в виде исключения, кандидатам наук, занимающим должности П., заведующего (начальника) кафедрой, заместителя заведующего (начальника) кафедрой, декана (начальника) факультета, заместителя декана (начальника) факультета, ректора (начальника), проректора (заместителя начальника) вузов или образовательных учреждений повышения квалификации и успешно проработавшим два календарных года в этих должностях, если указанные лица читают курс лекций на высоком методическом и научном уровне и их стаж педагогической работы в вузе или образовательном учреждении повышения квалификации составляет не менее десяти лет, а также, как правило, если они на момент подачи соответствующего ходатайства: имеют ученое звание доцента по кафедре; являются авторами учебника (учебного пособия) или соавторами не менее трех учебников (учебных пособий) для вузов, образовательных учреждений повышения квалификации, общеобразовательных учреждений или учреждений начального и среднего профессионального образования, рекомендованных к использованию в сфере образования Министерством общего и профессионального образования РФ, др.

министерствами и ведомствами РФ, изданных в течение последних десяти лет; являются авторами не менее пяти научных работ или монографии (главы в монографии), изданных в течение последних трех лет; подготовили не менее двух кандидатов наук и имеют аспирантов или соискателей. В установленном порядке ученое звание П. по кафедре может быть присвоено деятелям искусств, художникам, архитекторам, художникам монументально-декоративного, декоративно-прикладного и промышленного искусства, специалистам физ. культуры и спорта. В РФ научно-педагогическим работникам за должность П. устанавливается надбавка к должностному окладу (ставке) в размере 60%. В соответствии с Положением о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам научных званий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 октября 1994 г. № 1185 ученое звание П. по специальности работникам научных, научно-исследовательских и научно-производственных организаций присваевается ВАК РФ по представлению соответствующих ученых (научно-технических) советов этих организаций. Ученое звание П. по специальности присваивается докторам наук, работающих в научных, научно-исследовательских и научно-производственных организациях и занимающим должности ведущего научного сотрудника, главного научного сотрудника, заведующего (начальника) научно-исследовательским отделом (отделением, сектором, лабораторией), ученого секретаря, научного руководителя или консультанта, заместителя директора, директора с научным стажем не менее пяти лет и успешно проработавшим в этих должностях не менее года, имеющих, как правило, не менее пяти аспирантов, которым присвоены ученые степени и у которых они являлись научными руководителями или научными консультантами, и печатные работы, в т.ч. опубликованные после защиты докторской диссертации.

канов, заведующих кафедрами и назначения руководителей структурных подразделений; г) права и обязанности студентов, преподавателей и др. работников вуза. Порядок замещения должностей преподавательского и научного состава, приема на работу др. работников, порядок предоставления отпусков и т.п.; д) подготовка научно-педагогических кадров, переподготовка и повышение квалификации. Правила приема в аспирантуру, докторантуру, на различные формы повышения квалификации и переподготовки; права и обязанности аспирантов, докторантов и др. обучающихся; порядок их отчисления; порядок предоставления творческих отпусков научно-педагогическим работникам и перевода преподавателей на научные должности; е) финансово-хозяйственная деятельность. Использование объектов собственности, финансирование и материально-техническое обеспечение вуза; порядок оплаты труда и использования финансовых ресурсов; предпринимательская деятельность; ж) научная деятельность. Главные направления научно-исследовательской и инновационной деятельности; формы организационно-правовых отношений вузовского сектора науки с др. структурами вуза и внутри его; участие научных подразделений вуза в обучении студентов и аспирантов и в организации и обеспечении учебного процесса; з) международная деятельность. Условия приема и обучения иностранных граждан: порядок заключения договоров (контрактов) с зарубежными учебными заведениями и индивидуальных договоров о подготовке иностранных граждан; др. международная и внешнеэкон. деятельность вуза в области высшего образования и повышения квалификации специалистов, преподавательской и научной деятельности; и) учет и отчетность; к) порядок ликвидации, реорганизации и приостановки деятельности вуза. У.в.у.з. разрабатывается в соответствии с законодательством РФ и типовым положением о высшем учебном заведении, а в части, неурегулированной законодательством, разрабатывается самостоятельно. Устав принимается общим собранием (конференцией) педагогических и научных работников, представителей др. категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения и утверждается его учредителем.


Предприятия необходимость Предприятия невозможно Предприятия обеспечение Предприятия обеспечивающая Предприятия оборотные Предприятия образуется Передовиков производства Предприятия оказывают Предприятия определяется Предприятия определить Предприятия организационно Предприятия основанные Предприятия осуществляется вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика