|
Предприятий хозяйственных
* См.: Систем;.; технического обслуживания и ремонта оборудования предприятий химической промышленности. М.: НИИТЭХИМ, 1976; Система технического обслуживания и ремонт оборудования для переработки резины. Омск: НИКТИШП, 1980; и др.
«Методические положения о внутреннем хозяйственном расчете производственных объединений и предприятий химической промышлс шости» (М., НИИТЭХИМ, 1981);
В 1970 г. Советский Союз заключил соглашение с ГДР, Польшей и Чехословакией об участии в добыче нефти на территории СССР и о поставках нефти и нефтепродуктов в эти страны. Одновременно СССР заключил соглашение с этими странами о строительстве газопроводов и поставках газа. С этой целью ГДР, Польша и Чехословакия будут поставлять в СССР трубы большого диаметра, а также комплектное оборудование для ряда предприятий химической и нефтеперерабатывающей промышленности.
По продукции ряда предприятий химической промышленности, объемы выпуска которой определяются в пересчете на стандарт или на 100%-пое содержание основного (активного) вещества, показатель качества кроме сортности характеризуется еще н другими признаками, например концентрацией. В связи с этим гпалпз качества большинства химических продуктов (все виды фосфатных и азотных удобрений, серной и азотной кислот, хлора н производных на его основе н т. д.) необходимо проводить в увязке с параметрическими характеристиками выработанной продукции.
До изучения курса «Анализ хозяйственной деятельности предприятий химической промышленности» студенты получают необходимые знания в области управления предприятием и его экономикой.
Анализ хозяйственной деятельности предприятий химической промышленности
Данный учебник предназначен для студентов химико-технологических специальностей вузов. Это третье издание (первое вышло в 1967 г., второе — в 1974 г.), как и предшествующие, будет полезно слушателям институтов повышения квалификации и инженерно-техническим работникам предприятий химической, нефтехимической и медицинской промышленности.
Основным научным центром предприятий химической промышленности являются главные или центральные лаборатории ПО (предприятия). ЦЛ, выполняющие научные исследования, включают ряд лабораторий: аналитическую, физическую, физико-химическую, физико-механическую; катализа и катализаторов, антикоррозионных покрытий; очистки отходящих газов, паров, сточных вод; лаборатории синтезов; пилотных и опытных установок, испытательных стендов и др. Помимо указанных лабораторий в состав ЦЛ включаются группа или лаборатория экономических исследований, отдел (группа) технического обслуживания. Для ускорения процесса исследований создаются комплексные бригады по отдельным темам. После завершения темы тематическая бригада расформировывается или, если это целесообразно, получает другую тему, исходя из характера темы и квалификации исполнителей. При необходимости темы разрабатываются с участием научных институтов, кафедр вузов.
Примером комплексного решения вопроса улучшения организации труда и производства может служить план цеха аммиачной селитры одного из предприятий химической промышленности. Разработка плана НОТ в этом цехе проводилась для каждого рабочего места по следующим направлениям: исследование технико-экономических показателей цеха; изучение организации труда при существующем и проектируемом уровнях производства; совершенствование системы материального стимулирования; исследование существующего технологического процесса и проектирование регламентов, сокращающих цикл, улучшающих качество выпускаемой продукции и снижающих расходные нормы сырья; обследование условий труда (загазованность среды, шум, освещенность и вентиляция); развитие технической эстетики; повышение квалификации трудящихся.
Опыт предприятий химической промышленности показывает, что совмещение профессий, если оно правильно организовано, позволяет более рационально использовать рабочее время производственного персонала, сокращать простои оборудования, обогащает содержание труда и способствует формированию рабочих с творческим взглядом на свой труд, создает основу для образования новых профессий, соответствующих современному уровню технического развития производства.
Программа обучения предусматривает изучение физико-химических свойств сырья и полупродуктов, устройства аппаратуры и схем технологического процесса, методов контроля производства, основных принципов научной организации труда и экономики производства, правил техники безопасности. Сеть профтехучилищ, подготавливающих кадры для предприятий химической и нефтехимической промышленности, из года в год расширяется и превышает 100- В будущем эта система подготовки будет иметь доминирующее значение. Доходы государственного бюджета формировались за счет поступлений от «социалистического хозяйства» и платежей населения (налоговых платежей). Основным источником доходов бюджета были денежные накопления государственных объединений, предприятий, хозяйственных органов. Эти платежи объединялись в следующие группы: 1) в обобществленном секторе — налог с оборота, платежи из прибыли, подоходный налог с кооперации, налог с нетоварных операций предприятий обобществленного сектора, налог с оборота кинотеатров, налог с совхозов, единая пошлина и другие платежи; 2) в частном секторе — промысловый налог, подоходный налог с частных лиц, налог на сверхприбыль, сельскохозяйственный налог, подоходный налог с колхозов, самообложение, единовременный налог на единоличные крестьянские хозяйства, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового
За период с 1975 по 1986 г. в составе доходов государственных бюджетов АССР, бюджетов краев, областей, городов Москвы и Ленинграда постепенно снижалась доля налога с оборота и местных налогов, при этом возрастала доля платежей государственных предприятий и хозяйственных организаций из прибыли и государственных налогов с населения. В составе доходов государственных бюджетов АССР, бюджетов краев, областей, городов Москвы и Ленинграда в 1986 г. на долю налога с оборота приходилось 27,2%, на долю платежей государственных предприятий и хозяйственных организаций из прибыли — 24,4, на долю подоходного налога с колхозов, кооперативных и общественных предприятий, организаций — 2,1, на долю государственных налогов с населения — 1,8%'.
Доходы местных бюджетов формировались главным образом за счет поступлений от народного хозяйства (около 80% доходов этих бюджетов). В местные бюджеты поступали: платежи из прибыли предприятий, хозяйственных организаций местного подчинения, налог с доходов от демонстрации кинофильмов, государственная пошлина, местные налоги (к местным налогам относились: налог с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств) и некоторые другие доходы.
Основной источник доходов бюджета — денежные накопления объединений, предприятий, хозяйственных органов. Эти платежи объединялись в следующие группы: платежи из прибыли в бюджет объединений, предприятий — плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства (плата за фонды), отчисления от прибыли государственных предприятий и организаций; платежи предприятий, организаций по обороту — налог с оборота, налог с доходов от демонстрации кинофильмов; платежи из доходов — подоходный налог с кооперативных и общественных организаций, подоходный налог с колхозов, лесной доход, плата за воду, доходы от реализации государственного имущества; платежи за услуги, оказываемые государственными органами, — государственная пошлина, сбор, взимаемый государственной автомобильной инспекцией, и другие сборы.
П. бывает индивидуальным (семейным), коллективным, государственным, муниципальным. Существуют также разнообразные организационно-правовые формы П. П., могут создаваться в форме хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, коллективных П., П., основанных на праве полного хозяйственного ведения, арендных предприятий, хозяйственных объединений юридических лиц. Могут быть и иные формы П., предусмотренные предпринимательским "Йравом тех или иных стран.
УЧРЕДИТЕЛИ (ОРГАНИЗАТОРЫ ДЕЛА) — группа лиц (предприятий), учреждающих предприятие, хозяйственную ассоциацию, акционерное общество и т. п. У. могут быть владельцами уже действующих предприятий, хозяйственных ассоциаций, акционерных обществ и т. п., которые нуждаются в расширении и модернизации. На это не хватает денег, поэтому У. привлекают вкладчиков.
Данная черта организации хозяйства проявляется как тенденция в тех случаях, когда происходит натурализация производства в границах современных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, хозяйственных объединений и регионов (хотя внутри государства может существовать развитое товарное хозяйство). Все такие производственные единицы свертывают свои экономические связи с другими звеньями народного хозяйства и стремятся самостоятельно обеспечить себя всем необходимым.
Данная черта организации хозяйства проявляется как тенденция в тех случаях, когда происходит натурализация производства в границах .современных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, хозяйственных объединений и регионов (хотя внутри государства мо-;жет существовать развитое товарное хозяйство). Все такие производственные единицы свертывают свои экономические связи с другими 'Звеньями народного хозяйства и стремятся самостоятельно обеспечить себя всем необходимым.
6) глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).
Важное значение имеют установки Конституции РБ по узловым элементам институциональной структуры экономической системы республики. Институты - это закрепленные общественные установки (законы, традиции, моральные ценности); характер организационно-правовых единиц (учреждений, предприятий, хозяйственных обществ, финансово-промышленных органов); природа общественных организаций (партий, профсоюзов, движений). Институты определяют характер, содержание, закономерности развития общества и его экономической системы.
Предприятия создаются в форме хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, коллективных предприятий, а также предприятий, основанных на принципе полного хозяйственного ведения, арендованных предприятий, хозяйственных объединений юридических лиц. Могут быть и иные формы, предусмотренные предпринимательским правом тех или иных сторон.
Реформа государственных предприятий осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О реформе государственных предприятий» от 23.05.94 г. № 1003. Цель реформы государственных предприятий — обеспечить управление государственным сектором экономики, эффективное использование и сохранность государственного имущества в стране. Реформа предусматривает прекращение создания новых федеральных государственных предприятий с закреплением за ними государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения, создание на базе ограниченного круга ликвидируемых федеральных государственных предприятий хозяйственных учреждений — казенных предприятий, казенных фабрик и казенных хозяйств с закреплением за ними на праве оперативного управления всего имущества ликвидируемых федеральных государственных предприятий. В соответствии с п. 1 ст. 115 Гражданского кодекса Российской Федерации по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной государственной собственности, может быть создано федеральное казенное предприятие, поэтому казенное предприятие, казенная фабрика и казенное хозяйство как субъекты права понимаются как казенные предприятия.
Подразумеваемой волатильности Подразумевает существование Подробная характеристика Подробная классификация Подробной информации Подробное рассмотрение Подсчитать количество Подсистемы подсистемы Подсистема обеспечения Подсистем организации Перечисленные особенности Подсобное хозяйство Подтвердить достоверность вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|