|
Показателей рентабельности
расчет важнейших экономических показателей (рентабельность, фондоотдача и др.) и сравнение с аналогичными показателями действующих передовых отечественных и зарубежных предприятий и производств, а также с показателями проектируемых предприятий отрасли.
где v.Ki — амортизационные отчисления, х — коэффициент амортизации. На основе балансовой прибыли можно подсчитать один из важнейших фондообразующих показателей — рентабельность:
вую прибыль в размере 7800 тыс. руб., единовременные капитальные затраты составят 22 900 тыс. руб., а средняя взвешенная цена капитала предприятия — 34%. С использованием показателей «рентабельность инвестиций» и «цена капитала» определите целесообразность осуществления данных мероприятий:
вую прибыль в размере 7800 тыс. руб., единовременные капитальные затраты составят 22 900 тыс. руб., а средняя взвешенная цена капитала предприятия — 34%. С использованием показателей «рентабельность инвестиций» и «цена капитала» определите целесообразность осуществления данных мероприятий:
Интересно отметить в этой связи, что один из наиболее известных аналитических показателей — рентабельность продаж, рассчитываемый отношением прибыли к выручке от продаж, — на
138. В случае необходимости в пояснительной записке следует указывать принятый порядок расчета аналитических показателей (рентабельность, доля собственных оборотных средств и пр.).
Показатель эффективности использования капитала предприятия, в конечном счете, интересующий его акционеров, — отношение чистой прибыли в свободном распоряжении к стоимости активов. Все названные показатели эффективны для использования не в каждый отдельный период, а в динамике. В настоящее время, как правило, практически невозможно сравнение их за ряд лет, но анализ динамики их по кварталам в течение 1—2 лет необходим. При этом надо рассматривать одновременно динамику трех показателей: рентабельность активов, рентабельность реализации и оборачиваемость активов. В зависимости от анализируемого показателя рентабельности активов в расчетах участвует либо балансовая прибыль, либо чистая прибыль в свободном распоряжении.
порядок расчета аналитических показателей (рентабельность, доля собственных
на пять лет с точностью до 70%, с использованием следующих показателей: рентабельность
При характеристике основных показателей могут быть приведены данные об использовании основных средств (доля активной части основных средств, коэффициенты износа, обновления, выбытия и др.), нематериальных активов, финансовых вложений, научно-технического уровня продукции и т. д. Информация может быть дополнена аналитическими таблицами и расшифровками. Целесообразно отслеживать тенденции основных показателей деятельности предприятия, а также качественные изменения в его имущественном и финансовом положении, их причины. В случае необходимости в пояснительной записке следует указать принятый порядок расчета аналитических показателей (рентабельность, оборачиваемость активов и пр.).
Показатели рентабельности (доходности) предприятия позволяют дать оценку его финансовых результатов и в конечном счете эффективности. К этим показателям обычно относят уровень рентабельности, или коэффициент рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определить лишь система показателей рентабельности. Она, на наш взгляд, включает в себя пять групп показателей: рентабельность продукции, продаж, активов, собственного капитала и прочие показатели. Полученная таким образом общая (балансовая) прибыль служит основой для расчета показателей рентабельности производства.
1 «Установки менеджмента», столь различные в Японии и США, связаны со способами финансирования. Главный источник финансирования американских корпораций — рынок ценных бумаг (преимущественно акций). Курсовая стоимость акций, а следовательно, приток средств от их продажи прямо зависят от текущих показателей рентабельности, публикуемых в отчетах корпораций. Поэтому американские фирмы ориентируются на конъюнктуру рынка ценных бумаг. Главный источник финансирования японских корпораций — банковский и коммерческий кредит (ссуды и учет векселей под реализацию продукции). Относительная независимость японских фирм от текущей рентабельности дает им большую свободу в учете долгосрочной динамики товарных рынков. Это основа масштабных капиталовложений, обеспечивающих развитие массового производства. (Прим. перев.).
В процессе дальнейшего анализа посредством сравнения расчетных показателей рентабельности с учетом ввода в ее расчет различной информации об объекте анализа установим приближенное влияние отдельных факторов на изменение уровня рентабельности производства. Так, сопоставлением показателей второго пункта нашего расчета с первым установим степень влияния на рентабельность изменения выполнения плана реализации, а следовательно, и величины прибыли от реализованной продукции. В нашем расчете действие этого фактора обеспечило предприятию при прочих равных условиях по сравнению с плановыми повышение уровня рентабельности производства па 0,03% (14,48—14,45). Влияние на уровень расчетной рентабельности эффективности использования основных фондов выявляется сравнением показателей третьего и второго пунктов нашего расчета рентабельности производства. Действие этого фактора позволило предприятию обеспечить рост уровня рентабельности на 0,32% (14,80—14,48). Эффективное использование оборотных средств и его влияние на уровень расчетной рентабельности
Подсчитывается среднегодовая стоимость основных фондов. Этот расчет нужен для определения показателей рентабельности и фондоотдачи. Для расчета рентабельности необходимо к стоимости основных фондов добавить среднегодовую стоимость нормируемых оборотных средств. Те и другие определяются путем деления на 12 половины суммы этих средств, планируемых на 1 января текущего и на 1 января последующего года, а также суммы средств, запланированных на каждое 1-е число остальных месяцев года.
Относительная стабильность показателей рентабельности и прибыли нефтедобывающих предприятий по годам может быть достигнута только при ежегодном вводе в разработку площадей с определенными I необходимыми) объемами добычи нефти. Однако это не всегда выполнимо, поскольку многое зависит от состояния разведанных запасов.
- анализа эффективности авансирования капитала; анализа абсолютных показателей прибыли и относительных показателей рентабельности;
Полученная таким образом общая (балансовая) прибыль служат основой для расчета показателей рентабельности производства.
В связи с переходом строительных организаций на новую систему планирования и экономического стимулирования, повышением роли показателей рентабельности, прибыли требуется, чтобы нормы оборотных средств были увязаны с технико-экономическими условиями строительного производства, а их размер способствовал достижению наиболее эффективных результатов производственной деятельности строительных организаций.
Предположим, решение компании относится к нормальному ходу деятельности, т.е. обеспечивающему 250 000 ф.ст. выручки за месяц, в течение которого предполагается исполнить обязательства по новому договору. Тогда опасность состоит в том, что мы можем и в этом случае автоматически рассматривать постоянные накладные затраты в качестве нерелевантных, а значит величину затрат недооценить. Это, в свою очередь, существенным образом повлияет на результаты расчета параметров безубыточности (см. гл. 6): при прочих равных условиях безубыточный объем выпуска будет занижен, а порог безопасности — завышен. Отсюда искажается представление о надежности показателей рентабельности предполагаемых объемов продаж, что может (в исключительном случае) инициировать стимулирование увеличения объема продаж, вплоть до убыточного. Кроме того, как будет показано в гл. 8, недооценка затрат может приводить к искусственному занижению цены продажи. Хотя в некоторых обстоятельствах это оправданно, но вступает в противоре-
Слабые стороны показателей рентабельности вложенного капитала (ROCE) и остаточной прибыли (RI) связаны со следующими моментами:
Сложившаяся практика использования запланированной рентабельности в качестве инструмента воздействия на руководителей подразделений вызывает дисфункциональные последствия, о чем красноречиво свидетельствуют три прозвучавших на собрании предложения. Выдвинутые лично вами и вашими подчиненными недальновидные предложения идут вразрез с корпоративной этикой, поскольку в будущем могут принести ущерб не только возглавляемому Вами отделу, но и компании в целом. Очевидно, что руководство подразделения весьма озабочено достижением заданных показателей рентабельности. Однако при этом встают три вопроса:
Показатели характеризуют Показатели используемые Показатели капитальных Показатели корреляции Показатели находятся Показатели обеспеченности Показатели определяются Показатель национального Показатели отношение Показатели пятилетнего Показатели потребительских Показатель рентабельность Показатели премирования вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|