Показатель премирования



СТОИМОСТНАЯ ОЦЕНКА РАЗЛИЧИЙ В РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТРУДА - показатель, представляющий собой соотнесение (разность) оценок значения для фирмы результатов труда (могут быть учтены производительность труда, качество работы, экономия ресурсов) лучших и средних работников, исполняющих одинаковую работу.

Норма производительности оборудования — это удельный показатель, представляющий собой объем продукции (или работы), приходящийся на списочную единицу оборудования, т. е. норма производительности оборудования является обратной норме потребности для создания парка. Например, норму годовой производительности буровых установок разрабатывают в метрах на одну списочную буровую установку в год, а норма потребности на «создание парка для данного вида оборудования должна измеряться в штуках на годовой объем бурения в метрах.

Норма потребности в арматуре i'-й классификационной группировки для комплектования непроизводственных объектов капитального строительства на плановый год — это удельный показатель, представляющий собой количество арматуры в штуках, необходимой для комплектования строящихся объектов в этом году, приходящееся на принятый измеритель нормы.

Прибыль (доход) на инвестиции (ПнИ), или доходность (рентабельность) инвестиций — это обобщающий показатель, представляющий собой отношение какой-либо меры дохода к какой-либо мере инвестиций. Этот показатель отражает эффективность использования средств, инвестированных в подразделение. Как отмечалось выше, в финансовом анализе для оценки эффективности бизнеса используется рентабельность инвестиций (см. п. 3 табл. 8). ПнИ является разновидностью показателя рентабельности инвестиций и используется для целей управленческого анализа и контроля.

Прибыль (доход) на инвестиции (ПнИ), или доходность (рентабельность) инвестиций — это обобщающий показатель, представляющий собой отношение какой-либо меры дохода к какой-либо мере инвестиций. Этот показатель отражает эффективность использования средств, инвестированных в подразделение. Как отмечалось выше, в финансовом анализе для оценки эффективности бизнеса используется рентабельность инвестиций (см. п. 3 табл. 8). ПнИ является разновидностью показателя рентабельности инвестиций и используется для целей управленческого анализа и контроля.

Сумма покрытия (Deskungsbeitrag) — экономический показатель, представляющий собой разницу между выручкой от реализации продукции (ценой реализации) и прямыми (переменными, предельными, производственными) затратами. Сумма 'покрытия — термин, применяемый в теории и практике учета, контроллинга, финансов в немецкоговорящих странах. В англоязычных странах для обозначения аналогичного понятия используется термин маржинальный доход.

Мощным орудием сравнительного анализа экономики являются индексы. Индекс - это статистический показатель, представляющий собой отношение двух состояний какого-либо признака. С помощью индексов проводятся сравнения с планом, в динамике, в пространстве. Индекс называется простым (синонимы: частный, индивидуальный), если исследуемый признак берется без учета связи его с другими признаками изучаемых явлений. Простой индекс имеет вид:

Для изучения динамики физического объема ВВП как совокупности материальных благ и услуг (материальных и нематериальных) необходимо элиминировать влияние второго фактора — изменения цен за рассматриваемый период времени. Для этого проводят переоценку ВВП в постоянных (сопоставимых) ценах, т.е. в текущих ценах какого-либо года, принятого за базу для сравнения. Показатель, представляющий собой отношение объемов ВВП данного и предшествующего периодов, выраженных в одних и тех же постоянных ценах, называется индексом физического объема валового внутреннего продукта (/фо ввп):

Для изучения динамики физического объема ВВП как совокупности материальных благ и услуг (материальных и нематериальных) необходимо элиминировать влияние второго фактора — изменения цен за рассматриваемый период времени. Для этого проводят переоценку ВВП в постоянных (сопоставимых) ценах, т.е. в текущих ценах какого-либо года, принятого за базу для сравнения. Показатель, представляющий собой отношение объемов ВВП данного и предшествующего периодов, выраженных в одних и тех же постоянных ценах, называется индексом физического объема валового внутреннего продукта (/фо ввп):

Для иллюстрации специфики определения конкурентоспособности товара покажем расчет ее численных значений, который предполагает следующие процедуры. На основе изучения рынка, требований потребителей и норм маркетингового законодательства определяется перечень технических и экономических параметров изделия, которые будут исследоваться. Далее проводится сравнение по каждой группе параметров, т.е. выясняется, насколько каждый параметр изделия близок к параметру потребности. На базе единичных параметров проводится подсчет групповых показателей, выражающих в количественной форме различие между оцениваемым товаром и потребностью, т.е. позволяющих судить о степени ее удовлетворения. В результате вычисляется интегральный показатель, представляющий численную характеристику конкурентоспособности анализируемого товара по всем группам параметров.


номенклатуры услуг — _ показатель премирования;

То, что показатели премирования зависят от статуса подразделений как центров ответственности, возражений ни у кого не вызывает. Скажем, понятно, что производственное подразделение или цех (центр нормативных затрат) должен премироваться за снижение себестоимости валового выпуска, а, допустим, отдел продаж (центр доходов) — за показатель выручки от продаж. Что, однако, вызывает определенные трудности в работе российских предприятий — так это осуществление данного принципа на практике. Чаще всего встречаются две ошибки, очень снижающие эффективность системы материального стимулирования на предприятии. Первая — смешивание категорий «условие премирования» и «показатель премирования».

Показатель премирования — параметр хозяйственной деятельности, по которому вышестоящий орган планирует предельное (наименее благоприятное) значение. По этому показателю условием премирования является достижение предельного значения, а основанием и количественной мерой премирования — благоприятное отклонение от предельного значения.

Почему разделение категорий условие и показатель премирования так важно? Дело в том, что система материального стимулирования является одной из составляющих планового процесса (бюджетирования) на предприятии. При составлении сводного бюджета в план закладывается ряд жестких показателей премирования плюс ряд предельных значений по тем бюджетным параметрам, которые отданы в полное распоряжение подразделениям. В этих обстоятельствах невыполнение или «перевыполнение» хотя бы одного из условий премирования (жестко «спускаемых» параметров) наносит вред предприятию в целом.

Примером четкой спецификации контролируемых и неконтролируемых факторов может служить выбор показателей премирования для центров нормативных затрат (скажем, производственных цехов завода). Нельзя брать за показатель премирования величину совокупных производственных затрат (или себестоимость выпуска), как это распространено на практике. Действительно, если не учитывать изменение остатков незавершенного производства, то верно равенство:

Показатель премирования определяет размер премиального фонда в случае, если выполнено условие премирования;

ко в том случае, если увеличение выручки достигнуто за счет цены (то есть тот же физический объем продаж, но по большей цене реализации). Если же увеличение выручки достигнуто за счет повышения физического объема сбыта, то эффект воздействия на финансовые результаты предприятия будет меньше — он обусловливается рентабельностью единицы продаж (фактическая цена продаж — фактическая себестоимость реализации). Поэтому целесообразно в свете зафиксированных принципов системы материального стимулирования считать показатель премирования центра доходов по такой формуле:

Все равно интегральный показатель премирования устроен так, что «замыкается» на чистый эффект (этого бы не было, допустим, если бы служба сбыта премировалась от прироста выручки при фиксированном бюджете контролируемых затрат. В этом случае сбытовики получали бы одинаковую сумму премиальных как за счет прироста выручки вследствие повышения цены, так и за счет повышения физического объема сбыта при том, что во втором случае, в зависимости от рентабельности реализуемой продукции, чистый эффект мог быть на порядок (в 10 раз) меньше).

То, что показатели премирования зависят от статуса подразделений как центров ответственности, возражений ни у кого не вызывает. Скажем, понятно, что производственное подразделение или цех (центр нормативных затрат) должен премироваться за снижение себестоимости валового выпуска, а, допустим, отдел продаж (центр доходов) — за показатель выручки от продаж. Что, однако, вызывает определенные трудности в работе российских предприятий — так это осуществление данного принципа на практике. Чаще всего встречаются две ошибки, очень снижающие эффективность системы материального стимулирования на предприятии. Первая — смешивание категорий «условие премирования» и «показатель премирования».

Показатель премирования — параметр хозяйственной деятельности, по которому вышестоящий орган планирует предельное (наименее благоприятное) значение. По этому показателю условием премирования является достижение предельного значения, а основанием и количественной мерой премирования — благоприятное отклонение от предельного значения.

Почему разделение категорий условие и показатель премирования так важно? Дело в том, что система материального стимулирования является одной из составляющих планового процесса (бюджетирования) на предприятии. При составлении сводного бюджета в план закладывается ряд жестких показателей премирования плюс ряд предельных значений по тем бюджетным параметрам, которые отданы в полное распоряжение подразделениям. В этих обстоятельствах невыполнение или «перевыполнение» хотя бы одного из условий премирования (жестко «спускаемых» параметров) наносит вред предприятию в целом.


Показатель ликвидности Постоянными реквизитами Постоянным изменением Постоянная минимальная Постоянно действующего Постоянно действующим Постоянно изменяющимся Постоянно меняющаяся Показателей обеспечивает Постоянно находятся Постоянно оценивать Показателей определяется вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика