|
Показатель рентабельность
Среди показателей, утверждаемых вышестоящей организацией, заслуживает внимания показатель реализованной продукции, впервые включенный в качестве одного из основных показателей планирования и оценки деятельности предприятия. Значение его состоит в том, что он заинтересовывает предприятия в повышении качества продукции, в лучшем удовлетворении запроса и требований потребителей. Показатель реализованной продукции заменил показатель валовой продукции, который имел ряд существенных недостатков. В частности, предприятия стремились выпускать более дорогие изделия с целью увеличения стоимости валовой продукции, не задумываясь при этом о возможности реализации своей продукции.
Показатель реализованной продукции отражает целесообразность производства той или другой продукции и сроки ее выпуска, т. е. организацию процесса производства, необходимость удовлетворения требований потребителей к качеству продукции (условия реализации), сроки обращения продукции (затраты времени на ее отгрузку, доставку, документооборот), т. е. уровень материально-технического снабжения.
При планировании и оценке работы предприятия по объему реализованной продукции, прибыли и рентабельности учитываются все основные стороны его деятельности, Показатель реализованной продукции ориентирует нефтегазодобывающие предприятия не только на выполнение плана по добыче, но и на скорейшую сдачу потребителю продукции, подготовленной и доведенной до необходимой кондиции.
*) Введение этого показателя ,связано с тем, что показатель реализованной продукции зачастую делал выгодным производство такой продукции, цена которой по отношению к затратам трудовых ресурсов на ее производство оказывалась наибольшей, что приводило к нерациональным решениям.,
Одним из важнейших стоимостных показателей на промышленных предприятиях является показатель реализованной продукции. Установление заданий в бизнес-планах по объему реализации продукции обусловлено необходимостью более тесной связи производства и потребления, производства и рынка.
Одним из важнейших стоимостных показателей на промышленных предприятиях является показатель реализованной продукции. Установление заданий в бизнес-планах по объему реализации продукции обусловлено необходимостью более тесной связи производства и потребления, производства и рынка.
• показатель реализованной продукции, который используется в бизнес-планах, в объемах потребления, производства и рынка;
! На некоторых предприятиях в качестве показателя объема производства применяют показатель «реализованной продукции», -понимая под ней объем изготовленной подразделением продукции, сданной другому подразделению или на склад. По своей экономической сущности эту продукцию нельзя считать реализованной. С точки зрения данного подразделения она является товарной продукцией, поскольку подразделения вообще своей продукции не реализуют, а лишь передают другим подразделениям объединения в соответствии с установленным на нем порядком. С точки зрения объединения в целом продукция подразделений, если речь не идет о продукции, сданной на склад сбыта, является незавершенным производством завода. В настоящем справочнике принята терминология, соответствующая экономическому содержанию понятий.
1 На некоторых предприятиях в качестве показателя объема производства применяют показатель «реализованной продукции», понимая под ней объем изготовленной цехом продукции, сданной другому цеху или на склад. По своей экономической сущности эту продукцию нельзя считать реализованной. С точки зрения данного цеха она является товарной продукцией, поскольку цехи вообще своей продукции не реализуют, а лишь передают другим подразделениям завода в соответствии с установленным на нем порядком. С точки зрения завода в целом продукция цехов, если речь не идет о продукции выпускающих цехов, сданной на склад сбыта, является незавершенным производством завода.
Показатели, характеризующие выпускаемую продукцию. В качестве расчетных показателей плана и отчета машиностроительных предприятий и отраслей применяются показатели валовой, товарной и чистой продукции, а также нормативная стоимость обработки. Утверждаемым вышестоящими органами показателем является показатель реализованной продукции.
Утверждаемый показатель реализованной продукции является стоимостным показателем, характеризующим переход продукции из сферы производства в сферу обращения и потребления. Только после оплаты счета покупателями продукция может учитываться как реализованная. Этот показатель характеризует физический объем доведенной до покупателя, принятой им продукции в установленных номенклатуре, ассортименте и соответствующего качества. Выполнение плана по этому показателю служит условием образования поощрительных фондов предприятия, этот показатель тесно связан с планом производства продукции важнейшей номенклатуры и ассортимента, уровнем отдачи производственных фондов, объемом прибыли, уровнем рентабельности производства, уровнем нормативов, отчислений в фонд экономического стимулирования, рентабельным состоянием предприятия. Рентабельность — обобщающий показатель экономической эффективности работы отдельного предприятия или отрасли промышленности за определенный период.
В ходе осуществления хозяйственной реформы выявилось, что показатель «рентабельность» не выполнил стимулирующих функций и в десятой пятилетке был исключен из группы централизованно планируемых. Как и себестоимость продукции, он не потерял своего значения, но используется в качестве расчетного, учетного и аналитического.
Практика показала, что образование фондов материального поощрения от планового фонда заработной платы по объединениям нецелесообразно, так как объединения при этом не заинтересованы в снижении плановой численности персонала. Кроме того, фондообразующий показатель — рентабельность отражает достижения прошлых лет (овеществленный труд), т. е. в основном достигнутый уровень, и недостаточно заинтересовывает коллектив объединении в повышении рентабельности.
Сравнительная эффективность .определяется сопоставлением рентабельности основных фондов процесса интенсификации со средней рентабельностью предприятия. Такой подход позволяет использовать качественный показатель (рентабельность) для расчета экономического эффекта от проводимых мероприятий,
Эта группа показателей дает представление о качественной стороне бизнеса, которая в первом показателе завуалирована общим объемом продаж. Особенно интересен показатель — рентабельность производства. Для достижения максимума отношения прибыли к затратам применяется ряд мер (для того, чтобы показатель рентабельности был больше 1, а в зависимости от ситуации на рынке — и значительно больше 1).
Перед центральным аппаратом управления крупной децентрализованной организации обычно стоит задача, как оценить и сравнить результаты деятельности своих основных отделений (сегментов бизнеса), рассматриваемых в качестве центров инвестиций. Отделение, обладающее большими активами, будет обычно зарабатывать больше по абсолютной величине, чем отделение с относительно небольшими активами. Поэтому абсолютные величины прибыли не могут быть использованы для сравнения деятельности (исполнения) различных отделений. Чтобы измерить относительную эффективность работы отделений, компания должна использовать специальный показатель — рентабельность активов (РА). Принципиальная формула его расчета такова: РА = прибыль/активы. Существует несколько альтернативных методов его определения. Эти альтернативы фокусируются на том, что означают «прибыль» и активы».
Используя показатель рентабельности продаж (/•]), который рассчитывается как соотношение прибыли от реализации продукции (/7) к объему реализованной продукции (Тр), показатель, рентабельность (коэффициент) оборотных средств (Рос) можно выразить следующим образом:
лив числитель и знаменатель на исходные показатели табл. 6.6. Мы получаем многофакторную модель рентабельности собственного капитала от ряда новых качественных показателей типа: /= xxyxzxgxlxm. Преобразуем исходный показатель «рентабельность собственного капитала», используя один из приемов моделирования исходных факторных систем, получивший название «расширение исходной факторной системы». Тогда рентабельность собственного капитала выразится формулой
Для детального исследования влияния показателей устойчивости на эффективность использования активов организации, возьмем за основу показатель «рентабельность чистых активов». Показатель чистых активов (ЧА) определяется как разница между суммой активов, принимаемых к расчету чистых активов, и суммой обязательств, принимаемых к расчету чистых активов (табл. 6.9). Заметим, что величина чистых активов организации по существу равняется реальному собственному капиталу. Его динамика и абсолютное значение характеризуют устойчивость финансового состояния организации, а для акционерных обществ — это один из основных показателей их деятельности.
Возьмем, к примеру, показатель рентабельность активов (рА), который рассчитывается как частное от деления прибыли от обычной деятельности (Р) и среднегодовой стоимости активов (А). Используя прием расширения исходной факторной системы, получим следующую многофакторную модель:
При расчете рентабельности капитала в качестве инвестиционной базы может быть использована среднегодовая стоимость собственного (акционерного) капитала. Но в данном случае в расчет берут прибыль за вычетом налогов и процентов по обслуживанию долга, а также дивидендов по привилегированным акциям. Называется этот показатель "Рентабельность собственного капитала" (ROE). Сравнение величины данного показателя с величиной рентабельности всего капитала (ROA) показывает влияние заемного капитала на прибыль собственника.
Постоянными реквизитами Постоянным изменением Постоянная минимальная Постоянно действующего Постоянно действующим Постоянно изменяющимся Постоянно меняющаяся Показателей обеспечивает Постоянно находятся Постоянно оценивать Показателей определяется Показателей организации Показателей отчетности вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|