Политическая экономическая



Рецен зенты: кафедра экономики и организации нефтяной, газовой и химической промышленности Всесоюзного ордена Трудового Красного Знамени заочного политехнического института; д-р эконом, наук В.А. Бугров

Книга создана на основе многолетнего опыта работы кафедры «Экономика и организация машиностроительного производства» Ленинградского политехнического института ИМ. М. И. КаЛИНИНа В Области руКОБОДСТВа ДИПЛОМНЫМ Проектированием. Использованы также соответствующие пособия, изданные ЛПИ и другими вузами.

Кафедра экономики промышленности и организации производства Киевского политехнического института (зав. кафедрой канд. техн. наук, доц. А. Э. Розенплентер); д-р экон. наук, проф. Л И. Гамрат-Кцрек (Рижский политехнический институт).

Авторы приносят глубокую благодарность рецензентам: проф. Л. И. Гамрат-Куреку и сотрудникам кафедры экономики промышленности и организации производства Киевского политехнического института за полезные советы при подготовке рукописи.

Учебяик подготовлен коллективом преподавателей Московского института электронной техники и Воронежского политехнического института. Авторами отдельных глав являются д-р экон. наук, проф. П. М. Стуколов (гл. 1, 2, 3, 18, 19, 20, 22), д-р техн. наук, проф. А. В. Проскуряков (гл. 4, 5, 6, 7, 8, 10), д-р экон. наук, проф. Н. К. Моисеева (гл. 9, 23, 24, 25, 26), д-р экон. наук, проф. О. Г. Туровец (гл. 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 и 21-). В написании глав 13, 15 и 21 принимала участие канд. экон. наук, доц. В. Ф. Савенкова.

Рецензенты: кафедра экономики и организации промышленных предприятий Севастопольского приборостроительного института; кафедра экономики и организации предприятий машиностроения Уральского политехнического института им. С. М. Кирова

2 Твердохлебов Владимир Николаевич (1876—1954) — экономист, профессор с 1914 г. Окончил юридический факультет Новороссийского университета (1899). В 1902—1910 гг. — приват-доцент Новороссийского университета, в 1911—1914 гг. — приват-доцент Петербургского политехнического института, в 1914—1930 гг. — профессор Ленинградского политехнического института им. МИ. Калинина, в 1930—1932 гг. — профессор Ленинградского финансово-экономического института им. Н.А. Вознесенского. В 1942—1944 гг. — заведующий кафедрой Иркутского финансово-экономического института, в 1944—1951 гг. — профессор Ленинградского финансово-экономического института им. Н.А. Вознесенского.

Случай Ренселлерского политехнического института (РПИ) дает яркий пример рождения технополиса в период экономического застоя. В регионе с продолжающимся упадком промышленности и растущей безработицей РПИ с помощью созданных Инкубатора и Технопарка, новых программ образования, исследований и активного трансфера технологий играет активную роль по поддержанию технологического предпринимательства и экономического развития в регионе. В отличие от многих других технополисов, которые развивались вокруг одной технологии, технологические

Рецензенты: кафедра экономики промышленности и организации производства Ленинградского политехнического института имени М. И. Калинина; кафедра Харьковского политехнического института имени В. И. Ленина.

Профессор Thomas Barbiero из политехнического института Райерсона в качестве соавтора канадского издания «Экономикс» высказал много полезных идей. Мы также высоко оценили несколько хороших предложений по улучшению учебника, поступивших от профессора Walstad. Мы благодарны и профессору Mark Lovewell.

Бьюкенен, Буханан, Бучанан (Buchanan) Джеймс МакГилл (р. 1919), лауреат Нобелевской премии (1986). Получил образование в университетах штата Тен-неси и Чикаго. Участвовал во Второй мировой войне. Профессор в университетах штатов Теннеси, Флорида, Вирджиния, Калифорния (Лос-Анджелес), почетный профессор Политехнического института (штат Вирджиния) и одновременно генеральный директор Центра по изучению проблем социального выбора. Почетный член Американской экономической ассоциации. Нобелевской премии удостоен "за развитие договорных и конституционных оснований для теории принятия решений в экономике и политике".


Предпосылки научного управлении: политическая, экономическая, социальная и организационная.

Планирование экономического и социального развития, будучи звеном в системе научного управления, возможно только тогда, когда имеются предпосылки: политическая, экономическая, социальная и организационная. Планирование всегда выполняло и выполняет роль главного инструмента политики КПСС в экономической, социальной и других областях. Такая трактовка планирования полностью соответствует концепции комплексной — от высших звеньев, как по вертикали, так и по горизонтали — организационно-структурной перестройки хозяйственного механизма, которая определена апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС, решениями XXVII съезда КПСС и в последующих документах партии и Советского правительства.

Начало нового тысячелетия — время, когда руководство страны и все государство выбирает стратегию устойчивого экономического развития. Попытка сформировать стратегию устойчивого экономического развития формулирует систему принципиальных общенациональных ценностей. Содержание такой системы определяют три сферы: политическая, экономическая и социально-культурная. Налогообложение, в том числе в недропользовании, находится на стыке всех вышеназванных интересов.

Действовавшая с 1992 г. российская налоговая система оказалась крайне несовершенной. Она формировалась как своеобразный симбиоз зарубежных налоговых систем, лишенный увязки с реальными условиями, складывающимися в российской экономике (в частности, не учитывались продолжительный экономический спад; правовая, политическая, экономическая, финансовая, денежная неустойчивость; неконкурентоспособность продукции отечественной обрабатывающей промышленности в условиях открытия российской экономики, ее включения в мировую; низкий уровень личных доходов большинства граждан; наличие огромных природных богатств; сезонный характер народного хозяйства; сложившиеся стереотипы хозяйственного поведения; правовой нигилизм; криминализация общественной жизни и др.).

Для российских предпринимателей трудно выделить приоритетность факторов. И все-таки в настоящее время, несмотря на низкую деловую активность и даже паралич активности, действуют в большей степени (в отличие от западных фирм, где на них приходится 1/3 часть) внешние факторы и среди них главный фактор — политическая, экономическая и финансовая нестабильность. Это вызывает повышенную неуверенность предпринимателей не только в успешности, но и в возможности ведения дела и отражается на всех важнейших составляющих организации производства, сбыта, материально-технического обеспечения.

Для российских предпринимателей трудно выделить приоритетность факторов. И все-таки в настоящее время, несмотря на низкую деловую активность и даже паралич активности, действуют в большей степени (в отличие от западных фирм, где на них приходится 1/3 часть) внешние факторы и среди них главный фактор — политическая, экономическая и финансовая нестабильность. Это вызывает повышенную неуверенность предпринимателей не только в успешности, но и в возможности ведения дела и отражается на всех важнейших составляющих организации производства, сбыта, материально-технического обеспечения.

Как отмечается в [79], несостоятельность предприятия является результатом одновременного совместного негативного действия факторов внешней и внутренней среды. Причем в развитых странах с устойчивой политической и экономической системой к несостоятельности на 1/3 причастны факторы внешней окружающей среды и на 2/3 — факторы внутренней среды. Что касается российских предприятий, то там же отмечается, что в отличие от западных фирм на несостоятельность фирм воздействуют факторы внешней окружающей среды, а именно, политическая, экономическая и финансовая нестабильность. Они в значительной степени вызывают неуверенность предпринимателей в успешной деятельности, они отражаются на всех составляющих организации производства, материально-технического обеспечения и сбыта продукции. Высокие темпы инфляции, несмотря на некоторое их замедление в последнее время, также не способствуют реализации предприятиями своих стратегических целей.

Действовавшая с 1992 г. российская налоговая система оказалась крайне несовершенной. Она формировалась как своеобразный симбиоз зарубежных налоговых систем, лишенный увязки с реальными условиями, складывающимися в российской экономике (в частности, не учитывались продолжительный экономический спад; правовая, политическая, экономическая, финансовая, денежная неустойчивость; неконкурентоспособность продукции отечественной обрабатывающей промышленности в условиях открытия российской экономики, ее включения в мировую; низкий уровень личных доходов большинства граждан; наличие огромных природных богатств; сезонный характер народного хозяйства; сложившиеся стереотипы хозяйственного поведения; правовой нигилизм; криминализация общественной жизни и др.).

Данная ситуация связана с тем, что операции по привлечению и размещению средств обладают разной степенью риска: банк, осуществляющий размещение депозита, рискует в гораздо большей степени нежели банк, привлекающий средства. Россия рассматривается на международных валютных рынках как страна с повышенным кредитным риском (политическая, экономическая нестабильность, огромная внешняя задолженность), центральные банки развитых стран нормативно ограничивают степень участия своих банков в операциях с российскими коммерческими банками, поэтому для последних привлечь валютные средства западных банков в чистые депозиты (без всякого страхового покрытия) практически невозможно. Российские банки могут привлечь межбанковские валютные депозиты только друг у друга.

Данная ситуация связана с тем, что операции по привлечению и размещению средств обладают разной степенью риска: банк, осуществляющий размещение депозита, рискует в гораздо большей степени нежели банк, привлекающий средства. Россия рассматривается на международных валютных рынках как страна с повышенным кредитным риском (политическая, экономическая нестабильность, огромная внешняя задолженность), центральные банки развитых стран нормативно ограничивают степень участия своих банков в операциях с российскими коммерческими банками, поэтому для последних привлечь валютные средства западных банков в чистые депозиты (без всякого страхового покрытия) практически невозможно. Российские банки могут привлечь межбанковские валютные депозиты только друг у друга.

В общественной системе принято выделять следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные подсистемы: экономическая, социальная, духовная и политическая. Экономическая подсистема обеспечивает материальную основу, политическая - механизм реализации общего взаимодействия основных элементов подсистемы в целом. Социальная и духовная подсистемы образуют гражданское общество. Основная его функция - воспроизводство социальной жизни. Гражданское общество - это не промежуточное звено, не своеобразная «прокладка» между политической и экономической сферами. Его можно определить как своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов. Наряду с учреждениями социальной инфраструктуры, «выключенными» в своей значительной части из сферы рыночных отношений ввиду высокой своей социальной значимости, в гражданское общество входят и неформальные, негосударственные организации (рели-


Показателях использования Полномочий подчиненным Полномочий субъектов Полномочия руководителя Полномочных представителей Полностью финансируется Полностью использовать Полностью компенсируется Полностью ликвидировать Полностью оплачиваются Полностью освобождены Показатель называется Полностью поддерживает вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика