|
Политическая экономическая
Рецен зенты: кафедра экономики и организации нефтяной, газовой и химической промышленности Всесоюзного ордена Трудового Красного Знамени заочного политехнического института; д-р эконом, наук В.А. Бугров
Книга создана на основе многолетнего опыта работы кафедры «Экономика и организация машиностроительного производства» Ленинградского политехнического института ИМ. М. И. КаЛИНИНа В Области руКОБОДСТВа ДИПЛОМНЫМ Проектированием. Использованы также соответствующие пособия, изданные ЛПИ и другими вузами.
Кафедра экономики промышленности и организации производства Киевского политехнического института (зав. кафедрой канд. техн. наук, доц. А. Э. Розенплентер); д-р экон. наук, проф. Л И. Гамрат-Кцрек (Рижский политехнический институт).
Авторы приносят глубокую благодарность рецензентам: проф. Л. И. Гамрат-Куреку и сотрудникам кафедры экономики промышленности и организации производства Киевского политехнического института за полезные советы при подготовке рукописи.
Учебяик подготовлен коллективом преподавателей Московского института электронной техники и Воронежского политехнического института. Авторами отдельных глав являются д-р экон. наук, проф. П. М. Стуколов (гл. 1, 2, 3, 18, 19, 20, 22), д-р техн. наук, проф. А. В. Проскуряков (гл. 4, 5, 6, 7, 8, 10), д-р экон. наук, проф. Н. К. Моисеева (гл. 9, 23, 24, 25, 26), д-р экон. наук, проф. О. Г. Туровец (гл. 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 и 21-). В написании глав 13, 15 и 21 принимала участие канд. экон. наук, доц. В. Ф. Савенкова.
Рецензенты: кафедра экономики и организации промышленных предприятий Севастопольского приборостроительного института; кафедра экономики и организации предприятий машиностроения Уральского политехнического института им. С. М. Кирова
2 Твердохлебов Владимир Николаевич (1876—1954) — экономист, профессор с 1914 г. Окончил юридический факультет Новороссийского университета (1899). В 1902—1910 гг. — приват-доцент Новороссийского университета, в 1911—1914 гг. — приват-доцент Петербургского политехнического института, в 1914—1930 гг. — профессор Ленинградского политехнического института им. МИ. Калинина, в 1930—1932 гг. — профессор Ленинградского финансово-экономического института им. Н.А. Вознесенского. В 1942—1944 гг. — заведующий кафедрой Иркутского финансово-экономического института, в 1944—1951 гг. — профессор Ленинградского финансово-экономического института им. Н.А. Вознесенского.
Случай Ренселлерского политехнического института (РПИ) дает яркий пример рождения технополиса в период экономического застоя. В регионе с продолжающимся упадком промышленности и растущей безработицей РПИ с помощью созданных Инкубатора и Технопарка, новых программ образования, исследований и активного трансфера технологий играет активную роль по поддержанию технологического предпринимательства и экономического развития в регионе. В отличие от многих других технополисов, которые развивались вокруг одной технологии, технологические
Рецензенты: кафедра экономики промышленности и организации производства Ленинградского политехнического института имени М. И. Калинина; кафедра Харьковского политехнического института имени В. И. Ленина.
Профессор Thomas Barbiero из политехнического института Райерсона в качестве соавтора канадского издания «Экономикс» высказал много полезных идей. Мы также высоко оценили несколько хороших предложений по улучшению учебника, поступивших от профессора Walstad. Мы благодарны и профессору Mark Lovewell.
Бьюкенен, Буханан, Бучанан (Buchanan) Джеймс МакГилл (р. 1919), лауреат Нобелевской премии (1986). Получил образование в университетах штата Тен-неси и Чикаго. Участвовал во Второй мировой войне. Профессор в университетах штатов Теннеси, Флорида, Вирджиния, Калифорния (Лос-Анджелес), почетный профессор Политехнического института (штат Вирджиния) и одновременно генеральный директор Центра по изучению проблем социального выбора. Почетный член Американской экономической ассоциации. Нобелевской премии удостоен "за развитие договорных и конституционных оснований для теории принятия решений в экономике и политике". Предпосылки научного управлении: политическая, экономическая, социальная и организационная.
Планирование экономического и социального развития, будучи звеном в системе научного управления, возможно только тогда, когда имеются предпосылки: политическая, экономическая, социальная и организационная. Планирование всегда выполняло и выполняет роль главного инструмента политики КПСС в экономической, социальной и других областях. Такая трактовка планирования полностью соответствует концепции комплексной — от высших звеньев, как по вертикали, так и по горизонтали — организационно-структурной перестройки хозяйственного механизма, которая определена апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС, решениями XXVII съезда КПСС и в последующих документах партии и Советского правительства.
Начало нового тысячелетия — время, когда руководство страны и все государство выбирает стратегию устойчивого экономического развития. Попытка сформировать стратегию устойчивого экономического развития формулирует систему принципиальных общенациональных ценностей. Содержание такой системы определяют три сферы: политическая, экономическая и социально-культурная. Налогообложение, в том числе в недропользовании, находится на стыке всех вышеназванных интересов.
Действовавшая с 1992 г. российская налоговая система оказалась крайне несовершенной. Она формировалась как своеобразный симбиоз зарубежных налоговых систем, лишенный увязки с реальными условиями, складывающимися в российской экономике (в частности, не учитывались продолжительный экономический спад; правовая, политическая, экономическая, финансовая, денежная неустойчивость; неконкурентоспособность продукции отечественной обрабатывающей промышленности в условиях открытия российской экономики, ее включения в мировую; низкий уровень личных доходов большинства граждан; наличие огромных природных богатств; сезонный характер народного хозяйства; сложившиеся стереотипы хозяйственного поведения; правовой нигилизм; криминализация общественной жизни и др.).
Для российских предпринимателей трудно выделить приоритетность факторов. И все-таки в настоящее время, несмотря на низкую деловую активность и даже паралич активности, действуют в большей степени (в отличие от западных фирм, где на них приходится 1/3 часть) внешние факторы и среди них главный фактор — политическая, экономическая и финансовая нестабильность. Это вызывает повышенную неуверенность предпринимателей не только в успешности, но и в возможности ведения дела и отражается на всех важнейших составляющих организации производства, сбыта, материально-технического обеспечения.
Для российских предпринимателей трудно выделить приоритетность факторов. И все-таки в настоящее время, несмотря на низкую деловую активность и даже паралич активности, действуют в большей степени (в отличие от западных фирм, где на них приходится 1/3 часть) внешние факторы и среди них главный фактор — политическая, экономическая и финансовая нестабильность. Это вызывает повышенную неуверенность предпринимателей не только в успешности, но и в возможности ведения дела и отражается на всех важнейших составляющих организации производства, сбыта, материально-технического обеспечения.
Как отмечается в [79], несостоятельность предприятия является результатом одновременного совместного негативного действия факторов внешней и внутренней среды. Причем в развитых странах с устойчивой политической и экономической системой к несостоятельности на 1/3 причастны факторы внешней окружающей среды и на 2/3 — факторы внутренней среды. Что касается российских предприятий, то там же отмечается, что в отличие от западных фирм на несостоятельность фирм воздействуют факторы внешней окружающей среды, а именно, политическая, экономическая и финансовая нестабильность. Они в значительной степени вызывают неуверенность предпринимателей в успешной деятельности, они отражаются на всех составляющих организации производства, материально-технического обеспечения и сбыта продукции. Высокие темпы инфляции, несмотря на некоторое их замедление в последнее время, также не способствуют реализации предприятиями своих стратегических целей.
Действовавшая с 1992 г. российская налоговая система оказалась крайне несовершенной. Она формировалась как своеобразный симбиоз зарубежных налоговых систем, лишенный увязки с реальными условиями, складывающимися в российской экономике (в частности, не учитывались продолжительный экономический спад; правовая, политическая, экономическая, финансовая, денежная неустойчивость; неконкурентоспособность продукции отечественной обрабатывающей промышленности в условиях открытия российской экономики, ее включения в мировую; низкий уровень личных доходов большинства граждан; наличие огромных природных богатств; сезонный характер народного хозяйства; сложившиеся стереотипы хозяйственного поведения; правовой нигилизм; криминализация общественной жизни и др.).
Данная ситуация связана с тем, что операции по привлечению и размещению средств обладают разной степенью риска: банк, осуществляющий размещение депозита, рискует в гораздо большей степени нежели банк, привлекающий средства. Россия рассматривается на международных валютных рынках как страна с повышенным кредитным риском (политическая, экономическая нестабильность, огромная внешняя задолженность), центральные банки развитых стран нормативно ограничивают степень участия своих банков в операциях с российскими коммерческими банками, поэтому для последних привлечь валютные средства западных банков в чистые депозиты (без всякого страхового покрытия) практически невозможно. Российские банки могут привлечь межбанковские валютные депозиты только друг у друга.
Данная ситуация связана с тем, что операции по привлечению и размещению средств обладают разной степенью риска: банк, осуществляющий размещение депозита, рискует в гораздо большей степени нежели банк, привлекающий средства. Россия рассматривается на международных валютных рынках как страна с повышенным кредитным риском (политическая, экономическая нестабильность, огромная внешняя задолженность), центральные банки развитых стран нормативно ограничивают степень участия своих банков в операциях с российскими коммерческими банками, поэтому для последних привлечь валютные средства западных банков в чистые депозиты (без всякого страхового покрытия) практически невозможно. Российские банки могут привлечь межбанковские валютные депозиты только друг у друга.
В общественной системе принято выделять следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные подсистемы: экономическая, социальная, духовная и политическая. Экономическая подсистема обеспечивает материальную основу, политическая - механизм реализации общего взаимодействия основных элементов подсистемы в целом. Социальная и духовная подсистемы образуют гражданское общество. Основная его функция - воспроизводство социальной жизни. Гражданское общество - это не промежуточное звено, не своеобразная «прокладка» между политической и экономической сферами. Его можно определить как своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов. Наряду с учреждениями социальной инфраструктуры, «выключенными» в своей значительной части из сферы рыночных отношений ввиду высокой своей социальной значимости, в гражданское общество входят и неформальные, негосударственные организации (рели-
Показателях использования Полномочий подчиненным Полномочий субъектов Полномочия руководителя Полномочных представителей Полностью финансируется Полностью использовать Полностью компенсируется Полностью ликвидировать Полностью оплачиваются Полностью освобождены Показатель называется Полностью поддерживает вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|