|
Политической конъюнктуры
Следует обратить внимание на одну любопытную закономерность, открытую Вадимом Белоцерковским (см. журнал «Знамя», №7 (июльский) за 1990 г., статья «Химера капитализма»): чем ближе к границам неоазиатских государств, тем выше уровень жизни в капстранах, тем более развита там система социального обеспечения, а в Западной Европе ещё и тем больше производственной и политической демократии. В каких странах происходили послевоенные «экономические чудеса»? ФРГ, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Япония... Именно туда после войны плыли капиталы из США, послужившие первотолчком для крутого подъёма производства. Конечно, те средства, которые одолжили немецким, японским и т. п. промышленникам американские банкиры, вернулись к ним с хорошими процентами, но только этим нельзя объяснить, зачем Уолл-Стриту понадобились «экономические чудеса» у границ неоазиатских государств. Так, с Латинской Америки монополии США имеют не меньше прибыли и при этом не тратят средств на подъём её экономики. Зачем же американскому капиталу понадобилось подкармливать капитал бывших врагов Америки во второй мировой войне - Японии и Германии, опять ставший сегодня его опасным конкурентом? Да затем же, зачем в США устраивали широко рекламируемую отправку «гуманитарной помощи» в эти и другие регионы. Ответ на этот вопрос известен на Западе настолько хорошо, что его знают даже сатирики:
Во-вторых, в рыночной системе частного сектора каждый может осуществить свое право выбора, используя свой доход на покупку именно тех товаров, которые ему нужны, и отвергая ненужные. Но, как уже указывалось ранее, государственному сектору присущи подчинение и принуждение даже при высоком уровне политической демократии. Если большинство принимает решение одобрить определенные акции правительства, например построить водохранилище, создать общенациональную систему страхования от болезней, обеспечить гарантиро-
1. Доводы против промышленной концентрации опираются на утверждения, что она: а) вызывает нерациональное размещение ресурсов; б) замедляет темп научно-технического прогресса; в) способствует неравенству в доходах; г) представляет собой угрозу политической демократии.
работников устанавливали для себя нормы выработки много выше тех, которые могли когда-либо предложить представители администрации. Временами, когда появлялась опасность не выполнить установленные ими самими нормы или разгоралось соперничество с другими командами работников, рабочие сами предлагали такие неслыханные по тем временам вещи, как отказ от перерывов на кофе или сокращение обеденного перерыва, чтобы успеть выполнить работу. Давление группы на медлительных или ленивых работников, чьи действия угрожали достижению поставленных целей, оказывалось настолько сильным, что по сравнению с ним любые традиционно применяемые администрацией дисциплинарные меры покажутся мелкими и незначительными. Такие результаты демонстрируют не только американские рабочие, вся жизнь которых проходит в условиях политической демократии. Похоже, что и эффект, получаемый работодателем, и выгоды работников от применения таких методов не зависят ни от цвета кожи, ни от происхождения работников, включая население стран с иным экономическим укладом. Система самостоятельного установления норм выработки была впервые запущена на предприятиях в США, однако впечатляющие результаты были получены Texas Instruments и в других странах, не только в так называемых индустриально развитых, как, например, Франция и Япония, но и в Сингапуре, где на предприятии занято местное азиатское население, и на Кюрасао, где большинство работников чернокожие*. Когда рабочие группы получали возможность напрямую «выходить» на высшее руководство компании и начинали осознавать, что их отчеты внимательно изучаются, а заслуги и достижения получают признание и поощряются, то в какой бы стране это ни происходило, влияние на мотивацию работников было очень высоким.
Экономическая свобода как макроцель предполагает, что основные группы участников макроэкономики (фирмы и домохозяйства) в рамках законов гражданского общества (в условиях экономической и политической демократии) сами, без ограничений принимают решения о путях наиболее целесообразной реализации своих хозяйственных интересов. Принцип экономической свободы не допускает насильственного подавления конкуренции форм собственности, технологических и социальных укладов жизни, автаркию (замкнутость) национальных хозяйственных систем и тому подобных нерациональных ограничений. Но данному принципу отнюдь не противоречит общественное согласие участников макроэкономики на законодательно оформленную, в соответствии с их коренными интересами, систему разумных самоограничений (экологических, технологических, демографических, социальных и других).
рыночной экономики, основанной на принципах политической демократии,
Экономическая свобода как макроцель предполагает, что основные группы участников макроэкономики (фирмы и домохозяйства) в рамках законов гражданского общества (в условиях экономической и политической демократии) сами, без ограничений принимают решения о путях наиболее целесообразной реализации своих хозяйственных интересов. Принцип экономической свободы не допускает насильственного подавления конкуренции форм собственности, технологических и социальных укладов жизни, автаркию (замкнутость) национальных хозяйственных систем и тому подобных нерациональных ограничений. Но данному принципу отнюдь не противоречит общественное согласие участников макроэкономики на законодательно оформленную, в соответствии с их коренными интересами, систему разумных самоограничений (экологических, технологических, демографических, социальных и других).
Преобразование отношений собственности — магистральное направление экономической трансформации в странах с переходной экономикой. Оно идет различными путями в трех группах стран (см. 29.2). В первой и второй группах стран (к ним относятся бывшие советские республики и социалистические страны Восточной Европы, ранее входившие в Совет Экономической Взаимопомощи), осуществляющих более или менее быстрый переход от планового хозяйства и авторитаризма к рыночной экономике и политической демократии, главным направлением является приватизация государственной собственности.
При всех неоспоримых достоинствах совершенной конкуренции у нее есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Совершенная конкуренция, будучи «предоставленной самой себе», превращается в конкуренцию несовершенную. А это означает, что под удар ставится экономическая демократия, которая, в свою очередь, является основой политической демократии. Поэтому еще в конце XIX в. в промышленно развитых странах Запада и, прежде всего, в США, была осознана необходимость поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации.
Особенностью смешанной экономики является то, что она как бы располагается между двумя крайностями: чистым капитализмом и планово-централизованной системой. Однако такое понимание смешанной системы недостаточно, поскольку она представляет собой новый тип общественного устройства как результат современных достижений цивилизации на пути посткапиталистического развития. Здесь на базе рыночных отношений осуществляется оптимальный процесс диверсификации и интеграции экономических отношений в рамках одной системы с учетом активной роли государства. С точки зрения альтернативности эта система характеризуется следующими чертами: 1) социально-ориентированная система, где налицо высшие достижения экономической и политической демократии, гражданского общества, качества личности, общественного согласия. Здесь относительно высокий и устойчивый жизненный уровень населения; 2) в этой системе возникло новое качество собственности, проявляющееся во взаимопроникновении всех форм собственности как равноправных образований, а также многообразие этих форм; 3) смешанная экономика приемлет такое государственное регулирование, которое обеспечивает оптимальное сочетание различных форм и методов, включая программно-целевые методы и методы государственного планирования на индикативной основе.
Преобразование отношений собственности — магистральное направление экономической трансформации в странах с переходной экономикой. Оно идет различными путями в трех группах стран (см. 29.2). В первой и второй группах стран (к ним относятся бывшие советские республики и социалистические страны Восточной Европы, ранее входившие в Совет Экономической Взаимопомощи), осуществляющих более или менее быстрый переход от планового хозяйства и авторитаризма к рыночной экономике и политической демократии, главным направлением является приватизация государственной собственности.
Демонополизация в Японии состояла из трех мероприятий: роспуска концернов, дробления крупнейших промышленных компаний и принятия Антимонопольного закона. Ее цель была той же, что и в послевоенной Германии — устранить чрезмерную концентрацию экономической мощи. Общий замысел всей программы демонополизации состоял в скорейшем введении в японскую экономику конкурентного начала в качестве главного условия не только хозяйственной, но и политической демократии. По данным на 1947 г., крупнейшие концерны — Мицуй, Мицубиси, Сумитомо,Ясуда, Ниссан, Асано, Ниси-кава, Накадзима и Номура — контролировали 32,5% всего акционерного капитала страны, а в руках 544 компаний, принадлежавших первым четырем концернам, находилось 24% промышленной продукции, 49,7% финансовых операций и 60,8% морского судоходства. Значительная доля затрат общественного труда в геологоразведочном производстве капиталистических и развивающихся стран растрачивается непроизводительно: часть этих затрат не приносит эффекта, а часть, хотя и дает положительные результаты, как бы материализуется в виде секретнейших сведений о запасах нефти и газа, которые используются нефтяными монополиями в зависимости от экономической и политической конъюнктуры. Публикуемые в'^печати капиталистических стран данные о разведанных запасах нефти и газа не отражают в полной мере даже те, далеко не точные сведения, которыми располагает геологическая служба нефтяных монополий. Разобщенность геологической службы, отсутствие достоверной информации, засекречивание фирменных данных подрывают самые основы научной постановки разведочных работ.
В действительности объемы выполняемых геологоразведочных работ совершенно не соответствуют ни размеру площадей, которые при этом охватываются, ни их перспективности. Кроме того, значительная доля затрат общественного труда в геологоразведочном производстве капиталистических стран вообще растрачивается непроизводительно: часть этих затрат не приносит никакого эффекта, а часть, хотя и дает положительные результаты, как бы материализуется в виде секретнейших сведений о запасах нефти и газа, которые консервируются нефтяными монополиями на те или иные сроки в зависимости от экономической и политической конъюнктуры.
Значительная доля затрат общественного труда в геологоразведочном производстве капиталистических и развивающихся стран растрачивается непроизводительно: часть этих затрат не приносит эффекта, а часть, хотя и дает положительные результаты, как бы материализуется в виде секретнейших сведений о запасах нефти и газа, которые используются нефтяными монополиями в зависимости от экономической и политической конъюнктуры. Публикуемые в печати капиталистических стран данные о разведанных запасах нефти и газа не отражают в полной мере даже те, далеко неточные сведения, которыми располагает геологическая служба нефтяных монополий.
Данная книга является учебником экономической теории, а не политологии. Тем не менее в на< тоящее время многие банкиры, экономисты и политики соглашаются, что одним из важнейших политических вопросов последних лет является спасение и/или реструктурирование долгов депозитных учреждений. Конечно, изменения политической конъюнктуры трудно предсказать; в конце концов, шансы кандидатов в президенты меняются в течение нескольких недель или даже дней. Возможно, что избиратели и политики потеряют интерес к банковским проблемам. Естественно, члены Конгресса часто предпочитают избегать таких заковыристых проблем, особенно если за это приходится платить налогоплательщикам, которым вряд ли это по нраву. Да и избирателям не осоГю нравится видеть конгрессменов и сенаторов, проводящих слушания комитета в комнате, полной скучных банкиров.
вполне информативными. По этим же причинам в российской практике сложно использовать такие общепринятые показатели, как P/S и Р/Е. Стоимость акций современных российских компаний есть сугубо психологический феномен, который не имеет ничего общего с их реальным финансовым состоянием. Достаточно в названии компании упомянуть слова "нефть" или "энергия" — и можно уверенно сказать, что стоимость ее акций будет на порядок выше, чем если бы в том же названии были употреблены слова "лес", "бумага" или "трикотаж". На курс акций влияют прежде всего названия компаний, а также изменения конъюнктуры фондового рынка и политической конъюнктуры.
ской и политической конъюнктуры, — говорит президент АО "МЭС" Виталий Кириллов. — Перед крупной компанией неизбежно встает задача повышения ее стабильности за счет диверсификации. Ради этого приходится отвлекать капитал от наиболее прибыльных отраслей для инвестирования в более надежные. Поэтому наряду с инвестициями в топливно-энергетический комплекс, в нефтехимическую промышленность, металлургию мы вкладываем капитал в производство продуктов питания. Хотя уровень прибыли здесь ниже, чем в других сферах бизнеса и отраслях, зато оно менее капиталоемко, если, конечно, правильно выбрать проект и обеспечить его относительно быструю окупаемость".
11) Сохраняется значительная зависимость конъюнктуры рынка акций от заказов иностранных инвесторов, предъявляющих основной спрос на бумаги тех или иных предприятий. Портфельные инвестиции глобальных фондов в свою очередь носят цикличный характер в зависимости от сроков и объемов выделенных "на Россию" средств и политической конъюнктуры 10.
шениям сиюминутной политической конъюнктуры. «Россия, по-
постсоветский периоды) от политической конъюнктуры заставляет эконо-
постсоветский периоды) от политической конъюнктуры заставляет эконо-
большому влиянию со стороны политической конъюнктуры. Последнее обстоятельство приводит к
Полностью исключает Полностью использует Показателями аналогичных Полностью обеспечить Полностью определяется Полностью относятся Показателями финансовой Полностью показываются Полностью потребляются Полностью расходуются Полностью согласуется Полностью списываются Полностью учитываются вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|