Политической ситуацией



Автор поставил задачу выявить, насколько различия в социально-экономической и политической ориентации воздействуют на возможности сотрудничества развивающихся стран в рамках их отраслевой ассоциации; проследить роль индивидуальных, групповых и коллективных мероприятий в механизме функционирования ОПЕК как целого наряду с самостоятельным значением отдельных ее участников.

Неоднозначный подход развивающихся стран к разработке ключевых направлений их экономической стратегии определяется наличием и взаимодействием сложного комплекса факторов, особенностей хозяйственного и социально-политического развития. Причем значение этих особенностей, так же как и необходимость их углубленного, разностороннего изучения, нарастает в современных условиях по мере усиливающейся дифференциации молодых освободившихся государств, все более четкого оформления их специфических национальных интересов. Страны — экспортеры углеводородного сырья в данном отношении не составляют исключения. Различия в сырьевой политике этих государств объективно обусловлены существенным несовпадением величины разведанных запасов их основных природных ресурсов, численности населения и среднего уровня его благосостояния, технико-и социально-экономических предпосылок для рационального ис-лользования экспортных доходов, а также целым рядом других причин. Но на первый план среди них все определеннее выступают различия в социально-экономической и политической ориентации, которые оказывают возрастающее воздействие на формирование государственной стратегии в области применения национального хозяйственного потенциала в целом и на сырьевую политику в частности.

В целом события первой половины 70-х годов свидетельствуют об углублении различий в антимонополистических потенциях между освободившимися странами — экспортерами жидкого топлива различной социально-политической ориентации, на что неоднократно указывали советские и зарубежные авторы. Выделяя в рамках ОПЕК группу монархий зоны Персидского залива, которые были «готовы продолжать тесное сотрудничество с крупнейшими международными нефтяными компаниями» в противоположность таким государствам, как Алжир, Ирак и Ливия, Ж.-М. Шевалье отмечал, что «„.водораздел" между ними существенным образом расширился в 1971 —1972 гг.» [175, с. 91].

Таким образом, в рамках ОПЕК как единого целого за период после первого обострения энергетического кризиса и до настоящего времени не наблюдается тесной координации при выработке ее участниками основ взаимоотношений с нефтяными ТНК. Нет даже достаточно широкого и полного обмена информацией на общеорганизационном уровне по всему спектру этой проблематики. Например, переговоры Саудовской Аравии с акционерами «Арамко» неизменно окружены обстановкой строжай-щей секретности. Правда, это не исключает взаимодействия в данной области нефтеэкспортирующих государств, которые придерживаются аналогичной экономической и социально-политической ориентации, что во многом сближает также и их энергосырьевую стратегию. Примером такого взаимодействия было и остается сотрудничество Алжира и Ливии, которое носит практически постоянный характер с начала 70-х годов.

Различные подходы государств данной группы к решению этих вопросов — один из весьма характерных примеров воздействия их социально-экономической и политической ориентации на стратегию использования нефтеденег. Нефтяные монархии района Персидского залива, наиболее типичным представителем которых выступает Саудовская Аравия, видят практически единственный способ гарантировать освоение передовой технологии своей обрабатывающей промышленностью и обеспечить внешние рынки сбыта для ее продукции в налаживании максимально тесного сотрудничества с фирмами стран Запада и Японии, прежде всего с их крупнейшими транснациональными корпорациями, т. е. в привлечении их предпринимательского капитала к са_мому широкому участию в предприятиях обрабатывающей промышленности, особенно смешанных, и уже достаточно далеко продвинулись по этому пути. Причем иностранные инвесторы, нередко почти наравне с местными частными предпринимателями, здесь пользуются льготами и преимуществами, пожалуй, беспрецедентными в развивающемся мире.

а затем и за их пределами повысило роль стратегий социально-экономического развития, которые, в свою очередь, формируются под определяющим воздействием социально-политической ориентации нефтеэкспортеров. Особо важное значение приобрел курс многих из них на сдерживание разработки невозобновимых минеральных ресурсов. Ограниченное предложение углеводородного сырья служит одной из основных предпосылок для формирования государственной монопольной ренты с месторождений углеводородов. В целом события 70-х годов превратили капиталистический нефтяной рынок в многофакторный, усложнили анализ и прогнозирование протекающих там процессов. Помимо структурных сдвигов он стал еще более подвержен циклическим процессам в мировом хозяйстве капитализма, а также воздействию политики энергосбережения и диверсификации энергопотребления.

Подведем некоторые итоги. Практически после всех национализации бывшие компании-концессионеры сохранили ту или иную форму присутствия в нефтяной промышленности ближневосточных стран. Уровень этого присутствия при прочих равных условиях зависел от социально-политической ориентации правящего режима, от общего уровня экономического развития нефтедобывающей страны, от наличия в ней квалифицированных национальных кадров специалистов-нефтяников. Обычно после национализации правительство страны-экспортера заключало с бывшими концессионерами долгосрочные соглашения о поставках последним национализированной нефти. В соответствии с этими соглашениями (многие из которых заключались на оставшийся до окончания первоначальной концессии срок) национальной нефтяной компании, к которой переходил непосредственный контроль над нефтепромыслами, принадлежала вся необходимая для внутреннего потребления страны нефть, оставшаяся же часть поставлялась ею бывшим концессионерам либо реализовывалась самостоятельно.

Стержнем любого сценария социально-экономического развития России в течение предстоящих К) лет будет преодоление кризиса и переход к устойчивому экономическому росту в рамках определенной стратегической направленности структурной и технологической перестройки экономики, постепенно выводящей ее на передовые позиции. Независимо от политической ориентации высшие эшелоны власти, если они заинтересованы в сохранении России как мощного государства, не могут не ставить иных стратегических целей. Поэтому различия в сценариях социально-экономического развития в предстоящие 10 лет будут определяться той или иной степенью жесткости финансово-кредитной и бюджетной политики, интенсивностью институциональных преобразований, характером внешнеэкономической деятельности, направлениями расширения спроса на отечественную продукцию и т.п.

6. На каком основании базируется утверждение о первоочередной зависимости системы налогообложения от политической ориентации государства в период смены общественно-политической формации?

При смене общественно-политической ориентации государственного развития и связанной с этим перестройки государственно-властной системы управления особенно важно ориентироваться на имеющийся мировой опыт демократизации этих процессов. Производственные отношения — это отношения, во многом определяемые личностными качествами стоящих у власти людей. Стало быть, они стремятся отстаивать традиционные, а потому хорошо освоенные методы управления

2. Политический нейтралитет. Гомперс предостерегал профсоюзы от присоединения к какой-либо политической партии. Он утверждал, что, преследуя долгосрочные политические цели, работники могут потерять из виду ближайшие экономические задачи, которые они призваны решать. Гомперс убеждал профсоюзы следовать на политической арене одному простому принципу: вознаградить друзей наемных работников и наказать врагов на выборах, независимо от их политической ориентации.


Преимущества"" Проектное финансирование имеет преимущества перед прямым получени-пооектиого ем кРеДита материнской компанией. Считается, что проект представляет финансирования ценность для материнской компании, если он может быть осуществлен как самостоятельное самофинансирующееся предприятие, в случае успеха которого материнская компания получит прибыль, а в случае провала убытки будут обособлены от ее остальной деятельности. Если посмотреть на реальные займы под проекты, то можно заметить, что материнской фирме редко удается отмежеваться от связанных с ними превратностей, напротив, процент по займу часто напрямую зависит от степени поддержки материнской фирмой данного проекта. Тем не менее проектное финансирование позволяет материнской компании переложить некоторые специфические риски на кредитора. Так, если бы ВР получила кредит под разработку нефтяного месторождения в Северном море на обычных условиях, она сама бы несла все риски, связанные с недостаточностью запасов, однако согласно схеме финансирования месторождения Forties Field, рассмотренной ранее, она застрахована от этого. Более того, кредитор принимает на себя риски неблагоприятных мер правительства по финансируемым проектам в странах с неустойчивой политической ситуацией. Многие компании считают, что экспроприация собственности иностранным государством менее вероятна при получении денег в рамках проектного финансирования.

Систематический риск связан с общей экономической и политической ситуацией в стране и мире, ростом цен на ресурсы, общерыночным падением цен на финансовые активы. К категории систематических относятся: риск изменения процентной ставки, риск падения общерыночных цен и риск инфляции. Риск изменения процентной ставки особенно актуален в условиях инфляции. Риск падения общерыночных цен связан с одновременным падением цен на все обращающиеся на рынке ценные бумаги. Этот риск относится прежде всего к операциям с акциями. Степень риска различна для акций разных эмитентов. Риск инфляции обусловлен изменением покупательной способности денег и приводит к тому, что вложения даже в самые безопасные ценные бумаги могут принести убытки. Этот вид риска существует во всех странах, т.е. инфляция — общемировая тенденция. Различается только ее ежегодный уровень в разных странах. На Западе считается нормальным ежегодный уровень инфляции в 3%. В России темпы инфляции настолько высоки, что сбережения, представляющие реальный капитал 2—3 года назад, в настоящее время практически равны нулю.

С проблемами, указанными в табл. С 1.4, нужно бороться. Если оставить ее как есть, маловероятно, что стратегию удастся внедрить успешно. Многие проблемы оказываются связанными с политической ситуацией, или требуют больших финансовых ресурсов, или отнимают много

Но самым главным достоинством Карла было умение воспользоваться новой политической ситуацией в Лотарингии после женитьбы Людовика XV на Марии Лещинской. Став подданным французского короля, он столь умело повел дела со своим новым монархом, что вскоре стал главным поставщиком артиллерии, используя которую Его Христианнейшее Величество заливал тогда потоками крови Европу и Новый Свет. Ужасная Семилетняя Война, следовавшая после Войны за Австрийское Наследство и предшествовавшая Американской, была прямо-таки находкой для Венделей. Дела хозяина железных мануфактур шли в гору, и после смерти Карла, случившейся в 1784 г., его наследнику досталось значительно расширенное дело. Но, самое главное, оно имело все шансы увеличиться еще более, поскольку войн и смертоубийств в мире не уменьшалось.

• указать причины проведения хозяйственной реформы 1965года, последующих мер по совершенствованию хозяйственного механизма в 70 — 80-х годах XX века. Бюджетная система СССР просуществовала более шестидесяти лет. За это время она прошла несколько этапов развития. После установления Советской власти в России первые полугодовые, а затем и годовые бюджеты составлялись как единые, без выделения в их составе союзного бюджета, бюджетов автономных республик, входивших в РСФСР, и местных бюджетов. Такая централизация бюджетной системы была вызвана крайне тяжелой экономической и политической ситуацией в стране. Порядок составления единого бюджета сохранился и после объединения советских республик. Образование в

на дефолта, как можно было убедиться из всего содержания этой книги — сложившаяся система двоевластия в России: утверждение законодательной властью (с вынужденного согласия власти исполнительной) дефицитных бюджетов, из года в год накапливавших неподъемный государственный долг. Непосредственных же факторов, послуживших «спусковым крючком» обвала, было всего два: во-первых, то, что Государственная дума не поддержала антикризисную программу правительства и, во-вторых, недостаточная помощь МВФ и развитых стран Запада (что во многом объяснялось политической ситуацией, связанной с антизападной позицией России в Югославском конфликте). К этому надо добавить, что параллельно событиям на уровне государства развивался аналогичный процесс в частной сфере. Не только названные выше три банка, но и многие другие перестали возвращать долги своим кредиторам, в первую очередь — иностранным. Это вызвало особенно острую негативную реакцию в западных финансовых кругах и, по мнению некоторых обозревателей, аукнулось нам через год, когда разразился известный скандал с Нью-Йоркским банком и «отмыванием российских грязных денег».

Проектное финансирование имеет преимущества перед прямым получением кредита материнской компанией. Считается, что проект представляет ценность для материнской компании, если он может быть осуществлен как самостоятельное самофинансирующееся предприятие, в случае успеха которого материнская компания получит прибыль, а в случае провала убытки будут обособлены от ее остальной деятельности. Если посмотреть на реальные займы под проекты, то можно заметить, что материнской фирме редко удается отмежеваться от связанных с ними превратностей, напротив, процент по займу часто напрямую зависит от степени поддержки материнской фирмой данного проекта. Тем не менее проектное финансирование позволяет материнской компании переложить некоторые специфические риски на кредитора. Так, если бы ВР получила кредит под разработку нефтяного месторождения в Северном море на обычных условиях, она сама бы несла все риски, связанные с недостаточностью запасов, однако согласно схеме финансирования месторождения Forties Field, рассмотренной ранее, она застрахована от этого. Более того, кредитор принимает на себя риски неблагоприятных мер правительства по финансируемым проектам в странах с неустойчивой политической ситуацией. Многие компании считают, что экспроприация собственности иностранным государством менее вероятна при получении денег в рамках проектного финансирования.

8) Сохранение тесной взаимосвязи между состоянием рынка и политической ситуацией в стране.

министерств и ведомств), связанные с политической ситуацией, действиями

неопределенности, порожденные нестабильностью законодательства и текущей экономической политики (деятельностью руководства страны, министерств и ведомств), связанные с политической ситуацией, действиями партий;* профсоюзов, экологических и других организаций в масштабе страны.

3. Холдинговые компании позволяют вывозить доходы из стран с нестабильной экономической и политической ситуацией, неустойчивым курсом национальной валюты и не ввозить их в районы с высокими налогами на прибыль. В этом случае, будучи вывезенными из нестабильных стран, они поступают в зоны с низким налогом на прибыль. В дальнейшем накопленные доходы могут быть реинвестированы в любой стране мира.


Полностью использует Показателями аналогичных Полностью обеспечить Полностью определяется Полностью относятся Показателями финансовой Полностью показываются Полностью потребляются Полностью расходуются Полностью согласуется Полностью списываются Полностью учитываются Полностью устранить вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика