Политической стабильности



Особенность периода переходной экономики, на наш взгляд, заключается в том, что сегодня в большинстве отраслей предприятия должны перейти к «более открытому» типу системы, одновременно концентрируя свое внимание на оперативных и стратегических проблемах - создание и улучшение рыночно-ориентированного производства, системы распределения, учета изменений в экономической, политической, социальной сферах, изменений в технологиях производства, конкурентном окружении. Использование элементов стратегического управления при проектировании новых производственных систем и управлении существующими необходимо вследствие значительных и быстрых изменений, происходящих во внешней среде. Интеграция России в мировую экономику требует от предприятий учета дополнительных факторов, использования существующих на западе культуры и технологии управления. Экспортеры, выходя на внешний рынок, если это не фирмы однодневки, вынуждены выполнять существующие «стандарты», использовать элементы стратегического управления, приспосабливаясь к изменениям во внешней среде.

Оп т имальность. Управленческое решение в каждом конкрет-ноил случае должно обеспечить выбор такого действия, которое соот-ве"ствовало бы экономическому критерию социалистического производства — получению максимума результатов с каждой единицы материальных и трудовых ресурсов. Управленческое решение должно также отвечать требованиям других сторон деятельности управляемого объекта и жизни его коллектива: политической, социальной, экономической, правовой, технической и др.

При выборе места приложения капитала прямой инвестор обращает внимание на инвестиционный климат. Это широкий критерий, при определении которого учитываются перспективы экономического роста (а следовательно, расширение рынка), макроэкономическая ситуация, политическая стабильность, наличие соответствующей политической, социальной, экономической инф-

К концу XVIII в. налицо более обстоятельная разработка финансовых вопросов не только с практической точки зрения, но и в теоретическом плане. Это стало возможным, во-первых, под воздействием новых теорий в области философии, права и государства (Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, И. Канта); во-вторых, в результате развития новой науки о народном хозяйстве, связанной с именами физиократов, особенно с А. Смитом, и, в-третьих, в связи с коренными преобразованиями в политической, социальной и экономической жизни под влиянием Великой французской революции и прогресса техники.

Макроокружение является частью внешней среды, общей для организаций. Можно выделить различные ее уровни: глобальный, международный и национальный. В связи с глобализацией бизнеса представляет интерес выделение и рассмотрение составляющих внешней среды на глобальном уровне: информационно-технологической, экологической, рыночной, экономической, политической, социальной, технологической и др.

Степень инвестиционного риска зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций. На региональном фондовом рынке это мера неопределенности дохода от инвестиций в отдельные ценные бумаги. С учетом того, что прибыльность инвестиций в ценные бумаги не гарантируется, понятие инвестиционного риска тесно связано с вопросами целесообразности инвестиционной деятельности на .фондовом рынке региона. К особенностям инвестиционного риска на российском рынке относятся: неустойчивый характер региональных рынков ценных бумаг, низкий уровень регулирования фондовых операций, слабая законодательная база, неразвитость инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение.

Внешние факторы риска воздействуют на фирму извне. Они могут быть как прямого, так и косвенного действия. Первые влияют на фирму непосредственно: изменение законодательства, изменение конъюнктуры рынка, действия конкурентов, революционные скачки в научно-техническом прогрессе и т.д. Вторые действуют косвенно: нестабильность политической, социальной, экономической обстановок, стихийные бедствия и т.д.

Таким образом, эффективность общественного развития, наиболее определенным индикатором которого является уровень жизни населения, характеризуется уровнем развития и взаимодействием трех основных подсистем общества: политической, социальной и экономической. Игнорирование одного из этих аспектов в конечном счете приводит к кризису общества в целом.

Представление общества (даже достаточно упрощенное) в виде совокупности взаимозависимых, взаимообусловленных подсистем (социальной, экономической, политической) позволяет понять причины неудачного реформирования в нашей стране. Реформированию подверглись экономическая и политическая подсистемы, социальная сфера, как предполагалось, будет изменяться в «сопроводительном алгоритме». Логика реформаторов представлялась вполне объяснимой: рынок, являясь саморегулирующейся системой, обеспечивает согласование индивидуальных интересов членов общества. Но такая ситуация характерна для ранней стадии развития капитализма (отсутствие минимальных гарантий, пенсионного обеспечения, социального страхования), где экономические отношения выступают определяющими. И неслучайно экономику, построенную в результате реформирования, определяют как «дикий капитализм». Но цивилизованный путь развития привел к выработке иной концепции общественного устройства, в которой именно социальные факторы играют все более и более решающую роль.

Под группой частных законов организации большинство исследователей понимают существенные связи и отношения, обусловливающие процессы самоорганизации и упорядочения в подсистемах общества — экономической, политической, социальной и духовной — и организационных системах меньшего масштаба и уровня. Например, к частным законам в экономической системе можно отнести закон стоимости, закон взаимосвязи между ценой, спросом и предложением и др.

При оценке степени привлекательности и мощности того или иного производства с существующими периодическими изменениями во всех сферах деятельности общества необходимо учесть и уровень будущей нестабильности (по возможности в формализованном виде). Анализируется степень воздействия тенденций развития событий в экономической, политической, социальной, технологической сфере на развитие того или иного производства и оценивается мера нестабильности по этому производству. Далее проводится экстраполяция тенденций к росту и рентабельности. С помощью анализа факторов, определяющих спрос но производству, делается оценка возможных изменений в сложившихся тенденциях к спросу. Получаемые оценки общих сдвигов в тенденциях к росту являются формализованным представлением составляющих развития предприятия и применяются для корректировки экстраполяции и получения количественных характеристик будущих изменений. Полученные инвестиционные характеристики определяют относительные инвестиционные позиции предприятия по соответствующему производству в перспективе. Определяются уровни вложений по отдельным направлениям общей стратегии развития с учетом взаимосвязи ее составляющих.


летних и зимних премий, которые 40% заработной платы. Другой причиной является уверенность в политической стабильности'. Эти сбережения в крупных масштабах направлялись главным образом в банки, банки ссужали деньги предприятиям непосредет-а не через ценные бумаги. В результате большая капитала корпораций — это банковский ссудный капитал. Доля собственного капитала (акционерного) в общих активах крупных японских компаний составляет в среднем только 20% 2- Банки обладают более долгосрочным взглядом, чем держатели акций, поэтому они дают компаниям возможность расти, гарантируя тем самым рост спроса на кредиты. Банки не вмешиваются в управ-компанией, пока у нее не образуется серьезного де-

5 Система оценки политической стабильности разных стран приводится в работе: F. Т. Haner. „Rating Investment Risks Abroad". - Business Horizons, April 1979, p. 18-23.

Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности. В стране-хозяине для иностранного инвестора или для экспорта продукции политические изменения могут привести к ограничению прав собственности для иностранцев (даже к национализации иностранной собственности) или установлению специальных пошлин на импорт. Баланс платежей или проблемы с обслуживанием внешнего долга могут затруднить получение долларов, вывозимых в качестве прибыли. С другой стороны, политика может измениться и в сторону, благоприятную для инвесторов, когда возникает потребность в притоке капитала из-за рубежа. Установление дипломатических отношений может открыть путь на новые рынки, как это было в Китае, однако в других странах бизнес обычно продолжается, несмотря на официальную дипломатическую конфронтацию.

Реализация указанной Концепции потребует пересмотра ключевых государственных ориентиров, изменения менталитета в отношении малого предпринимательства руководителей всех рангов. Только в этом случае возможно обеспечение устойчивости развития бизнеса малого предпринимательства, повышение эффективности его работы, опережающее развитие сектора малого предпринимательства по сравнению с экономикой страны в целом, формирование среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности российского общества.

Китайская модель рыночной экономики вполне вписывается в общие очертания азиатской модели, ибо в Китае экономическая деятельность государства относится к числу решающих факторов экономического роста и социальной стабильности (вслед за Китаем примерно по этому же пути начал двигаться Вьетнам). Восприятие рыночных принципов стимулировало предпринимательскую инициативу, обеспечило сохранение политической стабильности и предсказуемости поведения руководства страны. Все это позволило привлечь иностранные инвестиции и закрепиться на мировом рынке. Экспортная экспансия стала своеобразным локомотивом, который вытянул китайскую экономику на ведущие позиции в мире по общему объему ВВП. Теперь уже развитые индустриальные страны конкурируют друг с другом за право продвинуть национальный капитал на китайский рынок.

Государственное регулирование в постиндустриальном обществе должно быть направлено прежде всего на решение социальных проблем, поддержание социально-экономической и политической стабильности и одновременно на создание условий для воспроизводства высококвалифицированной рабочей силы как ключевого фактора модернизации экономики. К тому же главное богатство России — ее человеческий потенциал, особый демографический генофонд, который отличается необычайно позитивной спецификой.

Фундаментальная наука является существенным элементом экономической и политической стабильности общества, а не только неотъемлемой частью культуры и образования. Будущее наших детей в значительной степени определяется тем, будем ли мы ныне развивать фундаментальные исследования. Нам нужно, с одной стороны, вкладывать в науку средства, соответствующие ее возрастающему значению, а с другой — делать ее достижения достоянием все большего числа наших граждан, что не только будет способствовать выработке у них правильного мировоззрения, но и поможет им успешно трудиться в эру высоких технологий и всеобщей информатизации.

Происходящие в российском обществе процессы трансформации административно-командной формы экономики в рыночную ставят перед учеными и практиками сложные проблемы. Одной из них является формирование стратегии развития, позволяющей каждому элементу региональной социально-экономической системы (РСЭС) найти свое место в общем векторе поступательного движения, увязать с ним собственные интересы, цели и возможности их достижения; представляющей собой необходимое условие достижения взаимопонимания и социального согласия, лежащей в основе политической стабильности и экономического созидания в регионе.

Для разрешения сложившейся ситуации необходимо решение ряда различных вопросов: достижение политической стабильности в стране; создание соответствующего законодательства и, в первую очередь, практическая реализация закона «Об ипотеке» и закона «О залоге»; подавление инфляции; создание платежеспособного спроса со стороны населения; становление рынка ценных бумаг, в том числе первичного и вторичного рынков закладных;

Уровень допустимости безработицы определяется совокупностью социально-экономических и политических факторов: необходимостью поддержания объема валового внутреннего продукта и отчислений в различные бюджетные и во внебюджетные фонды от доходов работающих, в том числе и в фонд поддержки безработных; интересами поддержания политической стабильности и др. Вместе с тем существует не только допустимый верхний предел масштабов безработицы, но и минимально приемлемый уровень, который диктуется интересами структурной перегруппировки рабочей силы, зачастую связанной с временной безработицей, необходимостью высвобождения лишней рабочей силы на предприятиях. Однако не следует искусственно сдерживать высвобождение работников бесперспективных отраслей и предприятий, не допуская в то же время обвального высвобождения, а всемерно реализуя концепции санации предприятий.

Китайская модель рыночной экономики вполне вписывается в общие очертания азиатской модели, ибо в Китае экономическая деятельность государства относится к числу решающих факторов экономического роста и социальной стабильности (вслед за Китаем примерно по этому же пути начал двигаться Вьетнам). Восприятие рыночных принципов стимулировало предпринимательскую инициативу, обеспечило сохранение политической стабильности и предсказуемости поведения руководства страны. Все это позволило привлечь иностранные инвестиции и закрепиться на мировом рынке. Экспортная экспансия стала своеобразным локомотивом, который вытянул китайскую экономику на ведущие позиции в мире по общему объему ВВП. Теперь уже развитые индустриальные страны конкурируют друг с другом за право продвинуть национальный капитал на китайский рынок.


Полностью используются Полностью контролирует Полностью оплаченные Полностью освобождается Полностью отсутствует Полностью переносят Полностью покрываются Полностью прекратить Полностью реализовать Полностью соответствует Полностью включается Полностью удовлетворять Показателями характеризующими вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика