Политическую поддержку



В качестве самых крупных гарантийных учреждений, как правило, выступают правительства и правительственные структуры. Даже в Соединенных Штатах Америки где доминирует философия ограниченного вмешательства государственных структур в частный сектор, федеральные и местные органы власти предоставляют широкий спектр финансовых гарантий. Самым важным среди них, как в экономическом так и политическом отношении, является страхование банковских вкладов. Однако гарантии широко используются и в других случаях. В корпоративном секторе правительство гарантирует долги малого бизнеса, в некоторых случаях это было сделано и для очень крупных предприятий. Корпорация Pension Benefit Guarantee Corporation (PBGC) предоставляет ограниченные гарантии пенсионных выплат. В качестве других видов некорпоративных обязательств, выполнение которых гарантировано правительством США, можно назвать ипотечные кредиты для строительства жилья, займы для фермеров и студентов.

При всем обилии богатых месторождений Саудовской Аравии понадобится 100 миллиардов долларов и 4—5 лет, чтобы открыть пресловутые «краны»; этого она явно не может себе позволить ни в финансовом, ни в политическом отношении.

В те же годы развивающиеся и постколониальные нации стали осознавать огромный потенциал своих нефтяных запасов. Были созданы национальные нефтяные компании, получавшие огромные (но в редких случаях хорошо управляемые) доходы; они почти сразу превратились в благотворительные организации с раздутым, крайне неэффективным и неоправданно высоко оплачиваемым персоналом. В политическом отношении этим компаниям отводилась роль стражей национального сырьевого престижа, и многие из них действовали в условиях суровых законодательных ограничений, временами почти непреодолимых — как в известном случае с мексиканской Ретех.

«Бедняки остаются "невидимыми" в политическом отношении... Они в основной своей массе не принадлежат ни к профсоюзам, ни к братствам, ни к политическим партиям. У них нет своего лобби; они не выдвигают никаких законодательных программ. Они разъединены. У них нет лица, нет голоса»5.

Во многом быстрый рост экономики бывшего Советского Союза в первые десятилетия был связан с использованием большего количества труда, капитала и земли, то есть использованием резервов экономики. Но со временем этот способ расширения производства был полностью исчерпан. Занятость населения была в Советском Союзе одной из самых высоких в мире, так что практически не было возможности набрать дополнительных работников. Более того, прирост населения и рабочей силы сильно сократился. В то время как в 70-е годы ежегодный средний прирост рабочей силы составлял 1,5%, в 80-е годы он уменьшился примерно до 0,6%. Аналогично доля инвестиций в ВВП была достаточно высокой и могла быть увеличена только за счет сокращения доли производства товаров народного потребления. Из-за низкого уровня жизни в бывшем Советском Союзе в политическом отношении было сложно увеличивать выпуск средств производства за счет товаров народного потребления. Кроме того, природные условия ограничивали доступность дополнительных пахотных земель. Предпринимавшиеся время от времени попытки использовать для производства зерна земли очень низкого качества были непродуктивными, так как урожай был минимальным, а площадь пастбищ сокращалась.

Я позвонил Дэвиду Липтону, заместителю министра финансов США, ведающему международными делами. Он был полностью в курсе проблемы, но они даже не помышляли об использовании Фонда валютной стабилизации. Конгресс был решительно настроен против оказания спасительной финансовой помощи. Я сказал, что мне это известно, но я не вижу альтернативы. Наблюдается паника, и в наших национальных интересах поддержать правительство России, ориентированное на реформы. Если будет привлечен частный сектор, это должно сделать план спасения более приемлемым в политическом отношении. Тем не менее России следовало провести активную работу на Капитолийском холме. Будет также крайне трудно вовлечь частные институты, поскольку они включают инвестиционные банки и спекулятивных инвесторов, подобных нам, и государству оказывается значительно сложнее мобилизовать их средства, чем ресурсы крупных коммерческих банков.

Процесс интеграции сталкивается с трудностями. Его инициирует политическая элита, но он лишается поддержки со стороны масс. Идея единой Европы была в высшей степени заманчивой, особенно когда память о последней войне была еще свежа в умах людей, а Европа испытывала угрозу со стороны Советского Союза. Реалии Европейского союза в том виде, в каком он функционирует сейчас, куда менее привлекательны. В политическом отношении это — по-прежнему союз государств, которые делегировали Европейскому союзу часть своего суверенитета. В экономической области, где такое делегирование произошло относительно давно, Союз функционирует довольно успешно, но в политической сфере делегирование полномочий практически отсутствует. Европейская комиссия действует по указаниям Совета министров, однако оба органа руководствуются скорее национальными интересами, чем общей задачей. Решения принимают форму международного договора: его трудно заключить и еще труднее изменить. Членов Комиссии назначают в соответствии с национальными квотами, а ее работа подвержена всем недостаткам бюрократического аппарата, вынужденного служить не одному господину, а пятнадцати господам. Перед нами предстает тяжеловесная бюрократическая организация, работающая непонятным образом, окутанная секретностью и не подотчетная общественности. Чтобы изменить такое представление, работа Комиссии должна быть подотчетна гражданам этих стран, либо через их национальные парламенты, либо через Европейский парламент, но граждане не требуют этого, так как утратили ко всему интерес. Национальные правительства усвоили дурную привычку винить Брюссель во всем, что не нравится их гражданам, а Европейский парламент в целом не пользуется должным уважением.

В политическом отношении Норвегия относится к центристским странам, где частые перемены в правительстве связаны со стремлением правящей коалиции поддержать статус кво в экономике страны. Высокая степень государственного регулирования и государственного контроля бизнеса — характерная черта норвежской экономики. К ее особенностям можно отнести также самообеспеченность продовольственными товарами. Правительственные субсидии служат барьером для иностранных фирм.

Что касается географического распределения импорта углеводородов, то поставки из стран Ближнего Востока в дальнейшем могут быть ограничены ввиду стремления Японии избегать значительной зависимости от поставщиков, находящихся в нестабильном в политическом отношении регионе. Поэтому одним из элементов энергетической политики страны в 70-80-х гг. стало возрастание внимания к обеспечению доступа к источникам сырья в непосредственной близости от границ. Особое значение с этой точки, зрения приобретают отношения Японии с такими поставщиками, как Бруней, Индонезия и Малайзия. Диверсификация источников энерго- и газоснабжения дополняется также развитием связей с США и Австралией.

В политическом отношении Норвегия относится к центристским странам, где частые перемены в правительстве связаны со стремлением правящей коалиции поддержать статус-кво в экономике страны. Высокая степень государственного регулирования и государственного контроля бизнеса — характерная черта норвежской экономики. К ее особенностям можно отнести также само-

ность за ущерб, причиненный в порту судну и/или гр\'зу Чтобы быть признанным безопасным, порт должен удовлетворять трем условиям безопасности быть безопасным в навигационном, т е физ , смысле, в политическом отношении (отсутствует риск задержания судна или груза, повреждения или захвата в связи с операциями военного характера), а также безопасным для груза, который судно перевозит или предполагает перевезти Порт должен быть безопасным во всех трех отношениях не вообще, а именно тогда, когда там находится судно Б п — это место, куда судно может войти и откуда оно может выйти в груженом состоянии без ущерба для себя и перевозимого груза Порт может быть, напр , признан небезопасным в физ смысле, если в нем по к -л причинам вышло из строя навигационное оборудование или в нем не оказалось буксиров для швартовых операций, необходимых в данном порту судну данного класса, и т п Судовладелец вправе отказаться от направления судна в небезопасный порт

Встречаются случаи, когда ограниченность политического кругозора затрудняет выработку правильного суждения о реальном положении в системе или об отдельных работниках и может привести к возникновению барьера отчуждения между руководителем и подчиненными. Подобные явления могут объясняться недостаточностью, а иной раз и недоброкачественностью источников информации. Зрелый в политическом отношении руководитель не станет отгораживать себя от подчиненных хотя и невидимым, но тем не менее труднопреодолимым барьером. Он не станет довольствоваться информацией, получаемой от непосредственного окружения, которая не позволяет дать исчерпывающую оценку ситуации и принять обоснованные решения.


()грпп:'чеш!я ш.манисн.мости центрального банка Однако это не означает, что ФРС полностью независима от политического давления. Например, по закону, назначаемые в Совет управляющих ФРС лица представляют отдельные регионы государства, которые должны получить значительную политическую поддержку от конгрессменов из «родного» региона. В результате назначаемое лицо может испытывать соблазн проводить политику, благоприятную для данного региона либо из верности «землякам», либо в обмен на их поддержку. Тот факт, что члены Конгресса получают выгоду из такой особенности структуры Совета управляющих, стал очевидным в 1991 г., когда сенатор Терри Сэнфорд (Sanford) от Северной Каролины боролся с ставленником президента Дж. Буша Лоуренсом Линдси (Lindsey) за место в Совете управляющих ФРС. Л. Линдси — экономист из Белого дома — заявил о своем проживании в Вирджинии, где он находился всего несколько лет в связи с работой в Вашингтоне. Однако Т. Сэнфорд подверг сомнению заявление Л. Линдси о его возможности представлять этот штат после проживания в нем такого короткого периода. (В итоге сенат утвердил назначение Л. Линдси.)

Залоговые аукционы 1995 года были одним из наиболее драматических эпизодов в истории последних лет. Группа банков предложила правительству помощь в преодолении бюджетного кризиса под залог пакетов акций ряда крупнейших российских акционерных обществ. Расчет банков был прост: если правительство в установленный срок не сумеет выкупить залог, они автоматически получают контроль над весьма выгодными предприятиями (в основном топливно-энергетического сектора, единственного, который гарантирует владельцам определенную прибыль). Причем если не за бесценок, то во всяком случае, весьма дешево. Правительство же рассчитывало выплатить за счет полученного кредита пенсии, зарплаты бюджетникам, субсидии заводам ВПК и т.д. что было особенно важно в преддверии предстоявших президентских выборов, а кроме того, получить политическую поддержку крупных банков в предвыборной кампании Б.Н. Ельцина.

Именно у ссудосберегательных организаций средний американец чаще всего получал ссуду, и они же получали большую часть государственной защиты и поддержки. У этих организаций было право на всевозможные льготы, прежде всего налоговые и бесплатное страхование депозитов, а это косвенным образом способствовало снижению процента по закладным, поскольку уменьшало их расходы на привлечение средств. Когда лоббисты сбербанков продавливали через конгресс очередной пакет льгот, они громко кричали о демократии, национальном достоинстве и яблочном пироге. Ведь именно они давали каждому американцу возможность обзавестись собственным домом, а это и есть сущность американского пути. Выступление в конгрессе против семейного домовладения было бы политическим самоубийством, почти как выступить против материнства. Имея за спиной крепкую политическую поддержку, сбербанки пухли как на дрожжах - объем займов под заклад домов вырос с 55 миллиардов долларов в 1950 году до 700 миллиардов в 1976-м. В январе 1980 года эта величина превысила 1, 2 триллиона долларов, и объем рынка закладных оказался больше, чем рынка акций, то есть стал самым крупным в мире рынком капитала.

Существуют также взаимные политические услуги (см. гл. 31) — обмен голосами в пользу определенных политики и программ для получения положительного результата. Сенатор Фогхорн голосует за программу, приносящую пользу избирателям сенатора Морибунда, а Морибунд отвечает услугой на услугу. Например, многие члены Конгресса, представляющие городские районы с низкими доходами, голосуют за предоставление сельскохозяйственных субсидий. В свою очередь представители сельскохозяйственных районов поддерживают программы талонов на продукты для бедных. Таким образом, мы наблюдаем сельско-городскую коалицию, посредством которой представители обоих районов обеспечивают выгоды своим избирателям и повышают свои шансы переизбрания. Такие коалиции помогают объяснить, почему по-прежнему выплачиваются субсидии фермерам и почему программа раздачи талонов на продукты работает уже многие годы. Так называемый агробизнес также обеспечивает политическую поддержку субсидий фермерам, поскольку эти программы увеличивают количество химикатов и сельскохозяйственной техники, которую фермеры способны купить. Нет необходимости говорить о том, что около 100 тыс. государствен-

Введение единой валюты, например, не вполне достигнет своей цели без единой фискальной политики. Получит ли введение единой фискальной политики достаточную политическую поддержку, — покажет только будущее.

Независимый центральный банк успешен тогда, когда занимает определенное положение в обществе. Профессиональная этика его руководителей должна делать их зависимыми от оценок признаваемых ими специалистов по денежной системе, среди которых должно быть определенное единодушие относительно того, что можно считать компетентной денежной политикой. Общественное мнение также должно ценить центральный банк и защищать его свободу от политических давлений. Вероятно, лучшим независимым центральным банком является Бундесбанк - центральный банк Германии. Высокая немецкая профессиональная этика обеспечивает качество принимаемых его руководителями решений, а народная память о двух гиперинфляциях нынешнего столетия - их политическую поддержку. Однако подобное сочетание благоприятных условий встречается реже, чем их отсутствие. К тому же, примеры последних лет, в частности навязанный канцлером обмен остмарок на дойчмарки в пропорции 1:1, осуществленный

выборы и текущую политическую поддержку.

полномочий (власти и собственности) на политическую поддержку

программы (как правило, за год), оказывает политическую поддержку. На-

получить политическую поддержку стратегии, получить мотивированных

Таким образом практически бесплатно было создано сельское хозяйство мелких независимых фермеров. За два года продовольственный кризис в Японии был полностью ликвидирован, и правящая партия получила устойчивую политическую поддержку в деревне — стабильный электорат, значение которого сохраняется и по сей день.


Полностью контролирует Полностью оплаченные Полностью освобождается Полностью отсутствует Полностью переносят Полностью покрываются Полностью прекратить Полностью реализовать Полностью соответствует Полностью включается Полностью удовлетворять Показателями характеризующими Полностью законченную вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика