|
Постановки бухгалтерского
Глава 12. Проблемы постановки бюджетирования в российских
Внутренние нормативные документы для постановки бюджетирования в компании . ............ 384
Есть еще одна причина, по которой внедрение полноценного бюджетирования у нас сталкивается с большими трудностями. Это вопросы организации внутрифирменного бюджетирования. Почему-то считается, что для постановки бюджетирования достаточно разработать основные бюджетные формы, раздать их исполнителям, а еще лучше купить готовую компьютерную программу, и бюджетирование заработает. Но не тут-то было. Любое наведение дисциплины на производстве порождает конфликт интересов, тем более наведение финансовой дисциплины путем ограничения с помощью бюджетирования аппетитов отдельных структурных подразделений предприятия или фирмы и их руководителей. И успех внедрения бюджетирования в одной отдельно взятой компании будет зависеть от тщательности проработки всех регламентов и процедур составления и контроля исполнения бюджетов, а также от уровня квалификации и подготовки специалистов, отвечающих за бюджетирование.
Если из схемы выпадает хотя бы один составной элемент, то вряд ли можно рассчитывать на успех постановки бюджетирования и на то, что оно поможет решить проблемы в области управления финансами.
Предлагаемая книга представляет собой попытку перевести мышление финансовых директоров российских предприятий и фирм из категории понятий в категорию финансового менеджмента. В высокоразвитых странах для эффективного решения проблем постановки бюджетирования существуют так называемые бюджетные справочники, которые сами компании разрабатывают для своих сотрудников, чтобы оказать методическое содействие в их работе. В наших компаниях таких справочников составлять не принято. В данной книге авторы предприняли попытку хотя бы в какой-то степени компенсировать этот изъян.
В целом все вышеизложенное уже приводит к заключению о том, что форматы основных бюджетов могут серьезно отличаться от строго унифицированных форм № 1, 2 и 4, прежде всего из-за специфики бизнеса каждого предприятия или фирмы. Если речь идет о контроле за расходами, например, то руководителям компании важно контролировать не все подряд, а наиболее важные (критические) виды затрат. А они-то (затраты) на беду у всех компаний даже одной и той же отрасли различные. Кроме того, есть еще общие принципы финансового менеджмента, базирующиеся на элементарной логике и здравом смысле, с которыми формы № 1, 2 и 4 явно не в ладу. Вот почему разработка форматов основных бюджетов является важным элементом постановки бюджетирования в компании любой отрасли. Форматы основных бюджетов изменяются в зависимости от видов
Многие наши консультанты от управления среди проблем постановки бюджетирования обычно указывают лишь организационные и технические проблемы, как будто методологических у нас не существует вовсе. Между тем это не так. Успешная постановка бюджетирования во многом зависит от того, насколько тщательно и заблаговременно в компании продумана вся методика составления бюджетов, насколько отчетливо ее руководители и их подчиненные представляют себе всю цепочку шагов планирования в условиях рынка, всю систему возникающих здесь прямых и, главное, обратных связей, как ясно они видят параметры оптимизации тех или иных финансовых пропорций, отдавая себе отчет в том, что максимизация или иная оптимизация одного показателя может приводить к ухудшению других. Методология бюджетирования как системы финансового планирования — это поиск сбалансированности между отдельными финансовыми показателями, позволяющими в целом улучшить финансовое состояние предприятия или фирмы не вообще, а по тем конкретным параметрам, которые сегодня являются наиболее важными или могут стать таковыми завтра.
Для небольших предприятий и фирм составление подробных бюджетов управленческих и коммерческих расходов может представлять известные методологические и технические проблемы. На начальных стадиях постановки бюджетирования такие компании могут применять более практичный подход к планированию всех видов накладных расходов.
Необходимость введения контроля за размерами дебиторской задолженности может быть одной из побудительных причин постановки бюджетирования. Так, в одной холдинговой компании ни о каком бюджетировании не было и речи, пока решался вопрос о торговле, о начальной фазе работы на внутреннем российском рынке по продвижению импортных изделий из мрамора и гранита. В кон-
Для постановки бюджетирования необходимы не только грамотное решение методологических проблем, вдумчивое осмысление нужного инструментария финансового планирования, но и разработка соответствующих организационных процедур, регламентирующих все вопросы взаимоотношений отдельных структурных подразделений, ЦФО, МВЗ или ЦФУ с руководством предприятия либо фирмы. Очень часто возможность принятия нужного руководителю структурного подразделения бюджета или его корректировки в надлежащую сторону обеспечивается его доступностью к «телу» генерального директора. Чтобы уменьшить субъективизм в управлении финансами предприятия, нужен собственно четкий порядок, бюджетный регламент. Именно графики и процедуры составления, согласования, консолидации и утверждения бюджетов в компании, графики и процедуры составления отчетов об исполнении бюджетов, их анализа и корректировок, а также соответствующие им графики документооборота превращают бюджетирование и финансовое планирование из игры в «цифири» в управленческую технологию, в инструмент финансового контроля.
Для эффективной постановки бюджетирования чрезвычайно важным является то обстоятельство, что весь бюджетный процесс, управление им на уровне компании в целом должны быть сосредоточены в одних руках, в одном функциональном структурном подразделении. Для крупных предприятий и фирм основная проблема — на кого лучше возложить работу по составлению основных бюджетов, консолидации операционных бюджетов структурных подразделений или основных бюджетов: на одну из имеющихся функциональных служб или на вновь созданную. Опыт показывает, что лучше создать для этого специализированное подразделение — отдел бюджетирования или полноценную финансовую службу (не путать с финансовыми отделами, существующими сегодня на подавляющем большинстве наших предприятий и фирм). Связано это с тем, что реализовать полную схему составления основных бюджетов (включая расчетный баланс) существующие службы финансово-экономического блока чаще всего не в состоянии. Непосредственное руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в промышленных предприятиях, хозяйственных организациях и учреждениях осуществляется вышестоящими организациями: объединениями, главными управлениями, министерствами и другими центральными учреждениями. В аппарате управления этих организаций так же, как и на предприятиях, есть учетный •орган — бухгалтерия во главе с главным бухгалтером, на которого возлагается ответственность за методологическое руководство, инструктаж и контроль по вопросам постановки бухгалтерского учета во всех подчиненных ему предприятиях и организациях. Бухгалтерия вышестоящего звена управления издает инструкции, распоряжения и разъяснения по вопросам постановки и ведения бухгалтерского учета в нижестоящих звеньях и предприятиях, обязательные для них, проверяет состояние учета и проводит документальные ревизии их хозяйственной деятельности, следит за своевременным представлением и качеством отчетности, составляет сводную отчетность и направляет ее в свою вышестоящую организацию.
Непосредственное руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в производственных объединениях осуществляется вышестоящими организациями. В аппарате управления этих организаций есть учетный орган, на который возлагается ответственность за методологическое руководство, инструктаж и контроль по вопросам постановки бухгалтерского учета во всех подчиненных ему предприятиях и организациях. Управление издает инструкции, распоряжения и разъяснения по вопросам постановки и ведения бухгалтерского учета в нижестоящих звеньях, проверяет состояние учета и проводит документальные ревизии их хозяйственной деятельности, следит за своевременным представлением и качеством отчетности, составляет сводную отчетность.
Организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.
Качество анализа зависит от достоверности информации, т.е. от качества постановки бухгалтерского учета, отлаженности системы и регистрации операций с объектами основных средств, точности отнесения объектов к учетным классификационным группам, достоверности инвентаризационных описей, глубины разработки и ведения регистров аналитического учета.
Организационные вопросы постановки бухгалтерского учета на
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПОСТАНОВКИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ, ОТРАЖАЕМЫЕ В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ_______
Этот вид услуг можно выделить в отдельный, так как в отличие от постановки бухгалтерского учета он отличается углубленным изучением предметной области
Собранные доказательства отражаются аудитором в его рабочих документах, составленных в виде записей об изучении и оценке постановки бухгалтерского учета и организации внутреннего контроля, а также в виде бланков, таблиц и протоколов, отражающих планирование, выполнение и изложение результатов аудиторских процедур. Данные полученных доказательств используются при составлении аудиторского заключения и отчета руководству проверяемого предприятия по результатам аудита.
На современном этапе развития рыночной экономики за Министерством финансов Российской Федерации, работающим при активном участии бухгалтерской общественности, сохраняются функции регулирования и постановки бухгалтерского учета и составления отчетности. Вместе с тем все более активное участие в разработке методологических вопросов и подготовке профессиональных учетных кадров принимает недавно созданная организация — Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), имеющая разветвленную сеть во всех регионах России.
Услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказываются в области постановки бухгалтерского учета; контроля ведения учета и составления отчетности; контроля начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; анализа хозяйственной и финансовой деятельности; оценки экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта; представления интересов экономического субъекта по доверенности перед третьими лицами; проведения семинаров, повышения квалификации и обучения персонала экономических субъектов, и в частности аудиторских организаций; научной разработки, издания методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву; компьютеризации бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т.д.; консультационных услуг по вопросам финансового, налогового, банковского и иного
Собранные доказательства отражаются аудитором в его рабочих документах, составленных в виде записей об изучении и оценке постановки бухгалтерского учета и организации внутреннего конт-
Посреднические структуры Посредническую деятельность Посредством амортизации Посредством индоссамента Посредством наблюдения Посредством планирования Посредством приобретения Посредством производства Посредством реализации Посредством вычитания Посредством управления Постановка бухгалтерского Постановки продукции вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|