Постановки бухгалтерского



Глава 12. Проблемы постановки бюджетирования в российских

Внутренние нормативные документы для постановки бюджетирования в компании . ............ 384

Есть еще одна причина, по которой внедрение полноценного бюджетирования у нас сталкивается с большими трудностями. Это вопросы организации внутрифирменного бюджетирования. Почему-то считается, что для постановки бюджетирования достаточно разработать основные бюджетные формы, раздать их исполнителям, а еще лучше купить готовую компьютерную программу, и бюджетирование заработает. Но не тут-то было. Любое наведение дисциплины на производстве порождает конфликт интересов, тем более наведение финансовой дисциплины путем ограничения с помощью бюджетирования аппетитов отдельных структурных подразделений предприятия или фирмы и их руководителей. И успех внедрения бюджетирования в одной отдельно взятой компании будет зависеть от тщательности проработки всех регламентов и процедур составления и контроля исполнения бюджетов, а также от уровня квалификации и подготовки специалистов, отвечающих за бюджетирование.

Если из схемы выпадает хотя бы один составной элемент, то вряд ли можно рассчитывать на успех постановки бюджетирования и на то, что оно поможет решить проблемы в области управления финансами.

Предлагаемая книга представляет собой попытку перевести мышление финансовых директоров российских предприятий и фирм из категории понятий в категорию финансового менеджмента. В высокоразвитых странах для эффективного решения проблем постановки бюджетирования существуют так называемые бюджетные справочники, которые сами компании разрабатывают для своих сотрудников, чтобы оказать методическое содействие в их работе. В наших компаниях таких справочников составлять не принято. В данной книге авторы предприняли попытку хотя бы в какой-то степени компенсировать этот изъян.

В целом все вышеизложенное уже приводит к заключению о том, что форматы основных бюджетов могут серьезно отличаться от строго унифицированных форм № 1, 2 и 4, прежде всего из-за специфики бизнеса каждого предприятия или фирмы. Если речь идет о контроле за расходами, например, то руководителям компании важно контролировать не все подряд, а наиболее важные (критические) виды затрат. А они-то (затраты) на беду у всех компаний даже одной и той же отрасли различные. Кроме того, есть еще общие принципы финансового менеджмента, базирующиеся на элементарной логике и здравом смысле, с которыми формы № 1, 2 и 4 явно не в ладу. Вот почему разработка форматов основных бюджетов является важным элементом постановки бюджетирования в компании любой отрасли. Форматы основных бюджетов изменяются в зависимости от видов

Многие наши консультанты от управления среди проблем постановки бюджетирования обычно указывают лишь организационные и технические проблемы, как будто методологических у нас не существует вовсе. Между тем это не так. Успешная постановка бюджетирования во многом зависит от того, насколько тщательно и заблаговременно в компании продумана вся методика составления бюджетов, насколько отчетливо ее руководители и их подчиненные представляют себе всю цепочку шагов планирования в условиях рынка, всю систему возникающих здесь прямых и, главное, обратных связей, как ясно они видят параметры оптимизации тех или иных финансовых пропорций, отдавая себе отчет в том, что максимизация или иная оптимизация одного показателя может приводить к ухудшению других. Методология бюджетирования как системы финансового планирования — это поиск сбалансированности между отдельными финансовыми показателями, позволяющими в целом улучшить финансовое состояние предприятия или фирмы не вообще, а по тем конкретным параметрам, которые сегодня являются наиболее важными или могут стать таковыми завтра.

Для небольших предприятий и фирм составление подробных бюджетов управленческих и коммерческих расходов может представлять известные методологические и технические проблемы. На начальных стадиях постановки бюджетирования такие компании могут применять более практичный подход к планированию всех видов накладных расходов.

Необходимость введения контроля за размерами дебиторской задолженности может быть одной из побудительных причин постановки бюджетирования. Так, в одной холдинговой компании ни о каком бюджетировании не было и речи, пока решался вопрос о торговле, о начальной фазе работы на внутреннем российском рынке по продвижению импортных изделий из мрамора и гранита. В кон-

Для постановки бюджетирования необходимы не только грамотное решение методологических проблем, вдумчивое осмысление нужного инструментария финансового планирования, но и разработка соответствующих организационных процедур, регламентирующих все вопросы взаимоотношений отдельных структурных подразделений, ЦФО, МВЗ или ЦФУ с руководством предприятия либо фирмы. Очень часто возможность принятия нужного руководителю структурного подразделения бюджета или его корректировки в надлежащую сторону обеспечивается его доступностью к «телу» генерального директора. Чтобы уменьшить субъективизм в управлении финансами предприятия, нужен собственно четкий порядок, бюджетный регламент. Именно графики и процедуры составления, согласования, консолидации и утверждения бюджетов в компании, графики и процедуры составления отчетов об исполнении бюджетов, их анализа и корректировок, а также соответствующие им графики документооборота превращают бюджетирование и финансовое планирование из игры в «цифири» в управленческую технологию, в инструмент финансового контроля.

Для эффективной постановки бюджетирования чрезвычайно важным является то обстоятельство, что весь бюджетный процесс, управление им на уровне компании в целом должны быть сосредоточены в одних руках, в одном функциональном структурном подразделении. Для крупных предприятий и фирм основная проблема — на кого лучше возложить работу по составлению основных бюджетов, консолидации операционных бюджетов структурных подразделений или основных бюджетов: на одну из имеющихся функциональных служб или на вновь созданную. Опыт показывает, что лучше создать для этого специализированное подразделение — отдел бюджетирования или полноценную финансовую службу (не путать с финансовыми отделами, существующими сегодня на подавляющем большинстве наших предприятий и фирм). Связано это с тем, что реализовать полную схему составления основных бюджетов (включая расчетный баланс) существующие службы финансово-экономического блока чаще всего не в состоянии.


Непосредственное руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в промышленных предприятиях, хозяйственных организациях и учреждениях осуществляется вышестоящими организациями: объединениями, главными управлениями, министерствами и другими центральными учреждениями. В аппарате управления этих организаций так же, как и на предприятиях, есть учетный •орган — бухгалтерия во главе с главным бухгалтером, на которого возлагается ответственность за методологическое руководство, инструктаж и контроль по вопросам постановки бухгалтерского учета во всех подчиненных ему предприятиях и организациях. Бухгалтерия вышестоящего звена управления издает инструкции, распоряжения и разъяснения по вопросам постановки и ведения бухгалтерского учета в нижестоящих звеньях и предприятиях, обязательные для них, проверяет состояние учета и проводит документальные ревизии их хозяйственной деятельности, следит за своевременным представлением и качеством отчетности, составляет сводную отчетность и направляет ее в свою вышестоящую организацию.

Непосредственное руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в производственных объединениях осуществляется вышестоящими организациями. В аппарате управления этих организаций есть учетный орган, на который возлагается ответственность за методологическое руководство, инструктаж и контроль по вопросам постановки бухгалтерского учета во всех подчиненных ему предприятиях и организациях. Управление издает инструкции, распоряжения и разъяснения по вопросам постановки и ведения бухгалтерского учета в нижестоящих звеньях, проверяет состояние учета и проводит документальные ревизии их хозяйственной деятельности, следит за своевременным представлением и качеством отчетности, составляет сводную отчетность.

Организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

Качество анализа зависит от достоверности информации, т.е. от качества постановки бухгалтерского учета, отлаженности системы и регистрации операций с объектами основных средств, точности отнесения объектов к учетным классификационным группам, достоверности инвентаризационных описей, глубины разработки и ведения регистров аналитического учета.

Организационные вопросы постановки бухгалтерского учета на

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПОСТАНОВКИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ, ОТРАЖАЕМЫЕ В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ_______

Этот вид услуг можно выделить в отдельный, так как в отличие от постановки бухгалтерского учета он отличается углубленным изучением предметной области

Собранные доказательства отражаются аудитором в его рабочих документах, составленных в виде записей об изучении и оценке постановки бухгалтерского учета и организации внутреннего контроля, а также в виде бланков, таблиц и протоколов, отражающих планирование, выполнение и изложение результатов аудиторских процедур. Данные полученных доказательств используются при составлении аудиторского заключения и отчета руководству проверяемого предприятия по результатам аудита.

На современном этапе развития рыночной экономики за Министерством финансов Российской Федерации, работающим при активном участии бухгалтерской общественности, сохраняются функции регулирования и постановки бухгалтерского учета и составления отчетности. Вместе с тем все более активное участие в разработке методологических вопросов и подготовке профессиональных учетных кадров принимает недавно созданная организация — Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), имеющая разветвленную сеть во всех регионах России.

Услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказываются в области постановки бухгалтерского учета; контроля ведения учета и составления отчетности; контроля начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; анализа хозяйственной и финансовой деятельности; оценки экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта; представления интересов экономического субъекта по доверенности перед третьими лицами; проведения семинаров, повышения квалификации и обучения персонала экономических субъектов, и в частности аудиторских организаций; научной разработки, издания методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву; компьютеризации бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т.д.; консультационных услуг по вопросам финансового, налогового, банковского и иного

Собранные доказательства отражаются аудитором в его рабочих документах, составленных в виде записей об изучении и оценке постановки бухгалтерского учета и организации внутреннего конт-


Посреднические структуры Посредническую деятельность Посредством амортизации Посредством индоссамента Посредством наблюдения Посредством планирования Посредством приобретения Посредством производства Посредством реализации Посредством вычитания Посредством управления Постановка бухгалтерского Постановки продукции вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика